«Сын!» «Здесь я», — ответил Исав.
«Я стар и, наверное, скоро умру!
«Я слышала, как твой отец разговаривал с Исавом
«Мой брат Исав покрыт волосами, я же не волосатый.
«Если так случится, я приму вину на себя. Сделай всё, как я говорю: пойди и принеси мне козлят».
«Отец».
Отец ответил:
«Кто ты, сын мой?»
«Как это ты так быстро нашёл и убил дичь?»
Иаков ответил:
«Господь, Бог твой, помог мне быстро найти дичь».
«Подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, чтобы знать, ты ли мой сын Исав».
«У тебя голос Иакова, но руки все в волосах, как у Исава».
«Воистину ли ты мой сын Исав?»
«Да, я», — ответил Иаков.
«Принеси мне еду, я поем и благословлю тебя».
Иаков дал ему еду, и он поел, потом Иаков дал ему вино, и Исаак выпил его.
«Сын, подойди, поцелуй меня».
«Отец, это я, твой сын, встань и поешь мяса убитой мной для тебя дичи, а потом благословишь меня».
«Кто ты такой?»
«Я — первенец Исав, твой сын», — ответил Исав.
«Тогда кто же это приготовил для меня еду и принёс мне её до того, как ты пришёл? Я поел и благословил его, и теперь уже поздно взять обратно моё благословение ».
«Тогда благослови и меня тоже, отец!»
Затем Исав спросил отца:
«А для меня ты оставил какое-нибудь благословение?»
«Неужели у тебя только одно благословение, отец? Благослови и меня тоже, отец!»
«Не жить тебе на хорошей земле, и не будет у тебя обильных дождей.
«После смерти отца, мы будем оплакивать его, а затем я убью моего брата Иакова».
«Послушай, твой брат Исав задумал убить тебя.
«Твой сын Исав женился на хеттеянках, и это меня очень печалит, потому что они не нашего рода. Если Иаков тоже женится на одной из таких, то к чему мне жить!»
В. Иаков (27:1 — 36:43)
1. Иаков обманывает Исава (Гл. 27)
27:1−22 Прошло примерно тридцать семь лет с тех событий, описанием которых заканчивается предыдущая глава. Теперь Исааку 137 лет, его зрение ослабло, и он думает, что умирает, — возможно, потому что его брат Измаил умер в этом возрасте (Быт 25:17). Но Исаак проживет еще сорок три года.
Когда Исаак захотел дичи, приготовленной Исавом, пообещав ему взамен благословение, Ревекка обманула его, чтобы благословение досталось Иакову, которого она любила. Можно было бы обойтись и без этой хитрости, так как Бог все равно уже пообещал благословение Иакову (25:23б). Ревекка приготовила мясо козленка, которое по вкусу напоминало аппетитную дичь, а руки Иакова обложила кожей козлят, чтобы сделать его похожим на косматого Исава. Ошибка Исаака была в том, что он доверился чувствам, — обложенные шкурами руки действительно, казалось, принадлежали Исаву. В духовной жизни чувствам доверять нельзя. Как говорил Мартин Лютер,
«Чувства приходят и уходят; чувства обманчивы.
Наша гарантия — Слово Божие, больше ничему не стоит верить».
И хотя обман был задуман Ревеккой, Иаков также виновен в том, что он в этом участвовал. «Что посеешь, то и пожнешь» — в жизни Иакова это проявилось в полной мере. Ч. Макинтош замечает: «...изучая жизнь Иакова, любой заметит, что после того, как он обманом получил благословение отца, в жизни его было не так уж и много радости по земным меркам. Его пытался убить собственный брат; поэтому Иакову пришлось бежать из дома. Его дядя Лаван, обманул его. Ему пришлось тайно от него бежать. Он испытал подлость своего сына Рувима по отношению к нему. Предательство и жестокость Симеона и Левия к жителям Сихема. Кроме того, Иакову пришлось пережить смерть любимой жены и предполагаемую безвременную кончину Иосифа. В довершение всего, голод вынудил его отправиться в Египет, где он умер на чужбине..
27:23−29 Благословение, которое Иаков получил от Исаака, означало благосостояние, власть и божественное покровительство. Интересно отметить, что произносимые патриархами благословения были пророчествами, которые сбылись, потому что изрекавшие их люди были в буквальном смысле вдохновляемы Богом.
27:30−40 Когда Исав вернулся и узнал об обмане, он со слезами на глазах стал просить благословения. Но оно было дано Иакову, и его нельзя было вернуть назад (Евр 12:16−17). Впрочем, у Исаака было что-то и для Исава. Он сказал ему следующее: «Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечем твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (ст. 39−40). Это означает, что идумеи будут воинственным народом, живущим в пустыне, и что Израиль подчинит их себе, но однажды они восстанут. Это пророчество сбылось в дни правления Иорама, царя Иудеи (4Цар 8:20−22).
27:41−46 Исав решил убить брата, как только умрет отец, и закончатся дни траура. Узнав об этом, Ревекка отправила Иакова в Харран, где жил ее брат Лаван. Она боялась не только того, что убьют Иакова, но и того, что Исав мог убежать или погибнуть в результате кровной мести, и тогда мать потеряла бы обоих сыновей. Но Исааку она сказала, что отправила Иакова, чтобы тот не женился на дочери хеттеев по примеру Исава. Иаков думал, что скоро вернется, но это произойдет только через двадцать лет. Отец его еще будет жив, но мать к тому времени уже умрет.