«Если бы господин мой Нееман побывал у пророка, который живёт в Самарии, то этот пророк избавил бы его от проказы».
«Иди, а я пошлю письмо израильскому царю».
Взяв с собой 10 талантов серебра, 6 000 шекелей золота и 10 смен одежды, Нееман отправился в Самарию.
«Вместе с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, моего слугу, чтобы ты излечил его от проказы».
«Разве я Бог? Нет! У меня нет власти над жизнью и смертью. Так почему же сирийский царь послал ко мне этого человека, чтобы я излечил его от проказы? Видите, сирийский царь ищет предлога, чтобы поссориться со мной!»
«Почему ты разорвал свои одежды? Пусть Нееман придёт ко мне. Тогда он узнает, что есть пророк в Израиле!»
«Пойди и омойся семь раз в Иордане. После этого твоё тело излечится, и ты будешь чист».
«Я думал, что Елисей хотя бы выйдет, и станет передо мной, и призовёт имя Господа, Бога своего. Я думал, что он погладит рукой по моему телу и излечит меня от проказы.
Нееман был очень зол и повернулся, чтобы уйти.
«Отец наш, если бы пророк сказал тебе сделать что-нибудь важное, разве бы ты не сделал? Так, тем более, подчинись ему, когда он сказал тебе только: „Омойся и будешь чист”».
«Теперь я знаю, что на всей земле нет Бога, кроме Бога Израиля! Так прими же от меня подарок».
«Я служу Господу. Так же верно, как то, что Господь жив, я не приму подарок».
Нееман пытался заставить Елисея принять подарок, но тот отказался.
«Если ты не хочешь принять подарок, то пусть дадут мне столько израильской земли, сколько смогут увезти два мула. Потому что я больше никогда не буду приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа.
«Иди с миром».
Нееман уехал и уже отъехал на небольшое расстояние,
«Мой господин отпустил Неемана, не приняв подарок, который он принёс. Так же верно, как то, что Господь жив, я побегу за ним и возьму у него что-нибудь».
«Всё ли хорошо?»
«Всё хорошо. Мой господин послал меня сказать: „Ко мне пришли два молодых человека из пророков, из горной страны Ефрема. Прошу тебя, дай им талант серебра и две смены одежды”».
«Возьми два таланта».
Он упрашивал Гиезия принять их. Он положил два таланта серебра в два мешка и дал две смены одежды. Затем он отдал эти подарки двум своим слугам, и они понесли их перед Гиезием.
«Где ты был, Гиезий?»
Он ответил:
«Я никуда не ходил».
«Это неправда! Моё сердце было с тобой, когда тот человек сошёл с колесницы тебе навстречу. Сейчас не время брать деньги или принимать одежды, оливковые рощи, виноградники, овец, коров или рабов и рабынь.
6. Чудесное исцеление прокаженного Неемана (5:1−19)
5:1−4 Слава о чудотворце Елисее дошла до Сирии. В доме Неемана, военачальника сирийской армии, служила девочка-иудейка. Зная, что он — прокаженный, она предложила ему обратиться за исцелением к пророку Елисею, живущему в Самарии. Пример этой девочки показывает, как человек, не играющий важной роли в глазах мира, проявив верность Богу, может повлиять на ход истории спасения. Д. Л. Муди так комментирует этот случай:
«Маленькая служанка сказала несколько слов, которые эхом прокатились по двум царствам. В честь ее веры Бог сделал для идолопоклонника Неемана такое, чего не совершал ни для кого в Израиле. См. Луки 4:24. Как часто детский палец указывает взрослым верное направление. Служанка обещала Нееману, что Бог сделает для него то, чего Он не делал ни для кого в Израиле; и Бог сделал это ради ее веры».
5:5−7 Нееман захватил с собой рекомендательное письмо от царя Сирийского Венадада к царю Израильскому Иораму, денежные подарки и одежду. Очевидно, в послании не упоминался Елисей, а просто выражалась просьба об исцелении Неемана. Царя Израильского рассердила такая неразумная просьба; он заподозрил, что сирийский царь ищет предлог для нападения на Израиль.
5:8−12 Елисей услышал о случившемся и попросил послать к нему Неемана. Во дворце никто не мог исцелить его, потому что там все были идолопоклонники; но в Израиле был пророк Божий, способный очистить и вылечить этого человека. Елисей не говорил лично с Нееманом; достаточно было, чтобы Нееман поверил в переданное им сообщение. Елисей через слугу передал Нееману, что он должен омыться семь раз в Иордане. Нееман ожидал чего-то более драматического и впечатляющего, он в гневе воскликнул, что реки Дамасские лучше Иордана.
5:13−14 Д. Л. Муди прекрасно анализирует эту проблему:
«Нееман страдал от двух болезней — гордости и проказы. В лечении нуждались они обе. Нееману необходимо было сойти с колесницы своей гордости; а потом омыться предписанным способом».
Наконец его рабы убедили его послушаться пророка, и он полностью исцелился. Как было хорошо сказано, «он преодолел свою гордость — и освободился от проказы».
5:15−19 Нееман обратился к Богу Израиля и попытался вознаградить Елисея, но пророк ничего не стал брать. Тогда сирийский военачальник решил захватить с собой домой земли, сколько снесут два лошака, чтобы поклоняться Богу Израиля на земле Израиля. Он объяснил, что официальные обязанности требуют от него поклонения в доме Риммона, идола, перед которым должны кланяться он и господин его, но он надеется, что Господь простит ему это. Елисей ничего не ответил на это, а просто попрощался с Нееманом.
История Неемана — классический пример того, как действует Евангелие благодати. Он был врагом Бога, будучи военачальником сирийской армии. С человеческой точки зрения ему было не на что рассчитывать и у него не было надежды исцелиться от проказы (см. Рим 5:6−10). Он был чужим как язычник и не имел права претендовать на обещания и заветы Бога, на Его благословения (Еф 2:11−12). Но Бог в Своей благодати удовлетворил его человеческие потребности. Нееману нужно было только смириться и послушаться слова Господа. Он омыл себя, последовав слову Божьему, и возродился, обновилась его кожа и его сердце.
Чудесная благодать нашего любящего Господа,
Благодать, превосходящая наш грех и нашу вину,
Излилась на горе Голгофы,
Где была пролита кровь Агнца.
Джулия Х. Джонстон
7. Жадность Гиезия (5:20−27)
Но Гиезию захотелось взять дары Неемана, от которых отказался Елисей. Он сказал сириянину, что Елисей послал его за дарами для двух молодых сынов пророческих, которые только что пришли к нему с горы Ефремовой. Потом он отнес деньги и одежду в свой дом. Елисей, будучи пророком, часто получал особые откровения от Господа. Он узнал, что сделал его слуга, и, когда Гиезий пришел к нему, разоблачил его. Он напомнил своему жадному слуге, что не время брать серебро, одежду или что-то другое, что можно купить за деньги. Гиезия поразила проказа Нееманова. Он согрешил, когда дал сирийцу повод думать, что безвозмездный дар Божьей благодати вовсе не был таким.