Числа 26 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 После мора Господь говорил с Моисеем и священником Елеазаром, сыном Аарона.
2 «Пересчитайте израильский народ, — сказал Он. — Пересчитайте всех от двадцати лет и старше и перечислите по семействам всех мужчин, которые могут служить в израильской армии».
3 В то время народ поставил стан в Моаве, в долине Иордана у Иерихона. И вот Моисей и священник Елеазар, обратившись к народу, сказали:
4 «Пересчитайте всех мужчин от двадцати лет и старше, как повелел Моисею Господь».
Вот перечень израильского народа, вышедшего из Египта:
5 в роду Рувима, первенца Израиля: от Ханоха — поколение Ханоха; от Фаллу — поколение Фаллу;
6 от Есрома — поколение Есрома; от Харми — поколение Харми.
7 Такие поколения были в роду Рувима, общее же число мужчин в них было 43 730.
8 У Елиава, сына Фаллы,
9 было три сына: Немуил, Дафан и Авирон, те самые Дафан и Авирон, которые восстали против Моисея и Аарона и последовали за Кореем, когда он восстал против Господа.
10 Тогда разверзлась земля и поглотила Корея и всех его сообщников, и умерло 250 человек! Это было предупреждением всему израильскому народу.
11 Другие же члены семьи Корея не умерли.
12 Поколения рода Симеона: от Немуила — поколение Немуила; от Иамина — поколение Иамина; от Иахина — поколение Иахина;
13 от Зары — поколение Зары; от Саула — поколение Саула.
14 Такие поколения были в роду Симеона, общее же число мужчин в них было 22 200.
15 Поколения рода Гада: от Цефона — поколение Цефона; от Хаггия — поколение Хаггия; от Шуния — поколение Шуния;
16 от Озния — поколение Озния; от Ерия — поколение Ерия;
17 от Арода — поколение Арода; от Арелия — поколение Арелия.
18 Такие поколения были в роду Гада, общее же число мужчин в них было 40 500.
19 Поколения рода Иуды (два сына Иуды, Ир и Онан, умерли в Ханаане):
20 от Салы — поколение Салы; от Фареса — поколение Фареса; от Зары — поколение Зары.
21 Потомки в роду Фареса: от Есрома — поколение Есрома; от Хамула — поколение Хамула.
22 Такие поколения были в роду Иуды, общее же число мужчин в них было 76 500.
23 Поколения в роду Иссахара: от Фолы — поколение Фолы; от Фувы — поколение Фувы;
24 от Иашува — поколение Иашува; от Шимрона — поколение Шимрона.
25 Такие поколения были в роду Иссахара, общее же число мужчин в них было 64 300.
26 Поколения в роду Завулона: от Середа — поколение Середа; от Елона — поколение Елона; от Иахлеила — поколение Иахлеила.
27 Такие поколения были в роду Завулона, общее же число мужчин было 60 500.
28 У Иосифа было два сына, Манассия и Ефрем, от каждого сына пошёл род с собственными поколениями.
29 Поколения Манассии: от Махира, отца Галаада, — поколение Махира; от Галаада — поколение Галаада.
30 Поколения Галаада: от Иезера — поколение Иезера; от Хелека — поколение Хелека;
31 от Асриила — поколение Асриила; от Сихема — поколение Сихема;
32 от Шемида — поколение Шемида; от Хефера — поколение Хефера.
33 У Салпаада, сына Хефера, не было сыновей, а только дочери, имена же дочерей Салпаада: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца.
34 Такие поколения были в роду Манассии, общее же число мужчин в них было 52 700.
35 Поколения в роду Ефрема: от Шутелы — поколение Шутелы; от Бекера — поколение Бекера; от Тахана — поколение Тахана;
36 от Арана, сына Шутелы — поколение Арана.
37 Такие поколения были в роду Ефрема, общее же число мужчин в них было 32 500. Все эти люди входили в роды Иосифа.
38 Поколения в роду Вениамина: от Белы — поколение Белы; от Ашбела — поколение Ашбела; от Ахирама — поколение Ахирама;
39 от Шефуфама — поколение Шефуфама; от Хуфама — поколение Хуфама.
40 Поколения Белы были: от Арда — поколение Арда; от Неемана — поколение Неемана.
41 Такие поколения были в роду Вениамина, общее же число мужчин в них было 45 600.
42 Поколения в роду Дана: от Шухама — поколение Шухама. Это поколение было в роду Дана.
43 Поколение Шухама было большое, общее же число мужчин в нём было 64 400.
44 Поколения рода Асира: от Имны — поколение Имны; от Ишвы — поколение Ишвы; от Верии — поколение Верии.
45 Поколение Верии: от Хевера — поколение Хевера; от Малхиила — поколение Малхиила.
46 (У Асира была также дочь по имени Серах).
47 Такие поколения были в роду Асира, общее же число мужчин в них было 53 400.
48 Поколения в роду Неффалима: от Иахцеила — поколение Иахцеила; от Гуни — поколение Гуни;
49 от Иецера — поколение Иецера; от Шиллема — поколение Шиллема.
50 Такие были поколения в роду Неффалима, общее же число мужчин в них было 45 400.
51 Итак, общее число мужчин в Израиле было 601 730.
52 Тогда Господь сказал Моисею:
53 «Земля будет разделена и отдана этим людям. Каждое колено получит достаточно земли на каждого из пересчитанных.
54 Большая семья получит больше земли, а маленькая семья получит меньше. Размер земельного участка, который они получат, будет соответствовать количеству пересчитанного народа.
55 Бросайте жребий, чтобы решить, какая семья получит сколько земли. Каждая семья получит свою долю земли, и эта земля получит своё название по имени той семьи.
56 Земля будет дана каждой семье, как большой, так и маленькой; разделяйте землю по жребию».
57 Пересчитали также и род левитов. Поколения в роду Левия: от Гирсона — поколение Гирсона; от Каафа — поколение Каафа; от Мерари — поколение Мерари.
58 И ещё поколения рода Левия: поколение Левния; поколение Хеврона; поколение Махли; поколение Муши; поколение Корея. Амрам же был из поколения Каафа.
59 Жену Амрама звали Иохаведа, она тоже была из рода Левия и родилась в Египте. У Амрама с Иохаведой было два сына: Аарон и Моисей, и дочь Мариамь.
60 Аарон был отцом Авиуда, Надава, Елеазара и Ифамара.
61 Надав и Авиуд умерли, потому что совершили приношение Господу на недозволенном огне.
62 Общее число мужчин в роду левитов было 23 000, но они не были пересчитаны вместе с израильским народом и не получили доли от земли, которую Господь дал израильскому народу.
63 Моисей со священником Елеазаром пересчитали весь этот народ. Они пересчитали его, когда ещё находились в Иорданской долине в Моаве, у реки Иордан, близ Иерихона.
64 За много лет до этого в Синайской пустыне Моисей и священник Аарон пересчитали израильский народ, но все те люди умерли. Никого из них не осталось в живых,
65 потому что Господь сказал тому народу, что все люди умрут в пустыне. В живых остались только Халев, сын Иефоннии, и Иисус, сын Навина.

Толкование Мэтью Генри

Эта книга названа «Числа», так как в ней описывается исчисление сынов Израильских. Один раз они были пересчитаны у горы Синай, в первый год, когда вышли из Египта, что описывается в главах 1 и 2. А теперь они были пересчитаны во второй раз в долинах Моава, как раз перед тем, как войти в Ханаан, и именно это событие описывается в данной главе.

I. Было дано повеление исчислить народ (ст. 1−4).

II. Отдельно зарегистрированы семьи, количество людей в каждом колене (ст. 5−50) и общее количество людей (ст. 51).

III. Дано повеление разделить между ними землю (ст. 52−56).

IV. Исчислены семьи и число левитов (ст. 57−62).

V. Отмечено исполнение угрозы, что умрут все, кто был пересчитан в первый раз (ст. 63−65). Похоже, этому вопросу уделяется особое внимание при описании этого события.

Стихи 1−4. Здесь обратите внимание, (1) что Моисей пересчитывал народ лишь тогда, когда ему велел Бог. Давид в свое время сделал то же самое, не получив повеления, и ему пришлось дорого заплатить за это. Бог — Царь Израиля, и Он хотел, чтобы этот акт, подтверждающий власть, совершался лишь по Его четким указаниям. Возможно, к тому времени Моисей услышал о благословениях, произнести которые был вынужден Валаам, хотя и против своей воли; он благословил Израиль и обратил особое внимание на его многочисленность. Моисей был в достаточной степени доволен этим свидетельством о силе и славе Израиля, прозвучавшем из уст противника, хотя точно не знал его численность, пока Бог не повелел исчислить народ.

(2) Елеазар помогал ему исполнить это поручение, как ранее — Аарон; тем самым Бог облачил Елеазара честью перед старейшинами народа и подтвердил его право наследования.

(3) Это исчисление было велено произвести сразу после поражения, чтобы показать, что, хотя Бог из справедливости боролся с ними, послав бедствие, тем не менее Он не покончил и полностью не истребил их. Божий Израиль не будет уничтожен, хотя может быть сурово наказан.

(4) Они должны были следовать тому же правилу, что и при предыдущем исчислении, пересчитывая лишь тех, кто был годен идти на войну, ибо теперь им предстояло это служение.

Стихи 5−51. В этих стихах приводится перечень колен в том порядке, в котором они записывались в этот раз и который совпадал с предыдущим (гл. 1). Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание семей каждого колена, которые нельзя рассматривать как семьи в том смысле, как мы это понимаем: родственников, живущих в доме вместе. Семью представляли потомки нескольких сыновей патриархов, которых называли их именами во славу их; их потомки отличались от других и друг от друга. Семьи двенадцати колен перечислены в таком порядке. От Дана была лишь одна семья, так как у него был один сын, тем не менее это колено было самым многочисленным после колена Иуды (ст. 42−43). Эта семья началась с малого, но к тому времени значительно умножилась. Колено Завулона состояло из трех семей, Ефрема — из четырех, Иссахара — из четырех, Неффалима — из четырех, Рувима — из четырех семей; колена Иуды, Симеона и Асира включали в себя по пять семей каждое, Гад и Вениамин — по семь семей, Манассия — восемь. Вениамин привел десять сыновей в Египет (Быт 46:21), но, похоже, трое из них умерли бездетными или их семьи вымерли, так как здесь перечисляются только семь сохранившихся имен, и все это колено нельзя причислить к самым многочисленным, ибо провидение, строя семьи и народы, не привязывает себя к вероятностям. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар 2:5).

II. На численность каждого колена. Очень интересно сравнить нынешнюю численность с той, когда они были исчислены у горы Синай. Общее количество людей было приблизительно тем же; теперь их стало на 1820 человек меньше, чем раньше, тем не менее семь колен значительно умножились. Иуда увеличился на 1900 человек, Иссахар — на 9900, Завулон — на 3100, Манассия — на 20500; Вениамин — на 10200, Дан — на 1700 и Асир — на 11900. Но остальные пять колен значительно уменьшились и не смогли уравновесить возрастание. Рувим уменьшился на 2770, Симеон — на 37100, Гад — на 5150, Ефрем — на 826, Неффалим — на 826. В связи с этим мы можем отметить:

(1) Все три колена, стоявшие под знаменем Иуды, который был предшественником Христа, умножились, ибо Его Церковь будет назидаться и возрастать.

(2) Ни одно колено не возросло так значительно, как колено Манассии, которое при предыдущем исчислении было самым малочисленным из всех колен и составляло лишь 32200; теперь оно стало одним из самых значительных, а колено его брата Ефрема, которое было многочисленным, теперь стало одним из наименьших. Иаков перекрестил руки над их головами и отдал предпочтение Ефрему перед Манассией, которым ефремляне, возможно, слишком гордились и из-за чего они попирали своих братьев из колена Манассии. Но когда Господь увидел Манассию пренебрегаемым, то значительно умножил его, ибо Его слава — помогать слабейшему и поднимать угнетенного.

(3) Ни одно из колен не уменьшилось так значительно, как Симеон: от 59300 до 2226; осталось немногим более одной трети от прежнего количества людей. Одна семья этого колена (а именно колено Огада, упоминаемое в Исх 6:15) вымерло в пустыне. Поэтому Симеон не упоминается в благословении Моисея (Втор 33 гл., и часть этого колена в Ханаане была незначительной — лишь участок в уделе Иуды (Нав 19:9). Некоторые предполагают, что большинство из 2426, которые были истреблены поражением за беззаконие Фегора, были из этого колена, ибо Зимри — зачинщик преступления — был начальником этого колена и его пример оказал на них большое влияние, в результате чего они последовали его разврату.

III. При описании колена Рувима упомянуто восстание Дафана и Авирона, выходцев этого колена, вступивших в заговор левита Корея (ст. 9−11). Хотя эта история детально описана несколькими главами ранее, тем не менее здесь она вновь всплывает, чтобы потомство помнило и задумывалось о ней всякий раз, когда обращается к родословным и наслаждается древним происхождением своих семей и славой своих предков, осознавая себя семенем злоумышленников. Здесь о них говорится, что (1) они были людьми известными в собрании (ст. 9, англ. пер.). Возможно, они были знамениты своей изобретательностью, активностью и способностями к бизнесу. Возможно, Дафан и Авирон были продвинуты в определенное время, когда подчинялись Богу и Моисею, но амбициозный дух побудил их восстать против Бога и Моисея, ибо, соперничая с одним, они соперничали с другим. И каков же был исход?

(2) Люди, пользовавшиеся известностью, были преданы забвению: и стали они в знамение (ст. 10). Они превратились в монументы божественной справедливости; истребляя их, Бог продемонстрировал Свою славу в святости, и таким образом они стали предостережением для других во все века, чтобы те остерегались идти их шагами по пути гордости и мятежа. Отмечено, что сыны Корея были сохранены (ст. 11); они не умерли, как дети Дафана и Авирона. Несомненно, они не подверглись этой инфекции и не присоединились к своему отцу в его бунте. Если мы не согрешаем вместе с грешниками, то не подвергнемся поражению. Эти сыны Корея впоследствии совершили выдающееся служение для Церкви, став во времена Давида певцами в Церкви Господней. Поэтому многие псалмы озаглавлены «для сынов Корея»; возможно, много лет спустя они были вынуждены носить это имя (а не имя какого-либо другого предка) для предостережения самим себе и в качестве примера силы Божьей, которая производит избранные плоды даже из горького корня. Дети в семьях, которые были опозорены, должны прилагать усилия, чтобы с помощью своих выдающихся добродетелей отвратить порицание своих отцов.

Стихи 52−56. Если кто-нибудь спросит, почему проводилось такое детальное описание колен, семей и численности народа Израиля, то вот ответ: по мере того как он умножался, люди делились на группы, но не общим провидением, а обетованием; и для поддержания славы божественного откровения Бог исполнит обетование, обращая внимание на их умножение и наследие. Когда Моисей исчислил народ, то Бог не сказал: «Эти люди завоюют землю»; но, считая это уже осуществленным, Он говорит: «Сим в удел должно разделить землю». «Люди, которые сейчас записаны как сыны Израиля, будут считаться (словно это является копией судебной ведомости) наследниками земли Ханаанской». И теперь при распределении или разделении земли между коленами, Моисею велено следовать основному правилу справедливости: более многочисленному колену дать больше, а менее многочисленному — меньше (ст. 54); но увы, ему не было суждено дать хоть что-то другим, так как самому ничего не должно принадлежать, и поэтому данное ему наставление было предназначено для его преемника Иисуса Навина.

(2) Это основное правило должно было осуществляться с помощью жребия (ст. 55); несмотря на то, что, казалось бы, все зависело от благоразумия их лидера, тем не менее окончательное решение оставалось за Божьим провидением, с которым все они должны согласиться, как бы оно ни противоречило их планам и желаниям: по жребию должно разделить землю. Как Бог народов и, в частности, как Бог Израиля, Он оставляет за собой право разделить им уделы их. Подобным образом когда Христос, наш Иисус Навин, был вынужден назначить одного из Своих учеников воссесть по правую руку, а другого — по левую в Своем царстве, то признал абсолютную власть Своего Отца в этом выборе: «это не от Меня зависит». Иисус Навин не должен был распределять наследство Ханаана по собственному усмотрению, «но кому уготовано Отцем Моим».

Стихи 57−62. Левиты были Божьим коленом, которому не было удела вместе с остальными коленами в земле Ханаана, и поэтому они не были исчислены с другими, а пересчитывались отдельно. Это событие, имевшее место у горы Синай, описано в начале Книги Числа, и поэтому левитов не касался приговор, вынесенный тем, кто был перечислен в тот раз, и гласивший, что ни один из них не войдет в Ханаан, за исключением Халева и Иисуса Навина; ибо что касается левитов, которые не были перечислены с остальными израильтянами и не должны были воевать, то Елеазар и Ифамар, а также другие старше двадцати лет (что следует из главы 4:16, 28) вошли в Ханаан. Тем не менее это колено теперь, при втором исчислении, возросло лишь на тысячу и оставалось одним из наименьших. Здесь упоминается смерть Надава и Авиуда за принесение чуждого огня, как ранее — грех и наказание Корея, так как все это происходило с ними, как образы.

Стихи 63−65. В заключительной части стоит обратить внимание на описание исполнения приговора в адрес ропотников (Чис 14:29), гласившего, что никто из исчисленных от двадцати лет и выше не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (это не касалось левитов ни в возрасте старше одного месяца, ни в возрасте от тридцати до пятидесяти). Несомненно, что при осмотре были даны особые наставления тем, кто занимался исчислением, сравнить эти списки с предыдущими, чтобы проследить, остались ли среди людей те, которые были исчислены у горы Синай; и оказалось, что таковых не было ни одного, кроме Халева и Иисуса Навина (ст. 64−65). В этом явилась (1) праведность Бога и Его верность произнесенным угрозам, раз однажды вышло повеление. Он поклялся во гневе и исполнит то, в чем поклялся. Пусть лучше останутся в земле эти трупы (даже если бы их было в десять раз больше), чем слово Божье останется неисполненным. Хотя подрастающее поколение представляло собой разнородную толпу и много виновных и осужденных грешников на много лет пережили приговор и дожили до последнего из сорока годов, но все они были истреблены тем или иным средством до того, как был совершен осмотр. Тем, кого осудил Бог, не удастся избежать наказания, скрывшись в толпе или задержав приведение его в исполнение.

(2) Милость Бога к Своему народу, несмотря на их провокационные действия. Хотя род ропотников был истреблен, тем не менее Бог произвел другое поколение, которое было таким же многочисленным, как и предыдущее, чтобы имя Израиля, несмотря на их гибель, не изгладилось и наследство обетованное не было утеряно из-за недостатка наследников. И хотя их общая численность незначительно уменьшилась, по сравнению с численностью у горы Синай, тем не менее у ныне перечисленных было большое преимущество: это были мужчины среднего возраста от двадцати до шестидесяти лет в расцвете своих сил, годные к служению; а на протяжении тридцати восьми лет блужданий и страданий в пустыне у них была возможность ознакомиться с законами и постановлениями Бога, так как у них не было бизнеса, гражданских или военных дел, которые бы отвлекали от изучения божественных истин, в которых наставляли их Моисей, Аарон и благой Дух Божий (Неем 9:20).

(3) Истина Божья, исполнившая обетование, данное Халеву и Иисусу Навину. Они были сохранены и их не коснулось общее истребление. Хотя стрелы смерти летят в темноте, но они не летят наугад, даже когда летят в гуще; они точно направлены на определенную цель. Все, что написано для живых, сбудется, и в самые опасные времена их души будут сохранены. Тысячи могут падать по их правую руку и десятки тысяч по левую, но они спасутся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.