Притчи 9 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Мудрость построила себе дом и поставила его на семи столбах.
2 Она приготовила еду, налила вина и поставила на свой стол.
3 И послала она служанок своих в город, чтобы они пригласили народ разделить с ней трапезу.
4 Сказала она:
«Кто нуждается в разуме, приходите сюда!» Пригласила она и глупцов и сказала:
5 «Придите, ешьте хлеб мой и пейте вина, приготовленные мной.
6 Забудьте свои старые пути и вы обретёте жизнь. Следуйте дорогой разума».
7 Если вы укажете невежественному человеку на его грубость, то он обязательно вас оскорбит. Если скажете злому, что он неправ, то он в ответ обидит вас.
8 Поэтому не укоряй насмешника, иначе он возненавидит тебя за это. Если же мудрого поправишь, он будет тебя уважать.
9 Если ты поучаешь мудрого, то станет он мудрее, если учишь хорошего, он станет ещё лучше.
10 Почитание Господа — первый шаг к мудрости, познание Святого — первый шаг к пониманию.
11 Если ты мудр, то жизнь твоя будет длиннее.
12 Если ты мудр, ты мудр ради себя, но если ты возгордился и насмехаешься над людьми, то никто, кроме тебя, не виноват в твоих бедах.
13 Глупость подобна другой женщине, которая глупа, шумлива и невежественна.
14 Она сидит на стуле у дверей своего дома, на самом высоком городском холме,
15 и окликает всех проходящих мимо людей. Никто её не слушает, но она говорит:
16 «Приходите ко мне, кому надо учиться».
Она призывает глупых людей:
17 «Ворованная вода слаще собственной, краденый хлеб вкуснее своего».
18 И не знали глупцы, что дом её полон привидений, что она зазвала их в глубины преисподней!

Комментарии МакДональда

М. Приглашения мудрости и глупости (9:1−18)

9:1 Здесь мы вновь видим Мудрость. На этот раз она строит себе дом и готовит огромное пиршество для тех, кто примет ее приглашение. Пир особенно уместен как картина радости, общения и удовлетворения, которые она предоставляет своим гостям.

Семь столбов находят самые различные истолкования. Некоторые комментаторы обращают нас к книге Исаии 11:2 и видят в этих семи столбах семь даров Святого Духа, пребывающих на Мессии, однако, на самом деле, явно там перечислены только шесть. Альтернативное истолкование основывается на Иакова 3:17, где о мудрости, сходящей свыше, сказано, что она: (1) чиста, (2) мирна, (3) скромна, (4) послушлива, (5) полна милосердия и добрых плодов, (6) беспристрастна и (7) нелицемерна.

9:2−3 Мясо и вино подаются в изобилии. Приготовлена роскошная трапеза. Царственная хозяйка посылает слуг провозгласить приглашение с возвышенностей города. Поручение, данное слугам, должно напоминать нам, тем кто уже пришел к познанию Божьей Мудрости, т.е. Господа Иисуса, делиться этой Мудростью с другими, приглашая их прийти, найти и насладиться радостью общения с Ним лично.

9:4−6 Приглашение приводится дословно. Оно адресовано неразумным, иначе говоря, впечатлительным людям, склонным следовать любому заблуждению и сбиваться с пути, таким образом постоянно нуждаясь в помощи и водительстве. Оно не предназначено для мудрых, потому что они уже находятся внутри ее дворца.

Меню включает в себя лучшие яства и самое изысканное вино, растворенное самой Мудростью.

От пришедших ожидается, что они распрощаются с неразумием, и покажут, что в их жизни произошли нравственные изменения.

9:7−9 Последовательность повествования здесь нарушается, но, возможно, эти стихи разъясняют, почему приглашение не распространяется на кощунников, либо почему гости Мудрости должны избегать общения с ними.

Если вы поучаете кощунника, в обмен на это вы обретете лишь брань. Если вы обличаете нечестивого, он обратится против вас, и вы наживете себе оскорбления и ругательства.

То, как человек реагирует на обличение, является свидетельством о его характере. Кощунник возненавидит вас, в то время, как мудрый человек поблагодарит вас. Как вы реагируете на то, когда вас исправляют или обличают родители, учителя, начальники или друзья?

Вместо того, чтобы обижаться на критику, мудрый человек принимает ее во внимание и, благодаря этому, становится еще мудрее. Правдивый человек приносит себе пользу, приумножая полезные знания.

9:10 И снова Писание напоминает нам о том, что началом и источником любой истинной мудрости является страх Господень. «Истинное знание заключается в познании Бога» (Моффат). Обладая познанием Святого, истинный верующий видит больше, стоя на коленях, чем остальные видят, стоя на цыпочках.

Святой (во множественном числе) может означать множество величия, совершенства и всеобъемлющего величия, либо может являться измененной формой «Элохим» — множественного числа слова «Бог».

9:11 Мудрость приумножает дни и прибавляет годы жизни. Она дарует не просто долгую жизнь, но делает ее хорошей и продуктивной, и потом — за ее пределами — открывает жизнь, не имеющую конца.

9:12 Быть мудрым человеком — для его собственной выгоды; тем самым он приносит пользу себе самому более, чем кому-либо еще. С другой стороны, если он избирает кощунствовать, он сам пострадает от последствий этого, хотя вовлеченными в них, конечно, могут оказаться и другие люди. В конечном итоге он один оказывается победителем или проигравшим.

9:13 Те, кто отвергает приглашение на пир Мудрости, становятся главными кандидатами для поста Глупости. Обратите внимание на очевидный контраст между элегантным предложением Мудрости (ст. 1−6) и безвкусным предложением Глупости (ст. 13−18).

Безрассудная женщина громкоголоса, пустоголова и бесстыдна.

9:14−16 Она сидит перед своим домом или на подозрительных высотах города, не как уважаемая госпожа, а как бесстыдная блудница, какой она и является.

Она вышла на охоту, чтобы соблазнить мужчин, которые легко сбиваются с пути, глупых простаков, у которых не хватает разумения.

9:17 Ее доводы: «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен». Иначе говоря, она утверждает, что незаконные половые сношения привлекательны именно своей недозволенностью, будучи окружены таинственностью и секретностью.

Когда падшей человеческой природе что-либо запрещается, это запрещение пробуждает желание творить запретное в еще большей мере (см. Рим 7:7−8). Блудница апеллирует именно к этому порочному инстинкту человека. Она приглашает к себе доверчивых и податливых.

9:18 Но она не открывает им другую сторону истории. За мгновениями удовольствия и страсти следует целая жизнь сожаления и вечность в глубинах преисподней.

Даже мир иногда соглашается с истинностью этого стиха. Популярная французская песня прошедшего столетия, описывая представление мира о «любви», дает ей весьма уместное определение (перевод с английского):

«Удовольствия любви длятся всего одну ночь;
Горечи любви — на всю оставшуюся жизнь».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.