Иов 12 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Иов ответил им:
2 «Уверен я, что лишь себя считаете вы мудрецами. Вы полагаете, что мудрость снизойдёт в могилу вместе с вами.
3 Но разум мой не хуже вашего. Я, как и вы, умён, и каждый может видеть, что это правда.
4 Посмешищем я стал для моих друзей, я, который взывал к Богу и которому Он ответил. Я, непорочный и праведный человек, стал посмешищем для вас.
5 Те, кто не знает бед, всегда смеются над теми, кто в беде. Они всегда лежачих бьют.
6 Шатры грабителей всегда стоят в покое; те, кто Бога огорчают, мирно дышат, хотя Господь имеет власть их наказать.
7 Но у зверей спроси, они тебя научат, спроси у птиц, они тебе ответ дадут.
8 Или с землёй поговори, она научит, или рыбам морским позволь с тобою мудростью своею поделиться.
9 Каждый знает, что Бог всё это сотворил.
10 Все звери, что живут, все люди, пока дышат, подвластны Божьей силе.
11 Но как для языка сладка еда, для уха сладко слово.
12 Известна истина: „Все старики мудры, приносит разум долголетье”.
13 Но мудростью и силой владеет только Бог, добрый совет и понимание — от Него.
14 Что Бог разрушит, люди снова не построят, кого лишает Бог свободы, освободить уже нельзя.
15 И если Бог задерживает дождь, земля засохнет; пошлёт дожди, и оживёт земля.
16 Бог всемогущ, всегда Он побеждает, и побеждённые, и победители — все Его.
17 Бог мудрости советников лишает и заставляет делать глупости владык.
18 Цари способны посадить в тюрьму, но Бог освобождает тех людей и наделяет силою великой.
19 Священников лишает власти Бог и удаляет сильных от правления.
20 Лишает речи Бог советников, и мудрость у старцев отбирает Он.
21 Бог делает правителей никем, царей лишает власти.
22 Ему известны даже тёмные секреты, Он посылает свет туда, где темнота не меньше, чем у смерти.
23 Могущество народам Бог даёт, а после их уничтожает. Он многочисленными делает народы и после этого рассеивает их.
24 Бог делает правителей глупцами, Он заставляет их блуждать в пустыне.
25 Они как люди, которые идут во тьме на ощупь: они как пьяные, не знают, что творят».

Толкование Мэтью Генри

В этой и двух следующих главах приводится ответ Иова на речь Софара, в котором, как и раньше, он сначала дискутирует с друзьями (см 13:19), а затем обращается к Богу и адресует свои доводы Ему вплоть до конца речи. В этой главе приводится та ее часть, которая адресована друзьям и в которой Иов:

(I) Осуждает их слова о нем и суждение о его характере (ст. 1−5).

(II) Выражает полное несогласие с тем. что сказано о гибели нечестивых людей в этом мире, показывая, что зачастую таковые процветают (ст. 6−11).

(III) Соглашается с тем, что сказано о мудрости, силе и верховном владычестве Бога и о господстве Его провидения над сынами человеческими и над всеми их делами; Иов подтверждает эту мысль и развивает ее (ст. 12−25).

Стихи 1−5. Упреки, которые Иов адресует здесь своим друзьям, независимо от того, справедливы они или нет, звучат очень резко и могут служить порицанием всем гордым и насмешливым людям и уличением их в глупости.

I. Иов упрекает друзей в заносчивости и в высоком мнении о собственной мудрости, которая, как им кажется, превосходит мудрость Иова; и в этом они проявляют слабость и ведут себя неподобающе, заслуживая насмешек.

1. Иов характеризует друзей как людей, заявляющих о своем «монопольном праве» на мудрость (ст. 2). Он говорит с иронией: «подлинно, только вы люди; вы считаете, что достойны быть диктаторами и предписывать законы всему человечеству и ваше собственное суждение должно стать стандартом, по которому будет измеряться и проверяться мнение каждого человека, как будто бы никто, кроме вас, не в силах отличить правду ото лжи и добро от зла; поэтому каждый парус должен опуститься перед вами, и всем нам надлежит повторять ваши слова, верны они или нет; и только вы втроем достойны называться людьми, большинством и иметь право решающего голоса». Следует заметить: если разобраться, то считать себя мудрее всех остальных людей или говорить и действовать повелительно и самонадеянно весьма неразумно и греховно. Иов развивает эту мысль далее: «Вы думаете, что таких мудрецов, как вы, не только нет, но и не будет, и поэтому с вами умрет мудрость, и после вашего ухода в мире останутся только глупцы, и все окажутся во тьме, когда ваше солнце сядет». Следует заметить: думать, что наш уход обернется огромной невосполнимой потерей и что без нас невозможно обойтись, неразумно, так как у Бога остался еще Дух и Он в силах поставить на выполнение Своего дела других, более достойных, чем мы. Когда умирают мудрые или благочестивые люди, то мы можем утешать себя мыслью, что с ними не умирает мудрость и благочестие. Существует мнение, что здесь Иов бросает упрек в адрес Софара за то, что он сравнил его (как он думал) и других с осленком (Иов 11:12). «Да, говорит он, должно быть, мы ослы; и только вы люди».

2. Иов отдает себе должное и заявляет о своей причастности к дарам мудрости: «И у меня есть разум (сердце), как у вас (англ. пер., ст. 3); более того, я пал (как написано на полях) не ниже вас. Я тоже способен судить о методах и средствах Божьего провидения и объяснять, как и вы, его трудные части». Иов говорит это не для того, чтобы возвеличить себя. Сказать «и у меня есть разум, как у вас» или «я понимаю этот вопрос так же хорошо, как и вы» не слишком большая похвала для него; ибо, какое у него или у них основание хвалиться пониманием того, что было очевидным и доступным даже для самых ничтожных людей? «И кто не знает того же? Сказанное вами не что иное, как простые и общеизвестные истины, обычные темы для обсуждения среди многих, кто умеет говорить столь же превосходно, как и мы с вами». Иов говорит это, чтобы смирить друзей и обуздать их высокое мнение о себе, как о докторах наук. Следует заметить:

(1) Удержать нас от похвалы о собственных знаниях поможет размышление о множестве людей, которые знают не меньше нас, а, наверно, и больше и приносят своими знаниями пользу.

(2) Когда у нас появляется искушение строго судить и спорить с теми, кто отличается от нас, нам следует учесть, что у них, как и у нас, тоже есть разум, способность к рассуждению и право на собственное мнение; более того, возможно, они не уступают нам, а превосходят нас и могут быть правы, тогда как мы не правы; поэтому нам не следует осуждать или презирать их (Рим 14:3) и претендовать на роль учителя (Иак 3:1), если все мы братья (Мф 23:8). В отношении всех людей, с которыми мы беседуем и с которыми спорим, надлежит делать весьма обоснованное предположение, что они разумные существа, как и мы.

II. Иов жалуется, что друзья отнеслись к нему с огромным презрением. Кто проявляет высокомерие и думает о себе слишком высоко, тот обычно готов попирать всех вокруг. В этом убедился и Иов, по крайней мере, он так думал: «Посмешищем стал я» (ст. 4). Нельзя сказать, что для этого были основания; не думаю, что друзья Иова намеревались унизить его или преследовали какую-то иную цель, кроме утешения через увещание (лишь стоило выбрать правильный подход); тем не менее Иов кричит: посмешищем стал я. Следует заметить: мы склонны называть укоры порочащей нас бранью и считать, что над нами смеются, когда нам просто дают советы или увещают; проявляя раздражение по этому поводу, мы поступаем неразумно и причиняем огромный вред себе и обиду своим друзьям. Хотя нельзя не признать, что доля правды в словах Иова была; друзья пришли, чтобы утешить его, но стали мучить; советовали и ободряли, не веря в благотворное действие своих советов и ободрения; поэтому Иов и подумал, что над ним насмехаются, из-за чего опечалился еще больше. Для человека, упавшего с высоты своего процветания в бездну нищеты, нет ничего более прискорбного, чем испытать попрание и нападки, когда он и без того унижен; в такой ситуации люди слишком склонны к подозрительности. Примите во внимание:

1. Что усугубляло скорбь Иова. Два обстоятельства:

(1) То, что обличавшие были его друзьями, его ближними, его компаньонами (истинное значение слова); в устах таковых насмешки кажутся самыми презрительными и всегда воспринимаются с сильнейшим негодованием: ибо не враг поносит меня, это я перенес бы, не придавая особого значения, но ты, который был для меня тоже, что я, друг мой (Пс 54:13−14).

(2) То, что обличавшие заявляли о своей религии, как взывавшие к Богу, и утверждали, что Он отвечал им, ибо существует мнение, что здесь речь идет именно о насмехавшихся над Иовом. «Они с почтением взирают на небеса и заручились их поддержкой, поэтому я был бы рад их молитвам и благодарен за таковые; я бы очень хотел, чтобы они думали обо мне хорошо, поэтому осуждение с их стороны мучительно для меня». Следует заметить: прискорбно, когда люди, взывающие к Богу, насмехаются над своими братьями (Иак 3:9−10), и благочестивых людей сильно угнетает, если о них плохо думают те, о ком они сами хорошего мнения; хотя в этом нет ничего нового.

2. Что служило Иову поддержкой. То обстоятельство, что (1) он мог обратиться к Богу и изложить Ему свое дело; ибо существует мнение, что слова «который взывал к Богу, и которому Он отвечал» имеют отношение к жертве насмешек, и это согласуется со сказанным далее: мои друзья смеются надо мной, но мои глаза проливают слезы к Богу (англ. пер., Иов 16:20). Если друзья глухи к нашим жалобам, то их слышит Бог; если они осуждают нас, Бог все равно знает о нашей непорочности; если они представляют нас в наихудшем свете, Бог сумеет увидеть в нас лучшее; если они отвечают нам грубо, то добрый ответ мы получим от Бога.

(2) Случай, когда посмешищем стал человек праведный, непорочный, был не единственным, а достаточно распространенным. Многие насмехались над Иовом даже за его честность и справедливость, за порядочность по отношению к людям и за благочестие перед Богом; эти качества высмеивают, словно они свидетельствуют о глупости; якобы неразумные люди, обладающие таковыми, затрудняют себе жизнь без особой необходимости; как будто бы религия это веселая игра и ее можно превратить в шутку. Большинство смеялось над Иовом из-за болезни и слабости, забыв о его честности и справедливости и не учитывая, сколь достойным человеком он был. Следует заметить: благочестивые люди издавна подвергались презрению и насмешкам; поэтому не стоит считать это странным (1Пет 4:12) и даже трудным, если таков наш удел; так гнали не только пророков (Мф 5:12), но и святых эпохи патриархов, и вправе ли мы рассчитывать на лучшую, чем у них, участь?

3. Иов подозревал, что являлось истинной причиной такого отношения друзей: они сами были богатыми людьми, не знавшими нужды, поэтому и презирали его как человека, ставшего нищим. Таковы пути мира, и подтверждения мы видим каждый день. Кто преуспевает, того хвалят, а о потерпевших неудачу говорят: «Долой его!» Спотыкающийся ногами попал в беду, хотя прежде он сиял как светильник; а теперь на него смотрят как на выгоревший факел, как на огарок свечи, который бросают на землю и топчут ногами, а значит, он презрен по мыслям сидящего в покое (ст. 5). Если справедливый и честный человек, который был светочем для своего поколения, поддастся искушению (Пс 72:2) или попадет в немилость, то даже на него будут смотреть с презрением. Здесь обратите внимание:

(1) На обычное заблуждение живущих в роскоши. Не зная недостатка и бед и живя в свое удовольствие, они смотрят с презрением на живущих в нужде, испытывающих муки и скорби; они пренебрегают таковыми, не обращают на них внимание и стараются о них забыть (см. Пс 122:4). Главный виночерпий пил вино из чаш и не переживал о бедствии Иосифа. Богатство без благодати зачастую делает людей высокомерными и безразличными к судьбе своих бедных ближних.

(2) Какова общая участь людей, которых постигла нищета. Бедность затмевает их сияние; они не престают светить, но их как будто удалили из золотого светильника и поставили в глиняные кувшины; их уже никто не ценит, как прежде, а живущие в роскоши презирают.

Стихи 6−11. Все без исключения друзья Иова в своих речах исходили из принципа, что нечестивые люди не могут долго процветать в этом мире и их внезапно постигает то или иное значительное наказание. Об этом в заключение сказал и Софар: глаза беззаконных истают (Иов 11:20). Иов здесь выступает против этого принципа, заявляя, что делами людей распоряжается Бог, действуя при этом как Верховный Владыка и приберегая соответствующее распределение наград и наказаний до будущего состояния.

I. Иов провозглашает как несомненную истину то, что нечестивые люди зачастую действительно долго преуспевают в этом мире (ст. 6). Даже большие грешники могут наслаждаться большим процветанием. Примите во внимание:

(1) Как Иов описывает грешников. Они грабители, которые провоцируют Бога, то есть наихудшие из грешников, хулители и притеснители. Возможно, он имеет в виду ограбивших его самого савеев и халдеев, всегда живших грабежом и разбоем и, тем не менее, процветавших. Весь мир видел, что они творили, а с очевидным не поспоришь. Одно наблюдение, основанное на фактах, стоит двадцати замечаний, прозвучавших в виде гипотез. Или следует понимать в более общем смысле: все гордые притеснители являются грабителями и пиратами. Предполагается, что причинение вреда человеку раздражает Бога поборника правды и защитника людей. И нет ничего удивительного в том, что нарушение принципов справедливости является нарушением принципов религии в целом и бросает вызов Самому Богу, ибо нарушители дерзко Его провоцируют.

(2) Как Иов описывает процветание таковых. Оно огромно, ибо:

[1] Даже их шатры процветают (англ. пер., ст. 6), а значит и все живущие в них и те, кто придет после них или произойдет от них. Кажется, будто благословение передается в этих семьях по наследству и добытое обманом успешно приберегается для грядущих поколений.

[2] Они безопасны и не только избегают ущерба, но и не боятся такового; их не одолевают мрачные предчувствия опасности, о которой могли бы поставить в известность предостережения от провидения или от пробудившейся совести. Но раздражающие Бога абсолютно уверены в своей безопасности.

[3] Им в руки Бог приносит изобильно (англ. пер., ст. 6). У них больше, чем того желает сердце их (англ. пер., Пс 72:7), причем не только для удовлетворения нужд, но и для удовольствия; не только для себя, но и для других; не только на сегодня, но и на будущее; и все это они получают из рук Провидения. Бог дает им щедро. Поэтому мы не можем судить о благочестии человека только по его процветанию и определить, что у него в сердце, по тому, что у него в руках.

II. В подтверждение своего мнения Иов ссылается на низшие создания на зверей, птиц и деревья и даже на саму землю: спросите у них, и они скажут (ст. 7−8). Наблюдая за ними, мы можем многое узнать, но чему они нас научат в данном случае?

1. Мы можем узнать, что процветают шатры грабителей (существует такое мнение), ибо (1) даже среди неразумных тварей больший поедает меньшего и сильнейший охотится на слабого, а люди подобны рыбам в море (Авв 1:14). Мы вправе предположить, что если бы в мир не вошел грех, то в природе не было бы такого беспорядка и волк с ягненком лежали бы рядом.

(2) Низшие создания служат нечестивым людям и таким образом свидетельствуют об их процветании. Спросите у стад и отар, кому они принадлежат, и они скажут, что их собственник такойто грабитель, такой-то притеснитель; рыбы и птицы сообщат вам, что они попадут на стол, чтобы стать изысканными яствами для гордых грешников. Последним и земля приносит свои плоды (Иов 9:24), и вся тварь стенает под бременем их тирании (Рим 8:20, 22). Следует заметить: все создания, которыми злоупотребляли нечестивцы, превратившие их в пищу и топливо для своих похотей, однажды станут свидетелями против них (Иак 5:3−4).

2. От созданий низшего порядка мы можем узнать о мудрости, силе и благости Бога и о том, что все сложные проявления провидения просто и наглядно объясняются истиной о Его верховном владычестве. Софар сделал из этого огромную тайну (Иов 11:7). «Твои слова далеки от истины, говорит Иов, ибо все необходимое мы можем узнать даже от низших созданий: кто во всем этом не узнает? (ст. 9). Листая книгу природы, кто угодно сможет догадаться, что рука Господа сотворила сие, то есть существует мудрое Провидение, руководящее и управляющее вселенной посредством неведомых нам правил, о которых мы не способны судить компетентно». Следует заметить: зная о верховном владычестве Бога над низшими созданиями, мы можем научиться соглашаться с Господом во всех Его решениях о делах сынов человеческих, даже если они противоречат нашим представлениям.

III. Объяснение Иова сводится к исключительному праву собственности Бога на все творение: в Его руке душа всего живущего (ст. 10). Все создания, особенно человек, получают жизнь от Господа и обязаны Ему своим существованием, в поддержании которого зависят от Него и полагаются на Его милость; они подчиняются Его руководству и власти, находятся в Его полном распоряжении и должны расстаться с жизнью по Его требованию. Все души принадлежат Богу, и разве Он не властен в Своем делать, что хочет? Здесь Бог назван Иеговой (ст. 9), и это единственное упоминание данного имени на протяжении всей дискуссии Иова с друзьями; ибо в ту эпоху Бога больше знали под именем Шаддай Всемогущий.

IV. Фразу «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи ?» (ст. 11) можно считать либо заключением предыдущей речи, либо предисловием к следующей. Человеческий ум обладает удивительной способностью к различению между истиной и заблуждением (когда таковые изложены должным образом), подобно тому как органы вкуса могут отличить сладкое от горького. Поэтому Иов требует, чтобы друзья предоставили ему свободу самому судить о том, что они сказали, и желает, чтобы и у них была свобода судить о его словах; более того, похоже, он взывает к любому беспристрастному человеку, чтобы он рассудил этот спор; пусть ухо выслушает слова обеих сторон, и тогда станет ясно, что Иов был прав. Следует заметить: прежде чем принять и подписаться под словами, ухо должно проверить их. При помощи органов вкуса мы судим, какая пища полезна нашему телу, а какая нет, подобным же образом благодаря духу различения мы должны судить, какое учение является здравым, спасительным и полезным, а какое нет (1Кор 10:15; 1Кор 11:13).

Стихи 12−25. В этих стихах приводится возвышенная речь Иова о мудрости, силе и верховном владычестве Бога качествах, которые проявляются в управлении и распоряжении всеми делами сынов человеческих по изволению воли Его, которой никто не посмеет перечить и не сможет противиться. Если рассматривать речи Иова и его друзей вне контекста их столь жаркой дискуссии, то и он и они говорили восхитительно; именно поэтому мы подчас затрудняемся в толковании. Было бы неплохо, если бы мудрые и благочестивые люди, которые расходятся во мнениях по незначительным вопросам, поняли бы к своей чести и утешению и в назидание другим, что надлежит уделять наибольшее внимание великим истинам, по которым у них согласие. На эту тему Иов говорит, как и подобает человеку непорочному и справедливому. Здесь нет страстных жалоб и размышлений с нотами раздражения, но речь исполнена достоинства и величия.

I. Иов провозглашает неисследимую мудрость и неодолимую силу Бога. Допускается, что и у людей бывает мудрость и разум (ст. 12). Но обладают этими качествами немногие старцы и те, кто благословлен долготой дней и обрел мудрость благодаря многолетнему опыту; и, когда у них появилась мудрость, они уже утратили силы и не могли воспользоваться ее плодами. А Богу присуща как премудрость, так и сила: премудрость для составления наилучших замыслов, и сила для их воплощения. В отличие от нас, Господь приобретает совет и разум не в результате наблюдений, но таковые Ему присущи внутренне (ст. 13). Что такое мудрость старцев по сравнению с мудростью Ветхого днями! Мы знаем мало и еще меньше способны сделать; но Богу подвластно все, и Его намерение не может быть остановлено. Блаженны люди, чей Бог Этот Бог, ибо на их стороне Его безмерная мудрость и сила. Любые выступления людей против Него неразумны и бесплодны: что Он разрушит, то не построится (ст. 14). Следует заметить: с Божьим провидением невозможно состязаться и нельзя нарушать установленные им правила. Иов уже говорил: «Возьмет, и кто возбранит Ему?» (Иов 9:12) и повторяет эту мысль снова. Возразить на сказанное Богом невозможно, равно как и отменить сделанное Им. Нельзя восстановить то, что лежит в руинах по воле Господа, свидетельством чему служит Вавилонская башня, ведь предпринявшие ее строительство не смогли продолжить его; еще один пример уничтожение Содома и Гоморры, которые так и не были построены вновь (см. Ис 25:2; Иез 26:14; Откр 18:21). Кого Бог осудил на вечное заточение, тот не подлежит освобождению; кого Он заключит болезнью и обречет на муки, расстроив его дела, тот не высвободится. Бог заключает в могилу, и никто не способен открыть ее запечатанные двери; заключает в аду в узы тьмы, и никто не может перейти великую пропасть.

II. Для подтверждения этой доктрины Иов приводит пример из мира природы (ст. 15). Бог управляет водами и завязал воду в одежду (Притч 30:4), исчерпал воды горстью Своею (Ис 40:12) и может наказать сынов человеческих либо недостатком, либо избытком воды. Нарушая законы нравственности, люди впадают в крайности: одно у них в недостатке, другое в избытке; и если нравственность ничтожно мала, то и Бог наказывает людей крайностями, отказывая им в милости, которая тоже ничтожно мала.

1. Подчас большим судом становится большая засуха: остановит воды, и все высохнет, если небо как медь, а земля как железо; если дожди не идут, то источники высыхают и в реках нет воды; поля сухие и не приносят плодов (Ам 4:7).

2. Подчас большим судом становится многоводие. Бог поднимет уровень вод, и они перевернут землю (англ. пер., ст. 15), губя ее произведения и стоящие на ней дома. О проливном дожде сказано как о смывающем хлеб (Притч 28:3). Видите, как много у Бога путей борьбы с грешниками, в числе которых изъятие милостей, которыми они злоупотребляли; тогда как мы совершенно неспособны бороться с Ним. Если бы было возможно изменить порядок вещей, то этот стих вполне подошел бы для описания Ноева потопа, ставшего знаменательным примером Божьей силы. Когда Бог в гневе навел потоки вод, то они перевернули землю; но в милости Своей Господь удержал их, закрыл небесные окна и источники бездны, и вскоре вода стала убывать.

III. Иов приводит много примеров властного распоряжения судьбами сынов человеческих, когда Бог противодействует их намерениям и ставит таковые Себе на службу, расстраивает советы, подавляет попытки и преодолевает сопротивление. Какие перемены производит Бог с людьми! Как легко и неожиданно Он меняет их планы!

1. В общем: у Него могущество и разум (есть и такой перевод, ст. 16), могущество и верность Себе (столь изысканное слово употреблено в первоисточнике). У Бога сама суть и квинтэссенция мудрости. У Него власть и все сущее (есть и такое чтение). Бог есть Бог, и Он поддерживает существование всего остального. Обладая могуществом и премудростью, Господь знает, как использовать не только мудрых и благочестивых, которые служат ему добровольно и охотно, но и неразумных и порочных, которые, казалось бы, никоим образом не могут быть полезны в осуществлении замыслов Его провидения: пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он не оставляет без внимания самых простодушных, которых обманывают; равно как и самые хитрые обманщики не могут остаться незамеченными, несмотря на все свои уловки. Мир полон обмана; одна половина человечества вводит в заблуждение вторую, и Бог допускает это, чтобы принести Себе славу за счет и той и другой. Обманщики используют обманутых, а великий Бог использует и тех и других; так Он действует, и никто не может Ему помешать. У Него достаточно силы и мудрости, чтобы справиться со всеми простаками и мошенниками этого мира; Он знает, как поставить их на службу собственным целям, вопреки слабости первых и нечестию вторых. Когда Иаков хитростью добыл себе благословение, то это стало осуществлением замысла Божьей благодати; когда Ахав по ложному пророчеству был втянут в военную кампанию себе же на погибель, это стало осуществлением замысла Божьего правосудия; и в том и в другом случае в распоряжении Бога был и заблуждающийся и вводящий в заблуждение (см. Иез 14:9). Бог не позволил бы обманщику совершить грех, а обманутому пережить несчастье, если бы не знал, как поставить пределы одному и другому и принести Себе славу за счет обоих. Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Он все делает хорошо, в противном случае мир пришел бы в смятение и давно погиб, если учесть, как мало в нем мудрости и честности.

2. Далее Иов переходит к подробному описанию частных проявлений мудрости и силы Бога в радикальных изменениях, происходящих в царствах и государствах; ибо именно на таком уровне, а не в действиях Провидения, касающихся отдельных лиц и семей, он находит больше подтверждений: ведь чем выше положение, занимаемое человеком, тем сильнее бросаются в глаза происходящие с ним перемены, а значит, тем выразительнее проявляется в них Провидение. Кроме того, не вызывает сомнения и то обстоятельство, что если Бог, свернув в сверток, бросает, как мяч, в землю обширную (говоря словами пророка, Ис 22:18) сильных мира сего, то тем более такая участь может постичь незнатных людей. И конечно, самое большое безумие для нас это состязание с Тем, Кому подчиняются царства и государства. Существует мнение, что Иов здесь говорит об искоренении могучих народов, таких как рефаимы, зузимы и эмимы (упомянутые в Быт 14:5−6; Втор 2:10, 20), необычное ослабление и поражение которых, наверно, стало особенно заметным; если это мнение является верным, то Иов задумал показать: когда нечто подобное происходит в делах государств, то это делает Бог; и мы должны увидеть Его верховное владычество даже над теми, которые считали себя самыми могущественными, благоразумными и независимыми. Сравните эти слова с речью Елифаза (Иов 5:12 и далее). Давайте систематизируем описание частных случаев перемен, которые Бог производит с людьми: от уничтожения народов и поселения на их месте других до свержения отдельных правителей и государственных деятелей и назначение вместо них других, которые могут стать благословением для своего царства; свидетельством чему может послужить славная революция в нашей собственной стране, имевшая место двадцать лет назад, которая наилучшим образом иллюстрирует учение, представленное в этой речи Иова.

(1) Мудрые подчас странным образом лишаются разума, и в этом нужно видеть Божью руку: Бог приводит советников в необдуманность (ст. 17), таковые становятся как бы трофеями в Его победе, лишившимися чести и всего богатства, приобретенного своей дальновидностью; более того, они лишаются мудрости, которой славились, и успеха в своих начинаниях, на который надеялись. Состоится только определенное Господом, тогда как все замыслы мудрых сводятся к нулю и все их советы разрушаются; таким образом они лишаются удовлетворения от своей мудрости, да и самой репутации мудрых людей. Бог и судей делает глупыми. Воздействуя на их ум, Он лишает судей качеств, необходимых в их ремесле, поэтому они становятся настоящими безумцами; и, распоряжаясь делами судей, Господь приводит их к такому исходу, который прямо противоположен изначальным намерениям, и в этой ситуации судьи выглядят глупо. Эти слова исполнились в отношении Ахитофела, совет которого разрушился и который поэтому выглядел глупо, соответствуя своему имени «брат безумца». Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратил Египет с пути главы племен его (Ис 19:13). Поэтому да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалятся самые искусные советники и судьи своим высоким положением, но пусть лучше смиренно полагаются на Господа, чтобы Он и далее поддерживал их способности. Даже старцы, которым, казалось бы, мудрость присуща по определению и которые думают, что обрели ее собственным усердием и поэтому имеют на нее неоспоримое право, могут лишиться разума и зачастую по немощи, связанной с возрастом, «впадают в детство»: Бог и старцев лишает смысла (ст. 20). Пожилые люди, на советы которых более всего полагаются, подводят тех, кто на них полагался. В Библии мы читаем о старом, но неразумном царе (Еккл 4:13).

(2) Занимавшие высокое положение и находившиеся при власти странным образом низвергаются и становятся нищими и рабами так Бог смиряет их: Он лишает перевязей царей (ст. 18) и отнимает у них полномочия на правление подданными, которых они, возможно, поработили и господствовали над ними с жестокостью; Бог отнимает у царей почести и символы власти и все, на что они опирались в своей тирании, расстегивает застежку пояса с оружием, так что меч падает с бедра (поэтому не удивительно, что вскоре падает и корона с головы), а вслед за этим Господь поясом обвязывает чресла их символом рабства, ибо рабы ходили с препоясанными чреслами. Таким же образом Бог и великих князей лишает достоинства, власти и состояния всего, чем они услаждали себя и чем гордились (ст. 19). Следует заметить: цари не освобождаются от действия Божьего правосудия. Это для нас они боги, а для Господа люди и поэтому подвержены более чем обычным переменам в человеческой жизни.

(3) Кто был сильным, тот странным образом теряет свою силу: именно Бог ослабляет таковых (ст. 21) и низвергает храбрых (ст. 19). Могучее тело становится немощным из-за возраста и болезней; сильное войско распадается и превращается в ничто, его мощь не может уберечь от фатального низвержения. Никакая сила не способна противостоять Всемогущему даже та, которой обладал Голиаф.

(4) Кто славился своим красноречием и кому были доверены дела общества, тот странным образом умолкает, не зная что сказать: Бог отнимает язык у велеречивых (ст. 20), так что они не могут произнести то, что намеревались, с прежней легкостью и четкостью, но заикаются, допускают ошибки и ничего не могут с этим поделать; или же не способны произнести то, что собирались, а говорят противоположное, как Валаам, который благословил тех, кого был призван проклясть. Поэтому пусть ораторы не гордятся своей риторикой и не используют ее с плохими намерениями, чтобы Бог, Сотворивший уста человека, не отнял у них это искусство.

(5) Те, которыми восхищались и к которым относились с почтением, странным образом попадают в немилость: Бог покрывает стыдом знаменитых (ст. 21). Он предоставляет их самим себе, чтобы они творили свои неблаговидные дела, или же изменяет мнение людей о них. Если князья сами бесчестят и презирают Бога или оскорбляют и попирают Божий народ, то они не заслуживают уважения и Бог изольет на них бесчестие (см. Пс 106:40). Обычно никто не становится столь жалким сам по себе и не подвергается таким унижениям со стороны других, как тот, кто проявлял высокомерие и презрение, когда находился при власти.

(6) Что было тайным и тщательно скрывалось, то странным образом становится явным и выносится на свет: Бог открывает глубокое из среды тьмы (ст. 22). Раскрываются и расстраиваются тайные заговоры; разоблачается нечестие, которое совершалось незаметно и искусно скрывалось, и виновные в таковом несут заслуженное наказание; речь идет о тайных изменах (Еккл 10:20), убийствах и блуде. Даже тайные советы правителей открыты Божьему взору (4Цар 6:11).

(7) Царства переживают подъем и спад, развитие и угасание; и все это от Бога: подчас Он умножает народы (ст. 23), расширяет границы их стран, так что они становятся влиятельными и грозными; но спустя некоторое время по каким-то неясным причинам в стране наступают трудные времена и она приходит в упадок, становится малочисленной и нищей; территория сокращается, и многие погибают: так народ становится презренным в глазах соседей и бывшие некогда главой народов оказываются в хвосте (см. Пс 106:38−39).

(8) Кто был смелым и отважным и не считался с опасностями, тот странным образом робеет и теряет присутствие духа; и это тоже результат действий Господа: Он отнимает ум у глав народа земли (ст. 24), которые были вождями и военачальниками и славились своим военным искусством и великими достижениями; когда нужно приступать к действиям, они становятся малодушными и готовы бежать от малейшего шороха (Пс 75:6).

(9) Кто решительно и стремительно воплощал свои замыслы, тот странным образом приходит в замешательство; таковые не знают, где находятся и что им делать, непостоянны в своих советах и неуверенны в действиях, начинают и бросают, мечутся туда-сюда, блуждают, словно в пустыне (ст. 24), идут на ощупь, как во тьме, и шатаются, как пьяные (ст. 25; Ис 59:10). Следует заметить: Бог может быстро привести в затруднительное положение самых глубокомысленных политиков и поставить в тупик самых великих мудрецов, чтобы показать, что они гордились собой там, где Он превосходит их. Так самым удивительным образом по воле Провидения происходят радикальные перемены в царствах. Небо и земля сотрясаются, но Господь навеки царствует несокрушимо, и вместе с Ним мы ожидаем царства непоколебимого.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.