Псалмы 137 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Господи, славлю Тебя всем сердцем, буду песню хвалы Тебе петь перед другими богами.
2 Славить имя Твоё за любовь и за истину буду, за то, что Ты и имя, и слово Своё превознёс надо всеми. Я поклонюсь святому храму Твоему.
3 Молил я Тебя о помощи, и Ты ответил, и дал мне силу.
4 Все цари земные Тебя будут славить, когда слово услышат Твоё.
5 Они будут петь о свершениях Господних, потому что Божья слава велика.
6 Господь вознесён высоко, но заботится Он о смиренных и гордеца узнаёт издалёка.
7 Когда беды захлёстывают меня, Ты жизнь мою от несчастий бережёшь, и от ярости врагов меня Ты защищаешь.
8 Не сомневаюсь я, что всё, обещанное Тобой, исполнишь, ведь бесконечна любовь Твоя. Господи, нас, творение рук Своих, не оставляй!

Толкование Мэтью Генри

Определить, по какому случаю Давид написал данный псалом, непросто, да это и не существенно. В нем (I) псалмопевец оглядывается назад, вспоминая, как благ был к нему Господь, и благодарит Всевышнего (ст. 1−3).

(II) Давид смотрит в будущее с утешением и надеждой, (1) что другие, как и он, будут славить Всевышнего (ст. 4−5).

(2) Что Господь и впредь будет благ к нему (ст. 6−8). При пении данного псалма нам, подобно Давиду, надлежит посвятить себя хвале и прославлению Господа, полагаясь на Его силу и благость.

Псалом Давида.

Стихи 1−5. I. Как Давид желает славить Господа (сравните с Пс 110:1).

1. Он будет воздавать Всевышнему хвалу искренне и усердно: «… всем сердцем моим, тем, что у меня внутри, всем, что у меня внутри, с самыми праведными намерениями и пылкостью чувств, когда внутреннее состояние соответствует внешним проявлениям».

2. Свободно и с дерзновением: «…пред богами пою Тебе», перед правителями и судьями, великими людьми того или иного народа, наносившими Давиду визиты, и своими подданными, сопровождавшими его. Царь будет прославлять Господа даже в их присутствии, и не только петь хвалу в сердце своем, что мы способны делать в порыве благочестия в любом обществе, но и славословить по любому поводу. Заметьте, прославление Господа — служение, стыдиться которого не должны величайшие из людей; это — служение ангелов, служение небес. Пред ангелами (есть и такое чтение стиха), то есть в собраниях верующих, где по-особому присутствуют ангелы (1Кор 11:10).

3. Как заповедал Господь: поклоняюсь пред святым храмом Твоим. В храм могли заходить только священники; народ имел право в лучшем случае поклоняться перед храмом и то на расстоянии. Наш храм — Христос, и мы в своем славословии должны взирать на Него с верою, как на Посредника между нами и Богом. Небеса — святой храм Господа, и к ним мы должны возвести свой взор, когда обращаемся ко Всевышнему. Отче наш, Сущий на небесах!

II. За что псалмопевец желает славить Господа.

1. За неиссякаемый источник утешения — за милость Твою и за истину Твою, за Твою благость и Твое обетование, сокрытую в Тебе милость и милость, которую Ты открыл, за то, что Господь — Бог благодати, взявший на Себя обязательство быть таковым для тех, кто уповает на Него. Ибо Ты возвеличил слово Твое (обетование, которое истинно) превыше всякого имени Твоего. Господь многообразно открылся нам в творении и провидении, но более всего — в слове Своем. Суды Его уст возвеличены даже над судами Его рук и превышают их дела. Чудеса благодати превосходят чудеса природы; Божье откровение величественнее любого открытия разума. В том, что Господь свершил для Давида, верность Всевышнего Своему делу проявляется наиболее ярко и служит Его славе более любого другого атрибута. Существует разумное толкование: речь идет о Слове как о Христе и о Его Евангелии, возвеличенном превыше любого откровения Божьего, данного прежде отцам. Тот, кто возвеличил Закон и заповедал людям чтить его, намного более возвеличивает Евангелие.

2. За потоки, берущие начало в данном источнике, благодаря которым Давид сам вкусил, как благ Господь (ст. 3). Псалмопевец испытал скорбь и с благодарностью вспоминает (1) свое дивное общение с Господом. Он воззвал, он молился, молился усердно, и Господь ответил ему, дал понять, что молитва его принята и в должное время он получит благодатный ответ. Общение между Богом и Его святыми происходит посредством обетований Всевышнего и молитв верующих.

(2) То, что он получил тогда от Господа: вселил в душу мою бодрость. Таким был ответ на молитву псалмопевца, ибо Господь дает нечто большее, чем просто добрые слова (Пс 19:3). Обратите внимание на то, что:

Во-первых, ответ был незамедлительным: в день, когда я воззвал. Заметьте, тот, кто ведет переговоры с небом посредством молитвы, получает быстрый ответ. «… Они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Пс 65:24).

Во-вторых, ответ был духовным. Господь вселил бодрость в душу псалмопевца, и это был существенный и ценный ответ на молитву веры в день скорби. Если Господь вселяет бодрость в наши души, дабы нам легче было нести бремена, противостоять искушению и исполнять свой долг в состоянии скорби, если Он укрепляет нас, дабы мы хранили себя в вере, сохраняли мир в душе и терпеливо ждали конца испытаний, то мы должны признавать, что Всевышний ответил на наши молитвы и нам надлежит благодарить Его.

III. Какое влияние, как надеялся псалмопевец, его славословие Господу окажет на других людей (ст. 4−5). Давид сам был царем и поэтому уповал, что другие цари последуют его примеру и обратятся в веру; а если цари уверуют, то и царства их во всех отношениях станут лучше.

1. Возможно, речь идет о царях соседних государств, как, например, Хирам и другие. «Они все прославят тебя». Когда цари наносили визиты Давиду, а после его смерти искали видеть Соломона (к этому стремились, как гласит Писание, все цари земли, 2Пар 9:23), вместе с Давидом и Соломоном они охотно поклонялись Богу Израилеву.

2. Можно это понимать и шире — как призыв к язычникам и покорение всех народов Евангелию Христа, которому, согласно Писанию, покорятся все цари (Пс 71:11). Здесь звучит предсказание о том, (1) что все цари земные услышат слова Божии. Все приходившие к Давиду должны были слышать эти слова от него (Пс 118:46). А в более позднее время проповедники Евангелия отправятся по всему миру.

(2) Что тогда цари прославят Всевышнего, ибо у всякого слышащего слова Господни есть основания славить Его и принять слово в свете и любви (Деян 13:48).

(3) Что они воспоют пути Господни, пути Его провидения и благодати, им дарованной. Цари возрадуются в Господе и воздадут Ему славу, однако Всевышнему угодно, дабы они исполняли свой долг в покорности Господу. Заметьте, ходящие путями Господними имеют все основания воспевать эти пути и продолжать идти по ним в великой радости, ибо они приятны и нам приличествует шествовать с весельем; и если мы именно так и поступаем, то велика слава Господня. Хождение царей путями Господними премного служит чести Всевышнего, и всякий ходящий этими путями должен воспевать, провозглашая таким образом всему миру, что наш Господь — добрый господин и награда за служение Ему заключается в самом труде.

Стихи 6−8. Здесь Давид говорит о том, что может служить утешением:

I. О благосклонности Господа к Его смиренному народу (ст. 6): высок Господь и не нуждается ни в одной из Своих тварей и не находит в ней пользы, тем не менее Он смиренного видит, улыбается ему, ибо доволен им, обозревает небо и землю, дабы одарить смиренных благосклонным взглядом (Ис 57:15; Ис 66:1), и рано или поздно Господь облечет их во славу, в то время как гордого Он узнает издали, знает гордых, но отрекается от них и отвергает их, как бы заносчиво они ни претендовали на Его благосклонность. Доктор Хаммонд видит суть той благой вести, которую цари земные услышат и одобрят, в том, что Господь примет кающихся грешников и изгонит вон нераскаявшихся; доказательством тому служит пример с фарисеем и мытарем из Евангелия от Луки (гл. 18).

II. О заботе, которую проявляет Господь по отношению к угнетенному народу (ст. 7). Давид, несмотря на то, что он был великим и благочестивым мужем, предвидит, что ему предстоит пройти среди напастей, но воодушевляет себя надеждой на то, что (1) Господь утешит его: «Когда я готов упасть духом, Ты оживишь меня, принесешь мне облегчение и радость в моих бедах». Божественное утешение обладает достаточной силой, дабы оживить нас даже среди напастей, когда мы готовы умереть со страху.

(2) Господь будет хранить его и защищать его дело: «… прострешь … руку Твою, и хотя не на самих врагов моих, чтобы уничтожить их, но на ярость врагов моих, дабы укротить и ограничить ее».

(3) В должное время Всевышний избавит его: и спасет меня десница Твоя. Одну руку Господь простирает на врагов, а другой спасает Свой народ. Христос — Десница Господня, Спасающая всех, кто служит Ему.

III. Об уверенности в том, что если Господь начал какое-либо доброе дело в Своем народе или для него, то Он доведет его до конца (ст. 8): Господь совершит за меня!

1. То, в чем я более всего нуждаюсь, а Всевышний лучше знает, что мне нужно. Мы заботимся и суетимся о многом, что нас не касается, Господь же знает, что для нас по-настоящему важно (Мф 6:32), и устроит все наилучшим образом.

2. То, чем мы более всего обеспокоены. Каждый благочестивый человек в первую очередь заботится о своем долге перед Богом и о блаженстве в Господе, чтобы первый был исполнен верно, а второе было надежно обеспечено. И если на самом деле именно эти заботы лежат у нас на сердце и именно к этому мы настойчиво стремимся, то значит Господь начал в нас доброе дело, и мы вправе быть уверенными, что совершит его (Флп 1:6). Обратите внимание:

(1) на каком основании псалмопевец строит свою уверенность: милость Твоя, Господи, вовек. Милость Господа и раньше была основным предметом его славословия (Пс 12:6), и поэтому здесь Давид с большей уверенностью может сделать ее предметом своего упования. Ибо если мы воздаем Господу славу за Его милость, то вправе насладиться утешением, которое она в себе несет. Наши надежды на то, что мы выстоим, должны зиждиться не на собственной силе, ибо последняя может нас подвести, но на непреходящей милости Господа. И на нее мы вправе ссылаться: «Милость Твоя, Господи, вовек, так пусть же я стану вечным ей памятником».

(2) Какую пользу извлекает Давид из этой уверенности: она не вытесняет, но оживляет молитву, она превращает его ожидания в прошение: «… дело рук Твоих не оставляй. Господи, я и моя душа — дело Твоих рук, не оставляй меня, об этом все мои заботы, не оставь их без попечения». Все хорошее, что есть в нас, — дело Божьих рук; Бог производит в нас и хотение и действие, которое не свершится, если Господь оставит его; но слава Господа Иеговы, Бога совершающего, непосредственно связана с доведением дела до конца, поэтому мы вправе молиться с верою: «Господи, не оставь его». Того, кого любит Господь, Он любит до конца, а дело Божье совершенно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.