2 Летопись 10 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Ровоам отправился в город Сихем, потому что весь народ Израиля собрался там, чтобы сделать его царём.
2 Иеровоам, сын Навата, находился в Египте, куда бежал от царя Соломона. Когда Иеровоам услышал, что Ровоам собирается стать новым царём, он вернулся из Египта.
3 Израильтяне позвали Иеровоама пойти с ними, а затем отправились к Ровоаму. Они сказали ему:
«Ровоам,
4 твой отец принуждал нас к непосильному труду. Облегчи нам теперь тяжкую работу, которую заставлял нас делать твой отец. Тогда мы будем служить тебе».
5 Ровоам ответил им:
«Вернитесь через три дня, и тогда я дам вам ответ».
И народ ушёл.
6 Царь Ровоам посоветовался со старцами, которые помогали Соломону при жизни принимать решения. Он спросил их:
«Как вы посоветуете мне ответить этим людям?»
7 Старейшины сказали Ровоаму:
«Если ты будешь добр к этим людям, будешь говорить с ними ласково и дашь им удовлетворительный ответ, тогда они всегда будут служить тебе».
8 Но Ровоам не послушался совета старцев, а также посоветовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и служили ему.
9 Он спросил их:
«Что следует мне ответить этим людям, которые просили меня облегчить работу, возложенную на них моим отцом?»
10 Тогда молодые люди, которые выросли с царём, ответили:
«Эти люди пришли к тебе и сказали: „Твой отец заставлял нас делать тяжёлую работу. Ты же облегчи её”. Ты скажи им: „Мой мизинец сильнее всего тела моего отца!
11 Мой отец заставлял вас делать тяжёлую работу, а я сделаю вашу работу ещё тяжелее. Отец кнутами заставлял вас работать, а я буду вас бить кнутами с острыми шипами”».
12 Через три дня Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму, потому что так им велел царь Ровоам, когда сказал:
«Вернитесь ко мне через три дня».
13 Царь ответил народу сурово. Он не принял совета старейшин.
14 Царь Ровоам сделал, как посоветовали ему молодые люди, сказав:
«Мой отец заставлял вас выполнять тяжёлую работу. Я же сделаю её ещё тяжелее. Мой отец кнутами заставлял вас работать, а я буду бить вас кнутами с острыми шипами».
15 И не сделал царь того, что просил народ. Всё исполнилось согласно Божьему обещанию, которое Он дал Иеровоаму, сыну Навата, через Ахию силомлянина.
16 Когда все израильтяне увидели, что Ровоам их не послушал, они сказали царю:
«Мы не принадлежим к семье Давида! У нас нет ни единой части земли сына Иессея! Так разойдитесь же, люди Израиля, по своим домам! Пусть сын Давида правит своим собственным народом».
И тогда все израильтяне разошлись по своим домам.
17 Но Ровоам правил израильтянами, жившими в городах Иудеи.
18 Царь послал к народу Адонирама, начальника над всеми рабочими. Однако израильтяне насмерть забросали его камнями, а царь успел сесть в свою колесницу и убежать в Иерусалим.
19 И восстал Израиль против семьи Давида. Израильтяне и до сего дня враждуют с потомками Давида.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава почти дословно повторяет отрывок из 3 Книги Царств 12:1−19, где он подробно рассматривался. Здесь не упоминается отступничество Соломона, но говорится об отделении десяти колен от его семьи, и мы также узнаем:

(1) Как глупо поступил Ровоам, угрожая им (ст. 1, 5−14).

(II) Как нечестиво поступил народ, когда пожаловался на Соломона (ст. 2−4) и оставил Ровоама (ст. 16−19).

(III) Насколько справедливо и праведно поступил Бог в данной ситуации (ст. 15). Так исполнился Его замысел. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение, глупец и жулик (Иов 12:16), то есть Он использует их для осуществления Своих планов.

Стихи 1−11. В данном отрывке мы можем обратить внимание:

(1) Что даже наимудрейший и наилучший не может удовлетворить каждого человека. Соломон обогатил и возвысил свое царство, сделал все возможное (можно было подумать), чтобы его народ был счастлив и доволен; тем не менее, похоже, он поступил опрометчиво, облагая их высокими налогами и навязывая служение, или, по крайне мере, были некие основания считать таковым данный его поступок. Нет человека абсолютно мудрого. Возможно, мудрость подвела его в тот момент, когда он отступил от Бога и своего долга, и Бог предоставил его самому себе и позволил совершить этот неразумный поступок. Даже богатства Соломона значительно истощились из-за его любви к женщинам; и, возможно, именно из-за затрат на их содержание, гордость, роскошь и идолопоклонство он обложил своих подданных высокими налогами.

(2) Что беспокойный и неблагодарный дух всегда найдет ошибку в руководстве и будет жаловаться на трудности, когда для этого есть очень мало оснований. Разве не наслаждались они миром во времена царствования Соломона? Их не грабили захватчики, как раньше, их не пугала военная тревога, им не приходилось рисковать жизнью на поле боя. Разве не наслаждались они изобилием, разве не имели достаточно продуктов питания и денег? Чего же еще они хотели? О fortunatos rtimium, sua si bona norint — О счастливчики, если бы вы знали о своем счастье! И тем не менее они жаловались, что Соломон наложил на них тяжкое иго. Если кто-то подобным образом жалуется на ярмо Христа, пытается расторгнуть Его узы и свергнуть с себя Его оковы, то мы уверены, что Он не давал им никакого повода для подобных жалоб, как бы ни поступал Соломон. Иго Его благо, и бремя Его легко. Он никогда не заставлял нас служить Ему хлебным приношением и не отягощал нас фимиамом.

(3) Многие губят себя и наносят непоправимый вред своим интересам, угнетая и вызывая недовольство у своих подчиненных. Ровоам подумал, что раз он стал царем, то обладает такой же властью, что и его отец: может иметь, что хочет, и поступать, как хочет, преодолевая все препятствия. Но хотя он и носил венец отца, ему недоставало его мудрости и следовало задуматься, что раз он значительно отличался от отца, то ему следовало предпринять другие меры. Такой мудрый человек, как Соломон, мог поступать, как хотел, а такой глупец, как Ровоам, как позволяли обстоятельства. Ретивую и норовистую лошадь мог пришпорить лишь тот, кто умел управлять ею; но если это пытался сделать неумелый наездник, то он подвергал себя опасности. Ровоаму пришлось дорого заплатить за свои угрозы, надменную речь и самоуверенность. Мудрость Иова, равно как и его добродетель, заключалась в том, что он не пренебрегал правами слуги и служанки своей, когда они спорили с ним (Иов 31:13), а терпеливо выслушивал их, размышлял об их доводах и мягко отвечал им. Подобное спокойное размышление о подданных и стремление сделать их жизнь беспечной принесут утешение и похвалу властям, Церкви, государству и семье.

(4) Умеренные советы чаще всего оказываются самыми мудрыми и наилучшими. Мягкость добьется того, чего не сможет сделать насилие. Многим людям нравится, когда с ними спокойно разговаривают. Именно так советовали Ровоаму поступить его опытные советники преклонного возраста (ст. 7): «Если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут твоими навсегда». Добрые слова ничего не стоят, помимо небольшого самоотречения, но благодаря им можно добиться многого.

(5) Бог часто исполняет Свои мудрые планы, лишая людей мудрости и позволяя им следовать собственным безрассудным планам. Чтобы погубить человека, достаточно всего лишь предоставить его самому себе, его гордости и страстям.

Стихи 12−19. Размышляя о данных стихах, мы можем научиться, (1) что когда в стране волнение, то насильственные меры могут только ухудшить положение дел в ней. Грубые ответы Ровоама лишь разгневали народ и подлили масла в огонь. Во время бури пилот должен управлять осторожно. Многие непреднамеренно причиняют зло, чтобы слишком суровыми методами добиться своих целей.

(2) Что каковыми бы ни были планы людей и какие бы средства они ни использовали, но с их помощью Бог совершает Свое дело, исполняя изреченное Им слово, ни одна йота которого не должна остаться неисполненной. Упорство царя и его необдуманность были от Бога, чтоб исполнить Господу слово Свое, которое изрек Он через Ахию (ст. 15). Но это не оправдывает безрассудство Ровоама и не умаляет его вину за высокомерие и раздражительность, хотя с их помощью Богу было угодно достичь собственных целей.

(3) Что мирское богатство, слава и владычество весьма ненадежные вещи. Соломон царствовал над Израилем и (кто-то мог бы подумать) сделал достаточно, чтобы сохранить монархию в своей семье на много веков; но не успел он остыть в своей могиле, как десять колен из двенадцати восстали против его сына. Теперь забылись все добрые дела, сделанные им для Израиля: «Какая нам часть в Давиде!» Подобным образом многие отказываются от руководства Христа, несмотря на все, что Он сделал, дабы привязать к Себе навсегда сынов человеческих. Они говорят: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами». Но этот мятеж обязательно должен привести их к гибели.

(4) Что Бог часто посещает детей за беззакония их отцов. Соломон оставил Бога, и поэтому не он, а его сын, наследовавший после него престол, был оставлен большей частью своего народа. Так Бог, делая длительными карательные последствия греха, которые продолжаются после смерти грешника, желает представить его отвратительным и в некотором смысле демонстрирует бесконечность его наказания. Кто грешит против Бога, тот не только наносит вред собственной душе, но, возможно, и причиняет огромное зло своим потомкам, о чем и не догадывается.

(5) Что когда Бог исполняет Свои угрозы, то при этом заботится, чтобы исполнились и Его обетования. Когда припомнилось беззаконие Соломона и из-за него его сын потерял десять колен, то при этом не забылось благочестие Давида и данное ему обетование; и ради его исполнения ему были сохранены два колена. Падения святых не должны делать тщетным обетование, данное Христу их Главе. Они будут наказаны, но завет не будет нарушен (Пс 88:32−35).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.