Исход 1 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Израиль пришёл в Египет вместе со своими сыновьями и их семьями. Вот перечень сыновей Израиля:
2 Рувим, Симеон, Левий, Иуда,
3 Иссахар, Завулон, Вениамин,
4 Дан, Неффалим, Гад и Асир.
5 Всего прямых потомков Иакова было семьдесят человек, Иосиф же, один из двенадцати сыновей, уже находился в Египте.
6 Со временем Иосиф, все его братья и все люди того поколения умерли,
7 но у членов семьи Израиля было много потомков, и число их постоянно росло. Народ Израиля становился всё сильнее, и вскоре ими наполнилась вся Египетская земля.
8 Но вот к власти в Египте пришёл новый фараон, который не знал Иосифа.
9 Он обратился к своему народу с такими словами:
«Посмотрите на сынов Израиля, их много и они сильнее нас!
10 Нам необходимо придумать, как бы помешать им, чтобы они не стали ещё многочисленнее, так как, если будет война, израильтяне могут вступить в союз с нашими врагами и тогда, победив нас, уйдут из нашей земли».
11 Чтобы не допустить этого, египтяне решили сделать жизнь израильского народа невыносимой. Они назначили надсмотрщиков, чтобы заставить израильтян построить для царя города Пифом и Раамсес, предназначенные для хранения зерна и других запасов.
12 Но чем больше египтяне принуждали израильтян трудиться, тем больше возрастало их число, и тем больше они расселялись по земле. Египтяне стали всё больше и больше опасаться израильского народа
13 и потому принуждали их трудиться ещё тяжелее.
14 Египтяне сделали жизнь израильтян горькой, принуждая их к изнурительной работе по изготовлению кирпича и извести, а также к тяжёлой работе в полях. Они с жестокостью заставляли израильтян тяжко трудиться, что бы те ни делали.
15 Среди израильского народа жили две женщины-повитухи Шифра и Фуа — иудейки, которые помогали израильтянкам во время родов. Египетский царь приказал им:
16 «Когда будете помогать иудейкам при родах и когда родится девочка, оставляйте её в живых, когда же родится мальчик, то убейте его!»
17 Но повивальные бабки боялись Бога и, ослушавшись царского приказа, оставляли всех новорожденных мальчиков в живых.
18 Египетский царь призвал к себе повивальных бабок и спросил:
«Почему вы ослушались моего приказа? Почему оставляете в живых новорожденных мальчиков?»
19 Повивальные бабки ответили фараону:
«Иудейки намного крепче египтянок, и дети у них рождаются ещё до нашего прихода».
20 Повивальные бабки боялись Бога, и Он благоволил к ним. Семьи же иудеев множились и крепчали.
21 Так как повивальные бабки боялись Бога, Он позволил им иметь собственные семьи.
22 Поэтому фараон приказал своему народу:
«Всех новорожденных девочек оставляйте в живых, а новорожденных мальчиков бросайте в реку Нил».

Толкование Мэтью Генри

Здесь говорится:

(I) О благоволении к Израилю Бога, весьма умножившего народ (ст. 1−9).

(II) О злости на Израиля египтян, (1) угнетавших и поработивших народ (ст. 8−14):

(2) Убивавших его детей (ст. 15−22). Таким образом, тех, кого небесный двор благословил, страна Египет по этой же причине прокляла.

Стихи 1−7. В данных стихах (1) перечисляются имена двенадцати патриархов в том порядке, как они названы в Книге Деяния 7:8. Их имена часто повторяются в Писании, чтобы они не казались нам неблагозвучными, как другие сложные имена, но благодаря своему столь частому появлению стали знакомыми, чтобы показать, как дорог Господу духовный Израиль и как сильно Он радуется в нем. Когда семья Иакова пришла в Египет, велось исчисление ее членов; тогда их было всего семьдесят душ (ст. 5) согласно подсчетам, имеющимся в нашем распоряжении (Быт 46:27). Именно таким было число народов, населивших землю, согласно написанному (Быт 10 гл.). Как отмечает Моисей, когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор 32:8). Здесь обращается внимание на то, что умножение народа в Египте могло казаться еще большим чудом. Следует заметить, что тому, кто в конечном счете весьма умножился, весьма полезно вспомнить, каким малым он был в начале (Иов 8:7).

(2) Описывается смерть Иосифа (ст. 6). Весь род их постепенно уходил. Может быть, все сыны Иакова умерли примерно в одно время, ибо разница в возрасте составляла не более семидесяти лет между самым старшим и самым младшим, за исключением Вениамина. Когда смерть приходит в семью, подчас она доводит свое дело до полного конца в короткое время. Когда Иосиф опора семьи умер, остальные тоже вскоре почили. Следует заметить, что нам надлежит считать себя, своих братьев и всех, с кем мы общаемся, умирающими и спешно покидающими этот мир. Этот род уходит, как и тот, что ушел до него.

(3) Говорится о дивном умножении Израиля в Египте (ст. 7). Дабы выразить сие, здесь употреблены четыре слова: расплодились и размножились, как рыбы или насекомые, и так возросли и, будучи в целом крепкими и здоровыми, усилились чрезвычайно, что чуть не превзошли числом уроженцев той земли, ибо она повсеместно была заполнена потомками Израиля, по крайней мере Гесем их собственный удел. Обратите внимание:

[1] Хотя, вне всякого сомнения, они еще раньше значительно умножились, похоже, только после смерти Иосифа заметили, что умножение сие было чрезвычайным. Поэтому, когда народ лишился преимуществ покровительства Иосифа, Бог сделал так, что защитой потомкам Израиля стала их численность, и народ обрел способность лучше, чем прежде, стоять за себя. Если Бог сохраняет нам наших друзей и родственников, когда мы более всего в них нуждаемся, и забирает их в лучшие времена, воздадим должное Его мудрости и не будем сетовать на Его строгость к нам. После смерти Христа, нашего Иосифа, Его евангельский Израиль стал заметно увеличиваться: Его смерть повлияла на сей рост, она была подобна сеянию пшеничного зерна, которое, если умрет, принесет много плода (Ин 12:24).

[2] Это дивное увеличение было исполнением обетования, данного отцам народа намного раньше. От момента призвания Авраама, когда Бог впервые сказал, что произведет от него великий народ, до освобождения его потомства из Египта прошло 430 лет; в течение первых 215 из них народ увеличился только до семидесяти, тогда как во время второй половины эти семьдесят умножились до 6100 воинов. Следует заметить:

(а) Подчас Божий промысел может долгое время казаться далеким от обетований Всевышнего и противоречащим таковым, дабы испытать веру Его народа и возвеличить силу Господа.

(б) Хотя порою исполнение Божьих обетований медленно, оно всегда верно; говорит о конце и не обманет (Авв 2:3).

Стихи 8−14. В конечном счете земля Египта становится здесь для Израиля домом рабства, несмотря на то, что до сих пор была для народа удачным пристанищем и местом обитания. Следует заметить: место нашего блаженства вскоре может стать местом нашей скорби, а самым тяжким крестом оказаться то, о чем мы говорили: «он утешит нас…» Нашими заклятыми врагами могут стать те, чьи родители были нам верными друзьями; более того, те, кто любил нас, могут нас и возненавидеть; поэтому перестаньте надеяться на человека и ни о каком месте по эту сторону неба не говорите: «это покой мой навеки». Здесь обратите внимание:

I. Какие обязательства были возложены на народ Израиля после забвения о высоком положении Иосифа: и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (ст. 8); это случилось после того, как на престоле побывало несколько царей во времена Иосифа, которого любили все знавшие его и ради него были добры к его родственникам. Но вскоре после смерти Иосиф был забыт, и памяти о его заслугах либо не сохранили, либо не приняли во внимание; таковые уже не имели веса на советах египтян. Следует заметить, что самое лучшее, самое полезное и достойное служение для людей вспоминается редко, когда речь идет о том, чтобы вознаградить совершившего, помнить о нем или о потомках после его смерти (Еккл 9:5, 15). Поэтому наибольшей нашей заботой должно быть служение Богу, стремление угодить Тому, в ком нет неправедности, чтобы (в отличие от людей) забыть дело наше и труд любви (Евр 6:10). Если мы работаем только для людей, наши дела впоследствии умрут вместе с нами, а если работаем для Бога, то дела наши последуют за нами (Откр 14:13). Этот царь Египта не знал Иосифа; и после него восстал еще один, который имел дерзость заявить: «Я не знаю Господа…» (Исх 5:2). Следует заметить: тот, кто не помнит прочих своих благодетелей, рискует забыть Верховного Благодетеля (1Ин 4:20).

II. Защитой каких государственных интересов объяснялось ужесточение обращения с народом Израиля (ст. 9−10).

1. Народ Израиля представлен более многочисленным и сильным, чем египтяне; конечно, это было не так, но царь Египта, вознамерившись угнетать этот народ, внушил такую мысль, дабы в народе сем увидели некого великана.

2. Поэтому пришли к выводу, что, если не позаботиться о том, чтобы держать потомков Израиля под контролем, они станут опасными для правительства и во время войны объединятся с врагами и восстанут за независимость от египетских властей. Следует заметить, что такова типичная политика гонителей представить Израиль Божий опасным народом, вредным для царей и областей, не достойным доверия, более того, не заслуживающим терпимого отношения, дабы у гонителей был предлог для варварского обращения с Божьим народом (Езд 4:12 и далее; Есф 3:8). Обратите внимание, что гонители боялись, как бы народ не вышел из земли, возможно, услышав разговоры о данном его отцам обетовании о том, что народ поселится в Ханаане. Следует заметить, что происки врагов Церкви направлены на поражение Божьих обетований Церкви; но тщетно, ибо Божья воля непоколебима.

3. Поэтому здесь предложена стратегия, направленная на предотвращение дальнейшего увеличения Израиля: перехитрим же его, чтобы он не размножался. Следует заметить:

(1) Умножение Израиля главная скорбь Египта, на борьбу с которой направлены все силы и хитрости ада.

(2) Поступая нечестиво, люди склонны думать, что действуют мудро. Но в конечном счете перед всеми людьми откроется безумие греха.

III. К каким мерам угнетения Израиля и контроля над его ростом прибегли египтяне (ст. 11, 13−14). Израильтяне настолько миролюбиво и безобидно себя вели, что египтянам было трудно найти какой-либо повод развязать против них войну и тем самым ослабить их, поэтому (1) они позаботились о том, чтобы держать потомков Израиля в нужде, ставя перед ними тяжелые задания, которые (существует такое мнение) и составляли часть тяжких работ, которыми их изнуряли.

(2) Таким образом они выбрали действенную стратегию, направленную на порабощение этого народа. Похоже, израильтяне были по сравнению с египтянами намного более трудолюбивым и работоспособным народом, поэтому фараон позаботился, чтобы они были заняты как в строительстве (возводили ему города для запасов), так и в сельском хозяйстве, вплоть до всякой работы полевой; и этого требовали от них крайне строго и жестоко. Употребленные здесь слова и фразы, описывающие положение Божьего народа, не могут оставить нас равнодушными. Над людьми были поставлены начальники работ, у которых было указание не только загрузить, но и изнурять их тяжкими работами и придумывать, как заставить их скорбеть. Сынов Израилевых не только принуждали служить, чего было бы вполне достаточно для блага фараона, но и с жестокостью принуждали к работам, чтобы жизнь для них стала горька, стараясь тем самым [1] сломить дух народа, лишить его всякой искренности и великодушия.

[2] Нанести вред здоровью людей, сократить их дни, уменьшить численность.

[3] Отбить у них желание вступать в брак, иначе их дети будут рождаться для рабства.

[4] Заставить их отказаться от осознания себя евреями и смешаться с египтянами. Таким образом фараон надеялся стереть из памяти имя Израиля. И следует опасаться того, что угнетение, которому был подвергнут народ, имело для него печальные последствия: многие из израильтян примкнули к египтянам в поклонении идолам, ибо мы читаем, что они служили в Египте иным богам (Нав 24:14); и хотя здесь это не упоминается, мы находим в другом месте Библии (Иез 20:8), что Господь угрожал покарать их за идолослужение, когда они были еще в земле египетской. Однако народ сохранил свою индивидуальность, не смешался с египтянами и благодаря своим обычаям отделился от таковых, что было от Господа, и дивно в очах наших.

IV. Дивное увеличение израильтян, невзирая на угнетение, под которым они стенали (ст. 12): но чем более изнуряли его, тем более он умножался, к великому сожалению и досаде египтян. Следует заметить, (1) что времена скорби зачастую становятся временами роста Церкви: Sub pondere crecsit — под гнетом растет. Более всего христианство распространялось, когда было гонимо: кровь мучеников была зерном Церкви.

(2) Те, кто совещается против Господа и Его Израиля, замышляют тщетное (Пс 2:1) и делают сие к тем большей своей досаде: земля и ад не способны умалить того, кого возвеличит небо.

Стихи 15−22. Негодование египтян по поводу увеличения Израиля, несмотря на все возложенные на него тяготы, подтолкнуло их в конечном счете к наиболее варварским и бесчеловечным мерам угнетения умерщвлению его детей. Странно, что вместо того, чтобы возбудить конфликт со взрослыми, для которого они могли бы найти повод, египтяне выбрали кровавую расправу над младенцами, чья невиновность не подвергалась сомнению; и это был грех, который им пришлось скрывать. Следует заметить:

(1) В растленном человеческом сердце жестокости больше, чем это можно себе представить (Рим 3:15−16). Вражда против семени жены, заложенная в семени змея, отторгает от людей саму человечность и заставляет их забыть всякую жалость. Трудно поверить, что человек вообще способен на такое варварство и кровожадность, которые были присущи гонителям Божьего народа (Откр 17:6).

(2) Даже признание невиновным не служит защитой против старой вражды. Какая вина на крови новорожденного младенца? Тем не менее ее проливают расточительно, как воду, и с наслаждением высасывают, как будто это молоко или мед. Фараон и Ирод привели достаточно доказательств, что являются деятелями от имени большого красного дракона, который стал, чтобы пожрать младенца (Откр 12:3−4). Пилат отдал Христа на распятие после того, как признал, что не нашел в Нем никакой вины. Хорошо еще, что убийство тела это все, на что способен человек. Здесь фараон подписывает два кровавых указа на уничтожение всех младенцев мужского пола, рожденных у евреев.

I. Повивальным бабкам приказали умерщвлять их. Обратите внимание (1) на отданные им приказы (ст. 15−16). Жестокость задуманной казни усугублялась тем, что палачами становились именно повивальные бабки; ибо сие значило обязать их предать доверие и уничтожить тех, кого они брались спасать и кому должны были помогать, что стало бы не только пролитием крови, но и вероломством. Подумал ли фараон о том, способна ли женщина на такую жестокость и позволит ли себе такое низкое коварство представительница этого ремесла? Следует заметить: кто сам жесток, тот подозревает в жестокости или наделяет этим качеством других. В планы фараона входило тайно привлечь повивальных бабок к удушению младенцев мужского пола сразу после их рождения, объясняя смерть трудными родами или каким-либо типичным в этой ситуации несчастным случаем (Иов 3:11). Здесь названы имена двух повивальных бабок, которых фараон привлекал данным приказом к участию в заговоре; и, возможно, в то время, то есть более чем за восемьдесят лет до выхода евреев из Египта, этих двоих было достаточно для всех еврейских женщин, по крайней мере для тех, что проживали близ царского двора, а таковых было много, как видно из Исх 2:5−6, и они более всего беспокоили фараона. Писание говорит о повивальных бабках Евреянок, возможно, не потому, что они сами были еврейками (ибо, несомненно, что фараон вряд ли бы ждал от них такой жестокости по отношению к своим же соплеменникам), но потому, что они обычно оказывали помощь еврейкам; и поскольку сами были египтянками, то фараон надеялся их убедить.

(2) На благочестивое неподчинение этому нечестивому приказу (ст. 17). Повивальные бабки боялись Бога, почитали Его закон и страшились Божьего гнева более, чем гнева фараона, и поэтому оставили в живых многих младенцев мужского пола. Следует заметить, что, если приказы людей каким-то образом противоречат повелениям Господа, мы должны повиноваться Богу, а не людям (Деян 4:19, 29). Никакая власть на земле не является для нас основанием, а тем паче не может обязать нас грешить против Бога нашего главного Господина. Кроме того, там, где Божий страх владычествует в сердце, он убережет это сердце от сетей, расставленных чрезмерным страхом пред людьми.

(3) Как они оправдывают свое неподчинение, когда им вменяют таковое в преступление (ст. 18). Они приводят причину, которую, похоже, им дает благодатное обетование Божье, якобы приходят слишком поздно для исполнения приказа дети вообще успевают родиться до их прихода (ст. 19). Я не вижу причины для сомнения в истинности сего; очевидно, тогда евреи пребывали под необычным благословением умножения, которое вполне могло иметь и такое следствие, что роды у женщин протекали быстро и легко, и что матери и младенцы были бодрыми и редко нуждались в помощи повивальных бабок, которые это заметили и приписали персту Божьему, а посему осмелились ослушаться царя ради тех, кому так благоволит небо, и тем же оправдались перед фараоном, когда тот призвал их к ответу. Некоторые из древних иудеев объясняют это следующим образом: перед приходом повивальных бабок они молились своему Небесному Отцу, и Он отвечал им, и они рожали. Следует заметить, что Бог скорее, чем другие помощники, приходит поддержать Свой народ в бедствии и часто ожидает их с благословениями по благости Своей; такие избавления от Всевышнего возлагают на Его народ особо сильные обязательства.

(4) На воздаяние Божье повивальным бабкам за их чуткое отношение к Его народу: «За сие Бог делал добро повивальным бабкам» (ст. 20). Следует заметить, что Господь не замедлит вознаградить кого-либо за любое доброе дело для Его народа, принимая таковое как доброе дело для Себя. В частности, Он устроял домы повивальных бабок (ст. 21), созидал их семьи, благословлял их детей, давал им успех во всех делах. Следует заметить, что за служение на пользу Божьего Израиля часто воздается добром. Повивальные бабки поддержали дома израильтян, и в награду за это Господь устроял домы их. Примите во внимание, что это вознаграждение связано с принципом, которым они руководствовались: и так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. Следует заметить, что религия и благочестие добрые друзья материального благополучия: страх Божий в доме будет способствовать его устроению и утверждению. Доктор Лайтфут понимает это так: за свое благочестие они вышли замуж за израильтян и способствовали устроению еврейских семей.

II. Когда замысел фараона не возымел действия, тот дал всеобщий указ всему своему народу топить всех младенцев мужского пола у евреев (ст. 22). Мы можем предположить, что существовало суровое наказание для любого, кто знал о рождении сына у израильтян, но не сообщил тем, на кого была возложена обязанность бросить мальчика в реку. Следует заметить, что враги Церкви и по сей день отличаются неутомимостью в своих стараниях угнетать святых Всевышнего (Дан 7:25). Но Живущий на небесах посмеется над ними (см. Пс 2:4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.