Исход 22 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Как наказать человека, укравшего быка или овцу? Если человек заколет скотину или продаст её, он не может возвратить её и поэтому должен заплатить пять быков за одного украденного им или четыре овцы за одну украденную им. Он должен непременно заплатить за кражу.
2 Если вор, пытаясь забраться в дом ночью, будет убит, то никто не повинен в его смерти,
3 если же это случится днём, то убивший его будет виновен. Если у него нет никакого имущества, то он должен быть продан в рабство.
4 Если же украденная скотина всё ещё у того человека и ты нашёл её, тот человек должен отдать владельцу по две скотины за каждую украденную им, будь то бык, осёл или овца.
5 Если человек устроит пожар у себя на поле или в винограднике и допустит, чтобы пожар распространился на поле или виноградник соседа, он должен заплатить за потери соседа лучшей частью своего урожая.
6 Человек может развести огонь, чтобы сжечь на своём поле терновник. Если пожар распространится и сожжёт урожай соседа или зерно, растущее на поле у соседа, то тот, по чьей вине начался пожар, должен заплатить за всё сгоревшее.
7 Человек может попросить соседа взять к себе в дом на сохранение его деньги или вещи. Что делать, если эти деньги или вещи будут украдены из дома соседа? Ты должен постараться найти вора, и, если найдёшь его, он должен заплатить тебе вдвое больше, чем стоят эти вещи.
8 Если же не сможешь найти вора, то хозяин дома должен предстать перед судьёй, и судья рассудит, кто украл.
9 Что делать, если двое заспорят о быке, осле, овце, одежде или о какой-то пропаже? Один скажет: „Это моё”, а другой говорит: „Нет, это моё”. Оба должны предстать перед судьёй, и судья рассудит, кто виноват; виновный же должен заплатить другому вдвое больше, чем стоит эта вещь.
10 Человек может попросить соседа какое-то время присматривать за его скотом, будь то осёл, бык или овца. Но что делать, если скотина будет покалечена или умрёт, или кто-либо уведёт её, пока никто не видит?
11 Сосед должен объяснить, что не украл скотину, и, если это правда, он должен поклясться перед Господом, что не украл. Владелец же пропавшего животного должен принять это, и сосед не должен платить владельцу за скотину.
12 Если сосед всё же украл животное, он должен заплатить за неё владельцу.
13 Если дикий зверь растерзает скотину, то сосед должен принести в доказательство труп скотины, и тогда он не должен будет платить владельцу за растерзанную скотину.
14 Если человек на время попросит у соседа одно из домашних животных, он отвечает за эту скотину. Если животное покалечено или умерло, то сосед должен заплатить владельцу за эту скотину. Сосед в ответе, так как самого владельца там не было.
15 Но если при скотине был хозяин, то сосед не должен платить. Или же, если сосед заплатит деньги за наём скота и скотина умрёт или покалечится, то он не должен платить, так как тех денег, которые он заплатил за наём скотины достаточно.
16 Если человек вступил в половые связи с невинной девушкой, которая не замужем, он должен на ней жениться и заплатить отцу полный выкуп.
17 И если отец откажется позволить своей дочери выйти замуж за этого человека, обесчестивший её всё равно должен заплатить за неё все деньги сполна.
18 Не позволяй женщине заниматься колдовством, а если она колдует, то не оставляй её в живых.
19 Не позволяй никому заниматься скотоложеством, а если такое случится, то человек тот должен быть предан смерти.
20 Приносящий жертву лжебогу должен быть уничтожен; только одному Господу Богу ты должен приносить жертвы.
21 Помни, что в прошлом ты был чужестранцем в Египетской земле, поэтому не обманывай чужестранца в своей земле и не вреди ему.
22 Не причиняй зла ни вдовам, ни сиротам.
23 Если причинишь им зло, Я узнаю об этом, Я услышу об их страданиях.
24 И тогда Я разгневаюсь, и убью тебя мечом, и станут твои жёны вдовами, а дети — сиротами.
25 Если кто из моего народа беден и ты одолжишь ему денег, то не бери с него процентов.
26 Если кто отдаст тебе в залог свой плащ, возврати его ещё до захода солнца,
27 потому что, если у того человека нет плаща, ему нечем прикрыть своё тело и он, продрогнув во сне, станет взывать ко Мне, и Я услышу его, так как Я милосерден.
28 Не проклинай ни Бога, ни предводителей своего народа.
29 Во время жатвы отдавай Мне первое зерно и первый сок плода своего, не медли. Отдавай мне своих первенцев,
30 отдавай мне весь перворождённый скот и овец. Пусть перворождённый остаётся со своей матерью семь дней, а потом отдавай его Мне.
31 Вы — Мой особый народ. Не ешьте мяса животных, растерзанных дикими зверями, пусть псы его пожирают».

Комментарии МакДональда

3. Законы о возмещении убытков при кражах и порче имущества (22:1−6)

Вор обязан был полностью возместить стоимость украденного. Сумма зависела от вида кражи. Если вора убили, когда он забрался в дом ночью, убившему это не вменялось в вину. Он не мог знать, залез ли к нему преступник с целью кражи или убийства. Но убийство вора в дневное время делало убившего виновным. Если вор, о котором шла речь в стихе 1, не мог возместить убытки, то его продавали в рабство. Если украденное животное находили живым, вор должен был заплатить его двойную стоимость. Если чей-то скот оказался на поле соседа, то владелец скота должен был возместить убытки, взяв для этого лучшее со своего поля или виноградника. Тот, кто развел огонь и по невнимательности погубил урожай, должен был заплатить за нанесенный ущерб.

4. Законы против обмана (22:7−15)

22:7−13 В стихах 7−9 речь идет о краже денег или имущества, которые один человек доверил другому. Вор должен был заплатить вдвойне. Если вор не был найден, то тот, у кого деньги хранились, должен был предстать перед судьями, чтобы они решили, виновен он или нет. В каждом из случаев злоупотребления доверием судьи решали, кто виновен: обвиняемый или обвинитель. Затем с виновного взималась двойная плата. Если животное, находясь на под чьим-то присмотром, погибло, получило увечья или было украдено, и, если присматривающий за животным поклянется перед Господом, что не мог предотвратить случившееся, то убытки не возмещались. Если животное было украдено из-за невнимательности взявшего его на сбережение, то он должен был возместить ущерб. Если животное было растерзано зверем, то за него не нужно было платить, если в качестве доказательства можно было предъявить останки животного.

22:14−15 Если животное, взятое в долг, было ранено или убито, взявший его должен был заплатить цену животного. Но если хозяин присутствовал при этом и мог предотвратить случившееся, то ущерб не возмещался. Компенсация не выплачивалась и тогда, когда животное было взято внаем, так как риск потери животного включался в его цену.

5. Законы о последствиях обольщения (22:16−17)

Если кто-то соблазнил необрученную девицу, то он обязан был на ней жениться и заплатить ее отцу положенный выкуп. Если отец откажется выдать ее замуж, ему все равно нужно было заплатить вено (выкуп), как за невесту, потому что вряд ли после этого кто-то женится на ней.

6. Законы о гражданских и религиозных обязанностях (22:18 — 23:19)

22:18−20 Кроме убийства, смертью карались еще три преступления: колдовство, или ворожба, скотоложство и идолопоклонство.

22:21−24 Евреи должны были проявлять сострадание по отношению к чужеземцам, живущим среди них, потому что раньше израильтяне сами были пришельцами в чужой земле. К вдовам и сиротам тоже нужно было проявлять милосердие. Бог Сам будет следить за выполнением этой заповеди. В большинстве случаев, за нарушение заповедей наказывали люди, специально назначенные для этого. Но там, где притесняют вдов и сирот, Бог накажет Сам. Его отношение к беззащитным не изменилось. Он все так же заботится о вдовах и сиротах, и мы, будучи верующими, должны поступать так же.

22:25−27 Евреям запрещалось давать друг другу деньги под проценты, хотя брать проценты с язычников разрешалось (Втор 23:20). Одежду, взятую в залог, нужно было возвращать до захода солнца, потому что плащ служил и одеялом.

22:28−31 Запрещалось злословить Бога и проклинать правителя (см. также Деян 23:5). Необходимо было отдавать Господу Его часть, будь то урожай, сыновья или животные. Первородных животных нужно было приносить Ему на восьмой день. Запрещалось есть мясо животных, растерзанных зверями. Кровь таких животных не успевала стечь, а Бог в Законе Своем запретил есть кровь (Лев 17). Кроме того, съедая мясо растерзанной хищниками туши, человек мог заразиться различными болезнями (например, бешенством). Таким образом Бог оберегал Свой народ.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.