«Почему ты не подчиняешься царскому приказу кланяться Аману?»
«Царь Артаксеркс, среди нас живёт один народ, рассеянный между народами по всем областям твоего царства. Эти люди живут отдельно от других народов, их обычаи отличаются от обычаев всех других народов, и они не подчиняются царским законам. Царю не следует позволять им продолжать жить в твоём царстве.
«Делай с этими людьми всё что захочешь, а собранные деньги можешь оставить себе».
Ш. ЗАМЫСЕЛ УНИЧТОЖЕНИЯ ИУДЕЕВ (Гл. 3−4)
А. Разговор Амана с царем (Гл. 3)
3:1 Слова «после сего» обозначают пятилетний перерыв между главами 2 и 3. В стихе 1 на сцену выходит еще одно важное действующее лицо драмы — Аман, сын Амадафа. Мы не знаем, за что он был возвеличен, но из последующей истории становится ясно, что за этим стоял сатана. Аман был Вугеянин, то есть потомок царей амаликитян (Агаг — их царский титул). Господь объявил Амалику вечную войну (Исх 17:8−16). В книге Есфирь рассказывается о последнем этапе этой войны (см. также 1Цар 15:32; 1Цар 30:1−10; 1Пар 4:43).
3:2−6 Согласно официальному приказу, Аман стал теперь вторым человеком в царстве после самого царя. Но Мардохей отказался кланяться простому человеку, тем более амаликитянину. Страх перед Богом был в нем сильнее, чем страх перед людьми. Закон Моисея не запрещал оказывать должное уважение властям, но запрещал поклоняться кому-либо, кроме Бога. Восточные монархи часто требовали такого поклонения. Служащие, окружавшие Мардохея, сообщили о его поведении Аману, чтобы снискать его расположение. Аман был большим эгоистом, и явное неуважение Мардохея сильно рассердило его. Вместо того, чтобы разобраться лично с Мардохеем, он решил уничтожить всех Иудеев во всем царстве!
3:7−11 Первым делом Аман бросил жребий, чтобы определить подходящую дату такого массового уничтожения. До выпавшей даты оставался еще почти год, что могло показаться совпадением. Кто-то сказал по этому поводу: «Даже суеверие может послужить к исполнению Божьей воли». Бог сделал так, чтобы было достаточно времени для того, чтобы расстроить планы Амана. «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притчи 16:33). Потом Аман пришел к царю, обвиняя Иудеев и говоря, что они представляют угрозу для царства. Он хотел, чтобы царь предписал истребить их. По закону мидийцев и персов принятый указ не мог быть отменен или изменен. В качестве поощрения, Аман предложил внести в казну царскую десять тысяч талантов серебра, чтобы восполнить потери, понесенные царем в ходе войны с Грецией. Артаксеркс скрепил царским перстнем соответствующий приказ, приговорив к смерти тысячи невиновных мужчин, женщин и детей, жертв гордости Амана. Стих 11 может означать, что Аману разрешалось взять себе серебро убитых.
3:12−15 Копии приказа были разосланы по стране. В нем говорилось, что ужасная бойня должна состояться в тринадцатый день двенадцатого месяца. Во дворце Аман с царем сидели и пили в свое удовольствие, а город был в великом смятении. Ирвинг Дженсен так комментирует это:
«Обратите внимание на последние слова главы 3: «Город Сузы был в смятении». Не только иудеи, но и другие люди возмутились таким вопиющим проявлением жестокого деспотизма. Иногда массы бывают неправы, но только иногда. В данной ситуации царь и его министр были заблуждающимся меньшинством, обладая при этом огромной властью. Народ же — все вместе и каждый по отдельности — должен считаться с высшей Властью, Богом. Царский указ был издан и обнародован, но последнее слово оставалось за Царем царей».