«Взгляни на Ариил, в котором Давид расположил свой лагерь. Продолжай праздновать год за годом.
«Я не могу, эта книга запечатана».
Или можете попросить прочитать того, кто не умеет читать, и тот человек откажется, потому что он не умеет читать.
«Эти люди утверждают, что любят Меня, они оказывают Мне честь на словах, но сердца их далеки от Меня и почитание их не что иное, как простые человеческие правила, которые они запомнили.
«Нас никто не увидит, никто нас не узнает!»
«Не ты меня сделал!» Разве горшок говорит горшечнику, что тот ничего не понимает?!
«Теперь Иаков не будет стыдиться и не узнает позора.
2. Горе Ариилу [Иерусалиму] (Гл. 29)
29:1−4 Ариил — это город Иерусалим, в котором жил Давид. Это город, которому была оказана великая честь. Но сколько бы народ ни повторял религиозные ритуалы, которые из года в год одни и те же, Господь наведет на город бедствие, и город будет просто Ариилом. Название «Ариил» имеет два значения,: «лев Божий» и «жертвенник» (см. Иез 43:15−16, где «ариил» переводится как «жертвенник»). Город, который раньше был «львом Божиим», превратился в пылающий огнем жертвенник. Жители города стали жертвами.
29:5−8 Но Господь посетит город внезапно, в одно мгновение, и враги его будут выметены, словно мелкая пыль и солома. Когда врагам будет казаться, что они окончательно погубили Иерусалим, их замыслы рассеются, как сновидения.
29:9−12 Упорное нежелание искать Бога привело к духовной слепоте. Люди шатаются, словно пьяные. Слова Господа непонятны им. Для одних они, словно запечатанная книга. Другие — словно неграмотные. Каждый придумывает себе оправдание.
29:13−14 Иуда чтит Бога только на словах. Вместо того, чтобы бояться Бога, люди заучивают религиозные клише. Поэтому Бог совершит нечто невиданное, лишив даже самого проницательного из людей мудрости и разумения. Выражение «необычайно поступлю» в стихе 14 относится к вторжению Сеннахириба. Вайн пишет:
«Правители Иудеи пытались заручиться помощью Египта. Рассуждая по-человечески, можно назвать это мудрым политическим решением.
Но в глазах Божьих это было открытым непослушанием. Поэтому Господь свел всю эту политику на нет, сделав Иуду беспомощной страной, чтобы народ мог положиться только на Него». Сегодня мы можем прочитать в Евангелии о том, как Господь «необычайно поступил» со всем миром (см. 1Кор 1:18−25).
29:15−16 Пророк возвещает горе лживым правителям, вступающим в союз с Египтом, словно Господь не видит их. Все их ценности оказались перевернутыми вверх дном: они не могут отличить глины от горшечника, отвергая силу и премудрость Божью.
29:17−21 Но наступит день освобождения, когда Господь поставит все на свои места. Там, где сейчас дикий лес (Ливан), будет цвести сад, а поле, которое сейчас считают плодородным, зарастет лесом. Тогда глухие будут слышать, слепые прозреют, а страждущие все более и более будут радоваться в Господе. Обидчики и хульники исчезнут, и будут истреблены все неправые, пытавшиеся заманить в свои сети праведных!
29:22−24 В заключительных стихах главы речь идет о верующем остатке, который здесь называется Иаковом. Его позор и поношение будут забыты. Дети Иакова осознают, что Господь вступился за них, и воздадут Ему славу. Те, кто раньше заблуждались и жаловались, научатся теперь мудрости и послушанию.