Бытие 14 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Амрафел был царём сеннаарским, Ариох был царём елласарским, Кедорлаомер был царём еламским, а Фидал был царём гоимским.
2 Все эти цари пошли войной против Беры, царя содомского, Берши, царя гоморрского, Шимавы, царя Адмы, Шимевера, царя цевоимского, и царя Белы, называемого также Сигором,
3 армии которых соединились в долине Сиддим, там, где теперь Мёртвое (Солёное) море.
4 Эти цари 12 лет служили Кедорлаомеру, а на 13 год восстали против него.
5 Поэтому на 14 год царь Кедорлаомер и бывшие с ним цари пошли против них войной и победили рефаимов в Аштероф-Карнаиме, зузимов в Хаме, емимов в Шаве-Кирафаиме
6 и хорреев в горах Сеира до самого Эл-Фарана, что граничит с пустыней.
7 Затем царь Кедорлаомер повернул на север и, дойдя до Ен-Мишпата, называемого также Кадесом, победил народ амаликитян, а также и народ аморреев, живших в Хацацон-Фамаре.
8 В это время цари Содома, Гоморры, Адмы, Цевоима и Белы (Сигора) объединились и вышли сражаться со своими врагами в долине Сиддим.
9 Они сражались с Кедорлаомером, царём еламским, Фидалом, царём гоимским, Амрафелом, царём сеннаарским, Ариохом, царём елласарским — четыре царя против пяти.
10 В долине Сиддим было множество ям, заполненных дёгтем. После поражения, когда цари Содома и Гоморры со своим войском бежали с поля боя, многие из солдат попадали в эти ямы, а уцелевшие же нашли спасение в горах.
11 Одержав победу, царь Кедорлаомер и его воины захватили всё, чем владели жители Содома и Гоморры, а затем отправились в свою землю.
12 Лот, сын брата Аврама, жил в Содоме и поэтому тоже попал в плен, а всё то, чем он владел, было захвачено Кедорлаомером.
13 Один из уцелевших воинов пошёл к еврею Авраму и рассказал о случившемся. Аврам в то время жил около дубравы аморрея Мамре. Мамре, Эшкол и Анера договорились помогать друг другу, они также заключили союз и с Аврамом.
14 Узнав, что Лота захватили в плен, Аврам собрал всю свою семью, в которой было 318 воинов, и во главе их преследовал неприятеля до самого города Дан.
15 В ту же ночь они напали на врагов, застав их врасплох и, одержав победу, преследовали до самой Ховы, к северу от Дамаска.
16 Аврам возвратил всё украденное врагами имущество: всех женщин, слуг, а также и самого Лота со всеми его владениями.
17 Победив Кедорлаомера и царей, бывших с ним, Аврам возвратился домой, а царь Содома вышел ему навстречу в долине Шаву, называемой теперь Царской долиной.
18 Мелхиседек, салимский царь, священник Всевышнего Бога, также вышел навстречу Авраму, неся с собой хлеб и вино.
19 Благословив Аврама, он сказал: «Аврам, да благословит тебя Всевышний Бог, Создавший небо и землю.
20 Восславим Всевышнего Бога, Который помог тебе победить твоих врагов».
Аврам отдал Мелхиседеку десятую часть захваченного в битве.
21 Тогда царь Содома сказал Авраму:
«Верни мне моих людей, которых захватил враг, а всё остальное можешь оставить себе».
22 Но Аврам ответил царю Содома:
«Я обещаю Господу, Всевышнему Богу, Тому, Кто сотворил небо и землю,
23 что не возьму себе ничего из принадлежащего тебе: ни ремешка, ни нитки. Я обещаю, что не оставлю себе ничего, так как не хочу, чтобы ты сказал: „Я обогатил Аврама”.
24 Единственное, что я приму, это еду, которую съели мои отроки, но ты должен отдать остальным их долю. Возьми захваченное нами в бою и отдай часть этого Анере, Эшколу и Мамре, потому что эти люди помогли мне в сражении».

Комментарии МакДональда

14:1−12 За тринадцать лет до событий, описанных в этой главе, Кедорлаомер, царь Елама (Персии), одержал победу над царями, жившими в долине у Мертвого моря. На тринадцатый год, пятеро побежденных царей взбунтовалось против Кедорлаомера. Тогда он взял себе в союзники трех других царей, живших в стране Вавилонской, пошел на юг вдоль восточного побережья Мертвого моря, а затем на север, подойдя с западной стороны к Содому, Гоморре и другим городам, расположенным на равнине. Сражение произошло в долине Сиддим, где было много смоляных ям. Захватчики разбили войска повстанцев и отправились на север, забрав с собой добычу и пленных, среди которых оказался и Лот — племянник Аврама, выбравший жизнь в миру.

14:13−16 Услышав об этом, Аврам собрал отряд из трехсот восемнадцати обученных воинов и преследовал захватчиков до Дана, находящегося на севере. Неподалеку от сирийского города Дамаска Аврам разбил неприятеля и спас Лота, а также вернул все, чтоб было награблено врагами. Те, кто отступают от веры, приносят беды не только себе, но и другим. В этом отрывке мы читаем о том, как Аврам спас Лота силой меча. В следующий раз он спасет его молитвой, ходатайствуя за него перед Богом (гл. 18−19).

14:17−18 Когда Аврам возвращался домой, его встретил царь Содома. Точно также и сатана искушает верующих, одержавших духовную победу. Но Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего, вовремя укрепил Аврама, предложив ему хлеб и вино. Читая об этом первом упоминании хлеба и вина, нельзя не вспомнить о том, что они символизируют страсти нашего Господа. Вспоминая о том, насколько велика была цена, которую Он уплатил, чтобы спасти нас от греха, мы становимся сильнее и можем противостоять любому искушению.

Все имена в Писании что-то означают. Мелхиседек означает «царь праведности», а Салим (сокращенная форма от «Иерусалим») означает «мир». Итак, Мелхиседек был царем праведности и мира. Он служит прообразом Христа — истинного Царя праведности и мира, нашего Великого Первосвященника. В послании к Евреям о Мелхиседеке сказано, что он «...без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр 7:3). Эти слова относятся только к его священству. Большинство священников получали свое звание по наследству, и срок их службы был ограничен. Но священство Мелхиседека уникально тем, что, насколько нам известно, он принял священническое звание не от родителей, и оно было вечным. Христос же — священник «по чину Мелхиседека» (Пс 109:4; Евр 7:17).

14:19−20 Мелхиседек благословил Аврама, и тот, в свою очередь, дал священнику десятину от всей военной добычи. Из 7 главы послания к Евреям мы узнаем, что это действие имело глубокий духовный смысл. Аврам, будучи прародителем Аарона, представляет здесь священство Аароново. Мелхиседек благословляет Аврама. Это значит, что священство Мелхиседека выше священства Аарона, потому что благословляющий выше того, кого благословляют. Поступок Аврама, когда он уплатил десятину Мелхиседеку, является олицетворением того, что священство Аарона признает превосходство священства Мелхиседека, потому что меньший платит десятину большему.

14:21−24 Царь Содома говорит, по сути, следующее: «Отдай мне людей, а себе забери все материальные блага». Сатана и сегодня пытается соблазнить нас тленными вещами в то время, как вокруг нас гибнут люди. Аврам ответил, что не возьмет себе ничего — ни нитки, ни ремня от обуви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.