2 Летопись 18 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 У Иосафата было много богатства и славы, он даже породнился с царём Ахавом.
2 Через несколько лет Иосафат пришёл к Ахаву в Самарию. Ахав принёс в жертву много овец и коров для Иосафата и для людей, которые были с ним. Ахав убедил Иосафата напасть на город Рамоф Галаадский.
3 Ахав спросил Иосафата:
«Пойдёшь ли ты со мной против Рамофа Галаадского?»
Ахав был израильским царём, а Иосафат был иудейским царём. Иосафат ответил Ахаву:
«Я и ты — мы будем как один, и мои воины будут в твоём распоряжении во время битвы».
4 Иосафат также сказал Ахаву:
«Только сначала спроси совета у Господа».
5 Тогда Ахав собрал всех пророков, всего четыреста человек. Он спросил их:
«Должны ли мы идти на войну против Рамофа Галаадского или нет?»
Пророки ответили:
«Идите, потому что Бог позволит вам разбить этот город».
6 Услышав эти слова, Иосафат сказал:
«Нет ли здесь другого пророка Господа? Если есть, то мы должны спросить и у него, что говорит Господь».
7 Тогда царь Ахав ответил Иосафату:
«Здесь есть ещё один пророк, через которого мы можем спросить у Господа, его зовут Михей, сын Иемвлая. Но я ненавижу его, так как он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, а только плохое».
Но Иосафат сказал:
«Царь, ты не должен так говорить!»
8 Затем израильский царь позвал одного из слуг и приказал ему:
«Приведи немедленно Михея, сына Иемвлая!»
9 Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, одетые в царские одежды, сидели на своих тронах на площади суда у ворот Самарии, а все пророки стояли перед ними и пророчествовали.
10 Один из пророков по имени Седекия, сын Хенааны, сделал железные рога. Он сказал:
«Так говорит Господь: „Этими рогами ты сразишься с сирийцами. Ты поразишь и уничтожишь их”».
11 Все остальные пророки пророчествовали то же самое. Они говорили:
«Иди и атакуй Рамоф Галаадский. Ты выиграешь это сражение! Господь позволит тебе победить!»
12 Слуга, которого послали найти Михея, нашёл его и сказал ему:
«Все пророки единогласно предвещают царю успех. Ты должен согласиться с ними и сказать то же самое».
13 Но Михей ответил:
«Так же верно, как то, что Господь жив, я скажу лишь то, что говорит мне Бог мой».
14 Когда Михей пришёл к Ахаву, царь спросил его:
«Идти ли мне с царём Иосафатом войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Михей ответил:
«Да! Иди и сразись. Господь позволит тебе победить».
15 Но Ахав сказал ему:
«Ты говоришь от своего имени. Сколько раз я должен приказывать тебе, чтобы ты говорил только правду? Скажи мне, что говорит Господь!»
16 Михей ответил:
«Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам как овцы без пастуха. И сказал Господь: „У этих людей нет командира. Пусть каждый возвращается домой с миром”».
17 Тогда Ахав сказал Иосафату:
«Видишь! Я говорил тебе! Этот человек никогда не пророчествует доброго обо мне, только дурное».
18 Но Михей продолжал:
«Послушай, что говорит Господь. Я видел Господа, сидящего на престоле, и все Его Ангелы стояли вокруг Него, по правую и по левую руку.
19 Тогда Господь сказал: „Кто из вас может склонить Ахава пойти войной на Рамоф Галаадский, чтобы там ему погибнуть?” Ангелы спорили о том, как поступить.
20 Тогда один из духов вышел вперёд, стал перед Господом и сказал: „Я обману его!” Господь спросил: „Как ты заставишь его это сделать?”
21 Дух ответил: „Я выйду и буду лживым духом в устах всех его пророков. Всё, что будут говорить пророки, будет ложью”. Господь сказал: „Хорошо! Иди и обмани Ахава!”»
22 Закончив свой рассказ, Михей сказал:
«Всё именно так и произошло. Господь сделал так, чтобы пророки предрекли тебе ложь. Сам Господь предназначил тебе это великое несчастье».
23 Тогда пророк Седекия, сын Хенааны, подошёл к Михею, ударил его по лицу и сказал:
«Ты действительно веришь, что Дух Господа вышел из меня и сейчас говорит через тебя?»
24 Михей ответил:
«Я говорю правду! Ты сам убедишься в этом, когда будешь прятаться в потаённой комнате!»
25 Тогда израильский царь приказал:
«Возьмите Михея и отведите его к градоначальнику Амону и к Иоасу, сыну царя.
26 Скажите им, что царь говорит так: „Посадите Михея в темницу и не давайте ему ничего, кроме хлеба и воды. Держите его там, пока я не вернусь домой с битвы”».
27 Тогда Михей обратился ко всему народу:
«Люди, послушайте, что я скажу! Если ты, Ахав, вернёшься с битвы домой живым, значит Господь не говорил через меня!»
28 Тогда Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, вышли на битву с сирийским войском к Рамофу Галаадскому.
29 Царь Ахав сказал Иосафату:
«Я переоденусь в одежду, в которой я буду похож на обычного солдата, и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды».
Переодевшись, израильский царь вступил в сражение.
30 Сирийский царь приказал своим начальникам колесниц:
«Не сражайтесь ни с кем, кроме израильского царя».
31 Во время битвы начальники колесниц увидели Иосафата и, думая, что это израильский царь, повернули, чтобы убить его. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог сделал так, чтобы начальники колесниц отвернулись от Иосафата.
32 Когда начальники, увидели, что это не царь Израиля, они перестали его преследовать.
33 Но один воин, ни в кого не целясь, выстрелил из лука в воздух и ранил израильского царя сквозь прорезь доспехов. Тогда царь сказал своему вознице:
«Я ранен, развернись и вывези меня с поля битвы».
34 Войска продолжали сражаться, а израильский царь, опираясь на свою колесницу, простоял напротив сирийцев до вечера, и на закате солнца умер.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава излагает историю царствования Ахава, царя Израиля, в том же виде, что и Книга Царств, гл. 22, которая похвально отзывается о том, что Ахав заключил союз с таким благочестивым человеком, как Иосафат. А здесь как великий позор царствования Иосафата представляется тот факт, что он связался с таким нечестивым человеком, как Ахав. Данная глава повествует:

(I) Что он породнился с Ахавом (ст. 1).

(II) Он согласился пойти вместе с ним, чтобы отвоевать Рамоф Галаадский у сириян (ст. 2−3).

(III) Прежде чем выступить, они посоветовались с пророками, ложными и истинными, стоит ли им идти (ст. 4−27).

(IV) Чем закончился их поход. Иосафату с трудом удалось спастись (ст. 28−32), а Ахаву была нанесена смертельная рана (ст. 33−34).

Стихи 1−3. I. Величие Иосафата возрастало. В предыдущей главе о нем сказано (2Пар 17:5), что было у него много богатства и славы, а данная глава вновь повторяет, что его богатство и слава умножились благодаря его благочестию и мудрому руководству.

II. Но он не стал мудрее, ибо в противном случае не объединился бы с Ахавом этим деградировавшим израильтянином, посвятившим себя нечестивым делам. Что хорошего он мог сделать вместе с таким плохим человеком? Что хорошего он мог сделать для человека, который, несмотря ни на что, оставался нечестивым идолопоклонником и преследователем? Иосафат породнился с ним, то есть женил своего сына Иорама на дочери Ахава Гофолии.

1. Это был самый неудачный брак, когда-либо заключенный домом Давидовым. Интересно, на что надеялся Иосафат, совершив этот поступок.

(1) Возможно, гордость нашла себе достойную ровню так часто поступают люди гордые. Религия запрещала ему женить сына на языческих принцессах, окружавших его: «Не бери из дочерей их жен сынам своим», а, имея в изобилии богатство и славу, он считал унижением для себя женить его на подданной. Он решил, что это должна быть царская дочь, а, следовательно, дочь Ахава, мало задумываясь о том, что ее матерью была Иезавель.

(2) Некоторые думают, что он это сделал из политических соображений, надеясь благодаря этому союзу объединить царства в лице своего сына. Возможно, Ахав хотел обольстить его, пообещав назначить своим наследником, хотя не собирался этого делать.

2. Благодаря этому браку Иосафат (1) стал близким родственником Ахава. Он нанес ему визит в Самарию, и Ахав, гордясь оказанной честью, устроил роскошный прием, соответственно возможностям того времени: он заколол для него множество скота мелкого и крупного (ст. 2), что было довольно простой пищей. Совершив этот поступок, Иосафат не последовал путями своего отца Давида, который возненавидел сборище злонамеренных и не желал сидеть с нечестивыми (Пс 25:5), вкушая от сластей их (Пс 140:4).

(2) Заключил союз с Ахавом против сириян. Ахав убедил его объединить армии и выступить против сириян, чтобы вернуть Рамоф Галаадский город в колене Гадовом, находящийся по ту сторону Иордана. Неужели Ахав не знал, что этот город, равно как и все остальные города Израиля, по праву принадлежал Иосафату как наследнику дома Давидова? С каким же выражением лица он просил Иосафата помочь вернуть его тому, кто незаконно захватил власть и необоснованно владел этим городом? Но Иосафат, как человек уступчивый, согласился пойти вместе с ним: «Как ты, так и я» (ст. 3). Милости, оказанные некоторыми людьми, хранят опасность, а их общество заразно. Пир, устроенный Ахавом для Иосафата, предназначался лишь для того, чтобы склонить его участвовать в этом походе. Лживы поцелуи ненавидящего.

Стихи 4−27. Данные стихи почти слово в слово пересказывают 22 главу 3 Книги Царств. Мы не будем повторять то, что было сказано ранее, ибо нам нечего добавить, но используем данную возможность и задумаемся о том:

(1) Что мы обязаны признавать Бога на всех наших путях и вопрошать, что скажет Господь, прежде чем принять решение. Иосафат не хотел приступать к действиям, не сделав этого (ст. 4). С помощью молитвы, к которой мы прилагаем всю свою веру, беспристрастного совета с Писанием и собственной совестью, обращая внимание на намеки провидения, мы можем задать вопрос и получить на него удовлетворительный ответ.

(2) Что нечестивая компания очень опасна даже для благочестивых людей. Даже имеющий мудрость, благодать и решительность не может быть уверен, что близкое общение с нечестивцами не принесет ему вреда. И данные стихи рассказывают, что, уступив Ахаву, Иосафат воссел в царской одежде и терпеливо выслушал лжепророков, говоривших во имя Господа (ст. 9); при этом он слишком мягко порицал царя израильского за то, что он не любит пророка Господнего (ст. 7), и не осмелился ни осудить лжепророка, подло оскорбившего верного провидца, ни противостать Ахаву, заключившему его в темницу. Кто осмеливается сидеть в собрании развратителей, тот должен знать, что теперь за малейшую ошибку на него будет возлагаться большая вина, если только он не отличается необычной мудростью и смелостью, что свойственно немногим.

(3) Насколько несчастны люди, которых окружают льстецы, особенно лжепророки, обещающие мир и пророчествующие только хорошее. Так обманывали Ахава, что заслуженно привело его к гибели, ибо он предпочитал общаться и слушать тех, которые льстили ему, а не благочестивого пророка, честно предостерегшего об опасности. Правильнее всего поступает тот, кто позволяет своим друзьям, и в частности служителям, честно и открыто говорить правду, кто принимает их обличения не только терпеливо, но и с благодарностью. Не всегда наилучшим является совет, который нам больше всего нравится.

(4) Что сатана обладает силой, которая с божественного позволения действует в сынах противления. Один лживый дух может сотворить 400 лжепророков и использовать их для обмана Ахава (ст. 21). Являясь лжецом, дьявол становится убийцей и губит людей, обманывая их.

(5) Что Бог справедлив, предавая сильным заблуждениям тех, кто верит лжи, кто не принимает любви истины, а восстает против нее (ст. 21). Пусть дух лжи преуспевает, чтобы увлекать в гибель тех, кто отказывается принимать увещевания, побуждающие к долгу и блаженству.

(6) В сложной ситуации находятся верные священники, которых часто ненавидят, преследуют, с которыми плохо обращаются за то, что они остаются верными своему Богу и честными и милостивыми к душам человеческим. Михея ударили по щеке, заключили в темницу и приговорили питаться хлебом и водой за то, что он поступил по совести. Но он с уверенностью предложил подождать итога событий, ибо так могут поступать все, кого преследуют за их верность (ст. 27). Время покажет, кто прав, а кто нет, когда явится Христос к неизреченному утешению Своего преследуемого народа и вечному смятению их преследователей, которые увидят в тот день (ст. 24) то, чему они не верили.

Стихи 28−34. Данные стихи рассказывают о том:

(1) Что Иосафат, надев одежду Ахава, подверг себя опасности, но был спасен. У нас есть основания думать, что Ахав, притворяясь другом, на самом деле посягал на жизнь Иосафата и желал ему смерти; тогда управлять страной начал бы наследник царя, который был зятем Ахава. В противном случае он никогда не посоветовал бы ему вступить в сражение в своей одежде, которая делала его легкой мишенью для врага; и если он действительно желал его смерти, то это было самое мерзкое предательство, в котором мог быть виновен человек, поэтому он справедливо пал в яму, которую копал для своего друга. Враги очень быстро заметили царскую одежду и яростно атаковали неосмотрительного правителя, который теперь, когда было слишком поздно, предпочел бы оказаться облаченным в одежду обычного воина, а не царя. Он закричал, обращаясь то ли к друзьям за помощью (но Ахав не обратил на это внимание), то ли к врагам, давая им понять, что он не является царем Израиля, и призывая исправить ошибку. Или, возможно, он воскликнул к Богу, чтобы Тот помог и спас его (к кому еще он мог воззвать?), и увидел, что сделал это не напрасно: Господь помог ему в беде и отвел от него начальников колесниц (ст. 31). Бог держит в Своей руке сердца всех людей и поворачивает их так, как Ему угодно (вопреки их первым намерениям), чтобы они служили Его целям. Многими людьми движет невидимая сила, которая непонятным образом руководит их поступками.

(2) Что нечестивый Ахав надел чужую одежду, желая обезопасить себя, но, тем не менее, был убит (ст. 3З). Ни военная хитрость, ни оружие не смогут спасти тех, кого Бог предопределил для гибели. Разве может что-то навредить тем, кого защищает Бог? И что может укрыть тех, кого Бог собирается уничтожить? Иосафат в одежде Ахава спасся, а Ахав, облаченный в латы, был убит, ибо не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.