Бытие 4 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Адам познал свою жену Еву, и она родила ребёнка, которого назвали Каином. «С помощью Господа я сотворила мужчину», — сказала Ева.
2 После этого она родила ещё одного сына, брата Каина, Авеля. Авель стал пастухом, а Каин — земледельцем.
3 Когда пришло время жатвы, Каин принёс в дар Господу некоторые из выращенных им плодов земли,
4 Авель же принес в дар животных из своего стада: лучшие части самых тучных овец. Господь принял дар Авеля,
5 а подношение Каина не принял. Каин был этим очень опечален и рассержен.
6 Господь спросил Каина:
«Почему ты сердишься? Чем опечален ты?
7 Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и тогда Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам править грехом».
8 Каин сказал своему брату Авелю:
«Пойдём в поле».
Когда они пришли в поле, Каин напал на своего брата Авеля и убил его.
9 Некоторое время спустя Господь спросил Каина:
«Где твой брат Авель?»
Каин ответил:
«Не знаю. Разве я сторож моему брату?»
10 «Что же ты сделал? — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата словно голос взывает ко Мне из земли.
11 И теперь Я проклинаю тебя и эту землю, на которой ты трудишься. Тебе больше не собирать с неё урожая, так как ты заставил её испить кровь своего брата.
12 Когда будешь возделывать землю, она не будет давать тебе богатый урожай, как это было раньше. У тебя не будет на земле дома, и ты будешь скитаться с места на место».
13 Каин ответил Господу:
«Вынести такое наказание свыше моих сил!
14 Ты изгоняешь меня с моей земли, и я не смогу больше быть рядом с Тобой! У меня не будет дома, мне придётся скитаться с места на место, и всякий, кого я повстречаю, сможет убить меня!»
15 «Если кто-нибудь убьёт тебя, Каин, — ответил ему Господь, — Я накажу того во много раз страшнее».
Господь пометил его, и эта отметина являлась предостережением всем встречным: увидев её, никто не посмеет убить Каина.
16 Каин ушёл от Господа и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема.
17 Он познал свою жену, и она родила сына, которого назвали Енохом. Каин построил город и назвал его Енох, по имени своего сына.
18 У Еноха был сын Ирод, у Ирода был сын Мехиаель, у Мехиаеля был сын Мафусал, у Мафусала был сын Ламех.
19 Ламех взял в жёны двух женщин: одну жену звали Ада, другую — Цилла.
20 Ада родила Иавала, он стал отцом всех живущих в шатрах и добывающих пропитание скотоводством.
21 У Ады был ещё один сын, Иувал, брат Иавала, он стал отцом играющих на арфе и флейте.
22 Цилла родила Фувала-Каина, отца кующих орудия из железа и бронзы. У него была сестра по имени Наама.
23 Ламех сказал своим жёнам:
«Услышьте мои слова, Ада и Цилла! Слушайте, жёны Ламеха! Человек задел меня, и я убил его! Ребёнок ударил меня, и я убил его!
24 Наказание за убийство Каина было великое, но наказание за моё убийство будет во много раз страшнее!»
25 Адам познал Еву, и она родила ещё одного сына. Они назвали его Сифом. «Бог послал мне ещё одного сына. Каин убил Авеля, теперь же у меня есть Сиф», — сказала Ева.
26 У Сифа также родился сын, и он назвал его Еносом. К тому времени люди стали поклоняться Господу.

Комментарии МакДональда

В. Каин и Авель (Гл. 4)

4:1 «Адам познал Еву». Здесь речь идет о сексуальной близости. Когда родился Каин, Ева признала, что его рождение — это дар Божий. Назвав сына Каином (от слова, означающего «приобретение»), она, возможно, думала, что родила Обещанное Семя.

4:2−6 Из стиха 3а следует, что могло пройти достаточно времени для того, чтобы население мира значительно возросло. Скорее всего, Каин и Авель узнали, что грешный человек может приблизиться к святому Богу только через кровь заместительной жертвы. Каин отверг это откровение и принес бескровную жертву — плоды растений. Авель же поверил Божественному повелению и принес животную жертву, подтвердив этим свою веру и оправдание, полученное от Бога (Евр 11:4). Он принес жертвы от первородных своего стада, показывая этим, что Бог заслуживает самого лучшего. Жертвоприношение Авеля — это прообраз заместительной смерти Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира.

4:7 Зависть и злоба Каина уже были начальной стадией убийства. Поэтому любящий Бог делает ему предупреждение, которое можно понимать по-разному:

1. «Если делаешь доброе [раскаявшись], то сможешь опять поднять лицо, освободившись от злобы и вины. А если не делаешь доброго [продолжая ненавидеть Авеля], то у дверей грех лежит. Этот грех приносит смерть. Он [Авель] влечет тебя к себе, а ты господствуй над ним». [То есть, он признает твое главенство, и ты будешь над ним начальствовать, если будешь делать добро].

2. «Если делаешь доброе» (или, как говорится в Септуагинте, «Если приносишь правильную жертву»), то не будет ли твоя жертва принята? Выражение «делаешь доброе», таким образом, относится к жертве. Авель поступил хорошо, покрыв свои грехи угодной Богу жертвой. Каин же поступил плохо, принеся жертву без крови, и все его последующее поведение — закономерный результат ложного богопочитания.

3.  В Исправленном Стандартном Издании Библии (ИСВ) (в переводе с английского) говорится: «Если добро делаешь, не будешь ли принят? А если не делаешь, грех лежит у дверей. Он влечет тебя к себе, но ты должен господствовать над ним». 4. Ф. У. Грант в своей «Библии Чисел» (ЦБГ) приводит такой вариант: «Если не делаешь добра, то жертва за грех лежит (подстерегает тебя) у дверей». Иными словами, прощение было возможным, если бы Каин того пожелал.

4:8−12 Зависть и злоба Каина вскоре привели к тому, что он убил своего брата. И хотя Авель умер, он по-прежнему свидетельствует о том, что жизнь по вере имеет большое значение (Евр 11:4). На вопрос любящего Бога нераскаявшийся грешник дает наглый ответ. И тогда Господь объявляет наказание для Каина. Каин больше не сможет кормить себя, обрабатывая землю. Он будет скитаться по пустыне, как изгнанник.

4:13−16 Жалоба Каина выражает не раскаяние в грехе, а сожаление по поводу его последствий. Но Бог и здесь успокаивает страх беглеца, наложив особое знамение на Каина и обещая проклятие тому, кто убьет его. И пошел Каин от лица Господня. Это одно из самых печальных расставаний в Библии.

4:17−24 Каин женился на своей сестре или какой-либо другой близкой родственнице. Как уже было сказано, Бытие 4:3 подразумевает, что прошло достаточно времени, и население земли увеличилось, а в другом месте книга Бытия (5:4) сообщает нам, что у Адама были и сыновья, и дочери. Браки между близкими родственниками в те времена еще не были запрещены (риска генетических отклонений у детей, родившихся от таких браков, тогда еще тоже не существовало). Стихи 17−24 рассказывают о потомках Каина, а также о многих событиях, произошедших впервые в истории: первый город (Енох), первый случай многоженства, начало организованного скотоводства, появление музыки и начало обработки металлов, а также первая песня, тема которой связана с насилием и кровопролитием. В этой песне Ламех сообщает своим женам, что убил молодого человека. Сделал он это в целях самозащиты, и поскольку убийство было непреднамеренным, в отличие от преступления Каина, Ламех тем более должен быть избавлен от мести.

4:25−26 Здесь, в качестве контраста, представлено благочестивое семейство Сифа, о котором идет речь далее, представляет собой разительный контраст. Мессия станет потомком именно Сифа. Когда родился Енос (имя, означающее в переводе «хрупкий» или «смертный»), люди начали называть Бога именем Господа (Иегова), или, возможно, призывать имя Господа, когда они собирались все вместе на богослужения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.