Иеремия 48 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Вот что Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит в Своей вести о стране Моав: «Горе Нево будет плохо, рухнет она, и город Кариафаим покорится, он, сильный, станет покорным и будет разбит.
2 Кончилась слава Моава, люди в Есевоне замышляют зло против Моава, говоря: „Пойдём и истребим этих людей”. Мадмена, ты тоже замолчишь, потому что меч над тобой нависает.
3 Плач Оронаима слышен — это плач отчаяния и великого разрушения.
4 Уничтожен будет Моав, его дети будут о помощи молить.
5 Люди Моава горько плачут, идя в Лухит; на дороге в Оронаим слышен плач боли и страдания.
6 Бегите, чтобы жизнь спасти. Бегите, как перекати-поле несётся в пустыне.
7 Вы надеетесь на творения своих рук и на своё богатство, потому-то и ждёт вас плен. И вашего бога Хамоса тоже ждёт плен вместе со священниками его.
8 Придёт Разрушитель в каждый город, не уцелеет ни один из них, долина погибнет, и опустеет равнина. Как Господь сказал, так и случится.
9 Солью поля Моава посыпьте, пусть безжизненной пустыней станет страна, и опустеют все города Моава, потому что в них не останется людей.
10 Плохо будет тем, кто не исполняет слов Господа. Горе тем, кто не убивает народ Моава своим мечом.
11 Моав не ведал несчастий, он отстаивался как вино, из чаши в чашу его не переливали, он плена не знал, поэтому и вкус в нём остался прежним, и запах его не изменился».
12 Господь говорит:
«Я скоро пошлю тех, кто выльет вас из ваших кувшинов, опустошит и вдребезги разобьёт их.
13 И тогда народ Моава познает позор из-за своего лжебога Хамоса. Они уподобятся израильтянам, верившим этому лжебогу в Вефиле, которые были пристыжены, когда он им не помог.
14 Не говорите: „Мы храбрые воины, мы в битве смелы”.
15 Враг Моав осаждает, он войдёт в города и их разрушит. Лучшие юноши в этой бойне расстанутся с жизнью».
Эта весть от Царя, чьё имя — Господь Всемогущий:
16 «Близок конец Моава, скоро будет он уничтожен.
17 Живущие по соседству плакать о нём должны. Вы знаете, как славен Моав, так оплачьте его. Скажите: „Царь утратил свою силу, нет больше могущества и славы Моава”.
18 Живущие в Дивоне, спуститесь с высот величия, сядьте на землю в пыль, так как близок уже Разрушитель, который уничтожит все ваши укреплённые города.
19 Живущие в Ароере, стоя на краю дороги, смотрите на убегающих мужчин, на бегущих женщин, спрашивайте, что с ними случилось?
20 Будет Моав разрушен и покрыт позором. У реки Арнон скажите, что уничтожен Моав.
21 Наказаны люди равнины; суд пришёл в города Холон, Иааца и Мефааф.
22 Суд пришёл в города Дивон, Нево, Беф-Дивлафаим.
23 Суд пришёл в города Кариафаим, Беф-Гамул, Беф-Меон.
24 Суд пришёл в Кериоф и Восор, во все города Моава, в близкие и далёкие.
25 Отсечена сила Моава, рука его сломана».
Так говорит Господь:
26 «Моав считал, что превзошёл в величии Господа. Так напоите его допьяна, пусть упадёт он в рвоту свою, и тогда люди будут над ним смеяться.
27 Моав, над Израилем ты смеялся, Израиль был пойман шайкой воров. Говоря об Израиле, ты всегда смеялся и качал головой. Ты вёл себя, будто ты лучше Израиля.
28 Оставьте, люди Моава, свои города, живите в скалах, будьте как голуби, вьющие гнёзда у входа в пещеру.
29 О гордости Моава слышали мы. Его гордость была непомерной, надменен и слишком горд был Моав».
30 Господь говорит:
«Я знаю, Моав был хвастлив и вспыльчив, но вся похвальба его — ложь. Он не в состоянии сделать того, о чём сам говорит.
31 Поэтому Я о Моаве плачу, о каждом жителе Моава и Кир-Харешета стенаю Я.
32 Вместе с людьми Иазера Я об Иазере плачу. Севам, твои виноградники когда-то простирались до моря, до самого Иазера, но не пощадил Разрушитель твоего винограда.
33 Ушли и радость, и счастье из виноградников Моава. Я остановил потоки вина в давильных прессах. Песни давильщиков больше не слышатся, нет больше радостных криков.
34 Плачут жители городов Есевон и Елеал. Их плач слышен до самого города Иааца, он слышен из Сигора до Оронаима и Еглы; высохли даже воды Нимрима.
35 Я остановлю жертвоприношения Моава на высотах, Я пресеку приношения жертв их богам».
Так говорит Господь.
36 «Я скорблю о Моаве, сердце Моё стонет, словно свирели играют похоронные песни. Я скорблю о людях Кир-Харешета, чьё богатство и деньги пропали.
37 У каждого обрита голова и борода острижена, руки у всех порезаны и кровоточат, всех спеленали траурные одежды.
38 Плачут люди по мёртвым в Моаве: на каждой крыше, на каждой площади — повсюду скорбь, потому что Я разбил Моав словно пустой сосуд», — говорит Господь.
39 «Моав растоптан, все плачут, сдался Моав и опозорился, люди над ним смеются, но от всего, что случилось, они исполнились страха».
40 Господь говорит:
«Смотрите, с неба устремляется орёл, он простирает крылья свои над Моавом.
41 Падут города Моава, крепости будут взяты, воины Моава будут исполнены страха, сравнимого с тем, который испытывают женщины во время родов.
42 Будет народ Моава уничтожен за то, что считал себя важнее Господа».
43 Господь говорит:
«Люди Моава, вас ждёт ужас, пропасти и ловушки.
44 Людей будет гнать ужас, и они будут падать в пропасти, а тот, кто выберется, в ловушку угодит. Всё это случится в то время, когда Я их накажу».
Так говорит Господь:
45 «От сильных врагов бежали люди, и остановились в Есевоне. Но вспыхнул пожар в Есевоне, городе царя Сигона, и уничтожил правителей и гордецов Моава.
46 Горе тебе, Моав!
47 Будет пленён народ Моава, но в грядущие дни Я приведу его назад».
Такова весть Господа. Таков суд над Моавом.

Толкование Мэтью Генри

Далее предстать перед Иеремией призывается Моав; Бог поставил пророка судить народы и царства и получать из его уст приговор. Пророчества Исаии о Моаве исполнились (Ис 15:16; Ам 2:1); они исполнились, когда ассирийцы под предводительством Салманассара напали и мучили Моав. Но данное пророчество предсказывает опустошение Моава Навуходоносором пять лет спустя после разрушения Иерусалима.

I. Предсказанное разрушение будет великим и всеобщим, оно коснется всех частей страны (ст. 1−6, 8, 21−25, 34); захватчики придут и обратят их в бегство (ст. 9); многие будут уведены в плен (ст. 12, 46); враг нападет скоро (ст. 16), он будет стремителен и поразит их (ст. 40−41), он тщательно совершит свое дело (ст. 10) и полностью разрушит страну, хотя она была довольно сильной (ст. 14−15); не будет возможности спастись (ст. 42, 45); это заставит их оставить свои идолы (ст. 13, 35) и положит конец их радости (ст. 33−34); соседи будут оплакивать их, как это делает сам пророк (ст. 31, 36 и далее).

II. Определены основания для этого разрушения; именно грех стал причиной их гибели; их гордость, самонадеянность и упование на плоть (ст. 7, 11, 14, 29), презрение и враждебность к Богу и Его народу (ст. 26−27, 30).

III. Дано обетование о восстановлении Моава (ст. 47).

Стихи 1−13. В этих стихах мы можем обратить внимание на следующее:

I. Кто был инициатором уничтожения Моава Господь Саваоф, имеющий в Своем распоряжении все армии, Бог Израилев (ст. 1), Который заступится за дело Израиля, выступив против народа, который постоянно досаждал ему, и накажет его за обиды, нанесенные Израилю во времена древние, хотя Израилю было запрещено смешиваться с ними (Втор 2:9). Уничтожение Моава названо делом Господним (ст. 10), ибо именно Он заступился за него; а Его дело в точности согласуется с Его словом (ст. 8).

II. Кто был орудием этого уничтожения: придет опустошитель (ст. 8), он придет с мечом, который будет следовать за ними (ст. 2). «Я пришлю к нему переливателей (странников в англ. пер.), которые придут издалека, словно бродяги или путники, сбившиеся с пути, и заставят их блуждать (анг. пер.); они будут казаться странниками, но на самом деле сделают моавитян странниками: одни будут спасаться бегством, а другие уведены в рабство». Эти опустошители сами подтолкнут себя к разрушению; они замыслили зло против Есевона одного из главных городов Моава, и их целью было не что иное, как разрушение царства: «Пойдем, истребим его из числа народов» (ст. 2); ничто другое не могло удовлетворить захватчиков; они пришли не для того, чтобы грабить, а чтобы уничтожить. Пророк во имя Бога призывает их тщательно совершить свое дело (ст. 10): «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» кровавую, разрушительную работу; хотя она совершалась при полном отсутствии человеческого сострадания, тем не менее это дело Господне, и оно не должно совершаться наполовину. Халдеи были призваны уничтожить моавитян благодаря тайному инстинкту (говорит г-н Гатакер), и поэтому они не должны из глупого сострадания щадить их и удерживать меч Его от крови; в противном случае они призовут на себя меч и проклятие, как это сделал Саул, пощадив амаликитян и Ахава, отпустив Венадада. Твоя жизнь будет вместо его жизни. К этой работе применимо основное правило, данное всем, кто занят в служении Богу: «Проклят всякий, кто дело Господне делает небрежно или с пренебрежением; кто притворяется, что совершает его, но не стремится достичь цели; кто делает вид, что служит Богу славы, а на самом деле служит своим целям и совершает дело Господне лишь до тех пор, пока это содействует его целям; кто медлителен в деле Господнем, не прилагая усилий или внимания, чтобы все было сделано (Мал 1:14). Таковые пусть не обманываются, ибо Бог не позволит, чтобы над ним так смеялись.

III. На плачевные примеры и результаты этого уничтожения. Города будут лежать в руинах; они будут опустошены (ст. 1) и уничтожены (ст. 2); они будут пустынею, потому что некому будет жить в них; не останется домов, чтобы люди могли жить в них, и не будет людей, которые могли населить их; живущие в них не будут чувствовать себя в безопасности и покое. Придет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет. Самый сильный город не сможет защитить себя от сильного врага, равно как и самый красивый город не сможет вызвать у врага сострадания и благоволения. И погибнет долина, и опустеет равнина (ст. 8). Зерновые и стада, которые раньше покрывали равнины и веселили долины, будут опустошены; враг съест все плоды, вытопчет или все унесет с собою. Самые важные персоны не смогут спастись: священники и князья вместе пойдут в плен. Более того, Хамос, бог, которому они поклонялись и который, как они надеялись, защитит их, разделит их участь и погибнет; его храмы будут лежать в пепле, а его изображения будут унесены с остальной добычей. Последствием всего этого будет (1) великий позор и смятение: Кариафаим посрамлен, равно как и Мизгав. Они постыдятся, что когда-то самонадеянно хвалились этими городами: «Не будет более хвастовства в Моаве о Есевоне» (можно и так прочитать, ст. 2); они не будут более хвалиться силой этого города, когда определенное для него зло обрушится на него. Они также не будут хвалиться своими богами (ст. 13); они будут постыжены ради Хамоса (будут стыдиться своих молитв и своего упования на это навозное божество), как дом Израилев был постыжен ради Вефиля, ради золотого тельца, сделанного у Вефиля, на которого они полагались, как на своего защитника, но были обмануты, ибо он не смог спасти их от ассирийцев; так же и Хамос не сможет спасти моавитян от халдеев. Отметьте: кого слово Божье не обличило и кто не постыдился безрассудства своего идолопоклонства, тот будет обличен и постыдится этого благодаря судам Божьим, когда он на собственном печальном опыте убедится в полном бессилии своих богов, которым служил.

(2) Великая скорбь; будет слышен вопль (ст. 3) и плач, опустошение и разрушение великое. Увы! Увы! Сокрушен Моав (ст. 4). Великие люди покинут города ради собственной безопасности; вопль подняли дети его люди, занимающие незначительное положение, или маленькие дети, невинные и безобидные младенцы, чей плач в такое трудное время особенно вызывает сострадание. Взойдите на горы, спуститесь в долины и вы везде будете слышать плач за плачем; все будут со слезами на глазах, никого не будет с сухими глазами. Даже враги услышат этот плач, от которых было бы разумно скрыть его, ибо он оживит и ободрит их; но он будет так велик, что его невозможно будет скрыть.

(3) Великая спешка; они будут кричать друг другу: «Прочь, прочь! Бегите, спасайте жизнь свою (ст. 6); бегите изо всех сил ради собственной безопасности, даже если вам придется спасаться босым и нагим и вы будете как пустыня, кузнечик или сухой куст в пустыне; не старайтесь унести с собой свое имущество, ибо это может стоить вам жизни (Мф 24:16−18). Найдите прибежище, даже если оно будет в пустыне, чтобы вы могли сохранить свою жизнь, как добычу. Опасность грядет внезапно и стремительно, поэтому дайте крылья Моаву (ст. 9); это будет самая большая милость, какую вы можете им сделать. Вот что они будут призывать: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?», ибо, если у них не будет крыльев и они не смогут летать, они не смогут спастись».

IV. За какие грехи Бог сейчас наказывал Моав; их грехи оправдывают Бога за то, что Он так сурово обошелся с ними.

1. Они были самонадеянны и уповали на свое богатство и силу на дела свои и на сокровища свои (ст. 7). Они приложили значительные усилия, чтобы укрепить свои города, и провели большую работу; они постарались наполнить свою казну и личные сундуки и поэтому считали, что очень хорошо приготовились к войне, сделав все возможное, и никто не осмелится напасть на них; они с презрением относились к опасности. Они надеялись на множество богатства своего, укреплялись в злодействе своем (Пс 51:9). И поэтому, чтобы они убедились в тщетности и безрассудстве своего плотского упования, Бог пошлет им врага, который будет хозяйничать у них и грабить их богатства. Отметьте: мы лишаемся утешений, доставляемых творениями, если возлагаем на них то упование, которое должны возлагать только на Бога. Тростник надломится, если на него опереться.

2. Они не использовали правильно дни мира и процветания (ст. 11).

(1) Долгое время их никто не беспокоил: Моав от юности своей был в покое. Это было древнее государство, основанное раньше Израиля, оно долго наслаждалось спокойствием, хотя было маленьким и окруженным могущественными соседями. Израиль Божий был поражаем от юности своей (Пс 128:1−2), а Моав от юности своей был в покое. Он не был переливаем из сосуда в сосуд, не знал скорбных и ободряющих перемен, а хранился, как чистое вино, которое не сцеживали, и благодаря этому оно сохранило свою силу и крепость. Он не переходил с места на место и не испытывал неудобств, и в плен не ходил, как это часто было с Израилем; тем не менее Моав был нечестивым народом, поклонявшимся идолам, одним из тех, кто объединился против хранимых Тобою (Пс 82:4, 7). Отметьте: многие, продолжающие упорствовать и отказывающиеся раскаяться в своих беззакониях, наслаждаются непрерывным процветанием.

(2) Они долго оставались порочными и не желали реформироваться: они сидели на дрожжах своих; живя в изобилии, Моав стал самонадеянным и полюбил чувственные удовольствия, он покоился в нем и черпал жизненные силы для души, как вино набирал крепость: оттого оставался в нем вкус его; он был таким же, как и раньше. Отметьте: пока нечестивцы остаются такими же счастливыми в этом мире, как раньше, неудивительно, что они остаются такими же плохими, как были. Их мир и изобилие не претерпевают перемен, поэтому они не боятся Бога, а их сердца и жизни не меняются (Пс 54:18).

Стихи 14−17. Эти стихи продолжают весьма подробно, впечатляюще и с использованием различных выражений пророчествовать об опустошении Моава. Их патетический и волнующий язык должен был не только пробудить народ к покаянию и реформации для предотвращения бедствия или личным покаянием и реформацией подготовиться к нему, но и воздействовать на нас, описав бедственное положение человеческой жизни, которая подвергается подобным плачевным происшествиям, силу Божьего гнева и ужас, сопутствующий Его судам, когда Он выходит сразиться с народом, вызывающим Его недовольство. Читая этот длинный список угроз и размышляя о вызываемом ими ужасе, нам было бы полезнее держать его перед глазами, чтобы благодаря этому наши сердца прониклись святым благоговением перед Богом и Его гневом, а не спрашивать с иронией обо всех используемых здесь ярких прообразах и метафорах.

I. Здесь звучит угроза о поразительном и внезапном истреблении. Моавитяне были чрезмерно самонадеянными, считали себя крепкими для войны и способными справиться с самым грозным врагом (ст. 14); но бедствие приблизилось, и они оказались неспособными остановить его, равно как вести с ним переговоры, ибо сильно спешит бедствие его (ст. 16) и скоро грядет кризис. Враг, как орел, полетит (ст. 40); он будет стремительным и сильным, как орел, нападающий на свою добычу, и распрострет крылья свои крылья своей армии над Моавом; он окружит его, чтобы никому не удалось сбежать. Крепости Моава будут завоеваны (ст. 41), и от их силы никому не будет пользы; сердце храбрых моавитян дрогнет, ибо у них не будет времени собраться с мыслями, которые смогут ободрить их. Требуется особая смелость, чтобы не убояться внезапного страха.

II. Моав будет полностью уничтожен и останется лежать в руинах: «Опустошен Моав (ст. 15), основательно ограблен, посрамлен и сокрушен (ст. 20); его города лежат в пепле или захвачены врагом, и поэтому жители вынуждены покинуть его (ст. 15)». Здесь перечислены различные города, которых коснется этот суд, и этот список заканчивается словами et cetera — и так далее. Зачем понадобилось так подробно перечислять их, если оно пришло на все города земли Моавитской в общем, дальние и ближние (ст. 21−24)? Отметьте: когда беззаконие повсеместно, тогда есть основания быть готовыми, что и бедствие будет таким же. Царство лишилось своего достоинства и власти: отсечен рог Моава, рог его силы и могущества, и атакующий и оборонительный; мышца его сокрушена, и теперь он не может ни нанести удар, ни отразить его (ст. 25). Является ли молодежь силой и красотой царства? Отборные юноши его пошли на заклание (ст. 15). Они отправились сражаться, имея уверенность, что вернутся с победой, но Бог сказал им, что они пошли на заклание; несомненно падут те, против кого сражается Бог. Слово говорит: «И истреблен будет Моав из числа народов» (ст. 42). Кто враждует с народом Божьим, тот скоро будет истреблен из числа народов.

III. Опустошение будет плачевным; оно послужит поводом для скорби и обратит радость в горе.

1. Сам пророк, предсказывающий истребление, оплакивает и скорбит, предвидя его, лишь из сострадания к подобным себе творениям и переживания о человеческой природе. Сам пророк будет рыдать о Моаве его сердце будет воздыхать о них (ст. 31); Он будет плакать о винограднике Сивамском (ст. 32); его сердце будет стонать о Моаве, как свирель (ст. 36). Хотя истребление Моава докажет, что он истинный пророк, тем не менее он не может думать об этом без скорби. Гибель грешников не доставляет радости Богу, и поэтому она должна причинять боль и нам; даже предостерегающие о ней должны близко принимать ее к сердцу. Данные отрывки и многие другие, приведенные в этой главе, очень совпадают с теми, которые использовал Исаия в своих пророчествах о Моаве (Ис 15:16), ибо хотя между тем пророчеством и этим прошло много времени, но они оба были продиктованы одним и тем же Духом, а Божьим пророкам приличествует говорить тем же языком, что и их предшественники. Нельзя назвать плагиатом использование старых выражений для того, чтобы они были задействованы и оказали новое воздействие.

2. Сами моавитяне будут оплакивать его; это бедствие полностью смирит их и вызовет невообразимую скорбь. Восседавшие во славе посреди богатства и веселья, разнообразных удовольствий будут сидеть в жажде, на высохшей и жаждущей земле, где не будет ни воды, ни утешений (ст. 18). Настанет время для них сидеть в жажде, привыкать к трудностям, когда придет опустошитель, который ограбит и разорит их. Жители дальних уголков страны, которые далеки от опасности, захотят узнать, как обстоят дела, какие новости поступают с полей битвы; они будут спрашивать всякого бегущего и спасающегося: «Что сделалось?» (ст. 19). И когда они узнают, что все погибли, что захватчики стали победителями, то будут рыдать и вопить от горя и отчаяния (ст. 20); они уединятся, чтобы оплакать уничтожение своей страны, оставят города, которые раньше были наполнены весельем, и будут жить в скалах, где полностью предадутся скорби; они не будут больше поющими птицами, а скорбящими птицами, как голуби (ст. 28) голуби долин (Иез 7:16). Пусть те, кто предается веселью, знают, что Бог может изменить их настроение. Их скорбь будет такой чрезмерной, что у каждого будет голова гола и на руках царапины (ст. 37); это будет свидетельствовать об отчаянии и глубокой скорби, которая искушает людей становиться собственными губителями. Правда, что Иов разодрал верхнюю одежду свою и остриг голову свою, но он не резал себя. Когда поток страсти достигает такой высоты, тогда мудрость и благодать должны ограничить его и поставить ему преграду, ограждая от подобного варварства. Скорбь будет всеобщей (ст. 38): «На всех кровлях Моава, где люди поклонялись идолам и напрасно оплакивали себя, и на улицах его, где они общались друг с другом, слышен общий плач». Они будут рассказывать друг другу о своем горе и страхах и распространять их, ибо все они погибнут: «Я сокрушу Моава, как непотребный сосуд, который не берегут и не будут склеивать». Раньше Моав привык радоваться изысканным плодам и изобилию своих вин. Чувственные наслаждения составляли суть их радости. Отнимите у них все это, уничтожьте их плоды и виноградники и прекратится у них всякое веселье (Ос 2:11−12). И будет стоять великий плач, когда их растения будут пересаживаться и отрасли прострутся за море (ст. 32); они будут перевезены в другие страны и там посажены. Опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград; и от этого Есевон возопит, и его вопль достигнет даже Елеалы (ст. 34). Радость и веселье отняты от плодородной земли (в англ. пер.) и от земли Моава (ст. 33). Если положен конец вину в точилах, где когда-то с радостными восклицаниями топтали виноград, то их радость прекратится. Отнимите эти радостные восклицания и не будет никаких радостных восклицаний. Отметьте: так как чувственных наслаждений можно с легкостью лишиться в короткое время, то кто делает их своей основной и чрезмерной радостью, тот подвергает себя величайшей скорби, лишаясь их; в то время как радующиеся в Боге могут продолжать радоваться даже тогда, когда не расцветет смоковница и не будет плода на виноградных лозах. Моавитяне потеряли не только свое вино, но и воду: и воды Нимрима иссякнут (ст. 34), поэтому их скорбь станет очень громкой и шумной, а плач будет слышен повсюду, подобно мычанию трехлетней телицы. Приведенные здесь выражения заимствованы у Исаии 15:5−6.

3. Все соседи призваны скорбеть вместе с ними, чтобы утешить их на развалинах (ст. 17): «Пожалейте о нем все соседи его; пусть это уменьшит его горе и пусть он видит, что ему сочувствуют соседние государства». Более того, даже находящиеся на расстоянии, которые лишь знают его имя и слышали о его репутации, обратят внимание на его падение и скажут: «Как сокрушен жезл силы, наводивший ужас на его врагов, и посох славы, чья красота была гордостью его друзей!» Пусть народы обратят на это внимание и примут наставление. Пусть никто не раздувается от самомнения и не полагается чрезмерно на свою силу или красоту, ибо они не защитят его от судов Божьих.

IV. Это истребление будет позорным, и их станут презирать: «Моав пьян (ст. 26), а кто пьян, тот отвратителен; он валяется в блевотине своей и представляет собой жалкое зрелище; он будет посмеянием. Пусть моавитяне вкусят чашу гнева Божьего, пока не зашатаются и не падут, пока мудрость их не исчезнет, пусть сделают себя посмешищем благодаря дикости не только своих страстей, но и советов». И вновь (ст. 39): «Ибудет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его; они будут смеяться, видя падение помпезности и силы, которой он так гордился». Отметьте: кто высокомерен и надменен, тот готовит себе порицание и позор.

V. Будет истреблено все, что им дорого, не только их летние плоды и урожай винограда, но и их богатства (ст. 36): богатства, ими приобретенные, погибли, хотя они думали, что надежно скрыли их и собирались долго наслаждаться ими, но они погибли». Отметьте: деньги, тайно накапливаемые в ящике, могут погибнуть, как летние плоды, лежащие незащищенными в открытом поле. Богатство вещь текучая, которая может подобно праху просочиться сквозь пальцы даже тогда, когда мы очень стараемся удержать и оставить его при себе. Но не это самое худшее; даже те, чья религия была ложной и безрассудной, превыше всего любили его и не желали расставаться с ним; и поэтому, хотя это было лишь обетование, но для них угроза (ст. 35): Бог пообещал истребить приносящих жертвы на высотах, ибо высоты будут разрушены, поля жертв опустошены, сами же священники, кадящие богам его, будут убиты или уведены в плен (ст. 7). Отметьте: только истинная религия, поклонение и служение истинному Богу помогут нам в день бедствия.

VI. Это будет справедливое и праведное истребление то, которое они заслужили и навлекли на себя своим грехом.

1. Гордость была тем отвратительным грехом, в котором они были особо виновны и за который Бог наказывал их. Об этом здесь упоминается шесть раз (ст. 29). «Слыхали мы о гордости Моава», его соседи обратили на нее внимание; об этом им в лицо было засвидетельствовано, как и Израилю: о гордости чрезмерной, которая возрастала, становясь хуже и хуже. Обратите внимание на его высокомерие и его надменность; употребление многих слов для обозначения одного и того же явления подразумевает, что он много раз проявлял свою гордость, и это было весьма оскорбительно для Бога и человека. Их обвиняли в этом (Ис 16:6), но здесь об этом говорится больше, чем ранее. С того времени они оказывались под воздействием смиряющих провидений, но не смирились; более того, они становились более надменными и самоуверенными. Это четко отметило и предопределило их полное истребление, предвестником которого является гордость. Здесь приводятся два примера гордости Моава:

(1) Он вел себя высокомерно по отношению к Богу и будет с позором сокрушен (ст. 26), ибо он вознесся против Господа; и по той же причине (ст. 42) истреблен будет Моав из числа народов. Моавитяне предпочли Хамоса Иегове и считали себя достойным соперником Бога Израилева, Которому оказали пренебрежение.

(2) Моав с презрением отнесся к Израилю, особенно в последний раз, когда тот оказался в беде, и поэтому теперь он испытает те же трудности; он попадет в те же руки и станет посмешищем, ибо Израиль был у него в посмеянии (ст. 26−27). В общем, мовитяне, услышав о бедствии и опустошении своих соседей иудеев, не плакали, а радовались этому; они прыгали от радости (англ. пер.). Многие, видя падение тех, кого они не любят, испытывают в душе тайное ликование, но в то же время имеют достаточно благоразумия, чтобы скрыть свои чувства; это возмутительно. Но моавитяне усердно возвещали свою радость и заявляли о своей враждебности к Израилю, ликуя при встрече с каждым израильтянином, оказавшимся в беде, и смеясь над ним; это является бесчеловечным, нечестивым и дерзким оскорблением для человека, в чью природу они были облачены, и для Бога, Чьим именем они назывались. Отметьте: кто смеется над другими людьми, оказавшимися в беде, тот справедливо и несомненно, рано или поздно сам окажется в беде и будет осмеян. Кто радуется несчастью, особенно когда в беде оказывается Церковь Божья, тот не останется ненаказанным.

2. Помимо этого они были виновны во враждебности к народу Божьему и в вероломстве во взаимоотношениях с ним (ст. 30). Они смеялись над опустошением Иудеи и Иерусалима и делали вид, что, смеясь над ними, просто веселили себя; но Бог говорит: «Я знаю дерзость его и знаю, что она исходит от старой враждебности к семени Авраама и ко всем, кто поклоняется истинному Богу. Я знаю, он думает, что эти бедствия иудейского народа закончатся полным его истреблением. Сейчас он говорит халдеям, какими плохими были иудеи, и вызывает против них раздражение, но не так сделают, как он ожидает; пустые слова его. Народ, падению которого они радуются, восстановится». Некоторые читают: «Я знаю ярость его. Разве не так? Разве он не неистов к народу Божьему? Я также знаю ложь его (англ. пер.). Разве они не лгут? Разве не клевещут на них?» Отметьте: ярость и ложь врагов Церкви во всем объеме известна Богу, как бы они ни притворялись, старясь скрыть их (Ис 37:28).

VII. Это будет запутанное истребление; и постепенно, этап за этапом, в конце концов оно завершится, ибо те, кому удастся избежать одного суда, погибнут от другого: «Ужас и яма и петля для тебя, житель Моава» (ст. 43). Они будут бояться упасть в яму, и петля будет крепко держать их, когда они упадут в нее, и поэтому им не удастся избежать истребления и спастись. То, что было сказано в адрес грешников в общем (Ис 24:17−18): «...побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю», здесь предсказывается грешникам Моава (ст. 44); ибо это год их посещения, когда Господь придет, чтобы взыскать с них; Его узнают по суду, который Он совершил, ибо Он Царь, Господь Саваоф имя Его (ст. 15). Он не только Царь, имеющий власть вершить суд, но и Господь воинств, Который может осуществить то, что определил. Фигуральные выражения, используемые в ст. 44, поясняются так (ст. 45): «Кто убежит из деревень от ужаса перед вражеской силой, тот остановится под тенью Есевона и будет считать себя в безопасности, как иногда армии отступают под прикрытие орудий укрепленного города и оказываются под их защитой; но они будут разочарованы, ибо, кто выйдет из ямы, попадет в петлю». Есевон, который они считают своим прибежищем, поглотит их, как давно предсказывал Моисей (Чис 21:28): «...огонь вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал тех, кто вышел из бока Моава». Он охватит темя сыновей мятежных, или шумных гуляк: не шумную толпу, а великих мужей, которые бушевали, оскорбляли и шумели; суды Божьи обрушатся на них. Хотите узнать, чем все закончится? Об этом говорится в ст. 46: «Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ, поклоняющийся Хамосу. Прощай, Моав. Сыновья твои и дочери твои надежда следующих поколений пойдут в плен вслед за иудеями, над чьими бедами они смеялись».

VIII. Тем не менее это уничтожение не будет вечным. Глава заканчивается кратким обетованием об их возвращении из плена в последние дни. Бог, отправивший их в плен, возвратит плен Моава (ст. 47). Как нежно Бог обращается с моавитянами, тем более со Своим народом! Даже с моавитянами Он не вечно будет вести тяжбу и не до конца гневаться. Когда вернется Израиль, тогда и Моав; возможно, это пророчество предназначалось в основном для ободрения народа Божьего надеяться на спасение, сопричастниками которого станут даже моавитяне. В то же время оно взирает дальше, на евангельские времена; сами же иудеи относят его ко дням Мессии; тогда плен язычников, находящихся под властью греха и сатаны, будет разрушен божественной благодатью, которая сделает их свободными. Данное пророчество о судьбе Моава длинное, но оно заканчивается, и заканчивается благоприятно: «Доселе суд на Моава».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.