Бытие 15 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 После того как всё это произошло, к Авраму в видении пришло слово Господа. Бог сказал:
«Не бойся, Аврам! Я защищу тебя и дам тебе великую награду».
2 Но Аврам сказал:
«Господи Боже, Ты ничего не можешь дать мне такого, что сделало бы меня счастливым, так как у меня нет сына, и потому после моей смерти мой раб Елиезер из Дамаска получит всё, чем я владею».
3 «Ты не дал мне сына, — продолжал Аврам, — и потому рождённый в моём доме раб станет моим наследником».
4 Тогда Господь Бог обратился к Авраму и сказал:
«Этот раб не получит всего, чем ты владеешь. У тебя родится сын, он и будет твоим наследником».
5 Затем Бог вывел Аврама из шатра и сказал:
«Посмотри на небо. Видишь, сколько там звёзд; их такое множество, что и не счесть. Вот столько и у тебя будет потомков».
6 Аврам поверил Господу и поэтому оправдался перед Ним.
7 Бог сказал Авраму:
«Я — Господь, Который вывел тебя из Ура Вавилонского, и Я сделал это для того, чтобы отдать тебе эту землю. Ты будешь ею владеть».
8 Но Аврам ответил:
«Владыка Господи! Как я могу быть уверен, что получу эту землю?»
9 Бог сказал Авраму:
«Принеси Мне трехлетнюю тёлку, трехлетнюю козу и трехлетнего барана, принеси также горлицу и голубка».
10 Аврам принёс всё это Богу, заколол всех животных, рассёк каждое на две части и положил одну половину напротив другой. Птиц же он не рассёк на две части.
11 Немного погодя на трупы налетели хищные птицы, но Аврам отогнал их.
12 К концу дня, когда стало садиться солнце, Аврама стало клонить ко сну, и он уснул. Во сне его объяла ужасающая тьма,
13 и Господь сказал ему:
«Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет.
14 Но потом Я накажу народ, поработивший их, твой же народ покинет ту землю и унесёт с собой много ценного добра.
15 А ты отойдёшь к отцам твоим с миром и будешь похоронен в глубокой старости.
16 Пройдёт четыре поколения, и твой народ вернётся обратно на эту землю, и тогда он победит аморреев, так как Я через твой народ накажу живущих здесь людей. Всё это произойдёт в будущем, потому что мера беззаконий аморреев ещё не исполнилась».
17 После захода солнца наступила кромешная тьма. Мёртвые животные, рассечённые на две части, всё ещё лежали на земле. И тогда между частями этих животных прошёл столб дыма и огня.
18 В тот день Господь дал обещание Авраму и заключил с ним соглашение, сказав:
«Я отдам твоим потомкам эту землю, Я отдам им землю от реки Египетской до великой реки Евфрат:
19 землю кенеян, кенезеев, кедмонеев,
20 хеттеев, ферезеев, рефаимов,
21 аморреев, хананеев, гергесеев и иевусеев».

Комментарии МакДональда

4. Обетованный наследник Авраама (Гл. 15)

15:1 Первый стих этой главы тесно переплетается с окончанием главы 14. Иегова говорит патриарху, отказавшемуся от награды содомского царя: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». Бог и защитит Аврама, и сделает его сказочно богатым.

15:2−6 Будучи бездетным, Аврам боялся, что по законам того времени его наследником станет Елиезер из Дамаска — распорядитель в доме Аврама. Но Бог пообещал ему сына, добавив, что потомство Аврама будет многочисленным, как звезды на небе. Рассуждая по-человечески, это было невозможно, так как Сара вышла из того возраста, в котором можно рождать детей. Но Аврам поверил божественному обещанию, и Бог вменил ему это в праведность. Здесь Писание провозглашает истину об оправдании верой — истину, которая будет повторена в Новом Завете: Рим 4:3, Гал 3:6, Иак 2:23. В Бытие 13:16 Бог обещает Авраму потомство многочисленное, как песок. Здесь же, в Быт 15:5, говорится, что потомков будет столько, сколько звезд на небе. Песок символизирует природных наследников Авраама — тех, кто родился евреями. Звезды — символ духовного потомства Авраама. Это все те, кто оправдан верой (см. Гал 3:7).

15:7−21 Подтверждая обетования о том, что у Аврама будут потомки (ст. 1−6) и земля (ст. 7:8, 18−21), Бог совершил странное, на первый взгляд, действие — символическое и наполненное глубоким смыслом (ст. 9−21). Дэвид Бейрон объясняет это так:

«В соответствии с древним обычаем, принятым на Ближнем Востоке, обе стороны, заключающие завет, проходили между частями разрезанных животных. Это означало, что участники завета клянутся своей жизнью исполнить данные обязательства (Иер 34:18−19). Но здесь, в 15 главе книги Бытия, между частями животных проходит только Бог, чье присутствие выражается в дыме и огне. Аврам просто наблюдал за этим удивительным проявлением Божьей благодати, которую нельзя заслужить».

Это означало, что заключаемый завет был безусловным, и его исполнение зависело только от Самого Бога.

В соответствии с другим толкованием, части жертвенных животных символизируют израильский народ. Хищные птицы — это языческие народы. Чужая земля, о которой здесь идет речь, — это, конечно же, Египет. Израиль будет освобожден от египетского рабства и вернется в Ханаан в четвертом поколении. Дым из печи и пламя огня символизируют историческое предназначение Израиля, которому предстояло страдать и свидетельствовать о Боге.

Освобождение Израиля наступит тогда, когда беззаконие аморреев достигнет полной меры. Эти язычники, обитавшие в Ханаане, должны были быть уничтожены. Но Бог часто позволяет злу полностью проявиться (иногда даже кажется, что в ущерб Его народу) прежде, чем покарать его. Бог долготерпит и не хочет, чтобы кто-либо погиб, — даже нечестивые аморреи (2Пет 3:9). Кроме того, Бог иногда допускает проявления зла для того, чтобы всем были видны его ужасные последствия. И тогда становится понятно, что Божий гнев действительно праведен.

Стихи 13 и 14 представляют проблему с точки зрения хронологии. В них сказано, что произошедший от Аврама народ будет в рабстве в чужой земле 400 лет, и что в конце этого срока они покинут страну поработителей, унося с собой несметное богатство. В Деян 7:6 также называется это число — 400 лет.

В книге Исход (12:40−41) мы читаем о том, что дети Израилевы прожили в Египте 430 лет — не больше и не меньше.

Кроме того, в послании к Галатам Апостол Павел пишет, что между заключением завета с Авраамом и временем, когда был дан закон, прошло 430 лет.

Чем объясняется это расхождение в летоисчислении?

400 лет, о которых идет речь в Быт 15:13−14 и Деян 7:6 — это время, в течение которого израильтяне были рабами в Египте. Что касается Иакова и его семьи, то они рабами не были. Напротив, им оказывали почти царские почести.

430 лет, о которых говорится в Исх 12:40−41 — это полный срок пребывания израильтян в Египте. Время указано здесь с точностью до дня.

430 лет, о которых пишет Павел (Гал 3:17) — это примерно тот же самый период времени, о котором говорится в книге Исход (12:40−41). Он исчисляется с того момента, когда заключенный с Авраамом завет был подтвержден Иакову, когда тот готовился войти в Египет (Быт 46:1−4), и заканчивается днем, когда был дан Закон, — примерно три месяца спустя после Исхода.

Четыре поколения (Быт 15:16) прослеживаются в Исх 6:16−20: Левий, Кааф, Амрам, Моисей. Израильтяне все еще не завоевали землю, о которой идет речь в стихах 18−21. Соломон подчинил себе все царства, находящиеся на этой территории (3Цар 4:21, 24), но они только платили ему дань; израильтяне же там не селились. Это условие завета будет выполнено только, когда Христос вернется, чтобы править землей. Ничто не может помешать этому осуществиться. То, что Бог пообещал в будущем, настолько непреложно, как будто это уже произошло!

Считается, что Река Египетская (ст. 18) — это не Нил, а небольшой ручей к югу от Газы. Нынешнее его название — Вади эль Ариш.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.