Бытие 9 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Бог благословил Ноя и его сыновей, сказав им:
«Обзаведись множеством детей. Заполните землю своим народом.
2 Всякий зверь на земле, всякая птица в небе, всякое пресмыкающееся на земле и всякая рыба в море будут бояться вас — все они будут подвластны вам.
3 Я дал вам в пищу зелёные растения, а теперь и всякое животное будет вам пищей. Я отдаю вам всё, что есть на земле, — всё это ваше.
4 Но Я даю вам один наказ: не ешьте мяса, в котором ещё есть кровь.
5 Я взыщу с вас кровь за ваши жизни, потребую жизнь у любого зверя, а также у любого человека, который отнимет жизнь у другого человека.
6 Бог создал людей по Своему подобию, поэтому всякий, кто прольёт кровь другого, будет и сам убит рукой человека.
7 Ной, у тебя и у твоих сыновей много детей, так заполните же землю себе подобными».
8 Затем Бог сказал Ною и его сыновьям:
9 «Вот Мой договор с тобой и со всеми твоими потомками,
10 а также со всеми птицами, всем скотом, всеми зверями, вышедшими из лодки вместе с тобой, всеми живыми существами на земле.
11 Вот Мой договор с вами: всё живое на земле было уничтожено потопом, но такое никогда больше не повторится, никогда больше потоп не истребит всё живое на земле».
12 Бог сказал:
«Я оставлю вам доказательство того, что заключил с вами такой договор. Это доказательство подтвердит, что Я заключил с вами и со всеми живыми тварями на земле соглашение, которое останется на все грядущие времена. Вот это доказательство:
13 Я сотворил радугу в облаках, она и является доказательством соглашения между Мной и землёй.
14 Когда Я соберу над землёй облака, вы увидите в облаках радугу.
15 Увидев радугу, Я вспомню о Своём соглашении с вами и со всеми живыми тварями на земле: никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле.
16 И когда, взглянув на облака, Я увижу радугу, то вспомню о вечном соглашении между Мной и всеми живыми существами на земле».
17 Господь сказал Ною:
«Эта радуга — доказательство соглашения, которое Я заключил со всеми живыми существами на земле».
18 Вместе с Ноем из лодки вышли и его сыновья. Их звали Сим, Хам и Иафет. (Хам был отцом Ханаана).
19 Эти трое были сыновьями Ноя, и все люди на земле произошли от них.
20 Ной стал земледельцем и посадил виноградник.
21 Однажды, выпив молодого вина, он опьянел и лёг обнажённым в своём шатре.
22 Хам, отец Ханаана, посмотрел на обнажённого отца и, выйдя из шатра, рассказал об этом братьям.
23 Сим и Иафет взяли плащ, накинули его себе на плечи и, пятясь, вошли в шатёр. Они прикрыли отца плащом и не видели его обнажённым.
24 От вина Ной уснул, а проснувшись, узнал о том, как поступил с ним его младший сын Хам.
25 Ной сказал: «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет рабом своих братьев!»
26 И ещё он сказал:
«Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима!
27 Пусть Бог даст больше земли Иафету! Пусть Бог обитает в шатрах Сима! И пусть Ханаан будет их рабом!»
28 Ной прожил 350 лет после потопа.
29 Всего же ему было 950 лет, когда он умер.

Комментарии МакДональда

Е. Жизнь Ноя после Потопа (Гл. 9)

9:1−7 Из стиха 3 следует, что после потопа людям впервые было позволено есть мясо. Но запрещалось есть его с кровью, потому что в крови — жизнь живого существа, а жизнь принадлежит Богу.

Введение смертной казни неразрывно связано с установлением правительственной власти. Если бы все мстили за убийства, то на земле царил бы хаос. Поэтому казнить могут только представители законной власти. Новый Завет также поддерживает институт смертной казни, что видно из слов: «...он не напрасно носит меч» (Рим 13:4).

9:8−17 Радуга была дана в подтверждение того, что Бог никогда больше не уничтожит потопом все живое на земле.

9:18−23 Несмотря на обретенную от Бога благодать, Ной согрешил тем, что опьянел и лежал обнаженным в шатре. Когда Хам его увидел и рассказал о том своим братьям, те покрыли позор своего отца, не глядя на его обнаженное тело.

9:24−25 Проснувшись, Ной проклял Ханаана. Возникает вопрос: «Почему проклятие пало на Ханаана, а не на Хама?» Одно из возможных объяснений состоит в том, что порочные наклонности, присущие Хаму, в Ханаане проявлялись еще сильнее. Поэтому проклятие таким образом содержало и пророчество о безнравственном поведении Ханаана, и назначенное за это наказание. Другое объяснение предполагает, что сам Ханаан совершил некий безнравственный поступок по отношению к деду, и что со временем Ной об этом узнал. Ной знал, что сделал с ним его младший сын. Вполне возможно, что в стихе 24 речь идет о младшем внуке Ноя — Ханаане, а не о Хаме — его младшем сыне. Слово «сын» в Библии часто означает «внук» или другой потомок. В таком случае, Ханаан был проклят не за грех отца, а за свой собственный грех. Существует и другая версия, которая заключается в том, что по благодати Божией, проклята была только малая часть потомков Хама, а не треть рода человеческого.

9:26−29 Ханаан был проклят и стал рабом Сима и Иафета. О рабстве, в котором хананеи были у израильтян, можно прочитать в книге Иисуса Навина (9:23) и в книге Судей (1:28). Данный отрывок использовался теми, кто пытался оправдать рабство чернокожих, но это мнение лишено каких-либо доказательств. Ханаан был предком хананеев, обитавших в Святой Земле до прихода израильтян. Нет никаких упоминаний о том, что хананеи были чернокожими. Сим и Иафет получили благословения и их потомки значительно расширили свои границы. Вполне возможно, что в стихе 27 речь идет о том, что Иафет тоже приобщится к духовным благословениям израильтян — потомков Сима.

Ведутся споры о том, кто был старшим сыном Ноя, — Сим или Иафет. Быт 10:21 может читаться как «у Сима,... брата Иафета, старшого» или как «у Сима... старшего брата Иафетова» (НКИ, примечания на полях). Предпочтительнее второй вариант. Сим упоминается первым в родословных в Бытие 5:32 и 1Пар 1:4.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.