Иов 4 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Елифаз из Фемана ответил:
2 «Я должен кое-что сказать. Расстроит ли тебя, если буду говорить?
3 Иов, ты многих выучил людей. В слабые руки ты силу вложил.
4 Слова твои тем людям помогли, которые упасть готовы были. Ты силу дал тем людям, которые уже не были способны стоять.
5 Теперь же беды и к тебе пришли, и ты пал духом. Ударили несчастья по тебе, и сокрушился ты!
6 Ты Богу поклоняешься и веруешь в Него. Воистину ты добрый человек, так пусть же это будет твоей надеждой.
7 Подумай вот о чём, Иов: невинный ни один поруган не был, и не бывает уничтожен добрый.
8 Я видел тех людей, которые преждевременно расстались с жизнью. Однако все они виновны были в злодеяниях своих.
9 Их убивает Божье наказание, и Божий гнев уничтожает их.
10 Как львы рычат и воют злые люди, но Бог их заставляет замолчать, лишая их зубов.
11 Да, эти злые люди львам подобны, которые найти не могут жертву. Они погибли, а дети их умерли голодной смертью.
12 Мне тайно весть была принесена, ушами слышал я лишь шёпот этой вести.
13 Как будто бы ночной кошмар сна меня лишил.
14 Я был испуган, и от дрожи тряслись все кости у меня.
15 Перед лицом моим дух прошёл, и встали дыбом волосы мои.
16 Тот дух спокойным оставался, но что это было, увидеть я не мог. Глазам моим явился облик, и всё молчало. Затем услышал я спокойный голос:
17 „Не может человек быть больше прав, чем Бог. Не может быть он чище, чем Творец.
18 Послушай, Бог не может даже на слуг небесных положиться и недостатки даже у Ангелов находит Он.
19 Конечно же, люди намного хуже! В непрочных глиняных домах они живут, построенных в пыли. Не составляет никакого труда разрушить их, сделать это так же просто, как раздавить простую моль.
20 Люди умирают от восхода и до заката, и никто не замечает их исчезновения. Конец приходит им, и навсегда они уходят.
21 Натянуты веревки их шатров, и умирают они, мудрости не зная”».

Комментарии МакДональда

2. Первая речь Елифаза (Гл. 4−5)

В главе 4 начинается цикл речей друзей Иова и ответов Иова своим друзьям. Райдаут так обобщает суть их увещеваний:

«В аргументации трех друзей Иова мы видим единство мыслей, опирающихся на одну и ту же первооснову. Первооснова эта сводится к тому, что несчастья человека суть наказание, а не указание; что они проистекают из справедливости Бога, а не из Его любви, — хотя и то и другое всегда сливается воедино на всех Его путях. При такой первооснове неизбежно стирается грань между страданиями праведников и страданиями нечестивых». В главах 4−5 говорит Елифаз. Елифаз (его имя, возможно, означает «Бог есть сила» или «Бог есть чистое золото») был человеком набожным и глубоко уважаемым, придерживающимся самых ортодоксальных взглядов в отношении Божьего величия, но, увы, лишенным жалости и сочувствия. В ходе бесед его позиция становится все жестче. Следует отметить, что, в то время как трое друзей Иова на протяжении книги постепенно проявляют все меньше и меньше понимания (как в отношении сути, так и в отношении самого Иова), Иов все лучше и лучше понимает пути Божии, и наконец, после речей Елиуя и подлинного общения с Иеговой, принимает Божью волю с истинным смирением.

4:1−11 Елифаз, в сущности, говорит следующее: «Ты помогал другим ('Твои слова удерживали людей на ногах', 4:4, Джеймс Моффат), а теперь сам себе помочь не можешь». (Эти слова перекликаются с насмешками над Христом при распятии: «других спасал, а Себя не может спасти»). Елифаз объясняет все происходящее самоправедностью Иова. «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?» (4:6). Поскольку люди страдают за свою нечестивость, Иов, должно быть, согрешил (4:7−9).

4:12−21 Затем Елифаз рассказывает о потаенном видении, которое пришло к нему ночью. В этом видении дух задал вопрос: «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?» (4:17). Смысл здесь, по-видимому, такой, что человек не имеет права возражать Богу. Если кто-то страдает, то это его собственная вина, а не Божия. В конце концов, Бог столь велик, что не может доверять даже Своим посланникам, и по сравнению с Ним Его ангелы повинны в ошибках. А если уж это так, то что говорить о заблуждениях и ошибках простых смертных, которые бренны, как бабочка моли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.