Псалмы 30 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. Песнь Давида.
2 Полагаюсь на Тебя, о Господи! Да не разочаруюсь я вовеки! Ты справедлив, и поэтому меня скорей спаси!
3 Услышь меня, скорей приди на помощь. Стань мне Скалой спасения неприступной и крепостью, которая защитит меня.
4 Ты — защита и Скала моя, и потому веди и направляй меня во имя Твоё.
5 Враги мои расставили ловушки. Господь, из сети вызволи меня, ведь Ты — прибежище моё.
6 Я в Твои руки жизнь свою вверяю, и Ты, Господь, Бог верный, спасёшь меня!
7 Поклонников никчёмных идолов я ненавижу, только на Господа полагаюсь я!
8 Господь, Твоею истинной любовью осчастливлен я. Ты мои беды увидел и мне помог.
9 Рукам врага Ты не отдал меня, от их ловушек Ты меня избавил.
10 Будь милостив ко мне, Господь, так как муками истерзан я. От горестей душа и тело слабнут, от плача глаза болят.
11 Из-за моего греха жизнь кончается печально, я годы провожу в стенаниях. Беда уносит силы, ослабело тело.
12 Враги ко мне относятся с презрением. Позор для ближних я, родные же меня боятся, на улице увидев, избегают.
13 Никто меня не замечает, все забыли, как будто умер я уже. Я будто бы потерянный предмет, который все давно забыли.
14 Я слышал все те ужасы, что обо мне шептали люди. Против меня они сплотились, жизнь замышляют у меня отнять.
15 Но, Господи, я верую в Тебя и говорю:
«Ты — Бог мой».
16 Остаток дней моих в Твоих руках. Спаси меня и отврати врага, идущего за мною по пятам.
17 Прошу, приветствуй и прими Своего слугу! Яви любовь Свою и спаси меня.
18 К Тебе, Господь, о помощи взываю, не дай мне разочарование испытать. Пускай зло творящих постигнет скорбь, пускай врага умолкнуть вынудит могила.
19 С гордыней и презрением клевещут они на праведников. Накажи молчанием их лживые уста.
20 Подумать только, сколько благ в запасе у Тебя для тех, кто поклоняется Тебе. Прилюдно Ты делаешь добро тем, кто верует в Тебя!
21 Ты их скрываешь под Своим покровом от злобных нечестивцев, которые клевещут и коварные планы плетут.
22 Благословен будь, Господи, за то, что мне явил Свою любовь, когда я оставался в осаждённом граде.
23 В тревоге думал я:
«Неужели я нахожусь в отдалённом месте, где Он меня не может видеть?»
Но Ты мою мольбу о помощи услышал, когда к Тебе я о милости воззвал.
24 Те, кто верно следуют Ему, любите Бога! Кто верен, тех Господь хранит, а гордецов накажет Он сполна, как заслужили.
25 Мужайтесь и крепитесь все, кто помощи Господней ждут!

Комментарии МакДональда

Псалом 30: В руки Твои

Стих 6 псалма 30 выделяется своей прямой ассоциацией со страдающим, умирающим Агнцем Божиим, ведь именно эти слова были Его последними словами на кресте:

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой»
(Лк 23:46).

Разумеется, тот факт, что один стих некоего псалма явным образом связан с Мессией, еще не означает, что такая связь должна существовать и со всеми остальными его стихами. Тем не менее, если говорить именно об этом псалме, то каждый его стих, судя по всему, имеет хотя бы некоторое отношение к Мессии.

Впрочем, при анализе данного псалма возникает одна проблема. Он не прослеживает страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса в хронологическом порядке, а переходит от Страстей к Воскресению и обратно. Но мы должны помнить, как указывал К. С. Льюис, что «псалмы — это стихи, причем стихи, предназначенные для пения; это не доктринальные трактаты и даже не проповеди».

Мольба об избавлении (30:1−6а)

30:1−2 В начальных стихах псалма Господь Иисус молится Своему Отцу с креста. Как совершенный человек, Он всегда во всем полностью полагался на Бога. Ныне, в час Его глубочайших страданий, Он подтверждает Свое упование на Господа, как Свое единственное и вседостаточное Святилище. Он просит, чтобы Ему никогда не постыдиться того, что Он во всем полагался на Бога Отца. Это очень сильная молитва, говорящая Богу, что слава Его имени неразрывно связана с воскресением Его Сына.

Для Отца воскресение Господа Иисуса из мертвых станет актом Его праведности. Иначе Спаситель предстал бы жертвой чрезмерной уверенности и тем самым был бы унижен.

30:3−4 Прибегнув к выразительному антропоморфному сравнению, одиноко страдающий Спаситель умоляет Бога снизойти к Нему на Голгофу, приклонить ухо Свое; далее Он просит Бога внять Его настойчивым мольбам и поспешить избавить Его. Еще Он просит Бога быть Его каменною твердынею, непоколебимой и неизменной, Его незыблемой крепостью, в которой можно укрыться от любой опасности.

Разумеется, Бог — уже Его каменная гора и ограда, единственный Его дом прибежища.

Нет мне прибежища другого,
К Тебе младенцем льнет душа моя,
Не оставляй меня без очага и крова,
Без дома, где жива любовь Твоя.
Чарльз Уэсли

Христос еще раз соотносит Свою мольбу с той идеей, что речь идет о славе Божией. Ради имени Твоего води меня и управляй мною. Разве Бог не обещал спасать праведников? Воистину обещал! И сейчас это призыв к Нему прославить Свое имя, избавив Господа Иисуса Христа от смерти для Его воскресения и воцарения на небесах во славе.

30:5 Для Спасителя коварно поставили сеть смерти, чтобы захватить и удержать Его. И теперь Христос взывает к Богу, чтобы Он вывел Христа из сети, спас Его от могилы, ибо Иегова — Его крепость, твердыня и оплот.

30:6а Лука пишет, что Иисус произнес слова первой части стиха 6 громким голосом. Никто не отнимал жизнь у Христа; Он отдал ее добровольно, совершенно ясно понимая, что делает. С тех пор на протяжении столетий эти слова повторяли перед лицом смерти святые Божии — такие люди, как Мартин Лютер, Джон Нокс, Ян Гус и десятки других.

Мольба о воскресении (30:6б-9)

30:6б−7 В середине стиха 6 имеет место отчетливо видный переход — от смерти к Воскресению, от мольбы к вознесению хвалы. Верный Своему Слову Бог избавил Святого Своего от смерти и могилы. Это стало прославлением и оправданием веры Его Сына в Бога живого; те, кто почитает суетных идолов, не заслуживают ничего, кроме презрения Иеговы!

30:8−9 Теперь к небесам взмывает песнь хвалы за ту неизменную любовь, которая осеняла возлюбленного Сына Божиего в Его бедствии. Это любовь, которая полностью отдает себе отчет о Его противниках, отказывается предать Его во власть врага, любовь Бога, Который вывел Спасителя из могилы и поставил ноги Его на пространном месте, а называется это место «земля Воскресения».

Глубокое горе (30:10−14)

30:10−11 Но затем мы возвращаемся к жизни нашего Господа до суда над Ним и распятия. Мы сможем услышать молитвы Мужа скорбей, встречающего жгучую ненависть грешников. Отвергнутый и презираемый людьми, Он в Своем горе обращается к Иегове и просит Его милосердно проявить участие. От невыносимой горести у Него запали глаза, а Его душа и утроба чахнут от плача. Он изнурен и изможден в Своей печали и стенаниях. Несчастье лишило Его остатков сил, и самые кости Его словно бы истончились. Единственный способ соотнести фразу «изнемогла от грехов моих сила моя» с безгрешным Спасителем — понимать ее как указание на наше беззаконие, которое Он принял на Себя, когда понес грехи наши. В противном случае этот стих не имеет мессианской трактовки.

30:12−14 Терпеливо страдающий Спаситель далее рассказывает, что стал мишенью нескрываемого презрения со стороны всех врагов Своих и жупелом для соседей. Настолько, что они готовы перейти на другую сторону улицы или юркнуть в подворотню, едва завидев Его. Воспоминания о Нем быстро изгладились из их памяти, как если бы Он был сосуд разбитый. Он слышит распространяемые о Нем клеветнические сплетни. Днем и ночью Его подстерегает ужас — против Него замышляют недоброе, хотят убить Его.

Такая картина издевательства и мучений выглядела бы достаточно печально в отношении любого человека. Но что мы должны сказать, узнав, что она изображает положение Создателя вселенной, Господа жизни и славы!

Мольба о спасении (30:15−19)

30:15−18а Печаль и воздыхания уступают место молитве, исполненной веры. Тот, Кого отвергли люди, исповедует Иегову как Свое упование и Бога Своей жизни. Неизъяснимое утешение Он находит в той мысли, что дни Его — в руке Отца. Это утешение для всех верующих в Бога людей, которые поют и во времена, когда сияет солнце, и во времена печали:

Все наши дни в руке Твоей,
Отец, да будет посему!
Нашу жизнь, наши души и себя самих мы вверяем
Провиденью Твоему!
Уильям Ф. Ллойд.

Вслед за этим подтверждением веры и послушания, Господь Иисус особо молится о том, чтобы Бог избавил Его от руки преследующих Его врагов. Он призывает Отца взглянуть на Него с благоволением. Он молит спасти Его от смерти, и мольба эта апеллирует к неизбывной любви Бога. Он еще раз просит о том, чтобы Его упование на Иегову, как единственного Своего Избавителя, никогда не оказалось тщетным. Разумеется, это риторическая фраза, стилистическое усиление ценой отказа от буквальности смысла. Совершенно невозможно было, чтобы Христос когда-либо оказался постыжен в Своем уповании на Иегову. Он знал это, и мы это знаем. Но мы что-то потеряем, если будем настаивать на строгой буквальности, когда читаем страстную молитву или же лирическую поэзию.

30:18−19 Вновь обращаясь к тому, что делают нечестивые, Христос молится, чтобы посрамлены за это оказались они, чтобы они безмолвно исчезли в Шеоле. Он просит, чтобы их уста лживые онемели в наказание за хулу на Святого Сына Божиего. Некоторые прямые и искренние люди считают эти слова не совсем христианскими по тону, но чем больше мы думаем о жестокости беззаконных, о низости их преступлений и безвинности Жертвы, тем тверже убеждаемся, что эти выражения еще не так уж и сильны!

Бог, великое Прибежище (30:20−21)

И снова псалом переходит от скорби к радости, от жалобы к прославлению. В этих стихах с их величественным ритмом Господь Иисус воспевает несравненное прибежище, которое находит у Своего Отца. Он сравнивает Бога с управителем неисчерпаемого хранилища благ, приготовленных для верующих в Него. Для всех, кто ищет в Нем прибежище, Он в изобилии хранит эти сокровища, чтобы излить перед лицом сынов человеческих. Присутствие Бога — это место, где Его избранные святые могут укрыться от злобных мятежей людских; это надежное убежище от того, что Нокс называет «шумные распри мирские».

Личная благодарность (30:22−23)

Господь Иисус встретился с чудесным проявлением благости Бога, когда был полностью окружен врагами, словно осажденный город. В Его тревоге Ему казалось, будто бы Он окончательно забыт Иеговой. Но, хотя Он был оставлен Богом в те ужасные три часа на кресте, Бог слышал Его зов и воскресил Его из мертвых.

Любите Господа! (30:24−25)

Вкусив любовь Бога, Христос откликается на нее Своей любовью и по справедливости убежден, что так же должен откликнуться каждый. Иегове можно довериться в том, что Он защитит верующих в Него и определит заслуженное наказание самонадеянным бунтовщикам!

Каждый верующий, который борется с непреодолимыми на первый взгляд обстоятельствами, может поэтому исполниться мужественной и твердой уверенностью в том, что все надеющиеся на Господа не постыдятся — никогда!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.