Бытие 3 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Самым хитрым из всех диких зверей, сотворённых Господом Богом, был змей. Он обратился к женщине с вопросом:
«Женщина, правда ли, что Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?»
2 Женщина ответила змею:
«Мы можем есть плоды с деревьев в саду,
3 но существует одно дерево, плоды которого нам нельзя есть. Бог сказал нам: „Вы не должны есть плоды с того дерева, что посередине сада, не должны даже дотрагиваться до него, а то умрёте”».
4 Но змей возразил женщине:
«Не умрёте.
5 Бог знает, что если вы съедите плод с того дерева, то узнаете о добре и зле и тогда уподобитесь Ему!»
6 Когда женщина увидела, какое красивое это дерево, поняла, что его плоды хороши для еды, но особенно привлекало её то, что дерево даст ей мудрость. Она набрала плодов с дерева и стала есть. Рядом с женщиной находился её муж ; она дала ему часть плодов, и он съел их.
7 И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды и что они нагие. Тогда они набрали фиговых листьев, сшили их вместе и стали носить как одежду.
8 Когда спала дневная жара, Господь Бог вышел прогуляться по саду. Услышав Его приближение, мужчина и женщина спрятались за деревьями,
9 но Господь Бог позвал мужчину:
«Где ты?»
10 Мужчина ответил:
«Я услышал, как Ты ходишь по саду и испугался, потому что я наг, и поэтому спрятался».
11 Тогда Господь Бог спросил мужчину:
«Кто тебе сказал, что ты нагой? Не съел ли ты плода с того особого дерева? Я сказал тебе, чтобы ты не ел плодов с того дерева!»
12 Мужчина ответил:
«Женщина, которую ты сотворил для меня, дала мне плоды с того дерева, и я съел их».
13 Тогда Господь Бог спросил женщину:
«Что же ты сделала?»
Женщина ответила:
«Змей перехитрил меня, и я поела плодов».
14 Затем Господь Бог сказал змею:
«Я накажу тебя за то, что ты сделал, — Я прокляну тебя. Тебе будет хуже, чем любому другому животному, домашнему или дикому: ты должен будешь всю свою жизнь ползать на животе и есть пыль.
15 Я сделаю женщину и тебя врагами, и её дети будут врагами твоих детей. Ты ужалишь её ребенка в ногу, а он размозжит тебе голову».
16 И сказал Господь Бог женщине:
«Я обреку тебя на муки во время беременности. Ты будешь рожать в муках и будешь вожделеть к своему мужу, а он будет господствовать над тобой».
17 И сказал Господь Бог мужчине:
«Я запретил тебе есть плоды с того дерева, ты же послушался свою жену и съел их. Из-за тебя Я прокляну землю, и ты будешь тяжко трудиться всю свою жизнь ради пищи, которую родит земля.
18 Земля будет плодоносить колючками и сорняками, и тебе придётся питаться дикими полевыми растениями.
19 Ты будешь тяжко трудиться до самой смерти, в поте лица добывая себе пропитание, а потом вновь обратишься в пыль, из которой Я тебя сотворил».
20 Адам назвал свою жену Евой, потому что Ева — мать всего рода человеческого.
21 Господь Бог сделал для Адама и его жены одежду из шкур животных и надел на них,
22 сказав:
«Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно».
23 Господь Бог изгнал Адама из райского сада, и ему пришлось обрабатывать землю, из которой он был сотворён.
24 Изгнав Адама из сада, Господь Бог поставил у входа в сад охрану: Ангелов-Херувимов и сверкающий огненный меч, который, вращаясь, преграждал путь к дереву жизни.

Комментарии МакДональда

Б. Искушение и грехопадение (Гл. 3)

3:1−6 Змей, явившийся жене, оказывается впоследствии никем иным, как самим сатаной (см. Откр 12:9). Те, кто пытаются подвергнуть Библию «демифологизации», считают, что эту историю грехопадения надо понимать аллегорически, а не буквально. В качестве довода выдвигается то, что змей мог говорить. Можно ли верить повествованию о том, как змей соблазнил Еву? Апостол Павел считал, что можно (2Кор 11:3). Апостол Иоанн был того же мнения (Откр 12:9; Откр 20:2). Кроме того, это не единственное место в Писании, где встречается говорящее животное. Валаамова ослица тоже заговорила человеческим голосом, чтобы удержать пророка от безумного поступка (Чис 22), и Апостол Петр верил, что это действительно было (2Пет 2:16). Эти три Апостола писали, вдохновленные Святым Духом. Поэтому те, кто считают, что историю грехопадения нельзя воспринимать в буквальном смысле, отвергают авторитет Священного Писания. В Библии есть и аллегории, но не в данном случае.

Обратите внимание на то, какие шаги привели человечество к греху. В начале сатана сеет сомнения в подлинности Божьего Слова: «Подлинно ли сказал Бог?» Сатана представил Бога в ложном свете, сказав, что Бог запретил есть плоды всех деревьев. Далее Ева говорит, что нельзя есть плоды дерева, стоящего посреди рая, и «прикасаться к ним». Но Бог ничего не говорил о прикосновении к дереву. И тогда уже сатана явно противоречит Богу, отрицая неизбежность суда для тех, кто нарушает заповеди. Последователи дьявола и сейчас отрицают существование ада и вечного наказания. Сатана пытается внушить Адаму и Еве, что Бог утаил от них нечто полезное. Искушение, перед которым не смогла устоять Ева, было тройным: похоть плоти (хорошо для пищи), похоть очей (приятно для глаз) и гордость житейская (дерево, которое дает вожделенное знание). Взяв этот плод, она поступила вопреки мужу, который должен был главенствовать над ней. Ей следовало бы спросить Адама, а не узурпировать его власть. В словах «и взяла плодов его [дерева] и ела» кроется причина всех болезней, горя, страданий, страха, вины и смерти, которые властвуют над родом человеческим с тех далеких времен. Кто-то сказал: «Хаос, царящий на земле, и миллион миллиардов могил свидетельствуют о том, что слова Бога истинны, а сатана — лжец». Ева была обманута (1Тим 2:14), но Адам действовал сознательно, по своей воле ослушавшись Бога.

Мирской гуманизм увековечивает дьявольскую ложь: «Будете, как боги».

3:7−13 Первым последствием греха стало ощущение вины и страха. Опоясания из смоковных листьев, которыми люди пытались прикрыть свою наготу — это попытка спастись бескровной религией добрых дел. Когда Бог призывает грешников к ответу, они оправдываются: «Жена, которую Ты мне дал...» (словно обвиняя Бога — см. Прит. 19:3). Ева же сказала, что во всем виноват змей (ст. 13).

Но любящий и милосердный Бог ищет Своих падших созданий, спрашивая: «Где ты?» Этот вопрос свидетельствует о том, что человек был потерян, а Бог пришел найти его. Это доказательство и человеческого греха, и Божьей благодати. Бог Сам желает спасти людей, и в этом проявляется Его любовь как раз то, в чем дьявол заставил Еву усомниться.

3:14 Господь Бог проклял змея, уделом которого отныне стало тление, позор и поражение. То, что змей проклят «перед всеми скотами», или больше всех зверей полевых, означает, что слова Господа относятся в первую очередь к пресмыкающимся, а не к сатане.

3:15 А в этом стихе речь идет уже о дьяволе. Этот стих называют «Протоевангелием», что означает «Первое Евангелие». Этот стих предрекает вечную вражду между сатаной и женщиной (представляющей все человечество), а также между его семенем (слугами дьявола) и семенем жены (Мессией). Семя жены сокрушит голову дьявола, нанеся ему смертельную рану в ознаменование полного поражения последнего. Эта рана была нанесена сатане на Голгофе, когда Спаситель восторжествовал над дьяволом. Сатана же, в свою очередь, будет жалить пяту Мессии. Раненая пята здесь символизирует страдания и даже физическую смерть, но не поражение. Христос пострадал на кресте и умер, но Он воскрес из мертвых, победив грех, ад и дьявола. Выражение «Семя жены» можно истолковать как указание на Непорочное Зачатие. Обратим внимание на проявленную доброту: вначале Бог обещает приход Мессии, и только затем, в последующих стихах, выносит приговор.

3:16−19 Грех влечет за собой неизбежные последствия. Женщина будет страдать, рождая детей. Она будет также подчиняться мужу. Он же, в свою очередь, будет отныне работать, чтобы прокормиться, возделывая землю, которая была проклята, на которой будут расти «терние и волчцы» — сорняки и колючки. Он должен будет «трудиться в поте лица своего». Затем, в конце жизни, он возвратится в прах. Отметим, что сама по себе работа — это не проклятие; напротив, она часто бывает благословением. Проклятие же проявляется в том, что теперь работа невозможна без печали, физического напряжения, огорчений, пота и усталости.

3:20−21 Назвав жену Евой — матерью всех живущих, Адам проявил веру, потому что до этого детей не рождалось. Для того, чтобы сделать кожаные одежды, понадобилась смерть животного. Это символ той одежды праведности, которую Бог дает провинившимся грешникам через пролитую Кровь Иисуса Христа, Агнца Божьего. Обрести эти одежды можно верой.

3:22−24 В сказанной дьяволом лжи содержалась небольшая доля правды. В каком-то смысле, Ева действительно стала как Бог (ст. 5). Но Ева с Адамом научились различать добро и зло на собственном горьком опыте. Если бы они съели плод с дерева жизни, то они вечно бы жили в теле, подверженном болезням, старению и немощи. То, что им запрещено было возвращаться в Едем, является проявлением милости Божией. Херувимы — это «небесные существа», которые «оберегают святость Бога от людской гордыни».

Адаму и Еве нужно было решать, кто сказал ложь — Бог или дьявол. Они решили, что солгал им Бог. «А без веры угодить Богу невозможно». Вот почему Адама и Евы нет среди героев веры, о которых повествует глава 11 послания к Евреям.

Несмотря на то, что Адам и Ева жили в идеальных условиях, грех все равно вошел в их жизнь. Благоприятная среда обитания сама по себе не решит проблем человечества.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.