Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Грехи народа Иудеи записаны там, где их стереть нельзя, они вырезаны на камне алмазным резцом, и этот камень — их собственные сердца. Грехи эти были записаны на рогах их алтарей.
2 Их дети помнят об алтарях, посвящённых лжебогам. Они помнят деревянные столбы, воздвигнутые в честь Ашеры под деревьями и на холмах,
3 в горах и в открытом поле. Богат народ Иудеи, но Я отдам ваши сокровища на расхищение, и вместе с ними будут уничтожены все высоты, где вы, поклоняясь, грешили.
4 Вы потеряете землю, Мной отданную вам. Я вашим врагам позволю забрать вас в рабство в землю, которой вы никогда не знали. Потому что Мой гнев как горящее пламя, в котором вы сгорите навеки».
Вера в людей и вера в Бога
5 Господь говорит:
«Беда случится с теми, кто полагается лишь на других людей и на их силу, потому что они перестали верить в Бога.
6 Они подобны кустам в пустыне, в горячей и сухой земле, где никто не живёт. Эти кусты не знают тех благ, которые может дать Бог.
7 Но благословен будет тот, кто в Господа верит. Он узнает, что Бог всегда обещанное исполнит.
8 Тот человек будет сильным, словно дерево возле потока, чьи корни находят воду. То дерево не боится засухи, а его листья всегда зелены, его не беспокоит, если целый год нет дождей, оно всегда плодоносит.
9 Ничто не способно скрыть зло искуснее человеческого разума. Порою испорчен он, и до конца его никто не понимает.
10 Но Я, Господь, способен заглянуть в сердца людей и разум испытать, чтобы решить, чего они достойны, и по заслугам воздать любому.
11 Иногда случается, что одна птица высиживает яйца другой птицы. Кто ради денег обманывает, тот ведёт себя подобно этой птице, но не прожив и половины жизни, он потеряет все деньги, и в конце своих дней всем станет очевидна его глупость».
12 Наш храм с самого начала был троном Божьей славы, самым святым местом.
13 Господь, Ты — надежда Израиля, поток живительных вод, и кто от Тебя отступится, тот долго не проживёт.
14 Господи, если Ты меня исцелишь, я исцелюсь воистину; спаси меня, Господи, и воистину я буду спасён! Господи, восхваляю Тебя!
15 Продолжает меня спрашивать народ Иудеи:
«Иеремия, где Господние вести? Дай нам своими глазами увидеть, что слова Его сбылись».
16 Я не бежал от Тебя, Господи, всегда за Тобою следовал, стал пастухом, как Ты того хотел, я не желал, чтоб страшный день пришёл. Господи, Ты же знаешь всё, что я говорил, Ты видишь всё, что творится.
17 Не дай мне устрашиться Тебя, Господи, ведь в несчастье Ты мне надежда.
18 Мне люди причиняют боль, но заставь их, Господь, устыдиться, меня не разочаруй. Пусть они испугаются, но мне не дай страх испытать; пошли на врагов несчастья и сокруши их снова и снова.
19 Господь мне сказал:
«Пойди и встань у Народных ворот Иерусалима, где находится вход и выход для царей. Передай Мою весть людям, а после этого иди к другим воротам Иерусалима и повтори эту весть.
20 Скажи им так: „Слушайте весть Господа, слушайте, цари Иудеи, слушайте, все люди Иудеи и все, кто входят в Иерусалим через эти ворота, слушайте все меня!
21 Господь говорит вам: „Запомните, не носите ношу в субботний день через ворота Иерусалима.
22 И не выносите ношу из своих домов в субботний день, не делайте никакой работы в этот день. Вы должны сделать этот день святым, как Я повелел вашим предкам.
23 Однако ваши предки Мне не подчинились и не обращали внимания на Меня, они были упрямы, и поэтому Я наказал их, но они всё равно не приняли Моих наставлений.
24 Вы должны неукоснительно подчиняться Мне, — сказал Господь, — вы не должны проносить ношу через ворота Иерусалима по субботам. Вы должны сделать этот день святым и не совершать никакой работы в этот день.
25 Если вы подчинитесь этому повелению, то цари, сидящие на троне Давида, проедут через ворота Иерусалима на колесницах и на конях, а правители Иудеи будут с ними, и город Иерусалим будет вечен.
26 Изо всех городов Иудеи и из маленьких деревень придут в Иерусалим люди: из семьи Вениамина, из западных предгорий, со всех холмов, из Негева, и все они принесут различные дары, жертвы всесожжения, зерно, благовонное курение и приношения благодарности в храм Господний.
27 Но если вы не послушаете Меня и Мне не подчинитесь, если внесёте ношу в Иерусалим в субботу, не соблюдая святого дня, то Я разожгу в воротах Иерусалима негасимый огонь, который будет гореть, пока не сожжёт все дворцы Иерусалима”».

Комментарии МакДональда

17:1−11 Идолопоклонство Иуды словно высечено железным резцом — так глубоко в нем погряз народ. За это он отравится в плен. Под горой Господней подразумевается Иерусалим. Надежда на человека приносит проклятье; а надежда на Господа — благословение. Бог знает, что лукаво сердце человеческое. Он накажет приобретающего богатство неправдой; таковой — как куропатка, которая садится на яйца, которых не снесла, и смотрит, как птенцы ее покидают.

(17:1−11) «Куропатка» упоминается здесь в связи с народным верованием, что эта птица высиживает чужие яйца (Harrison, Jeremiah, 107). Впрочем, в сноске на той же самой странице Харрисон упоминает, что это слово «могло также означать разновидность глухаря».

Стих 9 непопулярен, но в нем говорится об истинном состоянии человеческого сердца. Р. Харрисон приводит такой комментарий к слову «лукаво» (КИ) или «тяжело больное» (некоторые другие переводы):

«Без Божьей благодати невозрожденная человеческая природа находится в отчаянном положении. Стих 9 описывает ее, как тяжело больную (в переводе ИСВ «безнадежно испорченная», а в переводе НАБ «безнадежно больная»). Сравните это место с Иер 15:18 и Иер 30:12, где встречается слово «неисцельна». Каждое поколение нуждается в благодати Божьей — в том, чтобы Дух Святой произвел внутреннее перерождение (ср. Ин 3:5 и далее с Тит 3:5)». Для тех, кому такой диагноз их духовного состояния покажется слишком суровым, приведем пространную, но очень полезную цитату Меттью Генри:

«В наших сердцах таится такое зло, о котором мы не догадываемся и даже не подозреваем, что оно там есть. Поистине, среди сынов человеческих очень широко распространено ошибочное мнение, что сердца людей (по крайней мере, их собственное) намного лучше, чем они есть на самом деле. Однако сердце человека (или его совесть) в своем падшем, порочном состоянии лукаво более всего. Оно коварное и лживое; ему присуще достигать своего обманным путем (в этом проявляется его лукавство) — именно по этой причине Иаков получил имя «обманщик». Лукавое человеческое сердце называет зло добром и добро злом, представляет вещи в ложном свете и кричит о мире тем, кто этого мира лишен. Когда человек говорит в сердце своем (то есть, прислушивается к тому, что нашептывает сердце), что Бога нет, или что Он ничего не видит или ничего не требует, что их покой и мир ничто не нарушит, даже если они будут упорствовать в грехе — во всем этом, как и в тысяче других обманчивых идеях, сердце проявляет свое лукавство. Оно улавливает человека в гибельную ловушку; и то, что люди сами себя обманывают и губят, только ухудшает положение.

Таким образом, сердце лукаво сверх всякой меры — в нем смерть и безысходность. В самом деле, это ужасно, когда совесть, которая должна исправлять недостатки человека, следить за его поступками, мыслями и чувствами — сама порождает грехи и играет главную роль в самообмане. Что же станет с человеком, если его совесть — этот светильник, который Бог поместил в его сердце — на самом деле есть тьма? Что станет с ним, если совесть, которая должна говорить в его душе от имени Бога, предает Его? Поистине, сердце человека настолько обманчиво, что резонно спросить: «Кто узнает его»? Можно ли найти слова, чтобы описать глубину его развращенности»?

17:12−18 Иеремия радуется, что место освящения Иуды — престол славы Божией. Затем пророк говорит, что глупо доверять кому-либо еще, кроме Бога; он обращается в молитве к «Надежде Израилевой» от имени народа, прося об исцелении и избавлении. Народ же спрашивает с иронией, где обещанный суд Божий. Иеремия в свою очередь, напоминает Господу, что не спешил быть пастырем у Него и не желал бедственного дня — т.е. разрушения Иерусалима; он только провозглашал то, что повелел ему Господь. Иеремия просит, чтобы Бог заступился за него и наказал насмешников над словом Божьим.

Е. Проповедь о субботе (17:19−27)

В этих стихах Иеремия увещевает в воротах сынов народа, царей иудейских, и во всех воротах иерусалимских — святить день субботний. Он обещает, что если народ послушается, династия Давида и храмовое богослужение никогда не прекратятся. Если же не послушаются, их ждет наказание (разрушение Иерусалима).

Ирвинг Дженсен объясняет, почему так важно было соблюдать в Израиле субботу:

«Настоящий показатель наших взаимоотношений с Богом — это то, насколько мы послушны Его Слову. Помимо прочих законов, Израилю была дана заповедь о соблюдении субботы — день, когда запрещалось работать (Иер 17:21−22). Постоянное давление материализма на людей (в том числе и Божьих детей) затрудняло выполнение этой заповеди, которая по этой причине стала прекрасным способом выявить подлинные приоритеты сердца: что для меня важнее — вечное или преходящее? Итак, действительно ли для евреев так важно было соблюдать субботу? Символические деяния Иеремии и его ясные, недвусмысленные слова не оставляют места для сомнения». Схожие принципы применимы и к воскресенью, которое стало для христиан Божьим днем. Это время следует посвятить для духовного и физического отдыха, поклонения Господу и воспоминания о той победе, которую Он одержал над смертью в первый день недели.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.