Неемия 13 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 В тот день книга Моисея была прочитана вслух, чтобы все люди могли слышать. Они нашли следующий закон, записанный в книге Моисея:
«Ни аммонитянине, ни моавитянине не будут допущены на встречи с Богом».
2 Этот закон был написан, потому что эти люди не дали израильтянам ни еды, ни воды. Они заплатили Валааму, чтобы он проклял народ Израиля, но наш Бог изменил это проклятие и превратил его в благословение для нас.
3 И когда израильтяне услышали этот закон, они подчинились ему. Они отделились от людей, которые были потомками чужеземцев.
4 Но до того, как это произошло, Елиашив выделил Товии комнату в храме. (Елиашив был священником, ответственным за кладовые в храме Божьем, а также близким другом Товии).
5 Эта комната использовалась для хранения хлебных приношений, благовоний, посуды и вещей храма. В ней также хранили десятины зерна, новое вино и масло для левитов, певцов и привратников и подарки для священников, но Елиашив отдал эту комнату Товии.
6 Меня не было в Иерусалиме, когда всё это происходило. На тридцать второй год царствования Артаксеркса я отправился назад, к царю Вавилона. Позже я попросил у царя разрешения вернуться в Иерусалим.
7 Вернувшись в Иерусалим, я услышал о грешном деле, которое сотворил Елиашив, когда отдал Товии комнату в храме нашего Бога!
8 Я очень разгневался из-за того, что сделал Елиашив, и выбросил из комнаты все вещи Товии.
9 Я приказал очистить эти комнаты, а затем поставил посуду и вещи храма, хлебные приношения и благовония обратно в эти комнаты.
10 Я также услышал, что люди не давали левитам их долю. Тогда левиты и певцы ушли обратно на работу на свои поля.
11 Услышав о том, что случилось, я сказал начальникам, что они поступили неправильно. Я спросил их:
«Почему вы не заботились о храме Божьем?»
Затем я собрал всех левитов и велел им вернуться на их места к их обязанностям в храме.
12 Затем все иудеи принесли в храм свои десятины зерна, нового вина и масла и сложили всё это в кладовые.
13 Я поставил ответственными за кладовые следующих людей: священника Шелемию, учителя Садока и левита Федаию, а их помощником я сделал Ханана, сына Закхура, сына Матфании. Я знал, что этим людям можно доверять. Они отвечали за раздачу продовольствия своим родственникам.
14 Боже, помни обо мне за всё, что я сделал! И не забывай всё то, что я преданно делал для храма моего Бога и для службы в нём.
15 В те дни в Иудее я видел людей, которые работали по субботам. Я видел, как народ давил виноград, делая вино, а также людей, приносивших зерно и грузивших его на ослов. Я видел тех, которые приносили в город Иерусалим виноград, фиги и всякие другие товары. Они приносили всё это в субботний день. Тогда я предостерёг их, сказав, что они не должны продавать продукты по субботам.
16 В Иерусалиме жили некоторые люди из города Тир. Эти люди привозили в Иерусалим рыбу и другие товары и продавали их по субботам, а евреи покупали всё это.
17 Я сказал знатным людям Иудеи, что они поступают неправильно. Я сказал им:
«Вы совершаете большой грех. Вы оскверняете субботний день, делая его подобным любому другому дню.
18 Вы знаете, что ваши предки делали то же самое. Поэтому наш Бог принёс беды и несчастья нам и этому городу. Теперь же своими поступками вы навлечёте ещё большие несчастья на Израиль. Вы оскверняете субботний день и приравниваете его к обыкновенному дню».
19 И вот что я сделал: я приказал привратникам каждую пятницу вечером, на закате солнца, закрывать и запирать ворота в Иерусалим. Они не должны были открываться, пока не закончится суббота. Я поставил у ворот нескольких из моих людей, которые должны были следить за тем, чтобы никакой груз не был доставлен в Иерусалим в субботний день.
20 Один раз или два торговцам и купцам пришлось ночевать за стенами Иерусалима.
21 Но я предупредил этих торговцев и купцов:
«Не ночуйте возле стен. Если вы снова сделаете это, я арестую вас».
И с того времени они больше не приходили по субботам продавать свой товар.
22 Затем я приказал левитам очиститься. После того как они сделали это, они должны были охранять ворота. Это было сделано для того, чтобы суббота оставалась святой. Боже, пожалуйста, помни обо мне за все эти дела. Будь добр и покажи мне Свою великую любовь!
23 В те дни я также обнаружил, что некоторые евреи взяли себе в жёны азотянок, аммонитянок и моавитянок.
24 И половина детей от этих браков не умела говорить по-еврейски. Эти дети говорили на языке азотян, аммонитян и моавитян.
25 Тогда я сказал этим людям, что они поступили неправильно. Я проклинал их, бил некоторых из них и рвал их волосы. Я заставил их дать клятву именем Бога, сказав:
«Вы не должны жениться на дочерях этих людей. Не позволяйте женщинам из других земель выходить замуж за ваших сыновей. Не позволяйте вашим дочерям выходить замуж за сыновей этих чужеземцев.
26 Вы знаете, что подобные браки ввели Соломона в грех. Среди многих народов не было царя, который бы превзошёл Соломона в величии. Бог любил Соломона и сделал его царём надо всем народом Израиля. Однако даже Соломон был введён в грех из-за чужеземных женщин.
27 И теперь мы слышали, что вы тоже совершаете этот ужасный грех. Вы неверны Богу, если берёте в жёны чужеземных женщин».
28 Иодай был сыном главного священника Елиашива. Один из сыновей Иодая был зятем Санаваллата из Хорона. Я заставил его уйти из этого места и спасти свою жизнь бегством.
29 Боже мой, накажи этих людей, так как они осквернили священство, относясь к нему так, как будто оно неважно. Они не подчинились соглашению, которое Ты заключил со священниками и левитами.
30 Затем я очистил священников и левитов, а также изгнал всех чужестранцев и избавился от всего чуждого, чему они учили. Я определил для священников и левитов их обязанности.
31 Я проследил за тем, что люди будут вовремя приносить в дар дрова и первые плоды. Боже мой, помни обо мне за то, что я творю это добро.

Комментарии МакДональда

II. ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: РЕФОРМЫ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 13)

А. Изгнание Товии из храма (13:1−9)

13:1−3 Прослужив в Иерусалиме двенадцать лет, в 433 г. до Р. Х. Неемия на какое-то время вернулся в Вавилон. Потом он получил разрешение снова посетить Иерусалим, чтобы разобраться со злоупотреблениями. «В тот день» (ст. 1) может относиться к предыдущей главе, или же к другому дню во время отсутствия Неемии (ст. 6). В любом случае, Слово читалось, включая то место, где говорилось об исключении моавитян с аммонитянами из собрания. Эти хананеи не только отказали Божьему народу в хлебе и воде, но и наняли Валаама, чтобы тот проклял Божий народ. Но Бог превратил проклятие в благословение. Как чудесен Бог! Его народ отделил все иноплеменное от Израиля.

13:4−5 Изгнав иноземцев, они завершили дело, начатое в 9:2. Священник Елиашив поселил нечестивого Товию во дворе дома Бога, в помещении, в котором должна была храниться десятина для левитов и священников.

13:6−9 По возвращении Неемия быстро разобрался с этой ситуацией. В его отсутствие возникли и другие проблемы, и Неемия решительно боролся с ними.

Б. Восстановление левитской десятины (13:10−14)

Неемия упрекнул должностные лица, которые за это отвечали, в пренебрежительном отношении к левитам. Левиты были вынуждены работать в поле, чтобы содержать себя. Но теперь их снова собрали, и к кладовым были приставлены верные люди, которые заботились о распределении десятин среди них. Неемия попросил Бога помянуть его за это доброе дело (ст. 14).

В. Запрет на незаконную работу по субботам (13:15−22)

Неемия упрекнул правителей, которые позволяли народу работать в субботу. Иноземцы, жившие среди них, пытались сделать субботу рыночным днем. Но суббота должна была быть святой, и им следовало запрещать работать. Были посланы люди сторожить ворота, а жадные торговцы, расположившиеся лагерем вне города, были прогнаны под угрозой насилия. Незаконная деятельность была решительно прекращена. За это Неемия также просил помнить его (ст. 22).

Г. Расторжение незаконных браков (13:23−31)

За несколько лет до того, жены-иноземки были оставлены израильтянами по приказанию Ездры (Езд 10 гл.). Народ заключил завет, пообещав отделиться от язычников (гл. 10), и до какой-то степени сдержал слово. Но через какое-то время обычай жениться на Азотянках, Аммонитянках и Моавитянках снова стал процветать среди иудеев, в том числе священников. Некоторые из преступников были наказаны физически; другие изгнаны из общества. Внук первосвященника был выгнан. Язычников изгнали, и Неемия попросил Господа наказать тех, кто опорочил свое священное призвание. Неемия снова просит Господа, чтобы Он его вспомнил (ст. 31).

В церкви не запрещено вступать в брак с представителем другой этнической группы, потому что христианство — это вера всех народов и племен. Но и в ветхозаветные времена основная причина такого запрета заключалась, без сомнения, в развращенности ложных религий языческих народов.

Кемпбелл, так пишет о смешанных браках, оказывающих губительное влияние на христиан:

«Новый Завет добавляет нечто новое к свидетельству против браков между верующими и неверующими. Павел велит верующим вступать в брак «только в Господе» (1Кор 7:39). Но в наши дни, как и в былое время, некоторые верующие полагают, что смогут привести неспасенного партнера к Господу. Это происходит крайне редко, и чаще всего дети начинают подражать образу жизни необращенного супруга». На протяжении всего своего правления Неемия был человеком действия. Здесь больше, чем где бы то ни было, проявляется ревность о делах Бога, снедавшая его (Пс 68:10). Он не был лицеприятен, и все, преступавшие закон Господа, вызывали у него гнев. Он предупреждал, увещевал, упрекал, боролся, проклинал, бил и рвал волоса, и вообще всячески осложнял жизнь нечестивым! Это был отважный человек, упрямо сражавшийся на передовой с силами зла. Он неустанно трудился и созидал для Бога.

Эта глава завершает ветхозаветную историю. Книги, следующие за книгой Неемии, хронологически предшествуют ей (кроме Малахии, который был современником Неемии).

Чарльз Суиндолл завершает свой комментарий к книге Неемии, «Подайте мне еще один кирпич», следующим призывом, обращенным ко всем нам:

«Я думаю важно, что в последней сцене в книге Неемии он на коленях молит Бога о благодати. Он жестоко сражался за правое дело, но сердце его было кротко перед Господом. Какой великолепный образец руководителя! Это был честный, убежденный и преданный человек. Вы справитесь с еще одним кирпичом?».

=====

Примечания

(6:10−14) Такие молитвы иногда называют «молитвенными стрелами», потому что они быстро достигают Божьего престола.

(8:1−8) Еврейский и арамейский — родственные семитские языки. Позже были записаны арамейские «переложения» оригинального еврейского текста, получившие название «Таргумов».

(11:3−36) Здесь Иерусалим впервые назван «святым городом».

(13:23−31) Иосиф Флавий утверждает, что изгнанный бунтовщик направился в Самарию, где Санаваллат построил для него храм, ставший убежищем для иудеев-отступников.

(13:23−31) Период после Неемии иногда называют «четыреста лет молчания», хотя это не совсем точное определение. Например, в одиннадцатой главе книги пророка Даниила подробно описана история греческой эпохи, хотя это пророчество, написанное до того, как случились события. На самом деле, этот отрывок Писания написан с такой точностью и в таких подробностях (для тех, кто знаком с историей Птолемеев и Селевкидов), что большинство либеральных исследователей и их поклонников отрицают, что книга Даниила — пророческая. Ветхозаветные апокрифы, хоть они и не богодухновенны, содержат ценные исторические сведения об этом периоде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.