Исход 33 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Господь повелел Моисею:
«Ты и народ, который ты вывел из Египта, должны уйти отсюда. Идите в ту землю, которую Я обещал отдать Аврааму, Исааку, Иакову и их потомкам.
2 Я пошлю перед тобой Ангела и одолею хананеев, аморреев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев. Я изгоню эти народы из твоей земли.
3 Иди в землю, изобилующую всякими благами, но Я не пойду с тобой: вы — народ неподатливый, и если Я пойду с вами, то как бы Мне не погубить вас в пути».
4 Услышав плохую новость, весь народ очень опечалился, и люди перестали носить украшения,
5 потому что Господь сказал Моисею:
«Вы — народ неподатливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути хотя бы короткое время. Снимите с себя все свои украшения, а Я решу, что с вами делать».
6 Тогда израильский народ снял с себя все украшения у горы Хорив.
7 В то время Моисей взял и поставил шатёр вне стана и назвал его шатром собрания. Каждый, желавший просить о чём-то Господа, приходил в этот шатёр собрания, находившийся за пределами лагеря.
8 Каждый раз, когда Моисей шёл в шатёр, народ наблюдал за ним, люди стояли у входа в свои шатры и смотрели вслед Моисею, пока он не войдёт в шатёр.
9 Когда же Моисей входил в шатёр, туда спускался облачный столб и становился у входа, и Господь говорил с Моисеем.
10 Увидев облако у входа в шатёр, люди выходили, и каждый поклонялся у входа в свой шатёр.
11 Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как говорят с другом. Поговорив с Господом, Моисей возвращался обратно в стан, а его помощник Иисус, сын Навина, никогда не отлучался из шатра.
12 Моисей обратился к Господу с такими словами:
«Ты сказал Мне, чтобы я вёл этот народ, но не сказал, кого пошлёшь со мной. Ты сказал мне: „Я хорошо знаю тебя, ты приобрёл Моё благоволение”.
13 Если я и в самом деле приобрёл Твоё благоволение, то открой мне, как лучше узнать Тебя, чтобы мне и впредь иметь Твоё благоволение. И не забудь, что эти люди — Твой народ!»
14 «Я Сам пойду с тобой, — сказал Господь, — Я поведу тебя».
15 И сказал тогда Моисей:
«Если Ты не пойдёшь с нами, то не выводи нас из этого места.
16 И ещё, как мы узнаем, что я и Твой народ обрели Твоё благоволение? Если Ты пойдёшь с нами, тогда мы будем знать наверняка! Если же Ты не пойдёшь с нами, то я и этот народ не будем отличаться от любого другого народа на земле!»
17 Господь сказал Моисею:
«Я сделаю то, что ты просишь, сделаю это потому, что благоволю к тебе и хорошо знаю тебя».
18 Тогда Моисей сказал Господу:
«Прошу Тебя, покажи мне Твою славу».
19 Господь ответил:
«Я проведу перед тобой Мою совершенную славу, Я — Господь, и Я объявлю Моё имя, Иегова, чтобы ты мог услышать его, потому что Я могу показать Свою милость и любовь тому, кого изберу.
20 Но тебе нельзя видеть Моё лицо, так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 Вот тут, неподалеку от Меня, есть скала. Встань на этой скале,
22 и Моя слава пройдёт мимо этого места. Я сделаю большую расселину в скале и покрою тебя Своей рукой пока не пройду,
23 а затем уберу руку, и ты увидишь Мою спину, но Моего лица не увидишь».

Комментарии МакДональда

3. Раскаяние народа (33:1−6)

Господь отказался сопровождать грешных израильтян в Ханаан, чтобы они не вынудили Его погубить их в пути. Вместо Себя Он решил послать Ангела. Услышав об этом, люди опечалились. Они заплакали и сняли с себя украшения, потому что из подобных украшений был сделан золотой телец. Это произошло у горы Хорива, и с тех пор они не носили украшений.

4. Моисей ставит скинию собрания (33:7−11)

Шатер, о котором идет речь в стихе 7, это не сама скиния, которая к тому времени еще не была построена, а временное сооружение, поставленное Моисеем. Оно называлось «скинией собрания» и находилось вне стана. Те, кто искал общения с Богом, выходили из стана и шли к этой временной скинии, потому что стан был осквернен грехом народа. Когда Моисей входил в скинию собрания, облачный столп опускался у входа в нее, что означало присутствие Божие. Стих 11 ни в коем случае не означает, что Моисей видел Самого Бога. Этот стих говорит о том, что Моисей общался с ним лицом к лицу, то есть, что общение Моисея с Богом было непосредственным и беспрепятственным. Стоит также отметить, что Иисус Навин, который тогда был еще юношей, не отходил от скинии. Возможно, именно в этом заключался секрет его будущих духовных побед.

5. Молитва Моисея (33:12−23)

33:12−17 Моисей попросил, чтобы Бог Сам ввел народ Свой в Ханаан. Тогда Господь благосклонно пообещал, что Сам пойдет с народом. Ничто другое Моисея не устраивало. Как и Ной, Моисей обрел благоволение в очах Божиих, и Господь ответил на его молитву. «Безопасность — это не отсутствие опасности, а присутствие Бога».

33:18−23 И тогда Моисей просит Бога показать Свою славу. Господь отвечает, что явит Себя — Бога благодати и сострадания (см. Исх 34:6−7). Моисей не мог увидеть лица Господа и остаться в живых, но Бог позволил ему встать на скале в то время, как слава Господня будет проходить мимо. Моисею было обещано, что он увидит Бога сзади. Это, конечно же, образное выражение, потому что у Бога нет тела (Ин 4:24). Хайвел Джонс так комментирует этот отрывок: «Моисею предстоит увидеть отблеск, который является надежным свидетельством того, какой будет полнота величия Его славы». Никто не может увидеть лик Божий и остаться в живых (ст. 20). Это значит, что никто не может увидеть без завесы славу Бога, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6:16). В этом смысле никто никогда не видел Бога (1Ин 4:12). Как же тогда истолковать те места в Библии, где люди видели Бога и не умерли? Например, Агарь (Быт 16:13); Иаков (Быт 32:30); Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля (Исх 24:9−11); Гедеон (Суд 6:22−23); Маной и его жена (Суд 13:22); Исаия (Ис 6:1); Иезекииль (Иез 1:26, ср. 10:20); Иоанн (Откр 1:17).

Дело в том, что все эти люди видели Бога в Иисусе Христе. Иногда Он являлся как Ангел Господень (см. 6 главу книги Судей, где объясняется эта доктрина), иногда как Человек, а один раз явил Себя в Голосе (Исх 24:9−11; ср. Втор 4:12). Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем, явил Бога во всей полноте (Ин 1:18). Христос есть сияние славы Божией и образ ипостаси Его (Евр 1:3). Поэтому Он мог говорить: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.