Исход 21 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Затем Бог сказал Моисею:
«Вот ещё законы, которые ты дашь народу.
2 Если купишь раба-иудея, то он должен служить только шесть лет, а после шести лет он станет свободным без выкупа.
3 Если он был не женат, когда стал рабом, то и на свободу пусть уходит без жены, если же женатый станет рабом, пусть сохранит жену, когда получит свободу.
4 Если раб не женат, хозяин может дать ему жену, и если жена родит сыновей или дочерей, то и она, и её дети принадлежат хозяину. После того как раб отслужит положенные годы, пусть получит свободу.
5 Если же раб решит, что хочет остаться со своим хозяином, пусть скажет: „Я люблю своего хозяина, люблю свою жену и детей, я не хочу стать свободным, я остаюсь”.
6 Если так случится, пусть хозяин поставит раба перед Богом, у двери или у деревянного косяка двери, и проколет ему ухо шилом, и тот раб будет служить хозяину всю свою жизнь.
7 Если человек решит продать свою дочь в рабство, то правила её освобождения не такие, как правила освобождения мужчин-рабов.
8 Если хозяин недоволен этой девушкой, то может продать её обратно отцу, но, если хозяин пообещал жениться на девушке, он теряет право продать её другому.
9 Если же хозяин пообещал выдать рабыню замуж за своего сына, то с ней следует обращаться не как с рабыней, а как с дочерью.
10 Если хозяин возьмёт вторую жену, то он не должен отказывать первой ни в еде, ни в одежде и должен по-прежнему обеспечивать её всем, на что она имеет право в замужестве.
11 Муж обязан сделать всё это для неё, а если этого не сделает, то женщина становится свободной, и это ей ничего не будет стоить, она не должна этому человеку денег.
12 Если человек ударит кого-либо и убьёт его, то и его самого следует убить.
13 Если же произойдёт несчастный случай и человек убьёт кого-либо непреднамеренно, значит, Богу было угодно, чтобы это произошло. Тогда этот человек может бежать в одно из тех особых мест, которые Я укажу, куда люди могут бежать от опасности.
14 Но если человек задумал убить другого из-за того, что сердит на него или из ненависти к нему, то убийца должен быть наказан: уведите его от Моего алтаря и убейте.
15 Всякий, кто ударит своего отца или мать, должен быть убит.
16 Если человек похитит кого-либо, чтобы продать в рабство или сделать своим рабом, этот человек должен быть убит.
17 Всякий, кто проклянёт своего отца или мать, должен быть убит.
18 Если двое поссорятся и один ударит другого камнем или кулаком, и если тот, кого ударили, не убит, то и тот, кто его ударил, не должен быть убит.
19 Если человек изувечен и должен какое-то время оставаться в постели, то изувечивший его должен заплатить ему за потерянное время и содержать его до тех пор, пока тот полностью не поправится.
20 Иногда люди бьют своих рабов и рабынь, если раб умрёт от побоев, то убийца должен быть наказан.
21 Если же раб не умрёт и через несколько дней поправится, то тот человек не должен быть наказан, так как хозяин заплатил за раба деньги, и раб принадлежит ему.
22 Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё преждевременные роды, но другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, а ему в этом помогут судьи.
23 Если же женщине причинили существенный вред, то человек, причинивший ей вред, должен быть наказан в соответствии с тяжестью преступления: отдай жизнь за жизнь,
24 око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 ожог за ожог, ушиб за ушиб, рану за рану.
26 Если человек ударит раба в глаз и раб ослепнет на этот глаз, то раб будет отпущен на свободу, потому что глаз — плата за свободу, будь то раб или рабыня.
27 Если хозяин ударит раба и выбьет ему зуб, то раб будет отпущен на свободу, потому что зуб — плата за свободу, будь то раб или рабыня.
28 Если чей-то бык забодает мужчину или женщину, то забейте этого быка камнями, а его мясо не ешьте. Владелец же быка не виноват.
29 Если бык бодался и раньше и владелец был предупреждён, то виноват владелец, потому что не держал быка на привязи или под замком. Поэтому если быка выпустили на свободу и он забодал кого-то, то виноват владелец: быка того следует забить камнями, а владельца его предать смерти.
30 Родственники убитого, однако, могут согласиться принять деньги, и если они примут деньги, то того, кому принадлежал бык, убивать не следует, но он должен заплатить столько денег, сколько назначит судья.
31 Тот же самый закон должен быть соблюдён, если бык забодает у кого сына или дочь.
32 Если же бык забодает раба, то владелец животного должен заплатить хозяину раба тридцать серебряных монет, а бык должен быть забит камнями, и этот закон одинаково применим как к рабам, так и к рабыням.
33 Если кто снимет крышку с колодца или, выкопав яму, не прикроет её, и в эту яму упадёт скотина, принадлежащая другому человеку, то виновен тот, кому принадлежит эта яма.
34 Владелец ямы должен заплатить за скотину, но после того, как заплатит за неё, ему следует разрешить оставить себе труп умершего животного.
35 Если бык, принадлежащий какому-то человеку, забодает быка другого человека, то они должны продать оставшегося в живых быка, каждый из них получит половину вырученных от продажи денег, и каждый из них получит также половину туши убитого быка.
36 Если же бык и раньше бодал другую скотину, то владелец в ответе за быка. Если его бык забодает другого быка, владелец виновен в том, что выпустил быка на свободу, и должен заплатить быком за быка: должен обменять своего быка на убитого».

Комментарии МакДональда

В. Другие законы (Гл. 21−24)

1. Законы о рабах (21:1−11)

21:1−6 Помимо Десяти Заповедей Бог дал израильтянам много других законов, касающихся их поведения. Еврей мог оказаться в рабстве за долги, для возмещения убытков при краже, или если он рождался в семье рабов-евреев. Раб-еврей служил шесть лет, а на седьмой год его следовало отпустить на волю. Если он был женат еще до того, как стал рабом, жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился уже в рабстве, жена и дети были собственностью хозяина. В этом случае у раба была возможность добровольно остаться у хозяина. Хозяин прокалывал его ухо шилом у дверного косяка. С этого момента раб носил «отметку» в ухе, что свидетельствовало о принадлежности дому хозяина. Здесь мы видим замечательный образ Христа, совершенного Слуги, Который возлюбил нас настолько, что вместо свободы выбрал Голгофский Крест. Помня о том, что сделал для нас Спаситель, мы с радостью должны стать Его покорными рабами. Как писал епископ Моул:

Мой Хозяин, подведи меня к двери, Ухо приготовленное вновь пронзи Узы Твои есть свобода, Ты позволь остаться мне В страдании, терпении, послушании Тебе.

21:7−11 Женщина-рабыня не освобождалась на седьмой год, если хозяин взял ее в жены или наложницы и был согласен исполнять свои обязанности. Если же он отказывался, женщину выкупали, но продавать ее язычникам не разрешалось. Если хозяин отдавал женщину в жены своему сыну, то должен был относиться к ней, как к невестке. Если хозяин брал себе другую жену, то он все равно обязан был обеспечивать рабыню и предоставлять ей все супружеские права. Последнее, вероятно, означало всего лишь возможность жить в доме. В противном случае рабыня освобождалась без выкупа. То, что Бог дал законы о рабстве, вовсе не значит, что Он его одобрял. Он только защищал гражданские права порабощенных.

2. Законы о компенсации за увечья (21:12−36)

21:12−14 В стихе 12 излагается основное правило: за убийство человека преступнику выносится смертный приговор. Исключение составляет непредумышленное убийство: если человек убит случайно, убийца мог укрыться у жертвенника, или позже — в городах-убежищах. В случае же преднамеренного убийства, жертвенник Божий не давал преступнику защиты.

21:15−17 Родителей закон защищает особым образом: ударивший отца или мать приговаривался к смерти. Смертная казнь выносилась также за похищение человека или бранные слова в адрес родителей.

21:18−19 Если человек поранил другого в результате ссоры, он должен оплатить его время нетрудоспособности и лечение.

21:20−21 Господин мог наказывать раба, но не имел права убивать его. Если раб умирал сразу же после избиения, хозяин был виновен. Но если раб жил день или два, хозяина не наказывали, потому что у него, очевидно, не было намерений убить раба, который стоил ему денег.

21:22 Если беременную женщину ударили при драке двух мужчин, и она родила преждевременно, то, даже если ее здоровью не был нанесен серьезный ущерб, ее муж называл сумму штрафа, и посредники разрешали конфликт.

21:23−25 Общее правило о компенсации увечий было таким: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д. Наказание должно соответствовать преступлению; не должно быть ни чрезмерной снисходительности, ни излишней суровости. На практике обычным наказанием за все преступления, кроме убийства, был штраф (см. Чис 35:31)

21:26−36 Если хозяин повредил рабу глаз или выбил зуб, этот раб получал свободу. Если вол неожиданно убивал человека, вола забивали камнями. Есть мясо этого вола было запрещено. Но если хозяин вола знал и был уже предупрежден, что животное способно убить человека, то хозяина тоже же следовало предать смерти. Впрочем, у него была возможность заплатить выкуп и сохранить свою жизнь. Такой же штраф нужно было заплатить, если жертвой оказывались сын или дочь хозяина. Если же погибал раб, то штраф составлял тридцать сиклей серебра, а вола забивали камнями. Обратите внимание: Иуда предал Иисуса за сумму денег, которая полагалась за раба, убитого волом. Иными словами, Иисуса оценили, как мертвого раба. Если человек оставил яму открытой, и туда упало животное, то выкопавший яму должен был возместить убытки. Если вол одного хозяина убил вола другого, стоимость обоих животных делилась поровну. Если хозяин того вола, который убил другого, знал об опасном нраве своего животного, то он должен был заплатить за убитого вола, забрав тушу себе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.