2 Царств 24 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 И снова Господь разгневался на Израиль. Господь побудил Давида обратиться против израильтян. Давид сказал:
«Пойдите и пересчитайте народ Израиля и Иудеи».
2 Тогда Давид сказал Иоаву, военачальнику войска, которое было при нём:
«Пройдите по всем израильским коленам от Дана до Вирсавии и пересчитайте людей, чтобы я знал, сколько там народа».
3 Но Иоав ответил царю:
«Пусть Господь, Бог твой, умножит народ ещё во сто раз, и пусть твои глаза увидят это. Но для чего ты хочешь делать это?»
4 Слово царя взяло верх над Иоавом и военачальниками, и они пошли от царя считать народ Израиля.
5 Они перешли через реку Иордан и остановились в Ароере, у южной стороны города, который находился посреди долины Гада, по дороге к Иазеру.
6 Они пошли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши, а затем в Дан-Яан и обошли Сидон,
7 а затем отправились во все крепости Тира и во все города евеев и хананеев, и наконец вышли к Вирсавии на юге Иудеи.
8 Они обошли всю землю и вернулись в Иерусалим через девять месяцев и двадцать дней.
9 Иоав подал царю список народа. И оказалось, что крепких, способных держать в руке меч израильтян было восемьсот тысяч человек, а иудеев — пятьсот тысяч.
10 Давид почувствовал угрызения совести после того, как пересчитал народ. Он сказал Господу:
«Я совершил великий грех, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости мне этот грех, я поступил очень глупо».
11 Когда Давид встал на другой день утром, к пророку Гаду, провидцу Давида, было слово Господа.
12 Господь сказал Гаду:
«Пойди и скажи Давиду, что так говорит Господь: „Я предлагаю тебе три наказания — выбери одно из них”».
13 Гад пришёл к Давиду и сказал ему:
«Выбери одно из этих трёх наказаний: быть голоду в твоей стране семь лет или чтобы три месяца твои враги преследовали тебя, а ты убегал от них, или чтобы в продолжение трёх дней в твоей стране свирепствовала болезнь? Теперь обдумай это и реши, какой ответ должен я дать Господу, пославшему меня к тебе».
14 Давид сказал Гаду:
«Я в большой беде! Пусть лучше мы будем наказаны Господом, так как велико милосердие Его; только бы наказание не пришло от людей».
15 Тогда Господь послал болезнь на израильтян с того утра и до конца назначенного времени. Всего семьдесят тысяч человек умерло от Дана до Вирсавии.
16 Когда же Ангел поднял руку на Иерусалим, чтобы уничтожить его, Господь был очень опечален бедствием и сказал Ангелу, который поражал народ:
«Довольно! Опусти руку».
Ангел Господний находился тогда возле молотилки Орны иевусеянина.
17 Когда Давид увидел Ангела, поражающего народ, он сказал Господу:
«Я согрешил! Я поступил беззаконно, а эти люди не сделали ничего плохого! Подобно овцам они лишь следовали за мной. Пусть же наказание Твоё падёт на меня и на семью моего отца».
18 В тот день к Давиду пришёл Гад и сказал:
«Пойди и поставь жертвенник Господу возле молотилки Орны иевусеянина».
19 И Давид пошёл, как повелел ему Господь через Гада.
20 Орна взглянул и, увидев царя и слуг его, шедших к нему, вышел и поклонился царю до земли.
21 И сказал Орна:
«Зачем господин мой царь пришёл ко мне?»
Давид ответил:
«Я пришёл купить у тебя молотилку, чтобы построить там алтарь Господу, чтобы болезнь прекратилась».
22 И сказал Орна Давиду:
«Пусть господин мой царь возьмёт для жертвоприношения всё, что ему угодно. Здесь есть волы для всесожжения, молотильная доска и ярмо для дров.
23 Всё это, царь, я отдаю тебе!» И ещё сказал Орна царю:
«Пусть Господь, Бог твой, отнесётся к тебе благосклонно».
24 Но царь ответил Орне:
«Нет! Я говорю тебе истинно, я заплачу тебе за землю то, что она стоит. Я не вознесу Господу, Богу моему, жертву, которая ничего мне не стоила».
И купил Давид молотилку и волов за 50 шекелей серебра,
25 и построил там алтарь Господу, на котором принёс всесожжения и приношения содружества. Тогда Господь ответил на его молитву за страну, и болезнь в Израиле прекратилась.

Комментарии МакДональда

Г. Перепись Давида и ее последствия (Гл. 24)

Уильям Крокетт предполагает, что описанные здесь события произошли после того, как Давид захватил Иерусалим (Гл. 5), но до того, как он привез ковчег в святой город (Гл. 6).

24:1 Похоже, что Бог, разгневавшись, сказал Давиду провести перепись Израиля и Иуды. Но из 1 Паралипоменон 21:1 мы узнаем, что Давида на это побудил сатана. Сатана это форсировал, Давид исполнил (из-за гордости в сердце), а Бог это допустил. В Септуагинте в стихе 1 вместо слов «он возбудил Давида» написано «и Сатана возбудил Давида».

24:2−9 Когда царь приказал Иоаву начать исчисление, военачальник Давида оказался более рассудительным, чем он сам. Он понял, что цель переписи заключалась в удовлетворении гордости Давида и призывал царя отказаться от этой идеи, но все тщетно. Послушавшись Давида, Иоав со своими людьми прошли по всей земле, и, пересчитав народ, обнаружили, что в Израиле было восемьсот тысяч воинов и пятьсот тысяч в Иудее.

В Исходе 30:12−13 говорилось, что при проведении переписи нужно было собирать выкуп в полсикля. Не существует никаких доказательств того, что Давид это сделал. Поводом к исчислению народа послужила его гордость. Перепись поможет ему полагаться на величину своего войска, а не на руку Господню.

24:10−14 По завершении переписи царь был обличен в своем грехе и воззвал к Господу с просьбой о прощении. Бог послал ему пророка Гада, предложив на выбор одно из трех наказаний: (1) семь лет голода по всей земле; (2) три месяца преследований; (3) моровая язва в течение трех дней. Давид выбрал впасть в руки Господа, а не людей.

24:15−25 Господь послал язву на три дня, от которой погибло семьдесят тысяч человек. Смертоносный ангел уже собрался опустошить Иерусалим, когда Бог остановил его у гумна Орны Иевусеянина. Давид спросил Господа, почему он уничтожает Израильский народ, когда провинился Давид и его дом. Бог через Гада ответил, что Давид должен построить жертвенник на гумне Орны. Поэтому Давид сразу же начал договариваться с Орной Иевусеянином о покупке этого места. Несмотря на то, что он был язычником, Орна предложил не только гумно, не потребовав за это никакой платы, но также и волов для всесожжения и инвентарь гумна на дрова. Царь благородно ответил: «не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром».

В итоге, Давид купил гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. (В 1 Паралипоменон 21:25 говорится, что Давид заплатил за это 600 сиклей золота, но, несомненно, это включало в себя землю вокруг гумна). Как только на жертвеннике были вознесены всесожжения, поражение народа прекратилось (ст. 25).

Гумно Орны, расположенное на горе Мориа, было, вероятно, тем же самым местом, где Авраам принес в жертву Исаака. Позже там расположился храм Соломона, а затем храм Ирода во времена Христа. В наши дни там находится мусульманская святыня — «Купол Скалы». Вероятно, там будет находиться храм во время Великой Скорби, и, после этого, храм Тысячелетнего царства.

В Писаниях очень честно описаны герои веры. У Давида были свои недостатки и промахи, и они описаны вместе с его верой. Мы проследили за жизнью Давида с того времени, как он пас стадо, когда он находился в изгнании, до того момента, когда он был превознесен. Немногие имели такие близкие взаимоотношения с Богом; немногие впадали в такие тяжкие грехи. Но Господь его поддерживал и провел через все. Все, что произошло с Давидом, послужило нам на пользу, потому он описал это все в Псалмах.

Мэтью Хенри отмечает то, как Давид описан в книгах Царств, и каким он предстает в Псалмах:

«В истории его жизни есть много поучительного; но в том, что касается героя, являющегося предметом этой истории, несмотря на то, что в большинстве случаев он выглядит великим и очень хорошим, и небеса к нему благосклонны; однако, необходимо признать, что его честь сияет ярче в Псалмах, чем в его летописи». Слова 39-го Псалма очень точно подводят итог жизни Давида:

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» (Пс 39:2−4).

=====

Примечания

(8:3−8) При сравнении стиха 4 с 1 Паралипоменон 18 возникает небольшая путаница. В стихе 4 говорится, что взяли тысячу семьсот всадников, тогда как в 1 Паралипоменон 18:4 говорится, что взяли семь тысяч всадников. Число, упомянутое во 2 Царств, может относиться к одному сражению, в то время как число в 1 Паралипоменон может быть общим количеством всадников, захваченных на протяжении всего конфликта. Или это может быть просто ошибкой переписчика.

(8:13) Если слово «Сирийцы» (Арам — древнеевр.) не является ошибкой, то это может означать, что Эдомитяне (Едом — древнеевр.) обратились к ним за помощью. Однако, так как Арам и Едом имеют почти идентичное написание на древнееврейском языке, где использовались только согласные (буквы «р» и «д» часто при написании путали), скорее всего здесь имеет место ошибка переписчика.

(12:31) Кайл и Делицш считают верным более жестокое значение и утверждают, что не нужно смягчать факты переводом. Однако, они полагают, что данное наказание постигло либо только воинов, которых взяли в плен, либо «самое большее мужскую часть населения акрополя Раввы».

(15:7−12) Так как Давид правил всего сорок лет, слово «сорок», упомянутое здесь, несомненно, ошибка переписчика.   В древнееврейских манускриптах труднее всего было переписывать числа (согласно Септуагинте, Сирийскому переводу, Иосифу Флавию, переводу НКИ).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.