Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Горе пастухам Иудеи, которые губят овец и заставляют их бегать от пастбища к пастбищу, — говорит Господь, —
2 эти пастухи отвечают за овец Моих, и Господь, Бог Израиля, говорит пастухам: „Вы заставили овец Моих разбежаться, вы не заботились о них. Но Я позабочусь о том, чтобы вы были наказаны за все ваши злые дела”».
Так говорит Господь:
3 «Я послал овец Моих в другие земли, но Я соберу обратно тех, кто остался в живых, и приведу их на пастбище. Когда они вернутся, у них будет много детей, и разрастётся стадо.
4 Я дам им новых пастухов, которые будут заботиться о них, чтобы овцы Мои не терялись и не боялись».
Так говорит Господь. Праведная „Отрасль”
5 Вот весть от Господа:
«Настанет время, когда Я выращу праведную „Отрасль” из семьи Давида. Этот царь будет править мудро и восстановит справедливость.
6 Во времена правления той праведной „Отрасли” спасётся Иуда, и будет в безопасности Израиль. Имя этого царя — „Господь — Победа Наша”.
7 Так что приходит время, — говорит Господь, — когда люди уже не будут произносить старую клятву: „Так же верно, как и то, что жив Господь, выведший народ Израиля из Египта…”,
8 а скажут по-новому: „Так же верно, как и то, что жив Господь, Единственный, Который вывел людей Израиля из северной земли, куда Он их отправил”. И тогда народ Израиля будет жить на своей земле».
9 Вот весть пророкам:
«Сердце моё разбито, кости ноют, я, Иеремия, пьян от святых слов Господних,
10 потому что земля Иудеи полна прелюбодеяний, люди неверны во всём. Поэтому Господь проклял землю, и она истощилась. Трава на пастбищах высохла, в пустыни поля превратились, а пророки стремятся к злу, силу и власть свою подчинив греху.
11 Пророки и священники исполнены зла; Я видел их злодеяния в храме Моём».
Так говорит Господь.
12 «Я перестану посылать им вести, и будут они ходить как в темноте по скользкой дороге и будут падать. Я им пошлю несчастья, Я накажу пророков и священников», — говорит Господь.
13 «Я видел пророков Самарии, вещавших от имени Ваала, которые от Меня уводили израильский народ.
14 Пророки Иудеи грешат в Иерусалиме, они прелюбодействуют, их жизнь погрязла во лжи. Они поддерживают злых пророков, и нет конца их грешным делам. Они словно жители Содома и Гоморры».
15 Вот что Господь говорит о тех пророках:
«Я принесу страдания им: Я заставлю их есть отравленную пищу и пить отравленную воду. Наказание постигнет их, потому что от них пришла в Иерусалим духовная болезнь».
16 Господь Всемогущий говорит:
«Не обращайте внимания на речи этих пророков, потому что они обманывают вас, ублажая вас видениями своего ума, а не от Господа вестями.
17 Есть люди, которые Господние вести ненавидят, и потому пророки другие вести сообщают им. Они им говорят: „Мир будет с вами”. Некоторые люди очень упрямы, они делают только то, что хотят, и поэтому пророки говорят, что с ними ничего плохого не случится.
18 Но ни один из этих пророков не стоял на небесном совете, не видел и не слышал Господа, и не внимал Его словам.
19 Но наказание Господа на них как гроза налетит. Словно смерч будет гнев Господа, он головы их сокрушит.
20 Гнев Господа не прекратится до тех пор, пока Он не совершит всё, что задумал. Когда этот день завершится, ты всё отчётливо поймёшь.
21 Не Я посылал тех пророков, сами они прибежали, пророчествуя от имени Моего.
22 Если бы они находились в Моём небесном совете, то несли бы Мои вести для Иудеи. Тогда бы они отвратили людей от грешного пути и от совершения зла».
23 Так говорит Господь:
«Я — Господь, Я всегда рядом, Я повсюду.
24 Если человек попытается скрыться от Меня, то не составит Мне труда его найти, поскольку Я повсюду: и на небе, и на земле».
Так сказал Господь:
25 «Есть пророки, которые именем Моим проповедуют ложь. Они говорят: „Я видел сон такой!” Я слышал, как они так говорили.
26 Долго ли будут эти пророки сами лгать и учить людей этой лжи?
27 Эти пророки стараются, чтобы народ Иудеи забыл Моё имя, они рассказывают друг другу лживые сны, чтобы люди Мои забыли Меня так же, как их предки забыли, поклоняясь Ваалу.
28 Солома — это не пшеница, так и эти сны пришли не от Меня. Если человек хочет рассказать свой сон, пусть рассказывает. Но позвольте тому, кто слышит Мою весть, честно передать её».
29 «Весть Моя словно огонь, — говорит Господь, — она словно молот, дробящий камни.
30 Я против лжепророков, — говорит Господь, — они крадут Мои слова один у другого».
31 «Я против лжепророков, — говорит Господь, — они вещают от себя и делают вид, что это Моя весть».
32 «Я против лжепророков, которые проповедуют свои сны, — говорит Господь, — они уводят людей от Меня своей ложью и лживыми поучениями. Я не посылал этих пророков, Я не повелевал им делать что-либо для Меня. Они ничем не могут помочь народу Иудеи».
Так говорит Господь.
33 Так сказал Господь:
«Народ Иудеи, пророк или священник могут спросить: „Иеремия, что возвестил Господь?” Ты ответишь им так: „Вы — тяжкое бремя для Него, и Я это бремя сброшу”.
34 Если пророк, священник или кто-либо из людей скажет: „Вот весть от Господа”, то этот человек лжёт, поэтому Я накажу его и всю его семью.
35 Вот о чём вы спросите друг друга: „Что Господь ответил?” или: „Что Господь сказал?”
36 Но слов „весть Господняя” никогда не произноси, потому что весть от Господа не должна быть тяжёлым бременем ни для кого, но ты изменил слова нашего Бога, Бога живого, Господа Всемогущего.
37 Если хочешь узнать весть Господа, то спроси у пророка: „Что ответил тебе Господь?” или „Что сказал Господь?”
38 Но не говори: „Бремя Господнее”, иначе Господь тебе скажет: „Ты не должен весть Мою называть тяжелым бременем Господа”. Я не велел тебе говорить такие слова.
39 Но если ты Мою весть называешь тяжким бременем, то Я подниму тебя как тяжкое бремя и от Себя отброшу. Я дал твоим предкам Иерусалим, но Я отвергну от Себя этот город.
40 Я навеки тебя опозорю, и ты никогда не забудешь своего стыда».

Комментарии МакДональда

Ж. Пророчество о Праведном Царе (23:1−8)

Правители (пастыри) подлежат осуждению, потому что не заботились о народе Божьем. Но Господь соберет остаток избранного народа и даст им верных пастырей. Бог восставит Отрасль праведную — т.е. пошлет Мессию, Который станет их Царем. По этому поводу Келли высказывает нам, христианам, предупреждение — не слишком популярное, но необходимое:

«Очевидно, что это пророчество относится к Мессии — Господу Иисусу. Но этот Мессия, Господь Иисус, в первую очередь имеет отношение к Израилю, а не к нам. Важно об этом не забывать. И в этом нет ничего страшного. Многим кажется, что если не применить эти пророчества к христианам и церкви, мы что-то потеряем. Но честность всегда предпочтительней. Если вы отняли что-то у ближнего, то в итоге потеряете намного больше, чем он. Нет сомнения, что он потерпит какие-то убытки, но его незначительные потери не сравнятся с огромными вашими. Если этот принцип справедлив в делах земных, тем более он применим в духовной сфере. Вы не можете «забрать» у Израиля даже части предназначенных ему благословений, не ограбив себя безмерно в духовном смысле». В стихе 5 Мессия называется Отраслью (или Сыном) Давида. В Зах 3:8 мы читаем: «Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ». Далее у Захарии встречаются такие слова: «Вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ» (6:12). Исаия также пророчествует об «отрасли Господа» (Ис 4:2). Эти тексты согласуются с четырьмя аспектами служения Иисуса, которые мы видим в Евангелиях: Царь, Слуга, Сын Человеческий и Сын Божий.

«Господь — оправдание наше», или «Иегова-Цидкену» (ст. 6) — одно из семи составных имен Иеговы.

(23:1−8) Другие составные имена: Иегова-Ире (Господь усмотрит — Быт 22:13−14), Иегова-Рофека (Господь-целитель твой — Исх 15:26), Иегова-Нисси (Господь знамя мое — Исх 17:8−15), Иегова-Шалом (Господь есть мир — Суд 6:24), Иегова-Рои (Господь пастырь мой — Пс 22:1) и Иегова-Шамма (ГОСПОДЬ ТАМ — Иез 48:35).

М'Чейни написал замечательный гимн, в основу которого положен его опыт все большего и большего познания ценности этого Божьего титула:

Иегова Цидкену

Господь — оправдание наше

Чужим был для Бога когда-то, не мог я постичь благодать,
Грехов бремя не тяготило, не видел беды никакой;
Хотя о Христе и пытались с восторгом друзья рассказать,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Я часто читал с увлеченьем, покоя ища, развлеченья,
Исаии бурные стопы иль слог Иоанна простой;
Но даже когда возвещали про крестную смерть, про спасенье,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Как дщери Сиона когда-то ручьи горьких слез проливали,
Так плакал и я, размышляя о том, как страдает Святой;
Не знал я тогда, что за грех мой Иисуса Христа распинали,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Когда благодать пробудила меня светом свыше однажды,
Закон вселил страх в мое сердце, от ужаса смерти дрожал;
В себе не нашел я ответа, мне стало тоскливо и страшно,
Один Иегова-Цидкену спасенье тогда даровал.
Развеяло ужас бесследно прекрасное имя «Иисус»,
Рассеялся страх мой, и смелость почувствовал вместо него;
Теперь из источника жизни напиться уже не боюсь,
О, мой Иегова-Цидкену! — роднее, дороже всего.
О, мой Иегова-Цидкену! — сокровище, слава моя,
О, мой Иегова-Цидкену! — в Тебе не погибну навеки;
В воде иль на суше — где б ни был — с победою шествую я,
Мой щит и броня среди битвы — Господь всемогущий, Бог крепкий.
И даже когда я однажды долиной пойду смертной тени,
Дыхание слабое Слово святое Твое укрепит;
Когда от земной суеты уйти и мое придет время,
К Тебе, Иегова-Цидкену, хвалебная песнь полетит.
Роберт Мюррей М'Чейни.

Наступит время, когда люди будут говорить о Боге, Который привел Свой народ на родину — и будут жить на земле своей.

З. Пророчество против лжепророков (23:9−40)

23:9−22 Оставшаяся часть главы 23 посвящена грозному обличению лжепророков, как в Израиле, так и в Иерусалиме. Иудейские лжепророки по-прежнему обещали мир; но если бы действительно прислушались к Слову Бога, то поняли бы, что Его суд нельзя ни отменить, ни остановить, пока не будут достигнуты Им установленные цели. Они говорили от себя — Бог им ничего не поручал.

23:23−29 Вездесущий и всемогущий Бог разоблачает ложь пророков, которые просто пересказывают свои сны, склоняя народ к идолопоклонству. Их сны — мякина в сравнении со Словом Божьим, которое есть чистое зерно, а также подобно огню и молоту.

23:30−32 Господь выступает против пророков, говорящих ложь. Ейтс удачно описывает этих лжепророков.

«Это были профессиональные оракулы, которые утверждали, что говорят от имени Бога, но на самом деле из их уст выходили ложь и обман. Иеремия бросает им в лицо три обвинения: они развращенны, не знают Бога, и им нечего сказать народу от Его имени; они безответственно относятся к своим священным обязанностям и своими грехами снижают моральные нормы; они практически не понимают святой природы Бога, в результате чего ошибочно полагают (и так проповедуют), что Он никогда не отступит от Израиля». Таких лжепророков и сейчас немало среди нас.

23:33−40 Судя по всему, народ насмехался над Иеремией, спрашивая: «Какое бремя от Господа»? Пророк должен был отвечать, что бремя — это они сами, и что Господь вскоре отвергнет их от лица Своего. Бог запретил им использовать слово «бремя» (пророчество) в шутку. Тех, кто ослушается, ждет суровое наказание.

(23:33−40) Это еврейское слово (массаух) может означать или «бремя», или «пророчество». По мнению Райри, это слово «часто использовалось для обозначения серьезного, пророческого слова» (см. Наум 1:1, Авв 1:1). The Ryrie Study Bible, New King James Version, 1182.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.