«Ни аммонитянине, ни моавитянине не будут допущены на встречи с Богом».
«Почему вы не заботились о храме Божьем?»
Затем я собрал всех левитов и велел им вернуться на их места к их обязанностям в храме.
«Вы совершаете большой грех. Вы оскверняете субботний день, делая его подобным любому другому дню.
«Не ночуйте возле стен. Если вы снова сделаете это, я арестую вас».
И с того времени они больше не приходили по субботам продавать свой товар.
«Вы не должны жениться на дочерях этих людей. Не позволяйте женщинам из других земель выходить замуж за ваших сыновей. Не позволяйте вашим дочерям выходить замуж за сыновей этих чужеземцев.
II. ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НЕЕМИИ: РЕФОРМЫ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 13)
А. Изгнание Товии из храма (13:1−9)
13:1−3 Прослужив в Иерусалиме двенадцать лет, в 433 г. до Р. Х. Неемия на какое-то время вернулся в Вавилон. Потом он получил разрешение снова посетить Иерусалим, чтобы разобраться со злоупотреблениями. «В тот день» (ст. 1) может относиться к предыдущей главе, или же к другому дню во время отсутствия Неемии (ст. 6). В любом случае, Слово читалось, включая то место, где говорилось об исключении моавитян с аммонитянами из собрания. Эти хананеи не только отказали Божьему народу в хлебе и воде, но и наняли Валаама, чтобы тот проклял Божий народ. Но Бог превратил проклятие в благословение. Как чудесен Бог! Его народ отделил все иноплеменное от Израиля.
13:4−5 Изгнав иноземцев, они завершили дело, начатое в 9:2. Священник Елиашив поселил нечестивого Товию во дворе дома Бога, в помещении, в котором должна была храниться десятина для левитов и священников.
13:6−9 По возвращении Неемия быстро разобрался с этой ситуацией. В его отсутствие возникли и другие проблемы, и Неемия решительно боролся с ними.
Б. Восстановление левитской десятины (13:10−14)
Неемия упрекнул должностные лица, которые за это отвечали, в пренебрежительном отношении к левитам. Левиты были вынуждены работать в поле, чтобы содержать себя. Но теперь их снова собрали, и к кладовым были приставлены верные люди, которые заботились о распределении десятин среди них. Неемия попросил Бога помянуть его за это доброе дело (ст. 14).
В. Запрет на незаконную работу по субботам (13:15−22)
Неемия упрекнул правителей, которые позволяли народу работать в субботу. Иноземцы, жившие среди них, пытались сделать субботу рыночным днем. Но суббота должна была быть святой, и им следовало запрещать работать. Были посланы люди сторожить ворота, а жадные торговцы, расположившиеся лагерем вне города, были прогнаны под угрозой насилия. Незаконная деятельность была решительно прекращена. За это Неемия также просил помнить его (ст. 22).
Г. Расторжение незаконных браков (13:23−31)
За несколько лет до того, жены-иноземки были оставлены израильтянами по приказанию Ездры (Езд 10 гл.). Народ заключил завет, пообещав отделиться от язычников (гл. 10), и до какой-то степени сдержал слово. Но через какое-то время обычай жениться на Азотянках, Аммонитянках и Моавитянках снова стал процветать среди иудеев, в том числе священников. Некоторые из преступников были наказаны физически; другие изгнаны из общества. Внук первосвященника был выгнан. Язычников изгнали, и Неемия попросил Господа наказать тех, кто опорочил свое священное призвание. Неемия снова просит Господа, чтобы Он его вспомнил (ст. 31).
В церкви не запрещено вступать в брак с представителем другой этнической группы, потому что христианство — это вера всех народов и племен. Но и в ветхозаветные времена основная причина такого запрета заключалась, без сомнения, в развращенности ложных религий языческих народов.
Кемпбелл, так пишет о смешанных браках, оказывающих губительное влияние на христиан:
«Новый Завет добавляет нечто новое к свидетельству против браков между верующими и неверующими. Павел велит верующим вступать в брак «только в Господе» (1Кор 7:39). Но в наши дни, как и в былое время, некоторые верующие полагают, что смогут привести неспасенного партнера к Господу. Это происходит крайне редко, и чаще всего дети начинают подражать образу жизни необращенного супруга». На протяжении всего своего правления Неемия был человеком действия. Здесь больше, чем где бы то ни было, проявляется ревность о делах Бога, снедавшая его (Пс 68:10). Он не был лицеприятен, и все, преступавшие закон Господа, вызывали у него гнев. Он предупреждал, увещевал, упрекал, боролся, проклинал, бил и рвал волоса, и вообще всячески осложнял жизнь нечестивым! Это был отважный человек, упрямо сражавшийся на передовой с силами зла. Он неустанно трудился и созидал для Бога.
Эта глава завершает ветхозаветную историю. Книги, следующие за книгой Неемии, хронологически предшествуют ей (кроме Малахии, который был современником Неемии).
Чарльз Суиндолл завершает свой комментарий к книге Неемии, «Подайте мне еще один кирпич», следующим призывом, обращенным ко всем нам:
«Я думаю важно, что в последней сцене в книге Неемии он на коленях молит Бога о благодати. Он жестоко сражался за правое дело, но сердце его было кротко перед Господом. Какой великолепный образец руководителя! Это был честный, убежденный и преданный человек. Вы справитесь с еще одним кирпичом?».
=====
Примечания
(6:10−14) Такие молитвы иногда называют «молитвенными стрелами», потому что они быстро достигают Божьего престола.
(8:1−8) Еврейский и арамейский — родственные семитские языки. Позже были записаны арамейские «переложения» оригинального еврейского текста, получившие название «Таргумов».
(11:3−36) Здесь Иерусалим впервые назван «святым городом».
(13:23−31) Иосиф Флавий утверждает, что изгнанный бунтовщик направился в Самарию, где Санаваллат построил для него храм, ставший убежищем для иудеев-отступников.
(13:23−31) Период после Неемии иногда называют «четыреста лет молчания», хотя это не совсем точное определение. Например, в одиннадцатой главе книги пророка Даниила подробно описана история греческой эпохи, хотя это пророчество, написанное до того, как случились события. На самом деле, этот отрывок Писания написан с такой точностью и в таких подробностях (для тех, кто знаком с историей Птолемеев и Селевкидов), что большинство либеральных исследователей и их поклонников отрицают, что книга Даниила — пророческая. Ветхозаветные апокрифы, хоть они и не богодухновенны, содержат ценные исторические сведения об этом периоде.