Есфирь 10 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Царь Артаксеркс заставил народ платить налоги. Все люди в царстве, даже в далёких городах на морском побережье, должны были платить налоги.
2 И все великие дела, которые совершил Артаксеркс, записаны в книге «Летописи мидийских и персидских царей».
В этих летописях записано всё, что сделал Мардохей, а также те почести, которые царь оказал Мардохею, и как он возвеличил его.
3 Еврей Мардохей был вторым важным лицом после царя Артаксеркса. Он был самым важным человеком среди евреев. Его народ, евреи, очень уважали Мардохея, потому что он усердно трудился во благо своего народа и принёс мир всем евреям.

Толкование Мэтью Генри

Эта глава представляется незаконченной; остальная ее часть, начиная с четвертого стиха, и еще шесть глав в канон Писания не вошли, так как найдены лишь на греческом языке. В трех стихах приводится лаконичная информация:

(I) Об Артаксерксе как царе: насколько могущественным правителем он был (ст. 1−2).

(II) О Мардохее как фаворите царя: каким выдающимся благословением он стал для своего народа (ст. 2−3).

Стихи 1−3. В этих стихах говорится:

I. Каким великим и могущественным был царь Артаксеркс. Его владения были обширными, как на материке, так и на островах и приносили огромную прибыль. Кроме обычных налогов, которых требовали персидские цари (Езд 4:13), он дополнительно обязал своих подданных платить дань на случай, если у него возникнет потребность в средствах: наложил царь Артаксеркс подать (ст. 1). Как повезло нашему острову, который не платит дань, за исключением возложенной на него его же представителями, и при этом имеет право выбора; он не подвергается угнетению и не находится в тисках деспотичной власти, в отличие от некоторых соседних стран! Наряду с этим примером, подтверждающим величие Артаксеркса, было и множество других дел силы его и могущества его. Тем не менее автор не счел нужным описывать их в этой священной истории, которая посвящается иудеям и повествует о делах других народов лишь постольку, поскольку эти дела их касаются; а дела Артакскркса записаны в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских (ст. 2), которая уже давно потеряна и предана забвению, тогда как Священное Писание живет, находится в чести и будет жить до конца времен. Когда царства человеческие, монархи и монархии терпят крах, то погибает память их с ними (Пс 9:7), а Божье Царство среди людей и летописи этого царства будут храниться (Дан 2:44) сколько дней небо будет над землею.

II. Каким великим и добрым был Мардохей.

1. Величие Мардохея; приятно видеть, в какой чести могут быть достоинство и добродетель.

(1) Мардохей был великим по занимаемой им должности при дворе второй после царя; он пользовался наибольшей благосклонностью и доверием монарха. Мардохей долго довольствовался местом у царских ворот и наконец получил повышение, возглавив совет министров. Достойные люди могут какое-то время казаться погребенными заживо, но часто тем или иным образом их наконец находят и повышают. Заявление о величии, которого достиг по воле царя Мардохей, было записано в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских; об этом следовало помнить, ибо речь идет об огромном вкладе в великие достижения царя. Государственным делам, которые вершил монарх, когда его правой рукой был Мардохей, не было равных.

(2) Мардохей стал великим у Иудеев (ст. 3), не только более великим и почитаемым, чем кто-либо из них, но и великим среди них дорогим для иудеев, близким им и снискавшим их уважение. Они были настолько далеки, чтобы завидовать его повышению, что радовались и даже способствовали таковому, поддерживая авторитет Мардохея и отдав все свои дела под его руководство.

2. Мардохей был добрым, очень добрым, потому что делал добро. Именно благодаря своей доброте он стал поистине великим, а величие давало ему возможность делать добро, еще больше добра. Когда царь повысил его, то (1) Мардохей не отрекся от своего народа иудеев и не стыдился родства с ними, хотя они были пришельцами и пленниками в рассеянии и в презрении. Он продолжал подписываться как Мардохей Иудеянин, а, значит, вне всякого сомнения, оставался верным религии, соблюдая ее обряды, которые выделяли его среди других, но, тем не менее, не помешали его повышению и не считались изъяном.

(2) Он не стремился разбогатеть или увеличить имение для себя или своей семьи, что становится главной целью большинства из тех, кто получает хорошее место при дворе; Мардохей же заботился о благосостоянии своего народа и считал своим делом увеличить его. Он поставил на службу интересам народа свою власть, богатство и авторитет у царя и царицы.

(3) Он не просто делал добро, но делал его со смирением и кротостью; он не стал недоступным, но вел себя вежливо и приветливо, желая мира всем, кто к нему обращался. От тех, кто обрел власть и богатство, в первую очередь ждут добрых дел, но и добрые слова тоже желанны, благодаря им доброе дело становится более приятным.

(4) Мардохей не примыкал ни к одной из враждующих группировок среди своего народа и не отдавал кому-либо предпочтения, чтобы не пренебрегать остальными и не угнетать их; какие бы различия ни были между ними, Мардохей стал для всех добрым отцом, будучи любимым у множества братьев своих, не презирал толпу, а желал мира для всего племени своего, не проводя различий. Смирением и доброжелательностью он снискал себе всеобще расположение, и каждый из братьев мог сказать о нем доброе слово. Благодарю Бога за то, что и мы благословлены таким правительством, которое ищет добра народу своему и говорит во благо всего племени. Господи, да пребудет оно долго, очень долго, и дай нам, пребывающим под его благоприятной защитой и влиянием, проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте и милосердии!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.