«Почему вы сидите и ничего не делаете?
— спросил он. «Из Ханаанской земли, — ответили братья. — Мы пришли купить еду».
«Нет, господин! Мы твои слуги и пришли только для того, чтобы купить хлеб.
«Нет, мы братья! Всего у нас в семье двенадцать братьев, и у нас у всех один отец. Самый младший брат остался дома с отцом, а ещё один брат умер давным-давно. Мы, слуги твои, предстаём перед тобой, а пришли мы из Ханаанской земли».
«Я человек богобоязненный и сохраню вам жизнь, если сделаете вот что:
Братья согласились на это,
«Это нам в наказание за то зло, которое мы причинили нашему младшему брату Иосифу: мы видели, в какую беду он попал, как молил нас спасти его, но не хотели слушать, а потому теперь и сами в беде».
«Я говорил вам, чтобы вы не делали зла мальчику, но вы не хотели слушать, теперь же мы несём наказание за его смерть».
«Что это Бог делает с нами?!»
«Вы что, хотите, чтобы я потерял всех своих детей? Иосифа нет, Симеона нет, а теперь вы хотите ещё и Вениамина увести!»
«Отец, можешь убить обоих моих сыновей, если я не приведу Вениамина к тебе обратно. Доверься мне, и я возвращу его тебе».
«Я не отпущу с вами Вениамина. Его брат умер, и он единственный сын, оставшийся мне от моей жены Рахили. Если с ним что-нибудь случится на пути в Египет, я этого не переживу: вы меня, старого и убитого горем, сведёте в могилу».
6. Братья Иосифа в Египте (Гл. 42−44)
42:1−5 Действие снова переносится к Иакову в Ханаане, где царит жестокий голод. Услышав, что в Египте много еды (хлеба) и не зная, что его сын, Иосиф, находится там, Иаков посылает своих десятерых сыновей за едой. Только Вениамин остался дома, потому что Иаков считал его единственным оставшимся в живых сыном возлюбленной Рахили.
42:6−25 Когда братья Иосифа предстали перед ним, он обошелся с ними сурово: обвинил их в шпионаже и бросил в тюрьму. Затем он потребовал, чтобы к нему привели Вениамина — младшего брата. Симеон остался в тюрьме заложником, а остальные девять отправились в Ханаан за Вениамином, унося с собой еду, зерно и деньги, которые были возвращены им и спрятаны у них в сумках, хотя сами они об этом даже не догадывались. Все это повествование насквозь пронизано любовью Иосифа к братьям и заботой о них (ст. 24а−25). Вместе с тем, мы видим, что они все глубже и глубже осознают тот грех, который совершили против своего «пропавшего» брата двадцать лет назад (ст. 21−22). Иосиф, конечно же, хотел, чтобы они признали свою вину.
Мы верим, что в образе Иосифа нам открывается то, как Христос поступит со Своими братьями-евреями во время Великой Скорби. Описание событий, предшествующих примирению Иосифа с братьями, является одним из самых драматичных мест в Библии. Трудно найти другую историю с таким точным, глубоким и полным описанием Христа.
ТИПОЛОГИЯ
Новый Завет ясно говорит о том, что некоторые люди, события и предметы в Ветхом Завете служат прототипами (от греч. «типой»), или символами, того, что открывается в Новом Завете. Так, об Адаме сказано, что он — образ Христа (Рим 5:14). О других этого не сказано прямо, но параллели слишком многочисленны и очевидны, чтобы можно было это отрицать. В Библии нигде не говорится, что Иосиф — прообраз Христа, но в ней насчитывается свыше ста соответствий между Христом и Иосифом. В разговоре с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27, курсив наш). Воплотившийся Христос говорит: «как в начале книги написано о Мне.» (Евр 10:7). Поэтому следует искать Христа во всем Писании.
Что касается истории ветхозаветного Израиля, то Апостол Павел пишет: «Все это происходило с ними, как образы [греч. «типой»]; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11). Эти слова служат подтверждением тому, что Ветхий Завет содержит не только обозначенные образы, но и множество других.
Павел напоминает Тимофею, что все Писание полезно (2Тим 3:16). Мы можем усвоить множество духовных уроков, если мы способны их разглядеть.
Значительная часть послания к Евреям посвящена разъяснению значения образов ветхозаветной скинии и ее утвари. И хотя слишком узкое понимание символизма может лишить верующего многих благословений при чтении Ветхого Завета, не стоит впадать и в другую крайность, принимая практически все за образы, и превращая саму историю просто в аллегорию. Образы Ветхого Завета зачастую подвергались надуманной или натянутой интерпретации, и потому к толкованию символов зачастую относятся скептически. Не стоит позволять экстремизму лишать нас того духовного богатства, которое содержится в Ветхом Завете. Если толкование текста прославляет Христа, и/или наставляет верующих, и/или несет Евангелие заблудшим, не противореча при этом остальному учению Слова Божия, то нужно признать, что такое толкование, по меньшей мере, является правильным применением истины.
42:26−28 По дороге домой один из братьев открыл мешок и нашел свои деньги. Это повергло остальных в панику. Теперь они боялись, что их обвинят в краже (ст. 26−28).
42:29−38 Когда они возвратились домой и рассказали о своих приключениях, остальные братья тоже нашли деньги и испугались еще сильнее. Иаков же был безутешен. Несмотря на то, что Рувим готов был отдать в залог жизни своих двух сыновей, патриарх боялся отпускать Вениамина в Египет, чтобы с ним не случилось беды.