Псалмы 76 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора, Идифуну. Одна из песен Асафа.
2 О помощи просил я Бога, Тебе молился я, о Боже. Услышь меня, молю!
3 К Тебе я прихожу с бедою, к Тебе всю ночь я поднимаю руки, но утешения нет душе.
4 Все мысли о Тебе, но стон нет сил сдержать, душа изнемогает. Селах
5 Ты мне и глаз сомкнуть не дал, хотел я слово вымолвить, но в огорчении я ничего не смог сказать.
6 Я размышлял о днях, давно уже прошедших.
7 Я ночью песни свои вспомнил, и что случилось, пытался осознать. Затем себя спросил я:
8 «Навечно ли Господь покинул нас, вернёт ли Он доброту Свою?
9 Неужели навсегда прошла Его неизмеримая любовь? Услышим ли Его опять?
10 Неужели Он забыл о милосердии и вместо сострадания в гневе обратился к нам?»
Селах
11 Затем подумал я:
«Вот мысль, которая меня тревожит: „Неужели Бог покинул нас?”»
12 Я не забуду о делах Господних, об исполненных Им чудесах.
13 Я буду думать о делах Твоих, обо всём, что Ты сотворил, я буду размышлять.
14 Боже, святы все дела Твои! Нет в мире божества, в величии сравнимого с Тобой!
15 Ты людям показал могущество Твоё, Господь, творящий чудеса.
16 Своею силою Ты спас народ Свой, потомков Иакова и Иосифа. Селах
17 Вода Тебя увидела, о Боже, и испугалась, глубокий океан затрепетал от страха.
18 Из туч тяжёлых падал дождь, раскаты грома оглашали небо, и всё пронзали Твои огненные стрелы.
19 Гром в урагане слышался, земля от молний вспыхнула и сотряслась.
20 Твой путь, Господь, через моря лежал, через глубины, но следов не оставалось.
21 Рукою Моисея и Аарона Ты словно стадо вёл людей Своих.

Комментарии МакДональда

Псалом 76: Лекарство от эгоцентризма

В первых десяти стихах Асаф чрезвычайно поглощен собой. Личные местоимения я, мне, мой встречаются больше двадцати раз, а имена Бога — всего семь, и местоимения, относящиеся к Богу, — семь раз. Но в стихе 11 ситуация явно меняется. В последних десяти стихах личные местоимения встречаются только три раза, а обращения к Богу — более двадцати. «Служение Христу через Святого Духа помогает избавиться от слов я, мне и мой».

Кто-то описал ход мыслей автора четырьмя словами:

  • печаль (ст. 2−7)
  • падение (ст. 8−11)
  • песня (ст. 12−16)
  • полет (ст. 17−21)

76:2−4 Во-первых, Асаф рассказывает Богу о своих печалях. У него возникли какие-то проблемы. В несчастье он не может думать ни о ком и ни о чем, кроме себя самого. Несмотря на неустанные молитвы, утешения он не получает. Он находится в ненормальной ситуации, когда мысли о Боге заставляют стенать, а не радоваться. Чем больше он размышляет, тем грустнее ему становится.

76:5−7 Он обвиняет Бога в своей остро выраженной бессоннице. Ему не хватает слов, чтобы выразить духовную тоску. Он ищет утешения в воспоминаниях о старых добрых днях, когда все шло хорошо. Но, чем больше он думает о себе и ищет в себе источник победы, тем больше он сомневается в доброте Господа. Его терзают сомнения, находящие выражение неверия в пяти вопросах.

76:8−11Первый из них — пугающее предположение, что Господь отказался от него навсегда. Второй — не перестал ли Бог любить. Потом он спрашивает, не забыл ли Господь Свои обещания. Опять же, в голове у него рождается нелепая мысль, что, может быть, Бог забыл миловать. И наконец, он спрашивает, не затворил ли Бог Свои щедроты в гневе. И отвечает сам себе, что так и случилось. Произошло изменение десницы Всевышнего. Все его печали объясняются изменением отношения Бога к нему.

76:12−14 Но в стихе 12 происходит изменение духовного настроя, напоминающее переход от седьмой к восьмой главе послания к Римлянам. После того, как усердный самоанализ приводит Асафа в полное отчаяние, он обращает свой взор к небесам и начинает думать о том, как в прошлом Бог помогал Своему народу, когда он был в затруднительном положении. Это побуждает его снова признать, что Бог свят, что все, что Он делает, совершенно, праведно и благо. Он не совершает ошибок.

76:15−16 В частности, автор псалма вспоминает великолепное и чудесное проявление Божьей силы, когда Он мышцею Своею избавил народ Израиля от египетского рабства. Теперь Асаф в восторге. Личные местоимения совершенно исчезли из его словарного запаса. Эгоцентризм уступил место мыслям о Боге.

76:17−19 Прекрасным художественным языком он описывает воды Чермного моря, которые с испугом смотрят на своего Творца и с ужасом отступают. Начинается свирепая буря. На землю проливаются потоки дождя. Над головой раздаются сокрушительные удары грома. Молния расчерчивает небо зигзагом, освещая все вокруг. Свирепствует ветер, окрестности трясутся под его яростным натиском.

76:20−21 Сам Бог проложил дорогу через море. Он открыл путь Своему народу, чтобы он перешел море посуху. Однако никто не видел отпечатков Его ног. Как часто случается, существовало множество свидетельств Его присутствия и силы, хотя Сам Он скрывался в тени.

Псалом завершается мирной нотой — Пастырь-Бог ведет Израиль по пустыне к Ханаану под руководством Моисея и Аарона. В начале Асаф был возможной кандидатурой для психиатрической клиники. В конце он ведет себя спокойно и уверенно. Таким образом, этот псалом — иллюстрация к хорошо известному высказыванию:

Мысли о себе ведут к тревогам;
Мысли о других ведут к разочарованию;
Мысли о Христе дарят наслаждение.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.