4 Царств 8 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Елисей говорил женщине, сына которой он воскресил:
«Ты и твоя семья должны уйти на время в другую страну, так как Господь решил послать в эту страну голод на семь лет».
2 И женщина сделала, как говорил ей Божий человек. Она и вся её семья ушли и оставались в Филистимской земле семь лет.
3 Через семь лет она вернулась и отправилась к царю с прошением помочь ей вернуть свой дом и землю.
4 Царь разговаривал с Гиезием, слугой Божьего человека. Он сказал:
«Расскажи мне обо всех великих делах, которые сделал Елисей».
5 В это время, когда Гиезий рассказывал царю, как Елисей воскресил умершего, женщина, сына которой Елисей вернул к жизни, пришла просить царя о своём доме и поле. Тогда Гиезий воскликнул:
«Господин мой царь, это та самая женщина и её сын, которого воскресил Елисей!»
6 Царь спросил у женщины, чего она хочет, и она сказала ему. Тогда царь дал ей в помощь одного из придворных, приказав ему:
«Верни этой женщине всё, что ей принадлежало. Также отдай ей весь урожай с её поля с того дня, как она ушла из страны, и до сегодняшнего дня».
7 Елисей отправился в Дамаск. Так как Венадад, сирийский царь, был болен, ему доложили:
«Сюда пришёл Божий человек!»
8 Тогда царь Венадад сказал Азаилу:
«Возьми подарок и пойди навстречу Божьему человеку. Попроси его спросить у Господа, излечусь ли я от этой болезни».
9 Тогда Азаил вышел навстречу Елисею. Он принёс ему в дар разные красивые вещи из Дамаска, сколько могут увезти сорок верблюдов. Азаил пришёл к Елисею, стал перед ним и сказал:
«Твой последователь Венадад, сирийский царь, послал меня к тебе спросить, излечится ли он от своей болезни?»
10 Тогда Елисей сказал:
«Иди и скажи ему: „Ты будешь жить!” Но на самом деле Господь сказал мне, что он умрёт».
11 Елисей устремил свой взгляд на Азаила и смотрел на него до тех пор, пока тот не почувствовал смущение. Потом Божий человек начал плакать.
12 Тогда Азаил спросил его:
«Почему ты плачешь?»
Елисей ответил:
«Потому что я знаю, какое зло ты принесёшь израильтянам. Ты сожжёшь их крепости, и их юношей ты убьёшь мечом. Ты погубишь их младенцев и уничтожишь беременных женщин».
13 Азаил сказал:
«Я всего лишь слуга! Как могу я совершать такие великие дела!» Елисей ответил:
«Господь указал мне, что ты будешь царём Сирии».
14 Затем Азаил ушёл от Елисея и вернулся к своему господину. Венадад спросил его:
«Что говорил тебе Елисей?»
Азаил ответил:
«Елисей сказал мне, что ты будешь жить».
15 Но на следующий день Азаил взял покрывало, намочил его, положил на лицо Венадада и убил его, а сам стал новым царём.
16 В пятый год царствования Иорама, сына Ахава, израильского царя, воцарился Иехорам, сын Иосафата, иудейского царя.
17 Иехораму было тридцать два года, когда он стал царём, и правил он в Иерусалиме на протяжении восьми лет.
18 Иехорам жил, как жили израильские цари, поступая, как семья Ахава, потому что он был женат на дочери Ахава. Иехорам делал то, что Господь считал злом.
19 Однако Господь не хотел уничтожить Иуду ради своего слуги Давида. Он обещал Давиду, что кто-нибудь из его семьи всегда будет царствовать.
20 Во времена Иехорама Едом восстал против Иудеи, и едомский народ выбрал своего царя.
21 Затем Иехорам со своими колесницами пошёл в Цаир. Войско идумеян окружило их, но Иехорам и начальники его колесниц ночью напали на идумеян и спаслись, а войско Иехорама разбежалось по своим домам.
22 Так народ Едома отделился от Иуды; они свободны и до сего дня. В то же время восстала и Ливна.
23 Все остальные дела Иехорама описаны в книге «Летописи иудейских царей».
24 Иехорам умер и был похоронен со своими предками в городе Давида, а вместо него воцарился Охозия, его сын.
25 Охозия, сын Иехорама, стал иудейским царём на двенадцатый год царствования Иорама, сына Ахава, израильского царя.
26 Охозии было двадцать два года, когда он стал царём. Он царствовал один год в Иерусалиме. Его мать звали Гофолия, она была дочерью Амврия, израильского царя.
27 Охозия делал то, что Господь считал злом. Он поступал так же, как и семья Ахава, потому что его жена была родом из семьи Ахава.
28 Охозия пошёл с Иорамом, сыном Ахава, в Рамоф Галаадский на войну против Азаила, сирийского царя. Когда сирийцы ранили Иорама,
29 он вернулся в Изреель, чтобы вылечиться от ранения. Охозия, сын Иехорама, иудейский царь, пришёл в Изреель посетить Иорама, сына Ахава, так как тот был ранен.

Комментарии МакДональда

11. Возвращение собственности сонамитянке (8:1−6)

Перед началом семилетнего голода в земле (возможно, это голод, о котором говорится в 4:38) Елисей предупредил сонамитянку (из главы 4) и посоветовал ей уехать вместе со всей семьей, включая сына, которого он воскресил. Она жила в земле Филистимской, а когда голод закончился, возвратилась. В это время Гиезий служил при дворе царя Израиля, куда обычно не допускали прокаженных. Когда он как раз рассказывал царю, как Елисей воскресил умершего, пришла эта женщина просить вернуть ей ее собственность. Царь приказал отдать ей и собственность, и все, что выросло на ней за семь лет.

12.  Пророчество Елисея о правлении
Азаила (8:7−15
)

8:7−12 Когда больной Венадад, царь Сирийский, услышал, что Елисей пришел в Дамаск, он послал к нему своего офицера Азаила с большими дарами, чтобы вопросить, выздоровеет ли он. Так как Нееман был военачальником Венадада, царь должен был знать о целительной силе Елисея (Гл. 5). Может быть, пророк вылечит и его. Пророк дал Азаилу неопределенный ответ: «Пойди, скажи ему: «выздоровеешь'; однако открыл мне Господь, что он умрет». Это означало, что сама болезнь не была смертельной, но Венадад должен был умереть от руки Азаила. Елисей так пристально смотрел на Азаила, что тот пришел в смущение. Елисей предвидел также, что Азаил причинит ужасные страдания и потери сынам Израилевым — настолько ужасные, что он заплакал.

8:13−15 Азаил ответил, что он — всего лишь пес; как может он совершить такое большое дело? Уильямс так перефразировал эти слова:

«Может ли быть, чтобы я, всего лишь пес, сел на сирийский трон и совершил такие великие дела!» Но Господь сообщил Елисею, что Азаил будет царем Сирии. После этого объявления Азаил вернулся к Венададу, сказал ему, что он выздоровеет, а потом предательски задушил его одеялом, намоченным водою.

Из следующей цитаты явственно следует, насколько точным было пророчество Елисея:

«Вскоре после этого [убийства Венадада] Азаил выступил против объединенных сил Иорама и Охозии при Рамофе-Галаадском (8:28−29; 9:14−15). Он часто наносил поражение Ииую и опустошил всю его страну к востоку от Иордана, от Арнона на юге до Васана на севере (10:32−33). Во время правления Иоахаза, преемника Ииуя, он неоднократно вторгался на территорию Израиля, который избежал полного опустошения только по Божьей милости (13:3, 22−23). Азаил вторгался и в юго-западную Палестину, взяв Геф; он вынудил царя Иудеи уплатить большой выкуп за то, что он пощадил Иерусалим (12:17−18; 2Пар 24:23−24). Только после смерти Азаила Израиль смог справиться с сирийской агрессией, во время правления Венадада III, сына Азаила (4Цар 13:24−25)».

Е. Царь Иорам Иудейский (8:16−24)

Иорам, сын Иосафатов, был царем Иудейским восемь лет (853−841 гг. до Р. Х.; см. также 2Пар 21:4−20).

8:16−17 Хронологию в стихе 16 следует согласовать с той, что приведена в 3Цар 22:42, 51; 4Цар 3:1 и 4Цар 8:25. Одно из объяснений гласит, что Иорам был соправителем своего отца Иосафата в течение пяти лет. Другое — что Иосафат делил часть своего правления с Асой, и что правления Охозии и Иорама датируются от начала единовластного правления Иосафата.

8:18−19 Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. Без сомнения, этот брак был инициативой его отца Иосафата и частью его политики примирения с Израилем. В результате царство Иудея оказалось ввергнуто еще больше в идолопоклонство северного царства. Господь уничтожил бы Иудею за отступничество, если бы не обещание, данное Давиду (2Цар 7:12−16).

8:20−24 Во время правления Иорама против него выступил Едом. Чтобы подавить восстание, он отправился со своим войском на Цаир (Едом), на юг от Мертвого моря. Идумеяне окружили его и вынудили отступить. Его армия убежала домой. С этого времени Едом не подчинялся Иудее полностью. Возможно, именно в период правления Иорама пророк Авдий произнес свое пророчество против Едома.

Упоминается, что Ливна, возле Филистии, также выступила. Тем самым автор обращает внимание на слабость царства Иудеи во время правления Иорама. Ливна был левитским городом. Причина ее бунта приводится во 2 Паралипоменон 21:10, 11. Очевидно, Ливна обрела независимость позже (19:8).

Ж. Царь Охозия Иудейский (8:25−29)

Охозия, сын Иорама, был царем Иудейским один год (841 г. до Р. Х.; см. 2Пар 22:1−9).

8:25−27 Охозия в стихе 26 назван сыном Гофолии, дочери Амврия. Охозия упоминается также во 2 Паралипоменон 21 и 22:6. Охозия был племянником Иорама, царя Израиля. Его мать Гофолия была дочерью Ахава и сестрой Иорама.

Израильского. Здесь можно запутаться с именами! У Ахава, царя Израиля, было два сына, которые один за другим взошли на трон, Охозия и Иорам. У Иосафата, царя Иудеи, был сын по имени Иорам, который правил после него. Преемником этого Иорама был его сын Охозия. Таким образом, Охозия и Иорам правили в Израиле в то время, когда Иорам и Охозия правили в Иудее.

Здесь говорится, что Охозия, царь Иудейский, воцарился в возрасте двадцати двух лет; во 2 Паралипоменон 22:2 указан возраст в сорок два года. Большинство фактов указывает на то, что правильный возраст — двадцать два. Вероятно, другая цифра возникла при ошибке переписчика.

8:28−29 Охозия присоединился к своему дяде, Иораму Израильскому, в войне против Сирии, в Рамофе Галаадском. Царь Иорам был ранен в битве и был перевезен в Изреель лечиться. Охозия навестил его там, пока он выздоравливал. Отец Иорама, Ахав, погиб в Рамофе Галаадском (3Цар 22 гл.). Дед Охозии, Иосафат, неразумно присоединился к Ахаву и чуть не был убит. Но Охозия не внял урокам истории (не стоило становиться союзником Израиля!), и в результате был убит позже (Гл. 9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.