Исход 30 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 «Сделай алтарь из дерева акации для приношения благовонного курения.
2 Сделай его квадратным: полметра в длину и полметра в ширину, а высотой в 1 метр. На четырёх углах его будут рога, они должны составлять единое целое с алтарём.
3 Покрой его верх и стороны чистым золотом и сделай золотое обрамление вокруг алтаря.
4 Два золотых кольца должны быть под обрамлением, и два золотых кольца должны быть на противоположных сторонах алтаря. В эти золотые кольца будут вставляться шесты, чтобы носить на них алтарь.
5 Шесты сделай из дерева акации и покрой их золотом.
6 Поставь алтарь перед завесой, позади которой стоит ковчег Соглашения. Алтарь будет перед крышкой, которая находится над Соглашением. В этом месте Я приду к тебе.
7 Каждое утро, когда Аарон будет готовить лампады, он должен сжечь на алтаре благовонные курения,
8 и вечером, когда будет проверять лампады, он снова должен будет сжечь эти благовония, чтобы они курились перед Господом вечно, изо дня в день.
9 Не приносите на этом алтаре никаких других курений. Не сжигайте на нём приношения сожжением и не приносите на нём ни хлебного приношения, ни приношения возлиянием.
10 Один раз в год Аарон должен приносить Господу особую жертву. Он будет смывать людские грехи кровью приношения над рогами алтаря. Этот день будет особым днём для Господа, называемым днём Искупления».
11 Господь сказал Моисею:
12 «Пересчитывай израильский народ, чтобы знать, сколько всего людей. При этом исчислении пусть каждый даст за себя выкуп Господу. Если все будут делать это, то с народом не случится ничего ужасного.
13 Каждый сосчитанный должен заплатить полшекеля согласно установленной мере, который весит 20 гер. Эти полшекеля — приношение Господу.
14 Всякий, кому от 20 лет и старше, должен быть сосчитан, и каждый сосчитанный должен дать Господу это приношение.
15 Богатые не должны давать больше, чем полшекеля, а бедные не должны давать меньше, чем полшекеля, все должны давать Господу одинаковое приношение — это будет выкуп за их жизнь.
16 Собирай эти деньги с израильского народа и трать их на служение в шатре собрания. Этот выкуп будет напоминанием Господу о Его народе, для искупления их жизней».
17 Затем Господь сказал Моисею:
18 «Сделай бронзовую чашу, поставь её на бронзовую подставку и пользуйся ею для омовений. Поставь чашу между шатром собрания и алтарём и наполни её водой.
19 Пусть Аарон и его сыновья омывают руки и ноги водой из этой чаши.
20 И каждый раз, когда они входят в шатёр собрания или подходят к алтарю, они должны омыть себя водой, и тогда не умрут.
21 И чтобы не умереть, они должны омывать руки и ноги. Таким будет закон на веки вечные для Аарона и его потомков. В будущем это будет вечный закон для всего рода Аарона».
22 После этого Господь сказал Моисею:
23 «Возьми самые лучшие благовония: возьми 6 килограммов жидкой мирры, половину этого количества, то есть 3 килограмма, благовонной корицы, 6 килограммов ароматного тростника и 6 килограммов кассии.
24 Возьми установленную меру всего этого и 4 литра оливкового масла.
25 Смешай всё это и получится благоуханный елей помазания.
26 Окропи этим елеем шатёр собрания и ковчег Соглашения в знак их особого назначения.
27 Окропи елеем стол и всю посуду, которая на столе, светильник и все его принадлежности, а также и алтарь, предназначенный для благовонного курения.
28 Окропи этим елеем всё, что на алтаре, всё, предназначенное для сожжения жертвоприношений Богу, а также чашу и подставку под ней.
29 Освяти их, и они станут особыми для Господа, и всё, что коснётся этих предметов, также освятится.
30 Окропи елеем Аарона и его сыновей в знак того, что они избраны из народа служить Мне священниками.
31 Скажи израильскому народу, что елей помазания — священное помазание, им должны пользоваться только для Меня.
32 И пусть никто не пользуется этим елеем как обычным благовонием; не приготовляй никакого другого благовония тем же способом, каким приготовишь этот особый елей. Этот елей — святыня и должен быть святыней для вас.
33 И если кто приготовит благовоние, подобное этому священному елею, и помажет им человека, не являющегося священником, тогда изгоните того из его народа».
34 И сказал Господь Моисею:
«Возьми поровну камедь, оних, халван и чистый ладан.
35 Смешай все благовонные специи вместе, чтобы получилось курение. Приготовь его точно так, как делают составители благовоний, и подмешай в это курение соль. Она очистит его и освятит.
36 Истолки часть этого благовония в тонкий порошок и положи порошок перед Соглашением в шатре собрания, так как в том месте Я приду к тебе. Пользуйтесь этим благовонным порошком только по особому случаю.
37 И это будет святыней для Господа. Приготовь это благовоние особым способом и не используй этот метод при приготовлении никакого другого курения.
38 Если же кто захочет сделать для себя немного такого благовония, чтобы насладиться его запахом, изгоните того человека из его народа».

Толкование Мэтью Генри

Моисей в данной главе получает дальнейшие наставления:

(I) О жертвеннике для приношения курений (ст. 1−10).

(II) О денежном выкупе, который израильтянам надлежало платить во время исчисления (ст. 11−16).

(III) О медном умывальнике, который устанавливался для омовения священников (ст. 17−21).

(IV) О составе и употреблении мира для помазания (ст. 22−33).

(V) О благовониях и курительном составе, который надлежало сжигать на золотом жертвеннике (ст. 34 и далее).

Стихи 1−10. I. Указания в отношении жертвенника для приношения курений таковы:

(1) Его надлежало сделать из дерева и покрыть золотом, чистым золотом; он должен быть высотой около ярда и со сторонами по пол-ярда, с рогами по углам, с золотым венцом вокруг, с золотыми кольцами и шестами для удобства при перемещении (ст. 1−5). Не похоже, чтобы к жертвеннику прилагалась решетка, куда падал пепел, чтобы можно было его убирать; но при сжигании курительного состава приносили золотое кадило с углями, помещали его над жертвенником, в этом кадиле сжигали курение и с ним убирали все угли, так что ни угли, ни пепел на жертвенник не падали. Размеры жертвенника для курений в храме Иезекииля вдвое больше, чем здесь, и там он назван жертвенником деревянным (Иез 41:22); о золоте упоминания нет, что символизирует: курение в евангельское время должно быть духовным, поклонение простым, а служение Богу расширенным, ибо на всяком месте будут приносить фимиам (Мал 1:11).

(2) Его надлежало поместить перед завесой, с наружной стороны сей линии раздела, напротив крышки ковчега, находившегося внутри завесы (ст. 6). Ибо, несмотря на то что служивший у жертвенника не мог видеть крышки ковчега, потому что его скрывала завеса, тем не менее он должен смотреть в сторону таковой и туда направлять каждение; это учит нас: хотя мы и не видим плотскими глазами престола благодати, этого благословенного места милосердия (ибо сей престол столь славен, что Бог из сострадания к нам утаивает его от взора, покрывая облаком), но нам надлежит располагаться перед ним в молитве веры, направляя к нему нашу молитву и глядя вверх.

(3) Аарону надлежало сжигать благовонное курение на этом жертвеннике каждое утро и каждый вечер, около половины фунта за раз, чтобы не только устранить зловоние сжигаемой каждый день на медном жертвеннике плоти, но и почтить Бога, а также показать, что Ему угодно служение Его народа и что людям следует находить удовольствие в служении Господу (ст. 7−8). Как приношения на медном жертвеннике совершались для искупления того, что было неугодно Богу, так и на этот жертвенник приносили хорошее, как бы на рассмотрение Господу, чтобы Он принял; ибо две важные вещи, о которых нам надлежит заботиться перед Богом, заключаются в том, чтобы освободиться от вины и быть принятыми праведными в Его глазах.

(4) Ничего, кроме фимиама, нельзя было приносить на этот жертвенник, и никакого другого курительного состава, кроме указанного (ст. 9). Богу надлежит служить именно так, как Он определил, и не иначе.

(5) Сей жертвенник следовало очищать кровью жертвы за грех над рогами его ежегодно в день очищения (ст. 10, см. Лев 16:18−19). Первосвященнику надлежало брать ее с собой по пути, когда он выходил из Святого-святых. Сие подразумевало, что грехи священников, служивших у этого жертвенника, и грехи народа, за который они совершали служение, формально оскверняли жертвенник, и от сего осквернения его должно очищать кровью искупительной жертвы.

II. Сей жертвенник для курений служил прообразом (1) заступничества Христа. Медный жертвенник во дворе был прообразом Христа, умирающего на земле; золотой жертвенник во святилище был прообразом Христа, ходатайствующего на небе, в силу Его искупления грехов. Сей жертвенник располагался перед крышкой завета, ибо Христос всегда является в Божье присутствие за нас; Он наш ходатай пред Отцем (1Ин 2:1), и Его заступничество приятное благоухание для Бога. К этому жертвеннику крепился золотой венец, ибо Христос ходатайствует, будучи царем. «Отче… хочу…» (Ин 17:24).

(2) Поклонения святых, о чьих молитвах сказано, как о направляющихся перед лицом Господа, подобно фимиаму (Пс 140:2). Как дым восходил от курения, так и наши желания к Богу возносятся в молитве, будучи зажженными от огня святой любви и наших благочестивых чувств. Когда священник сжигал курительный состав, народ молился (Лк 1:10), что символизирует: молитва есть истинный фимиам. Сие курение совершалось ежедневно и было постоянным курением (ст. 8); ибо мы должны молиться всегда, то есть придерживаться установленного для молитвы времени каждый день, по меньшей мере утром и вечером, и никогда не пропускать его, но таким образом молиться непрестанно. Лампады заправлялись или зажигались в то же время, когда курился фимиам, дабы научить нас, что чтение Писания (которое является нашим светом и светильником) часть ежедневной работы и оно должно сопровождать наши молитвы и хвалу. Когда мы беседуем с Богом, нам следует слушать, что говорит нам Господь, и таким образом общение становится полноценным. Поклонение освященных душ угодно Богу, как благоухание приятное; молитвы святых сравниваются с чашами, полными фимиама (Откр 5:8), но только тот курительный состав, который добавляет в них Христос, делает их угодными (Откр 8:3), а также Его Кровь, искупающая вину и прилепляющаяся к нашему лучшему служению. И если сердце и жизнь не святы, то даже курение отвратительно (Ис 1:13), а приносящий таковое то же, что молящийся идолу (Ис 66:3).

Стихи 11−16. Существует мнение, что повторение слов: «И сказал Господь Моисею…» здесь и далее (ст. 17, 22, 34) подразумевает, что Бог сообщал сии правила Моисею на горе не в виде непрерывной лекции, а со множеством перерывов, предоставляя ему время на то, чтобы записать сказанное или, по крайней мере, чтобы оно отложилось в памяти. Христос давал наставления Своим ученикам так, чтобы те были способны им внимать. Моисею здесь дано указание собирать с народа деньги путем переписи, столько-то с человека на служение в скинии. Сие ему надлежит делать при исчислении людей. Существует мнение, что это относилось только к первому исчислению ко времени, когда скиния устанавливалась, и что этот налог должен был возместить недостающее от добровольных пожертвований для завершения работы или, скорее, для начала служения в скинии. Согласно другому мнению, сие повторялось всякий раз при критическом положении и при исчислении народа и что Давид согрешил в том, что не потребовал сего налога, когда исчислял народ. Однако многие из иудейских писателей и просто иудеев придерживаются мнения, что сей взнос был ежегодным, а введен был, когда Моисей впервые исчислил народ. Этой данью были и те дидрахмы, которые заплатил Христос, дабы не соблазнились противники (Мф 17:27), и тогда же Он привел веское основание, почему Ему надлежит быть свободным от сего налога. В каждом городе назначались люди для сбора сей платы ежегодно. Итак:

(1) Налог, который полагалось платить, составлял полсикля, около пятнадцати пенсов на наши деньги. Богатые не должны были давать больше, и бедные не должны давать меньше (ст. 15), что подразумевает: души богатого и бедного одинаково драгоценны и Бог нелицеприятен (Деян 10:34; Иов 34:19). В других случаях люди должны жертвовать в соответствии со своими возможностями, но этому приношению для выкупа души надлежало быть одинаковым для всех, ибо богатый имеет такую же нужду во Христе, как и бедный, и бедный столь же желанен для Него, как и богатый. И тот и другой делали одинаковый вклад на поддержание служения в храме, потому что оба были равным образом заинтересованы в таковом и получали равное благо. Во Христе и в Его таинствах богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь; того и другого искупил Господь Христос (Притч 22:2). Иудеи говорят: «Если человек отказывался платить эту дань, он не включался в искупление».

(2) Сей налог надлежало платить как выкуп за душу, чтобы не было между ними язвы губительной. Таким образом люди признавали, что получили свою жизнь от Бога и лишились права на жизнь в Его пользу, что они уповают на Его власть и терпение, дабы продлились их дни; и таким образом они платят дань уважения Господу своей жизни и уменьшают те язвы, которых заслуживают их грехи.

(3) Деньги, собранные таким образом, надлежало расходовать на служение в скинии (ст. 16); на них покупали жертвенных животных, муку, фимиам, вино, елей, масло для светильников, соль, одежды для священников и прочие вещи, в которых было заинтересовано все собрание. Следует заметить: получающие благо от Божьей скинии должны с готовностью брать на себя расходы по ее содержанию и не жалеть денег на необходимые издержки для богослужения. Так нам надлежит почитать Господа своим имением и считать, что наилучшие вложения это вложения в служение Богу. На самом деле деньги не могут стать искуплением для души, но могут быть употреблены в честь Того, Кто совершил искупление, и для поддержания Евангелия, коим сие искупление прилагается.

Стихи 17−21. Здесь даны указания (1) об изготовлении умывальника, или купели, из меди большого сосуда, вмещавшего достаточно много воды, который надлежало установить рядом со входом в скинию (ст. 18). Медное подножие, предположительно, было задумано таким образом, чтобы принимать воду, которая выпускалась туда из умывальника по желобу или носику. Тогда у израильтян был умывальник только для омовения священников, теперь же у нас есть источник, открытый Иуде и Иерусалиму для омытия (Зах 13:1), неиссякаемый источник воды живой, поэтому, если мы остаемся в своих нечистотах, то лишь по собственной вине.

(2) О пользовании этим умывальником. Аарон и его сыновья должны омывать из сего умывальника руки и ноги всякий раз, приступая к служению, по крайней мере, каждое утро (ст. 19−21). С этой целью в умывальник каждый день наливали чистую воду. Несмотря на то что они всегда дочиста мылись у себя дома, этого было недостаточно; они должны омыться из умывальника, ибо таковой был определен для омовения (4Цар 5:12−14). Это должно было [1] научить их чистоте во всяком служении, чтобы они прониклись благоговением перед Божьей святостью и опасались осквернения грехом. Им надлежало омыться и сделаться чистыми не только во время первого посвящения, но омываться и содержать себя в чистоте, когда бы они ни приступали к служению. Только тот станет на святом месте Господа, у кого руки неповинны и сердце чисто (Пс 23:3−4).

[2] Научить нас, кому надлежит ежедневно служить Богу, каждый день обновлять наше раскаяние во грехе и с верою прилагать Кровь Христа к своим душам для прощения; ибо каждый день мы много согрешаем и оскверняемся (Ин 13:8, 10; Иак 3:2). Такую подготовку нам надлежит проходить перед священными таинствами. Очистите руки… исправьте сердца и только тогда приблизьтесь к Богу (Иак 4:8). На этот закон ссылается Давид: «Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи» (Пс 25:6).

Стихи 22−38. Здесь даны указания о составе мира для священного помазания и фимиама, которые предстояло использовать в служении в скинии. Сими надлежало почитать Бога, и поэтому Ему было угодно дать указания по их изготовлению; ибо ничто не приходит к Богу, кроме того, что исходит от Него.

1. Здесь указано, из каких ингредиентов надлежало составить миро для священного помазания, и предписано количество таковых (ст. 23−25). Между толкователями нет единого мнения относительно составляющих; вообще, мы уверены, что сии были наилучшими и наиболее подходящими своему назначению, иначе и быть не могло, если Божья мудрость определила их для Божьей чести. Миро надлежало составить secundum artem искусством составляющего масти (ст. 25). Пряности, в целом составлявшие приблизительно половину сотой веса, надлежало настоять на оливковом масле, которого должно быть около пяти-шести кварт, а затем отфильтровать, оставив маслу восхитительное благоухание. Этим миром надлежало помазать Божий шатер и все его принадлежности; его также надлежало использовать при посвящении священников (ст. 26−30). Так должно продолжаться в роды сынов Израилевых (ст. 31). Иудейское предание гласит, что это же миро, приготовленное Моисеем, сохранилось почти до пленения. Однако епископ Патрик доказывает слишком малую вероятность правдивости сего предания и предполагает, что миро изготавливали повторно согласно приведенному здесь предписанию, ибо таковым был помазан Соломон (3Цар 1:39) и некоторые другие цари; а помазание священников совершалось таким его количеством, что оно стекало по краю их одежд; мы также читаем об изготовлении мира (1Пар 9:30), однако все согласны с тем, что во втором храме совсем не было священного мира, предположительно, из-за бытовавшего тогда мнения, что изготовление такового незаконно, провидение же устранило этот недостаток, предвестив лучшее помазание Святого Духа в евангельское время, разнообразные дары Которого имели своим прообразом благовонные составляющие мира. Дабы показать превосходство святости, в скинии было нечто в высшей степени приятное для глаз и благоуханное. Об имени Христа сказано, как о разлитом мире (Песн 1:2), и доброе имя христиан лучше дорогой масти (Еккл 7:1).

2. Подобным же образом и фимиам, сжигавшийся на золотом жертвеннике, готовился из ароматных пряностей, хотя и не из таких редких и дорогостоящих, как составлявшие миро для помазания (ст. 34−35). Курительный состав изготавливали раз в году (по словам иудеев), по фунту на каждый день года и на три фунта больше на День очищения. При употреблении фимиам нужно было мелко истолочь: таким же образом Господу было угодно сокрушить Искупителя в благоухание приятное, когда Он приносил Себя в жертву.

3. Относительно сих двух приготовлений здесь дан одинаковый закон (ст. 32−33, 37−38), чтобы то же самое не изготавливали для употребления в быту. Таким образом Богу было угодно сохранить в душах людей благоговение перед Его собственными установлениями и научить их не осквернять и не злоупотреблять вещами, посредством которых открывается Господь, как поступали те, кто воображал, что владеет (играя ради забавы) музыкальными орудиями, как Давид (Ам 6:5). Шутить со священным значит открыто выступать против Бога, в особенности когда речь идет о насмешках или легкомысленном отношении к Божьему Слову и таинствам (Мф 22:5). То, что имеет особое значение для Господа, не должно употребляться как нечто обыденное.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.