Исход 3 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Моисей пас овец у своего тестя, мадиамского священника по имени Иофор. Однажды он погнал овец на западную сторону пустыни и пришёл к Хориву, горе Божьей.
2 На этой горе Божьей, в горящем кусте, Моисей увидел Ангела Господнего. Он увидел куст, который горел, не сгорая.
3 Тогда Моисей решил подойти ближе и посмотреть, почему куст горит огнём, но не сгорает.
4 Господь увидел, что Моисей подходит посмотреть на куст, и позвал его:
«Моисей, Моисей!» «Да, Господи», — ответил Моисей.
5 «Не подходи ближе, — сказал Господь. — Сними сандалии, так как ты стоишь на святой земле.
6 Я — Бог твоих предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!» Моисей закрыл лицо, потому что боялся смотреть на Бога.
7 Тогда Господь сказал:
«Я видел, какие великие невзгоды терпит Мой народ в Египте, и слышал, как стонет он от притеснений египтян; Я знаю о боли его.
8 Я снизойду и спасу Мой народ от египтян, выведу его из той земли и приведу в хорошую землю, где он избавится от невзгод. Та земля изобилует всяким добром. Много разных народов живёт в той земле: хананеи, хеттеи, аморреи, ферезеи, евеи и иевусеи.
9 Я слышал стенания израильского народа, видел, какой тяжкой сделали его жизнь египтяне.
10 И вот теперь Я посылаю тебя к фараону. Пойди и выведи из Египта Мой народ, народ Израиля!»
11 Но Моисей сказал Богу:
«Я — маленький человек! Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести народ Израиля из Египта?»
12 «Ты сможешь сделать это, потому что Я буду с тобой! — сказал Бог. — И вот свидетельство того, что Я посылаю тебя: после того как ты выведешь народ из Египта, вы придёте и совершите служение Мне на этой горе!»
13 Тогда Моисей спросил:
«Но, если я пойду и скажу израильскому народу: „Бог ваших предков послал меня”, а люди спросят: „Как имя Его?” — что я им скажу?»
14 Бог ответил Моисею:
«Я — Сущий. Когда пойдёшь к израильтянам, скажи им: „Сущий послал меня к вам”».
15 И ещё сказал Бог Моисею:
«Вот что ты должен сказать людям: „Иегова — Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моё имя всегда будет Иегова, и под этим именем Меня будет знать великое множество поколений!”
16 Иди и собери всех старейшин народа и скажи им: „Иегова, Бог ваших предков, явился мне. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова говорил со мной. Вот что сказал Господь: „Я видел ваши невзгоды и всё, что с вами произошло в Египте,
17 и решил увести вас от страданий, которые вы терпите в Египте. Я приведу вас в землю, ныне принадлежащую многим народам: хананеям, хеттеям, аморреям, ферезеям, евеям и иевусеям — приведу вас в землю, изобилующую всяким добром”.
18 Старейшины послушают тебя и пойдут с тобой к египетскому царю, и вы скажете ему, что Иегова, Бог иудейского народа, явился нам и велел нам идти три дня по пустыне, а после того принести жертвы Иегове, Богу нашему.
19 Я знаю, что египетский царь не отпустит вас, и только великая сила заставит его это сделать.
20 Я явлю Свою великую силу и использую её против Египта; Я сделаю так, что удивительные события произойдут в той земле, и тогда фараон отпустит вас.
21 Я сделаю так, что египтяне будут по-доброму относиться к израильскому народу. Они принесут вашему народу множество даров, когда вы будете покидать Египет.
22 Все израильские женщины должны попросить подарки у своих соседей египтян и у тех египтянок, которые живут у них в домах. И египтянки дадут им подарки. Ваш народ получит золотые и серебряные вещи и нарядную одежду. Когда же вы будете покидать Египет, наденьте все эти подарки на ваших детей. Так вы унесёте с собой богатство Египта”».

Комментарии МакДональда

III. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ (Гл. 3, 4)

А. Иегова является Моисею (Гл. 3)

3:1−4 Пася овец Иофора Моисей извлек для себя драгоценные уроки о том, как вести Божий народ. Когда Моисей пришел к горе Хориву (горе Синай), Господь явился ему в кусте, который горел, но не сгорал. Этот куст символизирует славу Господню. Моисею было сказано снять обувь. Куст может также служить прообразом того, что Бог будет обитать среди Израиля, и народ не сгорит в Его пламени. Некоторые усматривают в этом предназначение Израиля, которому предстояло пройти через огонь страданий и испытаний, но не сгореть. Мы тоже должны, как этот куст, пылать божественным огнем, но не сгорать.

3:5 Господь пообещал Моисею, что выведет Свой народ из Египта и приведет его в землю изобилия, то есть в Ханаан, который в то время населяли шесть языческих народов. Эти народы перечислены в стихе 8. Впервые в Библии здесь появляется слово «святое». Сняв сандалии, Моисей признал святость этого места.

3:6 Господь называет Себя Богом праотцев Моисея — Авраама, Исаака и Иакова. Коул так поясняет важность этого откровения:

«Моисей не рассказывает народу о каком-то новом или неизвестном божестве, а приносит более полное откровение о Едином Боге, Которого они знают. Это откровение нельзя даже сравнить со словами Апостола Павла, обращенными к жителям Афин в Ареопаге (Деян 17:23). Единственное, с чем можно провести параллель, — это с тем, как Бог постоянно открывал Себя людям на протяжении веков. Кульминацией этого откровения стало пришествие Христа. Но в то время откровение, полученное Моисеем, в котором исполнялись обещания, данные патриархам, было таким же новым и потрясающим для израильтян, каким впоследствии оказался приход Мессии».

3:7−12 Когда Бог сказал Моисею, что пошлет его к фараону, Моисей стал возражать, сославшись на свою непригодность. Но Бог уверил Моисея, что не оставит его, и пообещал, что на этой же горе (Синай) Моисей с освобожденным народом будет служить Господу. Дж. Освальд Сандерс замечает по этому поводу:

«Моисей казался непригодным по многим причинам. Он был неспособен выполнить поручение (3:11), у него не было авторитета (4:1), он не умел хорошо говорить (4:10), не умел приспосабливаться (4:13), его первые попытки освободить израильтян потерпели неудачу (5:23), и он уже был отвергнут (6:12). Этот список неудач настолько полон, что к нему трудно что-то прибавить. Но нежелание Моисея идти в Египет и его кажущееся смирение не были угодны Богу. Напротив, «разгорелся гнев Господень на Моисея» (4:14). На самом деле, все доводы, которые Моисей выдвинул в свое оправдание, и были причиной, по которой Бог избрал его для этой миссии».

3:13−14 Моисей ожидал, что израильтяне, когда он вернется к ним, возвещая волю Бога, будут задавать вопросы. Моисею хотелось знать имя пославшего его Бога. Именно тогда Бог впервые открывается как Иегова — Великий Я ЕСМЬ. Имя Иегова (более точный вариант — Яхве) происходит от еврейского глагола «быть» — хайя. Это священное имя называют также тетраграммой («четыре буквы»). Английское слово Jehovah создано на основе транслитерации YHWH и гласных из слов Elohim (Элохим) и Adonai (Адонай) — двух других имен Бога. Точное произношение тетраграммы YHWH не знает никто, потому что в древнееврейской орфографии гласные не использовались. Но правильным произношением, скорее всего, будет «Яхве». Саму тетраграмму YHWH иудеи считают настолько священной, что они ее не произносят. Это Имя означает, что Бог не был сотворен, что Он самодостаточен, ни от кого не зависит, что Он вечен и всемогущ. Более полная расшифровка имени «Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» может также означать «Я ЕСМЬ, ПОТОМУ ЧТО Я ЕСМЬ» или «Я БУДУ ТЕМ, КЕМ БУДУ».

3:15−22 Получив откровение о том, что Божье присутствие реально, и что Он готов придти на помощь Своему народу, Моисей обрел мужество и должен был объявить израильтянам, что скоро они будут свободны. Кроме того, он должен был испытать фараона, попросив его отпустить народ в трехдневное путешествие, чтобы принести жертву Господу. Данная просьба вовсе не была попыткой обмануть фараона. Это было всего лишь испытание, целью которого было узнать, согласен ли он на это. Кроме того, египтяне не должны были видеть, как убивают животных, которых они считали священными. Бог знал, что фараон отпустит евреев только тогда, когда Бог заставит его силой. Чудеса, о которых идет речь в стихе 20 — это казни, которыми Бог поразит Египет. Когда на египтян обрушатся все казни, они уже готовы будут отдать еврейским женщинам все, что те только попросят! Приобретенное таким способом богатство было всего лишь вознаграждением за рабский труд евреев под гнетом египетских надсмотрщиков. Израильтяне вовсе не «одалживали» (как говорится в Библии Короля Иакова) драгоценности и одежду; они «попросили» о награде. Никакого обмана в этом не было. Речь шла всего лишь о справедливой оплате труда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.