«Но израильтяне не поверят мне, когда я скажу им, что Ты послал меня. „Бог не являлся тебе”, — скажут они».
«Что это у тебя в руке?»
«Мой дорожный посох», — ответил Моисей.
«Протяни руку и схвати змею за хвост».
Моисей протянул руку и схватил змею за хвост, и как только он это сделал, змея снова стала дорожным посохом.
«Сделай так, и люди поверят, что ты видел Господа, Бога твоих предков, Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова».
«Я дам тебе ещё одно свидетельство. Положи руку себе за пазуху».
Моисей распахнул свою одежду и положил руку за пазуху. Когда же он вынул её оттуда, она была вся покрыта белыми как снег пятнами проказы.
«Если люди не поверят в чудо дорожного посоха, то поверят, когда ты покажешь им это знамение.
«Господи, скажу Тебе честно, я не искусен в разговоре, я никогда не отличался красноречием, и сейчас, даже после разговора с Тобой, я всё ещё не красноречив. Ты знаешь, что я заикаюсь и косноязычен».
«Кто создал человеческие уста? Кто может сделать человека глухим или немым? Кто может сделать человека слепым или зрячим? Я — Иегова.
«Господи, прошу тебя, пошли кого-нибудь другого, а не меня».
«Я дам тебе в помощь твоего брата Аарона, из семьи Левия. Он искусен в разговоре и уже идёт повидаться с тобой. Он будет рад видеть тебя
«Прошу тебя, отпусти меня обратно в Египет, я хочу посмотреть, живо ли ещё моё семейство».
«Конечно, иди с миром», — сказал Иофор.
«Теперь можешь возвращаться в Египет без опасения, потому что те, кто хотел убить тебя, уже умерли».
«Когда будешь говорить с фараоном, не забудь показать ему все чудеса, которые Я дал тебе силу сотворить. А Я сделаю так, что фараон заупрямится и не согласится отпустить народ.
«Ты — мой жених по крови».
«Иди в пустыню навстречу Моисею».
Тогда Аарон пошёл и встретился с Моисеем у Божьей горы и, увидев, поцеловал его.
Б. Нежелание Моисея возвращаться в Египет (4:1−17)
4:1−9 Моисей все еще не был уверен, что его примут как посланника Божьего.
Ему, видимо, трудно было забыть разочарование прошлых лет (2:11−15). Тогда Господь дал три чудесных знамения, которые должны были подтвердить, что Моисей послан Богом. (1) Жезл Моисея, брошенный на землю, превратился в змея. Но когда Моисей брал его за хвост, змей снова превращался в жезл. (2) Рука Моисея, спрятанная за пазуху, поражалась проказой. Но когда Моисей снова прятал ее за пазуху, она очищалась от проказы. (3) Вода из Нила, вылитая на землю, превращалась в кровь.
Эти три знамения должны были убедить народ в том, что Моисей послан Богом. Они свидетельствовали о власти Бога над сатаной (змеем), грехом (который символизировала проказа), а также о том, что Израиль будет искуплен кровью от власти дьявола и греха.
4:10−17 Моисей все еще не хотел исполнить волю Бога, объясняя это тем, что не отличается красноречием. Господь вначале напоминает ему о том, Кто дает человеку уста, и что Он может дать Моисею дар красноречия. Затем Бог назначает Аарона, брата Моисея, чтобы тот говорил за него. Моисею нужно было послушаться Бога и просто положиться на Него, зная, что вместе с заповедями Господь дает и возможность их выполнять. Бог никогда не просит нас что-то сделать, не дав нам для этого силы. Но так как Моисей не согласился на лучший из возможных вариантов, ему пришлось принять от Бога запасной вариант, и волю Бога провозглашать должен был Аарон. Моисею казалось, что брат будет помогать ему, но позже выяснилось, что Аарон причинил немало вреда, сделав для народа идола (гл. 32).
В. Возвращение Моисея в Египет (4:18−31)
4:18−23 Прошло сорок лет с тех пор, как Моисей убежал в пустыню Мадиамскую. Теперь он возвращается в Египет, имея на то повеление Божье и благословение Иофора. Жену Моисея звали Сепфора, имена сыновей были Гирсам и Елиезер (18:2−4). Жезл, о котором шла речь в стихе 2, в стихе 20 называется жезлом Божиим. Господь использует самые обычные предметы для совершения необычных чудес, чтобы всем стало ясно — чудеса творятся Его силой. Чудеса, которые Бог повелел Моисею совершить перед фараоном — это наказания, которые должны были обрушиться на Египет. Бог ожесточил сердце фараона, но только после того, как египетский тиран ожесточился сам. Слово «первенец» может означать ребенка, родившегося первым, но здесь оно означает почетное положение, обычно принадлежащее старшему сыну — наследнику первородства. Фараон был предупрежден, что непослушание Господу обернется для него смертью сына.
4:24−26 Но прежде чем начать говорить от имени Бога, Моисей сам должен был научиться послушанию. Он не обрезал собственного сына (Гирсама или Елиезера). Вероятно, Сепфора воспротивилась этому. Когда Господь угрожал Моисею смертью — возможно, от серьезной болезни — разгневанная Сепфора обрезала сына и спасла этим жизнь Моисею. Она назвала его «женихом крови» (в некоторых переводах говорится «мужем крови»). Это происшествие, и то обстоятельство, что Сепфора, по-видимому, не верила в Бога, могло стать причиной того, что Моисей отослал ее и детей домой к тестю (18:2−3).
4:27−31 Когда Моисей вернулся в Египет, Аарон вышел встретить его. Вдвоем они предстали перед израильским народом и объявили волю Господа, подтвердив сказанное тремя знамениями, которые дал Бог. Народ поверил и поклонился Господу.