Левит 3 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Если человек приносит жертву содружества, то это может быть корова или бык без какого-либо изъяна.
2 Пусть человек положит руку на голову животного и заколет его у входа в шатёр собрания. И тогда сыновья Аарона, священники, окропят кровью алтарь со всех сторон.
3 Затем священник возьмёт часть приношения содружества как дар Господу. Пусть он возьмёт весь жир, включая и тот, который находится на внутренних органах.
4 Священник должен принести две почки вместе с жиром, который находится у поясничного мускула, а также жирную часть печени, расположенную возле почек.
5 Затем пусть сыновья Аарона сожгут жир на алтаре, положив его на жертву всесожжения, которая находится на горящих дровах. Это — приношение огнём, и его благоухание приятно Господу.
6 Если человек приносит козу или овцу в жертву содружества Господу, то это животное может быть мужского или женского пола, но оно должно быть без изъяна.
7 Если израильтянин приносит в жертву ягнёнка, то пусть поставит его перед Господом,
8 положит руку на голову животного, и пусть оно будет заколото перед шатром собрания. Затем Аарон с сыновьями окропят кровью животного алтарь со всех сторон.
9 Пусть человек принесёт часть животного в жертву как дар Господу: пусть принесёт в жертву жир, весь курдюк, весь жир, покрывающий внутренности, и весь жир, который на внутренностях, курдюк же пусть отрежет по самую хребтовую кость.
10 Пусть принесёт в жертву две почки вместе с жиром, который на них, около поясничного мускула, а также жирную часть печени, вынув её вместе с почками,
11 и пусть священник сожжёт их на алтаре в дар Господу.
12 Если же он приносит в жертву козу, то пусть поставит её перед Господом,
13 положит руку на голову козы, и пусть она будет заколота перед шатром собрания. Потом пусть сын Аарона окропит кровью козы алтарь со всех сторон.
14 Пусть человек отдаст часть приношения содружества в дар Господу, а затем принесёт в жертву жир, который находится на внутренних органах и вокруг них.
15 Пусть принесёт в жертву две почки вместе с жиром, который на них, около поясничного мускула, а также жирную часть печени, вынув её вместе с почками.
16 Затем священник сожжёт их на алтаре как приношение всесожжения — его благоухание приятно Господу.
17 Этот закон будет вечным во все поколения: где бы вы ни жили, не ешьте ни крови, ни жира».

Толкование Мэтью Генри

В этой главе приведен закон о мирной жертве. Она могла приноситься (I) из крупного скота: вол или телка (ст. 1−5); (II) из мелкого скота: ягненок (ст. 6−11) или коза (ст. 12−17). Постановления, касающиеся обеих жертв, очень схожи, тем не менее они повторяются, чтобы показать, как внимательны мы должны быть к тому, чтобы все наши служения совершались согласно указанию, и как доволен Бог, когда служения совершаются по установленным правилам. Подобным образом здесь подразумевается, что нам необходимо иметь заповедь на заповедь, правило на правило.

Стихи 1−5. Всесожжения посвящались Богу как наилучшему из всего сущего, самому совершен¬ному и превосходному; они выражали восхищение и поэтому полностью сжигались. А мирная жертва приносилась Богу как покровителю Своих творений, обеспечивающему нас всеми благами, и поэтому она распределялась между жертвенником, священником и владельцем. Мир подразумевает (1) примирение, согласованность и общение, поэтому данный вид жертвы назывался мирной жертвой, так как при ее принесении Бог и Его народ как бы пиршествовали вместе в доказательство дружбы между ними. Священник, который был рукоположен от людей совершать обряды, посвященные Богу, часть мирной жертвы преподносил Богу — ту часть, которую Он требовал и которой был достоин; Ему отдавали должное в первую очередь, и священник сжигал ее на Божьем жертвеннике; часть он отдавал принесшему жертву, чтобы тот съел ее со своей семьей и друзьями, а часть брал себе как работник, приложивший руку к тому и другому. Таким образом, они не могли вкушать ее вместе до тех пор, пока не примирились, и эта жертва была символом дружбы и общения между Богом и человеком — подтверждением мирного завета.

(2) Процветание и блаженство: слова «мир вам» означали в то время то же самое, что и «всего вам доброго» сейчас; поэтому мирная жертва приносилась [1] в виде просьбы о восполнении чего-то недостающе¬го или просьбы о чем-то желаемом. Если человек стремился или ожидал получить какую-либо милость, то этому стремлению содействовала его молитва и, возможно, он молился, когда возлагал руку на голову своей жертвы. Христос — наш мир, наша мирная жертва, ибо лишь через Него мы можем получить милость и положительный ответ на наши молитвы; только в Нем чистая молитва будет благоугодной и успешной, хотя мы и не приносим мирную жертву. Чем менее дорогостоящими становятся наши религиозные обряды, тем более энергичными и глубокомысленными они должны быть. Или [2] в виде благодарения за какую-либо особенную обретенную милость. Такая жертва иногда называлась мирной жертвой благодарности, а в некоторых случаях — обетом (Лев 7:15,16). А некоторые считают, что первоначальное слово подразумевало возмездие. Когда люди обретали особую милость и задавали вопрос, чем они могут отплатить, то закон направлял их воздать подобную жертву Богу милости как благодарное признание благодеяния, совершенного для них (Пс 115:3). Через Христа — наш мир — мы должны также постоянно приносить Богу жертву хвалы, и это будет угодно Господу больше, чем вол или телец. Обратите внимание:

I. Что касается мирной жертвы. Если она приносилась из крупного скота, то должна быть без порока, независимо от того, была ли это особь женского или мужского пола (ст. 1). Когда мы приносим духовные жертвы, то Бог смотрит не на наш пол, а на наше сердце (Гал 3:28).

II. Что касается принесения жертвы.

1. Приносящий жертву, согласно священному обряду, должен был передать право на обладание ею Богу (ст. 2) и, возложив руку на голову жертвы, публично признать те милости, за которые он хочет принести эту благодарственную жертву; или, если это был обет, помолиться.

2. Жертву нужно было убить; и хотя это можно было делать в любой части двора, тем не менее сказано, что совершить это нужно у дверей скинии, так как жертвующий признавал, что полученные или ожидаемые жертвы пришли от Бога, и молитвы или обеты направлялись Ему как бы через эту дверь. Наш Господь Иисус сказал: «Я есмь дверь», ибо Он несомненно является дверью скинии.

3. Священник должен был покропить кровью на жертвенник, ибо именно кровь очищала душу; и хотя это была не жертва за грех, тем не менее мы должны научиться во всех жертвах взирать на Христа как на искупительную жертву за грех и знать, что наши наилучшие служения не будут благоугодны, если через Него наши грехи не будут прощены. Покаянное исповедание всегда должно сопровождаться благодарным признанием; и о какой бы милости мы ни молились, чтобы обрести ее, мы также должны молиться о прощении вины, так как она является препятствием для получения нами благ. Вначале мы должны просить «отними всякое беззаконие», а затем — «прими во благо» (Ос 14:2).

4. Весь тук, покрывающий внутренности, который мы называем жир и нутряное сало, вместе с оболочкой, в которую он заключен, и почками, вынимался и сжигался на алтаре, как жертва всесожжения (ст. 3−5). Это все жертвовалось Господу из мирной жертвы. Как распределялась остальная часть, мы можем прочитать в гл 7:11 и далее. Было велено, чтобы она сжигалась вместе со всесожжением, то есть ежедневным всесожжением — агнцем, который каждое утро приносился в жертву прежде всякого другого всесожжения. Таким образом тук мирной жертвы был добавлением и продолжением ее. Великая жертва мира — Ангец Божий, который прощает грехи мира, готовит алтарь для наших жертв хвалы, которые не будут приняты, пока мы не будем в мире. Сжигание этого тука подразумевает (1) жертву нашей любви к Богу, которую мы приносим во всех своих молитвах и славословии. Богу должна принадлежать внутренняя часть, ибо мы должны изливать свои души и возносить свои сердца в молитве, благословляя Его имя всей сущностью своей. Требуется, чтобы мы были близки к Богу во всем, что касается Его. Тук подразумевает наилучшее и избранное, и оно должно всегда посвящаться Богу, который устроил для нас трапезу из тучных яств.

(2) Умерщвление наших порочных привязанностей и похотей и сожжение их на огне божественной благодати (Кол 3:5). Мы действительно благодарны за прошлые милости и подготовлены к будущим милостям, если расстались со своими грехами, а наши мысли очищены от всех чувственных желаний духом суда и духом огня (Ис 4:4).

Стихи 6−17. В этих стихах даны наставления относительно мирной жертвы, если ею была овца или коза. Горлицы или молодые голуби, которых можно было приносить для жертвы всесожжения, не допускались в качестве мирной жертвой, так как не имели тука в достаточном количестве, чтобы сжечь его на алтаре, и от них почти ничего не осталось бы, если бы их разделили согласно закону о мирной жертве. Законы о принесении овцы или козы в качестве мирной жертвы те же самые, что и законы о мирной жертве, взятой из крупного скота, и мало чем отличаются, но (1) заднюю часть козы нужно было сжигать на жертвеннике вместе с туком внут¬ренних органов — весь курдюк (ст. 9), так как у животных в тех странах он был очень жирный и большой. Некоторые из этого делают вывод о том, что какой бы презренной ни была вещь, Бог может сделать ее почетной, посвятив Своему служению. Так Бог внушил о менее совершенном большее попечение (1Кор 12:23,24).

(2) Та часть, которая сжигалась на жертвеннике, называлась (ст. 11,16) пищей огня (рус. пер), пищей жертвы (англ. пер.). Она поедалась святым огнем и была благоугодна Богу, как наша пища — для нас; и раз Бог в скинии обеспечивал всем необходимым за счет жертвоприношений, то обеспечивал их хорошей пищей, как и Соломон обеспечивал свой двор (3Цар 4:22 и далее). Здесь изложено основное правило: весь тук Господу (ст. 16), и поэтому закон гласил: «ни¬какого тука и никакой крови не ешьте» даже в домах своих (ст. 17).

[1] Что касается тука, то здесь не имелся в виду жир, перемешанный с мясом (его можно есть, Неем 8:10), а сало, покрывающее внутренние органы, нутряной жир, который всегда был частью жертвы, принадлежащей Богу. Поэтому люди не должны были есть ее, даже если животное убивалось для обычного употребления в пищу. Таким образом Бог хотел сохранить славу того, что священно, себе. Им запрещалось есть не только пищу, предназначенную для жертвенника, но и вообще подобную еду, чтобы стол Господа (как иногда называют жертвенник) из-за неправильного употребления не стал презренным и чтобы не говорили, что доход от него — пища ничтожная (Мал 1:7,12).

[2] Кровь абсолютно запрещалась по той же причине, что и тук, так как это была часть, принадлежащая Богу, от всякой жертвы. Язычники выпивали кровь своих жертв, поэтому мы читаем об их кровавых возлияниях (Пс 15:4). Но Бог не позволяет, чтобы кровь, служившая для очищения, использовалась как обычная вещь (Евр 10:29), и Он не позволит, чтобы, получив утешение от совершенного очищения, мы предположили, что нам принадлежит хоть какая-то часть славы за его совершение. Кто хвалится, пусть хвалится Господом, и пусть во славу Его проливается вся кровь.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.