1 Летопись 6 глава

Первая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Сыновьями Левия были: Гирсон, Кааф и Мерари.
2 Сыновьями Каафа были: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
3 Детьми Амрама были: Аарон, Моисей и Мариамь. Сыновьями Аарона были: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар.
4 Елеазар был отцом Финееса. Финеес был отцом Авишуя.
5 Авишуй был отцом Буккия. Буккия был отцом Уззии.
6 Уззия был отцом Зерахии. Зерахия был отцом Мераиофа.
7 Мераиоф был отцом Амарии. Амария был отцом Ахитува.
8 Ахитув был отцом Садока. Садок был отцом Ахимааса.
9 Ахимаас был отцом Азарии. Азария был отцом Иоханана.
10 Иоханан был отцом Азарии. (Азария был священником, служившим в храме, который построил Соломон в Иерусалиме).
11 Азария был отцом Амарии. Амария был отцом Ахитува.
12 Ахитув был отцом Садока. Садок был отцом Селлума.
13 Селлум был отцом Хелкии. Хелкия был отцом Азарии.
14 Азария был отцом Сераии. Сераия был отцом Иоседека.
15 Иоседека заставили оставить свою родину, когда Господь переселил Иудею и Иерусалим. Господь использовал Навуходоносора, чтобы взять народ Иудеи и Иерусалима в плен и увести их в другую страну.
16 Сыновьями Левия были: Гирсон, Кааф и Мерари.
17 Вот имена сыновей Гирсона: Ливни и Шимей.
18 Сыновьями Каафа были: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
19 Сыновьями Мерари были: Махли и Муши. Вот список семей в племени Левия. Они перечисляются по именам отца.
20 Вот потомки Гирсона: Ливни был сыном Гирсона, Иахав был сыном Ливни, Зимма был сыном Иахава,
21 Иоах был сыном Зимма, Адда был сыном Иоаха, Зара был сыном Адды, Иеафрай был сыном Зары.
22 Вот потомки Каафа: Аминадав был сыном Каафа, Корей был сыном Аминадава, Асир был сыном Корея,
23 Елкана был сыном Асира, Евиасаф был сыном Елкана, Асир был сыном Евиасафа,
24 Тахаф был сыном Асира, Уриил был сыном Тахафа, Уззия был сыном Уриила, Саул был сыном Уззии.
25 Сыновьями Елканы были: Амасай и Ахимоф.
26 Елкана был сыном Ахимофа, Цофай был сыном Елканы, Нахаф был сыном Цофая,
27 Елиав был сыном Нахафа, Иерохам был сыном Елиава, Елкана был сыном Иерохама. Самуил был сыном Елканы.
28 Сыновьями Самуила были: его первенец Иоиль и младший сын Авия.
29 Вот сыновья Мерари: Махли был сыном Мерари, Ливни был сыном Махли, Шимей был сыном Ливни, Оза был сыном Шимея,
30 Шима был сыном Озы, Хаггия был сыном Шима, Асаия был сыном Хаггии.
31 Этих людей Давид выбрал, чтобы они руководили музыкой в шатре Господа после того, как туда поставили ковчег Соглашения.
32 Эти люди служили певцами в священном шатре, который также называется «шатром собрания», и эти люди служили там, пока Соломон не построил храм Господа в Иерусалиме. Они служили по данному им уставу.
33 Вот имена тех, которые служили певцами вместе со своими сыновьями: потомки семьи Каафа — певец Еман. Еман был сыном Иоиля, Иоиль был сыном Самуила,
34 Самуил был сыном Елканы, Елкана был сыном Иерохама, Иерохам был сыном Елиела, Елиел был сыном Тоаха,
35 Тоах был сыном Цуфа, Цуф был сыном Елканы, Елкана был сыном Махафа, Махаф был сыном Амасая,
36 Амасай был сыном Елканы, Елкана был сыном Иоиля, Иоиль был сыном Азарии, Азария был сыном Софонии,
37 Софония был сыном Тахафа, Тахаф был сыном Асира, Асир был сыном Авиасафа, Авиасаф был сыном Корея,
38 Корей был сыном Ицгара, Ицгар был сыном Каафа, Кааф был сыном Левия, Левий был сыном Израиля.
39 Асаф был родственником Емана. Он служил с правой стороны от Емана. Асаф был сыном Берехии, Берехия был сыном Шимы,
40 Шима был сыном Михаила, Михаил был сыном Ваасеи, Ваасея был сыном Малхии,
41 Малхия был сыном Ефния, Ефний был сыном Зары, Зара был сыном Адаии,
42 Адаия был сыном Ефана, Ефан был сыном Зиммы, Зимма был сыном Шимея,
43 Шимей был сыном Иахафа, Иахаф был сыном Гирсона, Гирсон был сыном Левия.
44 Потомки Мерари были родственниками Емана и Асафа. Они были в группе певцов с левой стороны Емана. Ефан был сыном Кишия, Киший был сыном Авдия, Авдий был сыном Маллуха,
45 Малух был сыном Хашавии, Хашавия был сыном Амасии, Амасия был сыном Хелкии,
46 Хелкия был сыном Амция, Амций был сыном Вании, Вания был сыном Шемера,
47 Шемер был сыном Махли, Махли был сыном Муши, Муши был сыном Мерари, Мерари был сыном Левия.
48 Братья Емана и Асафа были из племени Левия (левиты). Левиты были избраны для служения в священном шатре — доме Божьем.
49 Но только потомкам Аарона было позволено приносить жертвы на алтаре всесожжения и на алтаре, на котором сжигали благовонное курение. Потомки Аарона совершали все работы в Святая святых в доме Бога. Они также проводили церемонии очищения народа Израиля, а также следовали всем правилам и законам, которые заповедал слуга Божий Моисей.
50 Вот имена сыновей Аарона: Елеазар был сыном Аарона, Финеес был сыном Елеазара, Авишуй был сыном Финееса,
51 Буккий был сыном Авишуя, Уззия был сыном Буккия, Зерахия был сыном Уззии,
52 Мераиоф был сыном Зерахии, Амария был сыном Мераиофа, Ахитув был сыном Амарии,
53 Садок был сыном Ахитува, Ахимаас был сыном Садока.
54 Вот список городов, где жили потомки Аарона. Они жили в своих селениях на земле, которая была им отдана. Семьи Каафа получили первую долю земли, которая была дана левитам по выпавшему им жребию.
55 Им был дан город Хеврон в земле Иуды и поля для животных вокруг него.
56 Но поля для земледелия и сёла возле Хеврона были отданы Халеву, сыну Иефоннии.
57 Потомкам Аарона были даны города-убежища: Хеврон, Ливна, Иаттир и Ештемоа,
58 Хилен и Девир,
59 Ашан, Ютта и Вефсамис. Они получили все эти города и поля вокруг них.
60 От колена Вениамина они получили города Гаваон, Гева, Алемеф и Анафоф, а также пастбища для скота около этих городов. Тринадцать городов были даны семьям Каафа.
61 Остальные потомки Каафа получили по жребию десять городов от половины колена Манассии.
62 Племена, которые были потомками Гирсона, получили тринадцать городов от колен Иссахара, Асира, Неффалима и от части колена Манассии, которые жили в районе Васана.
63 Племена, которые были потомками Мерари, получили двенадцать городов от колен Рувима, Гада и Завулона согласно выпавшему жребию.
64 Так израильтяне передали эти города и поля во владение левитам.
65 Все эти селения были получены от колен Иуды, Симеона и Вениамина. Бросив жребий, они решили, какая семья левитов получит какой город.
66 Колено Ефрема выделило несколько городов некоторым семьям Каафа. Эти города были выбраны по жребию.
67 Им были даны города-убежища: Сихем, Газер,
68 Иокмеам, Беф-Орон,
69 Аиалон и Гаф-Риммон, а также поля около этих городов. Эти города находились в горной стране Ефрема.
70 От половины колена Манассии израильтяне дали семьям Каафа города Анер и Билеам, а также поля вокруг них.
71 Семьи Гирсона получили город Голан в районе Васана и Аштарофа от половины колена Манассии, а также поля около этих городов.
72 Семьи Гирсона также получили города Кедес, Давраф,
73 Рамоф и Анем от колена Иссахара, а также поля около этих городов.
74 Семьи Гирсона также получили города Машал, Авдон,
75 Хукок и Рехов от колена Асира, а также поля около этих городов.
76 Семьи Гирсона также получили города Кедес в Галилее, Хаммон и Кириафаим от колена Неффалима, а также поля около этих городов.
77 Остальные левиты семей Мерари получили города Иокнеам, Карфа, Риммон и Фавор от колена Завулона, а также поля около этих городов.
78 Семьи Мерари также получили города Восор в пустыне, Иааца, Кедемоф и Мефааф от колена Рувима. Колено Рувима жило к востоку от Иордана, недалеко от Иерихона.
79 Эти семьи Мерари также получили и поля около этих городов.
80 Семьи Мерари получили города Рамоф в Галааде, Маханаим,
81 Есевон и Иазер от колена Гада, а также поля около этих городов.

Толкование Мэтью Генри

Хотя утраченные Рувимом привилегии первенства разделили между собой Иосиф и Иуда, тем не менее именно Левий первым из всех колен удостоился особой чести, по значению своему намного превосходящей главенство или двойной удел, и речь идет о священстве. Колено Левиино Господь отделил для Себя; к нему относился и Моисей, и, возможно, ради него Бог явил всем сынам Левия такую благосклонность. Отчет об этом колене мы и найдем в данной главе.

I. Происхождение и имена праотцев колена (ст. 1−3), род священников от Аарона и до пленения (ст. 4−15) и некоторые другие семьи (ст. 16−30).

II. Обязанности представителей колена: работа левитов (ст. 31−48), священников (ст. 49−53).

III. Предназначенные для них города на земле Ханаан (ст. 54−81).

Стихи 1−30. Священники и левиты больше остальных израильтянин беспокоились о соблюдении порядка в составлении генеалогии, чтобы она могла подтвердить их происхождение, ибо от него зависели все почести и привилегии их служения. И мы читаем о людях, которые, хотя и являлись, по всей видимости, детьми священников, были исключены из священства, потому что не нашли своей записи родословной и не смогли доказать свое происхождение на основании достоверных источников; таковым запретили есть великую святыню (Езд 2:62−63). Следует заметить, что информация, представленная в этих стихах, является лишь малой частью записей, касающихся этого священного колена.

1. Первое поколение праотцев названо здесь по именам дважды (ст. 1, 16). Гирсон, Кааф и Мерари три имени, которые часто встречаются в Книге Числа, когда речь идет об определении порядка расположения и обязанностей семей Левия. А лучше всего нам знакомы имена Аарона, Моисея и Мариами, и мы не можем пройти мимо них, не вспомнив о том, что именно Моисея и Аарона Бог удостоил чести и сделал орудиями освобождения и устройства Израиля; и еще они служили прообразом Того, Кому предстояло прийти Моисей как пророк и Аарон как священник. А упоминание имен Надава и Авиуда (хотя у них не было детей, а значит, и основания для появления в родословии) заставляет вспомнить суровость Божьего правосудия, памятниками которого они стали за приношение чуждого огня, чтобы и у нас всегда был страх Господень.

2. Линия Елеазара, преемника Аарона, здесь прослеживается до времени пленения (ст. 4−15). Она начинается с Елеазара, который вышел из дома рабства в Египте, и заканчивается Иоседеком, отправившимся в дом рабства в Вавилоне. Таким образом, за грехи потомки оказались в таком же положении, в каком были найдены предки; возможно, здесь также звучит намек, что служение священников и левитов никого не сделало совершенным, но с этой целью предстояло ввести лучшую надежду. Люди, имена которых перечислены здесь, не были первосвященниками, потому что во время судей этой чести по какой-то причине удостоился род Ифамара, к которому принадлежал Илий; но, когда первосвященником стал Садок, все вернулось на место. Об Азарии здесь говорится: это тот, который исполнял служение священника в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме (англ. пер, ст. 10). Предположительно, речь идет об Азарии, который храбро противостал притязаниям царя Озии, когда тот взял на себя дело священника (2Пар 26:17−18), хотя и рисковал при этом жизнью. Азария поступил как настоящий священник, искренне ревнующий о Боге. Кто так смело хранил и защищал священническое служение и успешно дал отпор дерзкой попытке вмешательства, о том можно смело сказать, что он исполнял служение священника и удостоился особой чести. Тогда как один из его преемников по имени Урия обесславил себя тем, что построил языческий жертвенник, чтобы угодить царю Ахазу, и поэтому совсем не упомянут в приведенной здесь генеалогии; возможно, имена других опущены по той же причине. Но существует мнение, что комментарий об Азарии относится к его деду, носившему такое же имя (ст. 9) и приходившегося сыном Ахимаасу, якобы он был первым исполнявшим обязанности священника в Соломоновом храме.

3. Здесь перечислены некоторые другие семьи левитов. Один из родов Гирсона (по линии Ливни) прослеживается до Самуила, который вдобавок к чести левита был удостоен чести пророка. Подобным же образом сообщается о нескольких поколениях одного из родов Мерари (по линии Махли, ст. 29−30).

Стихи 31−53. Когда в пустыне впервые состоялось рукоположение левитов, то предписанная им тогда работа заключалась в основном в том, чтобы нести ковчег и заботиться о нем и его принадлежностях во время хождения по пустыне. Во времена Давида число левитов возросло; и, несмотря на то что они большей частью рассредоточились по всей стране, чтобы преподавать народу правильные знания о Господе, тем не менее и служивших при доме Господнем было так много, что не всегда находилось дело для каждого; и поэтому Давид получил особое поручение и указание от Бога о составлении нового образца служения левитов, о котором мы узнаем в последней части этой книги. Здесь же говорится, какого рода работа им предписывалась.

I. Пение (ст. 31). Давид был поставлен высоко и стал сладким певцом Израилевым (2Цар 23:1), чтобы не только писать псалмы, но и позаботиться о пении таковых в доме Господнем (при этом учитывались не столько его музыкальные способности, сколько преданность Богу); что он и делал со времени поставления в нем ковчега. Пока ковчег был в плену в забвении и неустроенности, то арфы висели на вербах, ибо пение тогда считали неуместным (будут поститься, когда жених отнимется у них); но с возвращением ковчега об арфах вспомнили и песни зазвучали вновь; так продолжалось и потом. Ибо мы должны радоваться продлению духовных привилегий, равно как и восстановлению таковых. Когда ковчег «обрел покой», тогда служение левитов изменилось и возникла необходимость определить для них новые обязанности (ибо праздными им оставаться нельзя), и они были задействованы в служении песнопений. Подобным же образом, когда народ Божий обретет уготованный ему свыше покой, тогда оставят свои бремена и займутся песнопениями в вечности. Пока строился храм, певцы, о которых идет речь, продолжали служить в скинии и именно там становились на службу свою по уставу своему (ст. 32). И когда они перешли служить в чарующий своим великолепием дом, то соблюдали свои обязанности и порядок столь же верно, как и при служении в скинии. Жаль, если улучшение условий побудит когда-нибудь расслабиться в служении. Здесь сообщается о трех великих мастерах, задействованных в служении священного песнопения, и о потомках таковых; ибо они становились с сыновьями своими, то есть родившимися от них или имевшими родственную связь (ст. 3З). На это служение назначили трех людей: Емана, Асафа и Ефана, каждый из которых был представителем одного из трех основных домов левитов, чтобы в распределении работы и почестей соблюдалась справедливость и каждый знал свое место такой изумительный порядок присущ хоровому служению.

1. Из дома Каафова был Еман со своей семьей (ст. 3З) муж, скорбящий духом, если речь идет о том Емане, который написал Псалом 87, будучи, тем не менее, певцом. Он приходился внуком пророку Самуилу и сыном Иоилю, о котором сказано, что не ходил путями Самуила (1Цар 8:2−3); но, по-видимому, чего не делал сын, то делал внук. Так потомство праведных наследует благословение: подчас оно, минуя одно поколение, передается следующему. Причем Еман, хотя и был внуком влиятельного правителя, не счел ниже своего достоинства служение регента хора в храме Божьем. Сам Давид изъявлял желание быть там привратником. Но, скорее, следует считать, что внук Самуила получил высокую должность в церкви как вознаграждение за смиренный отказ своего деда от власти в государстве. У Бога есть много подобных способов, чтобы компенсировать потери и бесславие Своих людей. Возможно, Давид отдал дань уважения своему старому другу Самуилу, когда поставил главным Емана.

2. Из дома Гирсонова был Асаф, названный братом Емана, так как оба занимались тем же служением и принадлежали к одному колену, хотя и к разным родам. Он был поставлен в хоре по правую руку Емана (ст. 39). Его имя носят несколько псалмов, потому что Асаф либо написал их, либо сочинил к ним музыку, будучи главным музыкантом. Очевидно, что он является автором некоторых псалмов, ибо мы находим упоминание о прославлении Господа словами Давида и Асафа. Он был не только певцом, но и прозорливцем (2Пар 29:30). Здесь приводится его родословие вплоть до Левия, хотя многие имена нам совершенно не знакомы (ст. 39−43).

3. Из дома Мерариина был Ефан (ст. 44), поставленный по левую руку Емана. И его родословие прослеживается до Левия (ст. 47). Если речь идет о Емане и Ефане, написавших псалмы 87 и 88, то не понятно, почему они названы Езрахитами (в заглавных стихах этих псалмов); другое дело, если бы говорилось о сынах Зары с такими же именами (1Пар 2:6).

II. При доме Божием было много работы изобилие служб (ст. 48), связанных с обеспечением водой и топливом, с мытьем, уборкой и вынесением пепла, с умерщвлением, свежеванием и приготовлением жертвенных животных и всеми делами подобного рода, которые входили в обязанности левитов из других семей или же тех, которые не подходили на роль певцов, не имея голоса или слуха. Служите... каждый тем даром, какой получил. Поэтому, если кто-то не умеет петь, то такового не следует отстранять от дел, считая ни к чему не пригодным; ведь для тех, кто не подходил для этого служения, существовали другие дела, в которых они могли оказаться полезными.

III. Было еще служение жертвоприношения, которое могли совершать исключительно священники (ст. 49). Только они кропили кровью и сжигали фимиам; подобным же образом всякое священнодействие во Святом святых надлежало совершать лишь первосвященнику. У каждого было свое дело, и все нуждались в других и помогали друг другу. Относительно работы священников здесь говорится:

(1) Какую цель они должны иметь на примете, совершая ее. Все делалось для очищения Израиля, и священники служили посредниками между Богом и людьми, не возвеличивая и не обогащая себя при этом, а служа народу. Они для человеков поставлялись.

(2) Какое правило они должны иметь на примете. Они были старшими в доме Божьем, тем не менее им полагалось делать, как велено, соответственно всем Божьим указаниям. Этому закону подчиняются даже самые высокопоставленные.

Стихи 54−81. В этих стихах перечислены города левитов. Здесь они названы замками их (в русск. пер. селениями их, ст. 54) не только потому, что таковые были укреплены, имели стены и надежно охранялись населением страны (ибо защита духовных служителей в интересах каждого государства), но и потому, что о самих левитах и об их имуществе особым образом заботилось провидение: Бог был их уделом, а значит, и защитником; даже хижина станет замком для того, кто покоится под сенью Всемогущего. Этот перечень во многом совпадает с приведенным в И.Нав., гл. 21. Не стоит сравнивать их слишком придирчиво (какую пользу это принесет?), и доверие к Святому Писанию не пропадет из-за различий в написании названий некоторых мест. Мы знаем, что случаи, когда города имеют несколько названий, довольно часты. Названия Сарум, Солсбери и Шрюсбери (разные названия одного города в графстве Уилтшир в Британии, прим. перев.) по своему звучанию отличаются сильнее, чем Хилен (ст. 58) и Холон (Нав 21:15), Ашан (ст. 59) и Айн (Нав 21:16), Аллемеф (ст. 60) и Алмон (Нав 21:18); со временем названия претерпевают изменения. Нам же следует обратить внимание, что, определяя города для левитов, Бог позаботился:

(1) Об исполнении предсказания относительно этого колена, прозвучавшего из уст умирающего Иакова, а именно, что сыны Левия будут рассеяны в Израиле (Быт 49:7).

(2) О распространении знания о Себе и Своем законе во всех частях земли Израиля. В уделе каждого колена были города левитов; и, таким образом, в каждой комнате находился светильник, чтобы никто не оказался невеждой относительно своего долга; в противном случае вина лежала на нем самом или на левитах.

(3) О нормальных условиях жизни для священнослужителей. Кроме пожертвований и десятин, в их распоряжении была земля и собственные города для проживания. Некоторые из наиболее важных городов Израиля выпали по жребию левитам. Левиты приносили пользу всем коленам, и поэтому каждое из них должно вносить свой вклад в создание средств к существованию для левитов. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим, причем делай это охотно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.