Песнь Соломона 1 глава

Песнь Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Наипрекраснейшая из песен Соломона. Покрой меня всю поцелуями, потому что любовь твоя слаще вина.
2 Прекрасны твои благовония, но имя твоё слаще лучших духов. Поэтому тебя девушки любят.
3 Возьми меня с собою! Давай убежим! Царь ввёл меня в свои палаты. Мы возрадуемся и будем счастливы с тобой. Помни, любовь твоя слаще вина, поэтому девушки любят тебя.
4 Дочери Иерусалима, я смугла и прекрасна, смугла, словно шатры Кедара и Салмы.
5 Не смотрите, что я так смугла, потому что так солнце окрасило меня. Мои братья на меня разгневались, заставили работать в своих виноградниках, и поэтому я о себе позаботиться не смогла.
6 Люблю тебя всем сердцем. Не сбиваясь с моего пути, я буду искать тебя среди отар твоих друзей.
7 Ты такая красавица и, безусловно, знаешь, что делать. Иди следами овец, паси своих козлят у шатра пастуха.
8 Возлюбленная, более влекущая, чем любая кобылица среди жеребцов в фараоновой колеснице. Они убраны великолепными украшениями, а шеи их в ожерельях прекрасных.
9 Прекрасны щёки твои, обрамлённые золотом. Шея твоя прекрасна в узорах серебра.
10 Вот украшения для тебя: золотые подвески и серебряное ожерелье.
11 Запах моих духов достигает царя на его ложе.
12 Мой возлюбленный словно мешочек мирры, всю ночь возлежащий меж грудей моих.
13 Мой возлюбленный как гроздь хины среди виноградников Ен-Геди.
14 Ты прекрасна, возлюбленная, ты прекрасна, глаза твои голубкам подобны.
15 Ты прекрасен, возлюбленный мой, и так пленителен. Наше ложе из травы свежо и чудесно.
16 Кедры — перекладины нашего дома, а стропила — из елей.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе, сразу за названием книги, речь идет о Христе и Его Церкви, о Христе и верующем; звучат слова, выражающие взаимный пиетет.

I. Невеста — Церковь — обращается к Жениху (ст. 1−3), к дочерям Иерусалимским (ст. 4−5), затем снова к Жениху (ст. 6).

II. Христос — Жених — дает ответ на сетования и просьбы Своей невесты (ст. 7−10).

III. Церковь говорит о том, как она ценит Христа, и о радости, которую испытывает от общения с Ним (ст. 11−13).

IV. Христос хвалит Церковь за красоту (ст. 14).

V. В ответ Церковь хвалит Христа (ст. 15−16). Эта песнь способна разжечь сильное пламя из любого огонька искренней любви ко Христу, если таковой имеется в сердце.

Название книги1

Название книги сообщает:

1. О ее сути; это — песня, ибо именно поэзия песни поможет автору наилучшим образом воплотить свои намерения, а именно — оживить и воспламенить чувства. Тема приятна, а посему вполне может быть изложена в виде песни, исполняя которую мы воспеваем в сердцах наших Господу. Эта песнь — евангельская, ибо именно времени благовестия предстоит стать временем радости, ибо именно евангельская благодать вкладывает в наши уста новую песнь (Пс 97:1).

2. О ее высоком положении; это — песнь песней, наипревосходнейшая песня, стоящая не только над произведениями других людей или над всеми песнями, написанными Соломоном, но даже над другими песнями Писания, ибо более всех повествует о Христе.

3. О том, кто ее записал; эта песнь — Соломонова. Она написана рукою не какого-нибудь глупца, как многие песни о любви, но принадлежит перу мудрейшего из людей; более того, никто не приведет лучшего доказательства своей мудрости, иначе как воспевая любовь Божью к людям и воспламеняя собственную, а также любовь других верующих к Господу. Песней Соломона было тысяча и пять (3Цар 4:32); те, что были посвящены другим темам, утеряны, сия же, воспевающая неземную любовь, пребудет во веки веков. Соломон, как и его отец, сильно увлекался поэзией и, каким бы ни был его талант, должен был старательно поклоняться с его помощью Господу и назидать Церковь. Одним из имен Соломона было Иедидиа — возлюбленный Господа (2Цар 12:25); а кому же еще более всего подобает писать о Божьей любви, как не тому, кто сам этой любовью весьма облагодетельствован. Никто из апостолов не писал так много о любви, как возлюбленный ученик, который лежал на груди Христа. Соломон, будучи царем, должен был решать и вершить великие дела, занимавшие его мысли и время, тем не менее он находит и досуг, и желание для этого и других видов поклонения. Человек дела обязан быть благочестивым и не оправдывать своей занятостью нежелание уделять время наиважнейшему делу каждого человека — поддержанию общения с Господом. Точно установить, когда Соломон написал эту священную песнь, невозможно. Существует мнение, что это имело место после того, как он Божьей благодатью исцелился после отступничества и решил доказать искренность своего покаяния, как будто благо, которое данная песнь несла многим людям, искупило бы вред, возможно, причиненный его пустыми и легкомысленными любовными песнями, написанными в то время, когда Соломон любил всех своих чужестранных жен; теперь же он направляет свою мудрость в нужное русло. Но более вероятно, что Песнь была написана в самом начале, когда Соломон был близок к Господу и поддерживал с Ним общение. И возможно, царь отдал эту песнь, вместе с псалмами своего отца, в руки начальнику хора для служения в храме, снабдив ее объяснениями для правильного разумения. Также существует мнение, что Песнь песней была написана по случаю бракосочетания Соломона с фараоновой дочерью, хотя это сомнительно: полагают, что башня Ливанская, упомянутая далее в этой книге (Песн 7:5), была построена много позже свадьбы, о которой идет речь. Было бы разумно предположить, что, когда на пике своего благополучия Соломон возлюбил Господа (3Цар 3:3), он именно таким образом служил Господу Богу своему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего. Возможно и такое толкование названия книги: Песнь песней, касающаяся Соломона, который как сын и преемник Давида, наследовавшего завет о царстве, как основатель храма, как мудрейший и богатейший, служил прообразом Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения, но Который больше Соломона; поэтому-то и песнь о Нем. Расположение Песни песней после книги Екклесиаста весьма обоснованно: окончательно убедившись в суетности твари и ее неспособности удовлетворить нас и сделать счастливыми, мы обретаем сильное побуждение искать счастье в любви Христа — во все превосходящем истинном наслаждении, которое можно найти только в общении с Богом через Христа. Глас в пустыне, которому надлежало приготовить путь Христу, возопил: «Всякая плоть — трава».

Стихи 1−5. Здесь описано первое появление невесты в этой драматической поэме и ее слова, обращенные сначала к жениху, а потом — к дочерям Иерусалима.

I. Слова к жениху, без упоминания имени или звания, но с неожиданным началом: «Да лобзает он меня…»; подобно тому как Мария Магдалина обратилась к человеку, принятому ею за садовника: «…если ты вынес Его…», имея в виду Христа, но не называя Его имени (Ин 20:15). Перед этим сердце было переполнено мыслями о Нем, и эти мысли непосредственно предшествовали слову — слову благому, излившемуся из сердца (Пс 44:2). Тот, кто сам преисполнен Христом, готов думать то же самое и о других. Невеста желает двух вещей и утешает себя мыслью о них:

1. Дружбы с женихом: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих, то есть пусть помирится со мной и даст мне об этом знать; да будет у меня знак его расположения» (ст. 1). Так Ветхозаветная Церковь жаждала явления Христа во плоти, дабы не пребывать более под законом, как под детоводителем, под заповедью уз и страха, но принять Божью благодать с Евангелием, в котором Господь примиряет мир с Собою, перевязывая раны и исцеляя уязвленных и пораженных законом; подобно тому как мать целует дитя, побранив его. «Да пусть Он не посылает ко мне никого, но придет Сам, не говорит со мной через ангелов и пророков, но да услышу я слова уст Его — слова благодати (Лк 4:22), которые станут для меня лобзанием уст, верным знаком примирения, как лобзание Исавом Иакова». Все наши обязательства по Евангелию сводятся к одному — поцеловать Сына (Пс 2:12); и вся евангельская благодать заключается в Его, дарованном нам, поцелуе, подобно тому как отец поцеловал блудного сына, когда тот вернулся с покаянием. Это — поцелуй примирения. Лобзания противопоставлены укоризне (Притч 27:6), так поцелуй благодати противоположен язвам закона. Поэтому все истинно верующие ревнуют о проявлениях любви Христа к своей душе; ничто не осчастливит их сильнее, чем уверенность в Его милости, когда Господь являет им свет лица Своего (Пс 4:7−8), а также знание о Его любви, превышающей всякое ведение; это — то единственное, чего верующие желают (Пс 26:4). Они готовы Святым Духом принять в свои души явления любви Христовой и в благодарность вернуть смиренное исповедание любви к Господу и радости в Нем, которая превыше всего. Плод Его уст — мир (Ис 57:19). «Пусть подарит мне десять тысяч поцелуев, которые побуждают меня желать Его сильнее и сильнее; и, в то время как другие наслаждения горьки и утрачивают со временем свой вкус, наслаждения, дарованные Его Духом становятся только приятнее». Таково мнение епископа Рейнольдса. Невеста обосновывает свое желание рядом причин.

(1) Она очень ценит любовь жениха: ибо ласки твои лучше вина. Вино веселит сердце, оживляет поникший дух и бодрит его, но души, исполненные благодатью, находят в любви ко Христу и в Его любви к ним, в плодах и дарах Его любви, а также в залогах и заверениях в таковой, наслаждение намного большее, чем кто-либо когда-либо испытывал, предаваясь самым изысканным восторгам; любовь Христа и ко Христу оживляет обессилевшую душу намного сильнее, чем самый дорогостоящий бальзам. Следует заметить:

[1] Любовь Христа сама по себе, а также по отношению ко всем святым, ценна и желанна намного больше, чем наилучшие радости, которые может дать этот мир.

[2] Надеяться на лобзание уст Христа и приносящие утешение знаки Его расположения вправе только тот, кто превыше всех услад сынов людских ценит Его любовь; кто скорее откажется от мирских наслаждений, чем лишится Его милости; кто находит больше удовольствия в духовной радости, нежели в плотских развлечениях. Обратите внимание на изменение лица местоимений: да лобзает он меня; здесь невеста говорит о женихе, как об отсутствующем, и как будто бы боится обратиться к нему; но уже следующие слова адресованы тому, кого она видит рядом с собой: ласки твои (или буквально: твоя любовь), «я так сильно ее желаю, потому что очень высоко ценю».

(2) Благодаря благоуханию Его любви и плодов таковой: «От благовония мастей твоих (Твои благодати и утешения приятны и милы всем, кто правильно разумеет их и себя самих), имя твое — как разлитое миро (ст. 2), это верно в отношении Тебя и всего, в чем Ты явил Себя; само имя Твое дорого всем святым; оно — елей и аромат, которому радуется сердце». Когда Христос снял завесу тайны со Своего имени, Он словно открыл сосуд с драгоценным елеем, заполнившим ароматом всю комнату. Проповедь Его Евангелия стала благоуханием познания о Христе на всяком месте (2Кор 2:14). Дух был елеем радости, которым помазан Христос (Евр 1:9), и у всех истинных верующих есть это помазание (1Ин 2:27), поэтому Христос дорог им, а они дороги Ему и друг другу. Доброе имя — это драгоценный елей, но имя Христа ароматнее любого другого. От мудрости, как от елея, блестит лицо; но Искупитель в Своей красе затмевает блеском всех остальных. Теперь имя Христа не закупорено, подобно елею, на долгие времена, как это было раньше («…что ты спрашиваешь о имени Моем? ибо это секрет»), но — как разлитое миро, что означает: по Евангелию благодать дается даром и обильно.

(3) Благодаря чувствам, которые испытывают к Нему все святые души: поэтому девицы любят тебя. Именно любовь Христова, которая излилась в сердца наши, притягивает святых к Господу. Всякий, кто чист от тления греха, кто сохранил целомудрие своего духа и верен обетам, которыми посвятил себя Господу, кто не только не допустит осквернения своих чувств, но и не потерпит уговоров со стороны мира и собственной плоти, тот принадлежит к числу девственников, любящих Иисуса Христа и следующих за Ним, куда бы Он ни пошел (Откр 14:4). И поскольку Христос дорог всем, кто чист сердцем, то пусть Он станет нашим и пусть наши желания будут устремлены к Нему, к лобзаниям уст Его.

2. Общения с женихом (ст. 3). Здесь обратите внимание:

(1) Невеста взывает к Божьей благодати: Влеки меня. Подразумевается ощущение некого отдаления от Жениха, желание воссоединиться с Ним. «Влеки меня к Себе, притяни меня ближе, влеки меня к Себе в дом». Невеста уже помолилась о том, чтобы Жених приблизился к ней (ст. 1), теперь с этой же целью она молится о том, чтобы он привлек ее ближе к Себе. «Влеки меня не только духовным уговариванием, которое здесь присутствует в виде приятного аромата елея, не только притягательностью имени, подобного разлитому миру, но и благодатью свыше, узами человеческими и узами любви» (Ос 11:4). Христос сказал, что никто не придет к Нему, если не привлечет его Отец (Ин 6:44). Мы не только немощны и сами по себе не способны продвинуться дальше того места, куда нам помогли дойти, но и по природе своей склонны медлить и упираться, поэтому-то и должны молиться о влиянии и действии Духа, силой Которого наше нежелание превращается в готовность (Пс 109:3). «Влеки меня, иначе я не тронусь с места; одолей мир и плоть, тянущие меня от Тебя». Нас тянет не ко Христу, а в том направлении, которое приемлемо с точки зрения рациональной твари.

(2) Невеста обещает употребить эту благодать во благо: Влеки меня, и тогда мы побежим за тобою. Видите, как учение об особой и действенной благодати согласуется с нашим долгом, а также сильно обязывает и вдохновляет нас к таковому. Тем не менее всю славу за все то доброе, что есть в нас, воздавать надлежит исключительно Господу. Обратите внимание:

[1] То, что душа устремляется за Христом и готова Ему уступать, является следствием Его благодати; мы не смогли бы бежать за Ним, если бы Он не привлек нас (2Кор 3:5; Флп 4:13).

[2] Мы должны усердно употреблять данную нам Богом благодать во благо. Когда Христос Своим Духом привлекает нас, нам следует всем духом своим бежать за Ним. Господь говорит: «Я сделаю, и вы будете…» (Иез 36:27), а мы должны отвечать: «Ты сделаешь, и мы будем; Ты производишь в нас и хотение, и действие, и поэтому мы будем совершать наше спасение» (Флп 2:12−13); мы не только пойдем — мы побежим за Тобою, что указывает на пыл желания, зрелость чувства, силу стремления и скорость движения. Когда Ты расширишь сердце мое, тогда потеку путем заповедей Твоих (Пс 118:32); когда десница Твоя поддерживает меня, тогда к Тебе прилепилась душа моя (Пс 62:9); когда, являя нам благоволение, Господь нас привлекает (Иер 32:3), нам надлежит с благоволением течь за Ним (Ис 40:31). Обратите внимание на различие между просьбой и обещанием: «Привлеки меня, и тогда мы побежим». Когда Христос изливает Свой Дух на всю Церковь целиком, на Свою невесту, то все ее члены принимают животворящую силу и благодаря этому с огромнейшей радостью спешат за Ним (Ис 55:5). Или же: «Влеки меня, — говорит верующая душа, — и тогда я не только со всей скоростью поспешу за Тобой сама, но и возьму с собою всех своих: мы побежим за тобою, я и все девицы, которые любят тебя (ст. 3), я и все, кто имеет интерес и претерпел воздействие над собою, я и дом мой (Нав 24:15), я и беззаконные, которых научу путям Твоим» (Пс 50:15). Тот, кто устремляется вперед в согласии с Божьей благодатью, увидит, что ревность его поощрила многих (2Кор 9:2). Тот, кто жив, будет и активным. Когда Христос привлек Филиппа, тот, в свою очередь, привлек Нафанаила; их пример достоин подражания, поэтому и мы будем приводить тех, кого не привело слово.

(3) Незамедлительный ответ на молитву невесты: царь привлек, ввел меня в чертоги свои. Этот ответ обретен не столько верою в слово о благодати Христа, сколько ощущением действия Его благодати. Если должным образом будем наблюдать за ответами на молитвы, то обнаружим, что подчас мы еще говорим, а Христос уже слышит (Ис 65:24). Жених — царь, поэтому тем более дивно Его снисхождение к нам, когда Он приглашает нас и оказывает радушный прием, а мы, в свою очередь, имеем весьма весомые основания принять приглашение и побежать за Ним. Бог — Царь, приготовивший брачный пир для Сына Своего (Мф 22:2), позвал на него даже нищих и увечных и распорядился убедить прийти даже самых робких и скромных. Тех, кого привлек Христос, введут не только в Его дворы и чертоги (Пс 44:16), но и в Его приемный зал, в Его с ними потаенное место, где они укроются в Его скинии (Ин 14:21; Пс 27:5; Ис 26:20). Те, что ждут у ворот мудрости, будут введены (буквально — «заставлены прийти») в ее чертоги; будут введены в истину и покой.

(4) Умиротворение, которое невеста находит в оказанной ей царем чести. Итак, будучи введенными в чертоги:

[1] «Мы обретаем желанное. Наши желания увенчались невыразимым восторгом; уходит всякая печаль, и мы будем восхищаться и радоваться. И если день во дворах, то тем паче — час в чертогах — лучше тысячи, даже десяти тысяч где-либо в другом месте». Тот, кто благодатью введен в завет и общение с Господом, имеет все основания, подобно евнуху, продолжать свой путь, радуясь (Деян 8:39), и эта радость расширит сердце и станет нам подкреплением (Неем 8:10).

[2] Любая наша радость должна быть сосредоточена в Господе: «Мы будем восхищаться и радоваться не благовонными маслами и чертогами, но тобою. Только Бог может быть для нас радостью и весельем (Пс 42:4). Нет радости иной, чем во Христе, и за нее мы обязаны нашему Господу». Фраза Gaudium in Domino — «Радуйся в Господе!» служила в древности приветствием, а также — Salus in Domino sempiterna — «Вечное спасение в Господе!»

[3] «Мы сохраним в памяти вкус и аромат Твоей милости и никогда не забудем ее: будем…превозносить ласки твои больше, нежели вино, и не только Твоя любовь2 (стих 3), но и само воспоминание о ней станет для нашего духа целительнее самого сильного бальзама и приобретет для наших уст самый изысканный вкус. Мы всегда будем благодарить Тебя за Твою любовь, и она произведет на нас такое неизгладимое впечатление, которое не под силу ничему иному в этом мире».

[4] Общение души, обретшей благодать, со всеми святыми во Христе. В чертогах, куда нас ввели, мы встречаемся не только с нашим Господом, но и друг с другом (1Ин 1:7); ибо достойно любят тебя! Собрание, род достойных, любит Тебя. Как бы там ни поступали другие, каждый истинный израильтянин, и верный Господу, будет любить Иисуса Христа. Какие бы различия во мнениях ни существовали между христианами в других вопросах, они все единодушны в том, что Иисус Христос по-настоящему дорог им. Достойные, о которых здесь идет речь, — это те же девицы, о которых говорилось ранее (ст. 2). Всякий, кто превозносит Его любовь больше, нежели вино, будет любить Христа любовью в наивысшей степени. Не всякая любовь угодна Христу, но — любовь достойных, любовь неизменная (Еф 6:24).

II. Слова к дочерям Иерусалимским (ст. 4−5). Церковь Христова в страдании своем обращается к каждой из церквей, дабы предостеречь их от соблазна в скорбях, которые Церкви суждено перенести (1Фес 3:3); или же истинно верующий обращается к тем, кто назвал себя христианином, но так и не стал частью Церкви, или — к немощным христианам, младенцам во Христе, с трудом продвигающимся в неведении, слабости и заблуждениях, не получившим должного наставления, но желающим знать о Боге. Невеста заметила, что сии смотрели на нее свысока из-за черноты, символизирующей как грех, так и страдания, и думали, что она не вправе рассчитывать на лобзания, которых так сильно желала (ст. 1), равно как и на то, что кто-то разделит ее восторги (ст. 3). Поэтому невеста старается устранить этот соблазн; она признает, что черна. Чернит вина; причина ее черноты — ереси, скандалы и соблазны, встречающиеся в Церкви; претыкаются даже лучшие из святых. Чернит печаль; похоже, здесь звучит особый акцент именно на этом; Церковь часто пребывает в угнетении, нужде и нищете, имея вид презренной; красоты не видно за пятнами грязи, а лицо распухло от плача. На Церкви — траурная повязка, она одета во вретище и подобна князьям, лица которых стали темнее всего черного (Плач 4:8). Итак, чтобы устранить этот соблазн:

1. Вопреки всему невеста утверждает, что привлекательна: черная, но красива (ст. 4), черна, как шатры Кидарские, в которых проживали пастухи (шатры эти были грубыми, их никогда не белили, они выцветали от долгого применения и изнашивались от непогоды), но красива, как завесы Соломоновы, чьи палаты, несомненно, были обставлены шикарно и богато, в гармонии с великолепием царских домов. Порою Церковь черна от гонений, но красива в своем терпении, верности и утешении и никогда не теряет привлекательности в глазах Христа; черна по мнению людей, но красива в глазах Бога; черна теми, кто позорит ее, но красива остальными членами, нелицемерными и приносящими Церкви честь. Истинный верующий черен сам по себе, но красив во Христе, и красота, в которую он облачился внешне, черна, ибо мир верующих не знает, но вся слава — внутри (Пс 44:14). Святой Павел был немощным, но тем не менее — сильным (2Кор 12:10). Точно так же и Церковь — черна, но тем не менее — красива; верующий — грешник, но тем не менее — святой; его собственная святость — как запачканная одежда, но он облачен в одежды праведности Христа. В халдейском изложении данное место толкуется применительно к народу Израиля: он был черен, когда изваял золотого тельца, и стал красив, покаявшись в этом.

2. Невеста объясняет, как получилось, что она так черна. Чернота ее — не природная, но приобретенная и связана с жестоким обращением, которому она подвергалась: не смотрите на меня так презрительно оттого, что я смугла. Нам следует внимательно следить за тем, какими глазами мы смотрим на Церковь, особенно когда она в трауре. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день скорби его (Авд 1:12. Не соблазнись, ибо:

(1) Я черна по причине своих страданий: солнце опалило меня. Невеста была светла и красива; настоящий цвет ее кожи — белый, но она приобрела эту черноту от тягости дня и зноя, которые вынуждена была переносить. Ее опалило солнце, иссушили скорби и гонения (Мф 13:6, 21). Самые первые красавицы, если их подвергнуть воздействию палящего зноя, очень скоро покроются загаром. Обратите внимание на то, как невеста облегчает свои муки. Она, в отличие от Иакова, не говорит: «Я томилась днем от жара…» (Быт 31:40), но: «…солнце опалило меня…», ибо народу Божьему в скорби не подобает отягощать свои страдания. Но что же случилось?

[1] Она оказалась в немилости у своих же домашних: сыновья матери моей разгневались на меня. Невеста была «в опасностях между лжебратиями»; ее врагами оказались домашние ее (Мф 10:36), братья — по природе — люди, по исповеданию — члены того же священного сообщества, дети Церкви — ее матери, но не Бога — ее Отца; они разгневались на невесту. Самарянам, претендовавшим на родство с иудеями, досаждало все, что способствовало процветанию Иерусалима (Неем 2:10). Следует заметить, что нет ничего нового в том, что народ Божий попадает под гнев детей собственной матери. «Но ты, который был для меня то же, что я…» (Пс 54:13−14). Из-за этого скорбь становится еще досаднее и печальнее. Такая скорбь ожесточает, и гнев домашних неумолим. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города.

[2] С ней поступали жестоко: поставили меня стеречь виноградники, то есть:

Во-первых: «Они склонили меня ко греху, принудили к идолопоклонству и служению своим богам, что сравнимо с выращиванием винограда от виноградной лозы содомской; и они не позволяли мне стеречь мой собственный виноградник, служить моему Господу и соблюдать чистое поклонение, которое Бог мне поручил и которое я признаю и всегда буду считать своим». Благочестивые чаще всего сетуют во время гонений именно на насилие над своей совестью и на слова суровых тиранов, обращенные к душе верующего: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе» (Ис 51:23). Или же:

Во-вторых: «Они довели меня до мук, заставив исполнять непосильную, изнуряющую и весьма неблагодарную работу». Возделывание виноградников считалось грязным рабским трудом, к тому же — очень тяжким (Ис 61:5). Сыновья матери сделали невесту батрачкой в семье. Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа. Невесте Христа довелось столкнуться с немалой долей жестокого обращения.

(2) «Я заслужила именно ту меру страданий, которую переношу, ибо моего собственного виноградника я не стерегла. Какими бы неправедными ни были мои братья, преследовавшие меня, праведен Господь, позволивший им поступать так. Я справедливо приговорена к рабскому труду на виноградниках людей, потому что небрежно стерегла вверенные мне виноградники Господа». Нерадивые рабы Божии по справедливости становятся рабами своих врагов, чтобы знали, каково служить Мне и служить царствам земным (2Пар 12:8; Втор 28:47−48; Иез 20:23−24). «Не думайте плохо о путях Господних из-за моих скорбей, ибо страдаю по собственной глупости». Следует заметить, что, когда Божий народ подвергается угнетению и гонениям, ему надлежит признать, что причиной скорби служит собственный грех, а в особенности — небрежность в хранении виноградника, из-за которой тот уподобился полю человека ленивого.

Стихи 6−10. Здесь звучит:

I. Смиренное прошение, представленное невестой возлюбленному, пастушкой — пастуху, Церковью и каждым верующим — Христу, о более свободном и близком общении с Ним. После слов, обращенных к дочерям Иерусалимским — сетований на свои грехи и скорби, — невеста поднимает взор к небу в поисках утешения и помощи для преодоления как тех, так и других (ст. 6). Здесь обратите внимание:

(1) Как она называет Христа: ты, которого любит душа моя. Следует заметить, что неотъемлемой чертой каждого истинно верующего должна быть любовь его души к Иисусу Христу, любовь нелицемерная и сильная; они любят Его всем сердцем своим; и поступающий так может смело приходить к Нему и смиренно просить Его.

(2) Невеста сложила мнение о женихе, как о добром пастыре овец; она нисколько не сомневается — он пасет их и ведет на отдых в полдень. Иисус Христос милостиво заботится как о пище, так и об отдыхе для Своих овец; они не голодают, но хорошо накормлены, не рассеяны по горам, а пасутся вместе, на злачных пажитях, и в знойное время дня Он ведет их к водам тихим, где они располагаются в прохладе тени. И если у Божьего народа наступает знойный полдень внешних бед и внутренних конфликтов, Христос готовит им отдых, Он носит их на груди Своей (Ис 40:11).

(3) Просьба невесты о том, чтобы быть принятой в общество жениха: «Скажи мне… где пасешь ты?» Кто желает, чтобы ему сказали, и желает быть наученным истинам, которые он жаждет знать, тот должен обращаться к Иисусу Христу и умолять Его научить и рассказать. «Скажи мне, где найти Тебя, где я смогу говорить с Тобой, где пасешь Ты и заботишься о Своем стаде, чтобы и я смог побыть там». Кстати, обратите внимание: нам не следует из любви к друзьям в поисках общения с ними искушать или убеждать их пренебречь своим делом, но напротив — нужно стремиться проводить с ними время так, чтобы это способствовало делу, и, по возможности, участвовать в нем и помогать его процветанию. «Скажи мне… где пасешь Ты, и я там буду с Тобой сидеть, ходить, пасти свои стада вместе с Твоими, не мешая Тебе и не отвлекаясь от своей работы — просто прихвачу ее с собой». Следует заметить, что любящая Христа душа горит желанием общаться с Ним посредством Его Слова, которым Он говорит с нами, и посредством молитвы, которой мы говорим с Ним, а также наслаждаться благами, распространяющимися на Его стадо. Мы можем научиться у Христа: как Он заботится о Своей Церкви, обеспечивая ее подходящей пищей и отдыхом, так и мы должны заботиться о собственных душах, вверенных нам.

(4) Приводимый невестой довод для подкрепления просьбы: «…к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих, которые только притворяются товарищами, а на самом деле — твои соперники и противники?» Следует заметить, что более всего прочего исполненная благодати душа страшится и противится тому, чтобы между нею и Христом стояли другие возлюбленные. «Ты не желал обойти меня стороной и не желал, чтобы я сама скиталась; тогда скажи мне, скажи, где я могу быть рядом с Тобой, и я никогда не покину Тебя».

[1] «К чему мне быть под подозрением, чтобы выглядело, как будто бы я принадлежу кому-то другому, а не Тебе? К чему товарищи Твои должны думать, что я сбежала от Тебя и примкнула к какому-то другому пастуху?» Благочестивые христиане будут бояться подать окружающим малейший повод усомниться в своей вере во Христа и любви к Нему; они не желают совершать поступки, свидетельствующие о пренебрежении собственной душой и о скверном отношении к братьям, равно как и имеющие оттенок безразличия или нелюбви к святым таинствам. Нам надлежит молиться Господу, чтобы Он направлял нас и хранил на пути служения, дабы не оказаться кому из нас опоздавшими (Евр 4:1).

[2] «К чему мне подвергаться искушению скитаться, что я и делаю, когда рядом нет Тебя?» Мы должны усердно молить Господа об устойчивом мире в общении с Богом через Христа, дабы нам, подобно беспризорникам, не попасть в лапы первому встречному.

II. Благосклонный ответ жениха на данное прошение (ст. 7). Видите, с какой готовностью Господь отвечает на молитву, в особенности если в ней звучит просьба о наставлении. Она еще говорит, а Он уже слышит. Обратите внимание:

1. С каким чувством жених обращается к невесте: прекраснейшая из женщин! Следует заметить, что верующая душа прекраснее всех других в очах Господа Иисуса. Христос видит красоту в святости, независимо от того, видим ли ее мы. Невеста сказала о себе, что она черна, Христос же называет ее прекрасной3. Тот, кто кажется себе ничтожным, в глазах Иисуса Христа выглядит особо привлекательным. Своей красотой (по мнению г-на Дерхема) он большей частью обязан румянцу, которым покрывается при мысли о собственном несовершенстве.

2. Как кротко он журит невесту за неведение: «Если ты не знаешь этого…», подразумевая, что могла бы и знать, а не знает лишь по собственной вине. Что?! Разве ты не знаешь, где искать меня и мое стадо? Сравните с ответом Христа на подобный вопрос Филиппа: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Ин 14:9).

3. С какой нежностью жених сообщает невесте, где она могла бы его найти! Если люди говорят: вот здесь Христос, или там, — не верьте, не ходите за ними (Мф 24:23, 26). Но (1) ходи путем добрых (Притч 2:20), не сворачивай, вопрошай о старых добрых путях, ищи следы овец и иди себе по ним. Недостаточно просто сидеть и кричать: «Господи, покажи мне путь», но мы должны встряхнуться и активно узнавать дорогу; и, возможно, найдем ее, если проследим, куда ведут следы овец, — именно так всегда поступали благочестивые люди; давайте будем им в этом подражать (Евр 6:12; 1Кор 11:1).

(2) Слушайтесь наставлений благочестивых служителей Господа: «Пасись сама и паси козлят твоих подле шатров пастушеских. Возьми с собой своих подопечных» (вероятно, существовал обычай отдавать ягнят и козлят на попечение женщинам — пастушкам), «их всех радостно примут, и пастухи тебе не помешают, как когда-то мешали дочерям Рагуила (Исх 2:17), но, скорее — помогут, поэтому будь возле их шатров». Следует заметить, что тот, кто знает Христа и имеет общение с Ним, должен добросовестно и аккуратно соблюдать святые таинства, примкнуть к Его народу и внимать Его служителям. Те, у кого на попечении семьи, должны приводить их с собой на богослужения; пусть их младенцы, их дети и слуги получат пользу от пастушеских шатров.

III. Высочайшая хвала, которой жених удостоил невесту. Выходить замуж на древнееврейском диалекте означает «быть воспетой брачными песнями» (Пс 77:63), как здесь невеста; муж хвалит свою добродетельную жену (Притч 31:28); он хвалит ее, прибегая к сравнениям, как это принято в стихах.

1. Он называет ее своей возлюбленной (ст. 8), такое любезное обращение типично для данной книги: «друг мой, товарищ мой, близкий мой».

2. Жених сравнивает невесту с сильными и статными конями в колеснице фараоновой. Египет славился своими лучшими в мире лошадьми. Кони Соломона были оттуда же; и, вне всякого сомнения, фараон выбирал для своих колесниц самых лучших в стране лошадей. Несколько ранее Церковь сетовала на собственную немощь и грозившую ей опасность стать добычей врагов: «Не бойся, — говорит Христос, — кобылице моей … Я уподобил тебя; Я дал тебе силу, как когда-то коню (Иов 39:19), чтобы ты с благодатным дерзновением смеялась над опасностью и не робела, но была как лев (Притч 28:1). Господь поставил тебя, как славного коня Своего на брани (Зах 10:3). Я бы уподобил тебя кобылице моей, возликовавшей над колесницей фараоновой, святым ангелам, огненным коням. Ты с конями твоими проложил путь по морю (Авв 3:15)». Смотрите также Ис 63:13. Сами по себе мы немощны, но, если Христос уподобляет нас коням, сильным и смелым, нам не следует страшиться всех козней сил тьмы.

3. Жених восхищается красотою лика и украшениями невесты: «Прекрасны ланиты твои под подвесками, убранство головы, локоны волос или плетения из лент, шея твоя в ожерельях, как подобает одеянию людей высшего класса — в цепочках из золота» (ст. 9). Украшением Церкви служат таинства Христовы. Благодати, дары и утешения Духа являются убранством и красотой всякой верующей души, они же делают ее драгоценной пред Богом. У святых много украшений, но все они в правильном порядке расположены в подвески и ожерелья, которые в данном случае подразумевают тесную взаимосвязь и взаимозависимость. Красота не сама по себе — не от ланит и не от шеи, но от убранства, которым они украшены. Это тот великолепный наряд, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог (Иез 16:14), ибо мы родились не только нагими, но и оскверненными.

IV. Благодатная цель, с которой Жених украшает Невесту; ибо там, где Господь даровал истинную благодать, Он даст еще больше благодати; ибо кто имеет, тому дано будет. Отважна ли Церковь в своем противлении греху, как кони колесницы фараоновой? Прекрасна ли она в явлении благодати так же, как и от подвесок жемчужных и ожерелий из золота? Тогда она обретет еще больше украшений: золотые подвески мы сделаем тебе, покрытые серебряными блестками (ст. 10). Все недостающее будет восполнено, пока Церковь и истинный верующий не предстанут во всей своей совершенной красе (см. Иез 16:14). Именно здесь мы видим приложение сил всех трех ипостасей Бога: мы сделаем тебе, подобно тому как «…сотворим человека (Быт 1:26), сделаем его по-новому, усовершенствуем его красоту». Доводить благое дело до конца будет Тот, Кто его начинал, и тогда делу не грозит неудача.

Стихи 11−16. Здесь между Христом и Его Невестой происходит беседа и взаимный обмен любезностями.

I. Верующие находят великую радость во Христе и в общении с Ним. «…Он для вас, верующих, драгоценность…» (1Пет 2:7), дороже всего в этом мире. Обратите внимание:

1. На смиренное благоговение, которое верующий имеет перед Христом как Владыкою своим (ст. 11). Христос — Царь как по достоинству, так и по власти. Он носит венец чести и жезл силы к безмерной радости Своего народа. Царский стол Христа накрыт в Евангелии, наш Господь приготовил трапезу из тучных яств для всех народов (Ис 25:6). «Премудрость…приготовила у себя трапезу» (Притч 9:2). Царь находится за столом, дабы обозревать Своих гостей (Мф 22:11) и следить — не нуждаются ли они в чем-либо; Он вечеряет с ними, и они с Ним (Откр 3:20); Он общается с ними и радуется им; Он находится за столом, дабы угощать их, резать для них мясо, подобно тому как Христос разломал пять хлебов и дал Своим ученикам, чтобы те смогли накормить множество людей. Он сидит там, чтобы принимать прошения, подобно тому как Артаксеркс принял прошение Есфири при питье вина. Наш Господь обещал всегда пребывать со Своим народом в таинствах. Тогда верующие воздают Ему всевозможную славу и стараются выразить свое почтение и благо­дарность, как поступила Мария, возлив на голову Иисуса нард чистый, драгоценный (один его фунт стоил триста динариев) и такой ароматный, что дом наполнился от него благоуханием (Ин 12:3); данный случай, похоже, как будто задуман специально для того, чтобы указать на это место Писания, ибо тогда Христос был за столом. Когда благочестивые христиане, исполняя служение, а в особенности — участвуя в таинстве Вечери Господней, на которой Царю угодно быть с нами за Своим собственным столом, проявляют свои благодати, их сердца, истерзанные в покаянии и исцеленные верой, воспламеняются святой любовью и желанием ко Христу в радостном уповании явления славы Его, тогда нард издает благовоние свое. Христу угодно считать сие Своей честью и принимать как знак уважения к Себе, как это было, когда волхвы с востока выразили свое почтение новорожденному Царю иудейскому, принеся Ему в дар ладан и смирну. Благодати Божьего Духа в сердцах верующих безмерно дороги им самим и угодны Христу, а Его присутствие в таинствах приводит благодати в действие. Если Христос удаляется, то благодати чахнут и увядают, словно растения без солнца; когда наш Господь приближается, лик души обновляется, словно земля весной; и тогда наступает самое время встряхнуться, чтобы не утратить сияния и вдохновения; ибо угодными будут только те деяния, которые совершаются благодатью (Евр 12:28).

2. На сильную привязанность верующих ко Христу — их любимому и возлюбленному (ст. 12). Христос не только любим всеми верующими душами, Он у них — самый возлюбленный, единственный возлюбленный. Христос занимает в их сердцах такое место, куда не будет допущен никто другой, самое потаенное и самое высокое место. Обратите внимание:

(1) Как все верующие почитают Христа: Он — мирровый пучок, кисть кипера, нечто, а вернее — все, несомненно, самое приятное и прекрасное. Учение Евангелия Христова и утешения Духа весьма ободряют верующих, и они находят покой в любви нашего Господа; ни одно из чувственных наслаждений не сравнится с духовной усладой, которую верующие находят, размышляя о Христе и радуясь в Нем. Очарование Христа многообразно и безмерно, Он — как мирровый пучок и кисть кипера. Мы не будем стеснены в Том, в Ком вся полнота. Слово, переведенное как «кипер», — copher, этим же словом обозначаются понятия «искупление» или «искупительная жертва». Христос — кисть заслуги и праведности для всех верующих; и дорог им потому, что Он есть умилостивление за грехи наши. Обратите внимание, на чем здесь делает акцент невеста: Он у меня, и снова, Он у меня — все самое прекрасное. Чем бы Он ни был для других, для меня Он именно такой. Он возлюбил меня и отдал Себя за меня. Он — Господь мой и Бог мой.

(2) Как все верующие принимают Христа: у грудей моих пребывает, возле сердца моего. Христос позволяет ученикам лежать у Себя на груди, так почему бы им не приклонить возлюбленного Спасителя к своей груди? Почему бы им не обнять Его обеими руками и не прижаться к Нему покрепче, с твердой решимостью никогда Его не отпускать? Христос должен вселиться в наши сердца (Еф 3:17), и с этой целью следует удалить прелюбодеяние от грудей своих (Ос 2:2); никто другой не должен занимать место Христа в душе. Он будет как мирровый пучок или как флакончик с духами у грудей моих, всегда для меня приятным; или Его маленький портрет, подарки в знак Его любви всегда будут висеть у меня на груди, как это принято у дорогих друг другу людей. Он не просто будет какое-то время лежать у грудей моих, но пребудет там.

II. Христос имеет великое утешение в Своей Церкви и в каждом истинном верующем; они привлекательны в Его глазах: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, и снова — ты прекрасна» (ст. 14). Жених говорит это не для того, чтобы невеста возгордилась (смирение относится к главным составляющим духовной красоты), но (1) чтобы показать, что в святости есть подлинная красота и что освящение украшает всех верующих, и в результате они становятся истинно прекрасными.

(2) Показать, что Он находит великую радость в работе, которую Его бла­годать совершила в душах верующих, так что несмотря на все немощи, что бы они там ни думали о самих себе и что бы ни думал о них мир, Жених считает их прекрасными. Христос называет верующих друзьями. «…Сокровенный сердца человек в нетленной красоте…что драгоценно пред Богом» (1Пет 3:4).

(3) Чтобы утешить немощных верующих, обескураженных собственной чернотой, им нужно снова и снова повторять, что они прекрасны.

(4) Призвать всех освященных к благодарению за благодать, которая сделала прекрасными их, по природе своей уродливых, и заменила «эфиопскую кожу». Здесь упомянуто одно сравнение, говорящее о красоте невесты: «глаза твои голубиные» — так же, как и в Песн 4:1. По мнению Христа, прекрасен не тот, кто имеет зоркий глаз орла, но тот, чьи глаза чисты и целомудренны, как у голубки; не глаза ястреба, который, взмывая вверх, не упускает из виду добычу внизу, но скромные и смиренные глаза, обнаруживающие простоту и благочестивую искренность, невинность голубки, глаза посвященные и ведомые Святым Духом, благословенным Голубем, глаза плачущие. Я действительно стонал, как Голубь долин (Иез 7:16).

III. Церковь выражает свое отношение ко Христу и дает ему высокую оценку в ответ: «О, ты прекрасен…» (ст. 15). Видите, как Христос и верующие хвалят друг друга. Израиль сказал о Господе: «Кто, как Ты, Господи?» (Исх 15:11). И Бог сказал об Израиле: «…кто подобен тебе?» (Втор 33:29). «Господи, — говорит Церковь, — Ты называешь меня прекрасной? Нет, если мы говорим о силе, то Ты могуществен (Иов 9:19), а если о красоте, то Ты прекрасен. Я прекрасна лишь в том случае, если несу запечатленный на мне образ. А Ты — великий Первообраз, я же всего лишь слабая и несовершенная копия, я всего лишь Твоя тень (Ин 1:16; Ин 3:34). Ты прекрасен Сам по Себе и (что важнее) прекрасен для всех Твоих. Многие внешне миловидны, но плохой характер делает их неприятными, но Ты прекрасен… и любезен!» Что касается нас, то Христос любезен, поскольку Он наш, в завете с нами. «Ты любезен теперь, когда Царь сидит за столом». Христос дорог верующим всегда, но в особенности — когда они допущены к общению с Ним, когда слышат Его голос и видят Его лицо, вкушают Его любовь. Хорошо здесь быть! Выразив Мужу уважение как к человеку, любящая супруга в порыве радости, оттого что в отношении нее так прекрасно распорядились, с одобрением отзывается о приготовленных для нее удобствах; Его ложе, Его дом, Его потолки, или галереи (ст. 16) — все это прекрасно подходит под описание святых таинств, в которых верующие общаются с Иисусом Христом, принимают знаки Его любви и отвечают Ему благочестием и преданностью, узнают Его лучше и лучше и возрастают в Нем. Итак, (1) все это невеста называет нашим, Христос и верующие имеют в этом общий интерес. Подобно тому как муж и жена являются сонаследниками (1Пет 3:7), так и верующие — сонаследники Христу (Рим 8:17). Таинства — постановления Христа и привилегия верующих, в них верующие встречаются со Христом. Невеста не говорит о них — мои, ибо верующий пожелает признать своим только то, в чем Христу угодно иметь интерес, как не говорит о них и Твои, ибо Христос сказал: «…и все Мое твое» (Лк 15:31). Все — наше, если мы Христовы. Тот, кто может верою притязать на Христа, также вправе притязать и на все Христово.

(2) Все это — самое лучшее. Есть ли что-либо особо примечательное в цвете ложа и того, что на нем? Ложе у нас — зелень, а зеленому в пасторали отдается наибольшее предпочтение, потому что это — цвет поля и рощи, где пастух трудится и находит отраду. Этот цвет успокаивает и полезен для глаз, он символизирует плодородие. «А я, как зеленеющая маслина…» (Пс 51:10). Мы, обрученные со Христом, да приносим плод Богу (Рим 7:4). Кровли домов наших — кедры (ст. 16), что, вероятно, относится к храму, недавно возведенному Соломоном для общения Бога с Израилем; храм был из кедра — дерева крепкого, ароматного, прочного, которое не сгнивает и может служить прообразом стойкости и постоянства Церкви — Евангельского храма. Галереи для прогулок — кипарисы — деревья, которые радуют глаз и приятно пахнут, подразумевая наслаждение, которые святые находят в хождении со Христом и в общении с Ним. Каждая деталь в завете благодати (на основании которого выполняются все договоры между ними) непоколебима, великолепна и благоуханна.

* * * * *

Сноски:

1 В английском переводе Библии фраза The song of songs, which is Solomon’s — «Песнь песней Соломона» идет первым стихом.

2 В английском переводе Библии употреблено слово loves, которое во множественном числе можно перевести как «ласки», автор же в толковании использует данное слово в единственном числе, его основное значение — «любовь».

3 Употребленное здесь слово fair переводится с английского как «прекрасный», так и «светлый», в числе множества других вариантов перевода этого слова на русский язык.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.