1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Учебной Библии МакАртура

Библейской Лиги ERV

1 Теперь я хочу напомнить вам, братья и сёстры, о полученном вами Благовестии, которое я проповедовал вам. Вы по-прежнему следуете этому Благовестию,
2 и через него вы обретёте спасение, если твёрдо будете помнить слова, сказанные мной. Помните: вы должны верить в это Благовестие, и если вы перестанете верить, то ваша вера напрасна.
3 Я учил вас самым важным истинам, которые сам получил: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям,
4 был погребён и воскрешён на третий день, как говорится в нём в Писаниях.
5 Затем Христос явился Кифе и двенадцати апостолам,
6 а после этого Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые из них умерли.
7 Затем Иисус явился Иакову, а потом всем апостолам,
8 а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный.
9 Я — самый маловажный из всех апостолов. Я даже недостоин называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.
10 Но я являюсь тем, кто я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем другие апостолы, хотя на самом деле не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
11 И нет разницы, я ли проповедовал вам или кто-то другой, мы все проповедуем одну и ту же истину, в которую вы уверовали.
12 Если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то почему же некоторые из вас говорят, что воскресения из мёртвых не существует?
13 Если воскресения из мёртвых не существует, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
14 а, если Христос не был воскрешён из мёртвых, тогда наши проповеди и ваша вера бесполезны.
15 К тому же мы окажемся лжесвидетелями о Боге, так как убеждали людей в том, что Он воскресил Христа. Если же, как утверждают некоторые, воскресения не существует, тогда Бог никогда не воскрешал Христа из мёртвых.
16 И если мёртвые не воскресают, тогда и Христос не был воскрешён.
17 Но если Христос не был воскрешён, то ваша вера напрасна и на вас по-прежнему лежит вина ваших грехов.
18 В этом случае все верующие, умершие во Христе, погибли.
19 Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
20 Однако же Христос в самом деле был воскрешён из мёртвых! Он — первый среди тех, кто умер и был воскрешён.
21 Так как смерть пришла через человека, то через человека явлено и воскресение из мёртвых.
22 И, как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос.
23 Но для каждого будет свой черёд: Христос — первый среди воскресших, а затем воскреснут те, кто принадлежат Христу, когда Он снова придёт.
24 После этого наступит конец, когда Христос уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество и передаст царство Богу Отцу.
25 Иисус должен править до тех пор, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
26 Смерть будет уничтожена как последний враг.
27 В Писаниях сказано:
«Бог поверг всё к Его ногам».
Когда говорится, что «всё» повергнуто, то ясно, что «всё» не включает Самого Бога, Который подчинил всё Христу.
28 И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Христу, чтобы Бог мог царствовать над всем.
29 Иначе, какую цель тогда преследуют те, кто крестятся для мёртвых? Если мёртвые не воскресают, то почему же люди принимают крещение ради них?
30 Почему же мы ежечасно подвергаем себя опасности?
31 Я каждый день подвергаюсь смертельной опасности. Это такая же правда, братья и сёстры, как и то, что я горжусь вами во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 Если бы я из человеческих побуждений сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём!»
33 Перестаньте обманываться: плохие товарищи губят хорошие привычки.
34 Пробудитесь к праведной жизни и перестаньте грешить, потому что некоторые из вас не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
35 Но кто-то может спросить:
«Как воскресают мёртвые? Какое будет у них тело?»
36 Какие глупые вопросы! То, что ты сажаешь, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
37 А когда ты сеешь семена, то закапываешь в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь зерно, будь то пшеница или что-либо другое.
38 Затем Бог даёт ему тело, какое избрал: каждому зерну — его собственное тело.
39 Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая, у птиц — иная, а у рыб — иная.
40 Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
41 У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
42 Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, — тленно, а тело, которое воскреснет, — нетленно.
43 Тело, которое похоронено в земле, — бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, — слабо, тело же, которое восстанет, — полно силы.
44 То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела.
45 И вот что сказано в Писаниях:
«Первый человек, Адам, стал живым существом».
Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
46 Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился плотский человек, а затем духовный.
47 Этот первый человек пришёл из земли и праха, второй человек сошёл с небес.
48 Все люди на земле подобны первому человеку, сотворённому из праха. Но те, кто принадлежат небесам, подобны небесному Человеку.
49 И подобно тому как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
50 Но скажу вам, братья и сёстры, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
51 Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы не все умрём, но мы все изменимся
52 в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Труба прозвучит, и мёртвые восстанут для вечной жизни, и все мы преобразимся.
53 Потому что это бренное тело должно одеться в нетленное, и это смертное тело должно одеться в бессмертное.
54 И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писаниях: «Смерть поглощена победой».
55 «Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?»
56 Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
57 Но мы благодарим Бога, Который дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
58 Итак, мои любимые братья и сёстры, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господа, потому что вы знаете, что ваш труд в Господе не пропадёт зря.

Учебной Библии МакАртура

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.

15:1−11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса:
1) от церкви (ст. 1−2)
2) от Писаний (ст. 3−4),
3) от свидетелей (ст. 4−7),
4) от самого себя (ст. 8−10) и
5) от всех верующих (ст. 11).

15:1−2 благовествовал… приняли… утвердились Это не было сообщением о чем-то новом. Они уже слышали о воскресении, поверили в него и получили спасение.

15:2 если только не тщетно уверовали Этими словами Павел обращает особое внимание на то, что, возможно, некоторые из них имеют поверхностную, не дающую спасения веру (см. пояснения к Мф 7:13−14, 22−27; Мф 13:24−30, 34−47, 47−50; Мф 25:1−30). Некоторые веровали только так, как веруют и бесы (Иак 2:19), т.е. признавали истинность Евангелия, но не имели любви к Богу, Христу и праведности. Истинные верующие «пребывают твердо» в Евангелии (ср. Ин 8:31; 2Кор 13:5; 1Ин 2:24; 2Ин 1:9).

15:3, 4 по Писанию В Ветхом Завете говорилось о страданиях и Воскресении Христа (см. Лк 24:25−27; Деян 2:25−31; Деян 26:22−23). Иисус, Петр и Павел цитировали или упоминали такие места из Ветхого Завета, как Пс 15:8−11; 21; Ис 53, где говорилось о служении Христа.

15:5−7 Свидетельства, записанные в Новом Завете, подтверждают факт воскресения. К таким свидетелям относятся:
1) Иоанн и Петр вместе (Ин 20:19−20), но, возможно, до того также и каждый в отдельности (Лк 24:34);
2) 12 учеников (Ин 20:19−20; Лк 24:36; Деян 1:22);
3) 500 братий, упоминаемых только здесь (см. пояснения к 2Пет 3:15−16), которые видели воскресшего Христа (ср. Мф 28:9; Мк 16:9, 12, 14; Лк 24:31−39; Ин 21:1−23);
4) Иаков, один из двух Апостолов (либо сын Зеведеев, либо сын Алфеев; ср. Мк 3:17, 18) или даже Иаков — брат Господа по плоти, автор одноименного послания, видный начальник в Иерусалимской церкви (Деян 15:13−21) и
5) Апостолы (Ин 20:19−29). Такие явления происходили в течение 40 дней (Деян 1:3).

15:8 как некоему извергу Павел был спасен слишком поздно, чтобы стать одним из 12 Апостолов. Христос вознесся до его обращения. Но чудесным явлением (Деян 9:1−8; ср. 18:9−10; 23:11; 2Кор 12:1−7) Христос открылся Павлу, и по Божьему предназначению Павел стал Апостолом. См. пояснение к 1:1. Он был «последним из всех» Апостолов и чувствовал себя «наименьшим» (ст. 9−10; 1Тим 1:12−17).

15:10 более всех их потрудился По годам и масштабу служения он превзошел всех, упомянутых в ст. 5−7. Иоанн пережил его, но не имел такого обширного служения, как Павел.

15:12 некоторые из вас говорят Коринфские христиане верили в Воскресение Христа, иначе они не были бы христианами (ср. Ин 6:44; Ин 11:25; Деян 4:12; 2Кор 4:14; 1Фес 4:16). Но некоторым было крайне трудно принять и понять воскресение верующих. Отчасти это было результатом их прошлой связи с языческими философиями и религиями. Одним из основных догматов древнегреческой философии был дуализм, который учил, что весь физический мир пронизан злом; поэтому идея о воскрешении тела была отвратительна и неприемлема (Деян 17:32). Кроме того, возможно, что некоторые иудеи церкви Коринфа в прошлом находились под влиянием саддукеев, которые не верили в воскресение, хотя учение об этом имеется в Ветхом Завете (Иов 19:26; Пс 15:8−11; Пс 16:15; Дан 12:2). С другой стороны, Новый Завет словами Самого нашего Господа очень много говорит о воскресении (Ин 5:28−29; Ин 6:44; Ин 11:25; Ин 14:19), и это было темой апостольской проповеди (Деян 4:1−2). Несмотря на это, церковь в Коринфе была в сомнениях относительно воскресения.

15:13−19 В этих стихах Павел дает 6 страшных последствий, которые постигли бы мир, если бы не было воскресения:
1) проповедь Христа была бы тщетной (ст. 14);
2) вера в Христа была бы тщетной (ст. 14);
3) свидетели и проповедники воскресения были бы лжецами (ст. 15);
4) никто бы не очистился от греха (ст. 17);
5) все бывшие верующие погибли бы (ст. 18) и
6) христиане были бы самыми несчастными людьми на земле (ст. 19).

15:13, 16 Два воскресения — Христа и верующих — одно целое, если нет воскресения, то Христос мертв. Ср. Откр 1:17, 18.

15:17 еще во грехах ваших См. пояснения к Деян 5:30, 31; Рим 4:24, 25.

15:18 умершие В других переводах употребляется слово «уснули» (ср. ст. 6, 20; 11:30; Мф 27:52; Деян 7:60; 2Пет 3:4). Это не сон души, при котором тело умирает, а душа или дух пребывает, предположительно, в бессознательном состоянии.

15:19 несчастнее всех По причине жертв, принесенных в этой жизни ради надежды будущей жизни. Если нет будущей жизни, то лучше было бы «есть, пить и веселиться» пока мы не умрем.

15:20 первенец Речь идет о первой жатве к вечной жизни, при которой Воскресение Христа даст полную гарантию того, что все умершие святые будут также воскрешены. См. Ин 14:19.
умерших См. пояснение к ст. 18.

15:21−22 человека… человека Адам, который через грех принес смерть всему роду человеческому, был человеком. Так же и Христос Своим Воскресением принес жизнь всему роду. См. пояснения к Рим 5:12−19.

15:22 все… все Оба этих слова одинаковы только в смысле наличия общего предка. Второе слово обозначает только верующих (см. Гал 3:26, 29; Гал 4:7; Еф 3:6; ср. Деян 20:32; Тит 3:7) и не предполагают универсализма (спасение без веры). Множество других мест ясно указывают на вечное наказание для неверующих (напр., Мф 5:29; Мф 10:28; Мф 25:41, 46; Лк 16:23; 2Фес 1:9; Откр 20:15).

15:23 в своем порядке Христос был первым, Первенцем в жатве воскресения (ст. 20−23а). Благодаря Его Воскресению «потом Христовы» восстанут и войдут в вечное небесное состояние при Пришествии

Христа. Это произойдет в три этапа (ср. Мф 24:36, 42, 44, 50; Мф 25:13) следующим образом:
1) те, которые пришли к спасительной вере от Пятидесятницы до Восхищения, вместе с воскресшими святыми встретятся с Господом на воздухе и поднимутся в небеса (1Фес 4:16, 17);
2) те, которые пришли к вере во время скорби, вместе святыми Ветхого Завета восстанут царствовать с Ним тысячу лет (Откр 20:4; ср. Дан 12:2; ср. Ис 26:19, 20) и
3) те, которые умирают в Тысячелетнем Царстве, могут сразу же перейти в свои вечные тела и души в момент смерти.
Останется воскреснуть лишь нечестивым в конце тысячелетия, и они предстанут перед великим Белым Престолом суда Божия (см. пояснения к Откр 20:11−15; ср. Ин 5:28−29), а затем последует вечный ад (Откр 21:8).

15:24 А затем конец Третий аспект воскресения — это воцарение на земле Христа, законного Правителя. Слово «конец» означает не только завершение чего-то, а доведение до совершенства. Он предаст Царств Богу Кульминация мировой истории после того, как Христос восстановит мир для Своего Отца и будет царствовать тысячу лет, заключается в возвращении всему предназначенного Богом образа для пребывания в безгрешной славе нового неба и новой земли (см. Откр 21−22).
упразднит всякое начальство Христос навсегда покорит каждого врага Бога и возьмет назад землю, которую Он создал и которая по праву принадлежит Ему. Во время Тысячелетнего Царства при правлении Христа все еще будет проявляться непослушание, и Христос должен будет пасти «их жезлом железным» (Откр 19:15). По окончании Тысячелетия сатана будет освобожден из темницы и возглавит последнее восстание против Бога (Откр 20:7−9). Но со всеми теми, кто разделяет его ненависть к Богу и Христу, а также падшими ангелами, он будет брошен в ад, чтобы вечно страдать в озере огненном (Откр 20:10−15).

15:25 всех врагов под ноги Свои Этот образ восходит от обычая многих царей восседать над своими подданными, поэтому когда подданные кланялись или становились на колени, они оказывались ниже ног своего владыки. Если же то были враги, монарх мог поставить ногу на шею поверженного правителя, демонстрируя свое всевластие. В Тысячелетнем Царстве враги Христа будут Его подданными.

15:26−27 Последний же враг… смерть На кресте Христос разрушил власть сатаны, который обладал властью смерти (Евр 2:14). Но сатана будет лишен своего оружия смерти только в конце Тысячелетия (см. пояснения к Откр 20:1−10). В этот момент, полностью завершив пророчество Пс 8:7 (ст. 27а), Христос передаст тогда Царство Своему Отцу, и начнется вечная слава Откр 21−22.

15:27 ясно Чтобы исключить недоразумения относительно того, что «ясно», Павел говорит, что слова «Ему все покорено» не относятся к Богу Отцу. Именно Отец дал Христу Его власть (Мф 28:18; Ин 5:26−27) и именно Ему Сын служит безупречно.

15:28 все во всем Христос будет продолжать править, потому что Его Царство вечно (Откр 11:15), но Он будет царствовать на Своем прежнем и славном месте как ипостась Троицы, в подчинении Богу (ст. 28), от начала века предначертанным для Него образом в полной славе Троицы.

15:29−34 Павел подчеркивает, что воскресение дает людям побудительные мотивы для спасения (ст. 19), для служения (ст. 30−32) и для освящения (ст. 33−34).

15:29 Этот трудный стих имеет несколько возможных толкований. Однако другие места Писания проясняют некоторые моменты его содержания. Здесь нет, например, такой мысли, что мертвый может быть спасен через крещение другого человека от его имени, потому что крещение никак не является частью чьего-либо спасения (Еф 2:8; ср. Рим 3:28; Рим 4:3; Рим 6:3−4). Казалось бы резонно заметить, что «крещенные» относятся к живым верующим, которые дают внешнее подтверждение своей веры в водном крещении, потому что они были сперва приведены к Христу примерной жизнью, влиянием веры и свидетельством верующих, которые впоследствии умерли. Мысль Павла о том, что если после смерти нет воскресения и нет жизни, зачем же тогда люди приходят ко Христу, чтобы унаследовать надежду умерших?

15:30−31 Я каждый день умираю Павел постоянно рисковал жизнью в своем жертвенном служении. Зачем стал бы он ежедневно и даже ежечасно рисковать, если бы не было надежды после смерти, не было награды, не было вечной радости за всю его боль? Ср. 1Пет 1:3−4.

15:32 зверями в Ефесе Возможно, в буквальном смысле это были дикие животные, или в переносно — разъяренная толпа ефесян, натравленных на него Димитрием (Деян 19:23−34). В любом случае, это была реальная опасность для жизни (ср. 2Кор 11:23−28).
есть… пить… умрем Цитата из Ис 22:13, отражающая отсутствие надежды у отпавших израильтян. Ср. Евр 11:33, 34, 38 о страдающих и их желании смерти ради будущего воскресения (ст. 35).

15:33−34 худые сообщества В греческом языке это слово имело также значение для устного высказывания. Словом или примером худые друзья оказывают тлетворное влияние. Надежда на воскресение освящает, она ведет к праведной жизни, а не к разложению. Некоторые в церкви не знали Бога и оказывали тлетворное влияние, но не на тех, кто надеялся на жизнь в Боге (см. 1Ин 3:2−3).

15:35 Они знали истину, но к сожалению, не верили и не следовали ей (ср. 2Кор 13:5). Поэтому эти вопросы не отражали подлинного интереса к воскресению, а содержали насмешку со стороны тех, кто отрицал воскресение, возможно, под влиянием философии гностицизма. Но, предполагая, что оно существует, они недоумевали, как это могло когда-либо произойти. Ср. Деян 26:8.

15:36−49 Здесь Павел дает четыре ответа на вопросы, поставленные в ст. 35:
1) пример из природы (ст. 36−38),
2) описание небесных тел (ст. 39−42а),
3) противопоставление земных и небесных тел (ст. 42б−44) и
4) напоминание о прообразе Воскресения Иисуса Христа (ст. 45−49).

15:36−38 Когда зерно сеется в землю, оно умирает; разлагаясь, оно перестает существовать в форме семени, но жизнь исходит из этого мертвого семени (см. Ин 12:24). Как Бог дает новое тело тому растению, которое восстает из мертвого семени, точно так же Он может дать небесное тело умершему.

15:39−42а В сотворенной Богом Вселенной имеется огромное разнообразие тел и форм, которые предназначены для всех видов существования, поэтому Бог может создать совершенное тело для небесной жизни.

15:42б-44 Говоря конкретно о небесном теле, Павел дает 4 отличия небесного тела от нынешнего (ср. ст. 54; Флп 3:20−21):
1) в нем больше нет болезни и смерти (тления);
2) нет больше стыда из-за греха (бесчестия);
3) нет больше слабости перед искушениями (немощи);
4) нет больше границ в пространственно-временной сфере (душевного).

15:45−49 Здесь Павел более подробно отвечает на вопрос (ст. 35), показывая, что Воскресение тела Иисуса Христа есть прообраз. Вначале он приводит цитату из Быт 2:7, добавляя два слова: «первый» и «Адам». Адам был сотворен с душевным телом, не совершенным, но хорошим во всех отношениях (Быт 3:1). «Последний Адам» есть Иисус Христос (Рим 5:19, 21). Павел говорит, что через первого Адама мы получили наши душевные тела, а через последнего Адама мы получим наши духовные тела в воскресении. Тело Адама было прототипом душевного, а тело Христа — небесного. Мы понесем образ Его тела, пригодного для небес (Деян 1:11; Флп 3:20−21; 1Ин 3:1−3), как мы несли образ Адама на земле.

15:50 Люди не могут жить в вечной, небесной славе Божьей такими, как они есть. См. пояснение к Рим 8:23. Мы должны измениться (ст. 51).

15:51 тайну Это понятие подразумевает истину, сокрытую в прошлом и раскрытую в Новом Завете. См. пояснения к 2:7 и Еф 3:4−5. Об этой стороне Восхищения Церкви никогда не говорилось в Ветхом Завете. Первое упоминание о нем содержится в Ин 14:1−3, а более подробное в 1Фес 4:13−18 (см. пояснения там же).
умрем См. пояснение к ст. 18.

15:52 во мгновение ока Таким образом Павел показывает, насколько кратко будет этот «момент». Греч. выражение означает любое быстрое движение. Поскольку глаз может двигаться быстрее, чем любая другая часть нашего видимого тела, то это сравнение показывает мгновенное преображение верующих.
при последней трубе Это будет сигнал для Церкви, при котором верующие будут взяты от земли и восхищены (1Фес 4:16).
мертвые воскреснут Согласно 1Фес 4:16, они будут воскрешены первыми, живые святые последуют за ними (1Фес 4:17).

15:54−57 Павел выражает особую радость по поводу реальности воскресения, цитируя Ис 25:8 и Ос 13:14. Последняя цитата сравнивает смерть с пчелой, чье жало вырвано. Этим жалом был грех, обнаженный законом Божьим (см. пояснения к Рим 3:23; Рим 4:15; Рим 6:23; Гал 3:10−13) и побежденный Христом через Его смерть (см. пояснения к Рим 5:17; 2Кор 5:21).

15:58 Надежда на воскресение оправдывает всякие усилия и жертвы в труде для Господа. Никакой труд во имя Его не может быть напрасным в свете вечной славы и награды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.