«Господь не пожелал, чтобы я имела детей. Так войди к моей служанке Агари, и я приму ребёнка, который родится у неё, как моего собственного».
Аврам послушался свою жену Сару.
«Моя служанка теперь ненавидит меня, и это твоя вина. Я дала её тебе, она забеременела и теперь считает себя лучше меня. Я хочу, чтобы Господь рассудил, кто из нас прав».
«Ты — хозяйка Агари, поэтому можешь делать с ней всё, что хочешь».
Сара стала жестокой к Агари, и та убежала.
«Агарь, ты служанка Сары, так почему же ты здесь? Куда ты идёшь?»
Агарь ответила:
«Я убегаю от Сары».
«Сара — твоя хозяйка, так иди же домой и будь ей послушна».
«От тебя произойдёт многочисленный народ, да такой великий, что твоих потомков будет не счесть».
«Ты — Бог, видящий меня».
Она сказала это потому, что подумала:
«Вижу я, что даже в этом месте Бог видит меня и заботится обо мне».
5. Измаил, сын по плоти (Гл. 16:17)
16:1−6 В этих стихах мы видим неугомонность греховной природы. Вместо того, чтобы подождать исполнения Божьего обетования, Сара убедила Аврама завести ребенка от ее служанки. Эту служанку, по имени Агарь, Сара, скорее всего, приобрела во время злополучного пребывания в Египте. Бог не делает вид, что у избранных им людей в семейной жизни всегда все гладко, хотя Он никогда не одобрял некоторые из поступков, описанных здесь. Забеременев, Агарь стала презирать свою хозяйку. Сара же, в свою очередь, начала обвинять Аврама, а затем выгнала Агарь из дома. Это происшествие служит иллюстрацией конфликта между законом и благодатью. Они не могут сосуществовать (Гал 4:21−31). Несмотря на то, что подобное поведение считалось приемлемым в рамках культуры того времени, с христианской точки зрения оно абсолютно неуместно.
16:7−15 Когда Агарь была в пустыне Сур, направляясь в сторону Египта, ей явился Ангел Господень. Это был Господь Иисус в одном Своих явлений до Воплощения, называемом Христофания (см. комментарий к книге Судей 6, где есть раздел, посвященный Ангелу Господню). Он сказал ей вернуться и покориться Саре и пообещал, что от ее сына произойдет великий народ. Исполнением этого обещания стала, конечно же, арабская нация. Слова «возвратись» и «покорись» часто знаменуют поворотный момент в жизни многих людей, кому довелось общаться с Богом. Сказанное Агарью в стихе 13 можно перефразировать так: «Ты — Бог, Которого можно увидеть», ибо сказала она: «Точно видела я здесь в след видящего меня». Источник воды она назвала «Беэр-Лахай-рои» (дословно: «Источник Того, Кто живет и видит меня»).
16:16 Авраму было восемьдесят шесть лет, когда Агарь родила Измаила, чье имя в переводе означает: «Бог слышит». В данном случае Бог услышал жалобу Агари. Читая об этих событиях, необходимо помнить, что Агарь представляет закон, а Сара — благодать (см. 4).