«Ты умрёшь, потому что женщина, которую ты взял, — замужем».
«Господи, я не виноват. Неужели Ты убьёшь невинного?
«Я знаю, что ты не виноват и что ты не ведал, что делаешь. Я спас тебя, не позволив тебе познать её и тем самым согрешить против Меня.
«Почему ты так поступил с нами? Что я тебе сделал плохого? Почему ты солгал и сказал, что она твоя сестра? Ты навлёк беду на моё царство, поступив со мной так! Тебе не следовало так вести себя!
«Я думал, что здесь никто не боится Бога и что кто-нибудь убьёт меня, чтобы заполучить Сарру.
«Посмотри вокруг, это всё моя земля, живи, где тебе угодно».
«Я дал твоему брату Аврааму 1 000 серебряных монет в доказательство того, что сожалею о случившемся. Я хочу, чтобы все видели, что я поступил по справедливости».
7. Авраам и Авимелех (Гл. 20)
20:1−18 Казалось бы, невозможно и предположить, что Авраам мог снова попытаться выдать Сарру за свою сестру — всего лишь через двадцать лет после того, как он совершил подобную ошибку с фараоном. Но если мы вспомним свою собственную постоянную склонность к греху, то увидим, что в поступке Авраама нет ничего необычного. Авраам в Гераре попытался обмануть Авимелеха почти так же, как и фараона (12:10−17). Но Бог вмешался в ход событий, потому что иначе рождение Исаака могло оказаться невозможным. Господь не был безучастным наблюдателем; Он пригрозил Авимелеху смертью. Бог может исправить зло, которое причиняют Его люди; причем для этой цели Он может использовать и тех, кто духовно не возрожден. Язычник Авимелех в этом случае поступил праведнее Авраама — человека, названного «другом Божиим». (Авимелех — это не имя, а титул). К стыду нашему, неверующим часто есть в чем упрекнуть христиан. Полуправда — это ложь. Авраам даже пытался переложить часть вины на Бога, который повел его странствовать. Намного мудрее в этой ситуации было бы смиренно признать свою вину. Но несмотря на все это, Авраам по-прежнему был Божьим человеком. Поэтому Господь послал к нему Авимелеха, чтобы Авраам помолился об исцелении самого Авимелеха и всего его дома от бесплодия.
Выражение «покрывало для очей твоих» (ст. 16) означает подарок, цель которого — примирение с пострадавшей стороной. Смысл стиха такой: «Это тебе плата, чтобы твои люди и все остальные знали — ущерб возмещен».