«Придёт время, и буду Я Богом всех родов Израиля, а они будут Моим народом.
«Любовью вечной люблю людей, поэтому Я вам доброту явил.
«Из Рамы слышен голос, оттуда раздаётся громкий плач. Там неутешная Рахиль детей оплакивает своих умерших. И утешения она не хочет, потому что дети её мертвы».
«Уйми свой плач, не наполняй глаза свои слезами, за всё ты будешь вознаграждена».
Так говорит Господь:
«Придёт обратно народ Израиля из вражеских земель.
«На собственную землю вернутся сыновья твои».
«Господь, воистину меня Ты наказал, Ты преподал урок мне, ведь был я словно телёнок неукрощённый. Умоляю, наказание Своё останови, и я вернусь к Тебе. Воистину, Господь, Ты — Бог мой!
«Ефрем — Мой сын, и Я его люблю. Да, Я его наказывал, но помнил о нём всегда. Любовь Моя сильна, поэтому Я хочу его утешить».
Так говорит Господь:
«Я снова сделаю добро народу Иудеи, Я приведу обратно тех, кто был в плену. Настанет время, когда люди Иудеи во всех городах скажут: „Да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!”
«Приходит время, когда Я заключу новое соглашение с семьёй Израиля и с семьёй Иудеи.
Так говорит Господь:
«Я прощу им всё плохое, что они совершили; Я забуду об их грехах».
«Я никогда не отвергну потомков Израиля. Это было бы возможно, только если бы люди сумели измерить небо и изведать все секреты земных глубин. Только тогда отказался бы Я от потомков Израиля за все их грехи».
Так говорит Господь.
Б. Восстановление Израиля (31:1−30)
31:1−20 Не скупясь на нежные слова, Господь обещает восстановить Израиль (северные племена). Народ вернется из рассеяния, из всех уголков земли; Господь изменит печаль их на радость. Выражение «Рахиль плачет о детях своих» образно передает скорбь тех, кто видел, как пленников уводят в Вавилон. Но плач прекратится, когда Израиль раскается и Бог помилует его. Евангелист Матфей приводит стих 15 в связи с избиением младенцев, которое учинил Ирод (Мф 2:18). Келли комментирует это так:
«Примечательно то, что Святой Дух использует для описания этого события только те слова, которые выражают скорбь, а не радость. Их применение действительно соответствует тому, как впоследствии исполнилось пророчество. Горечь и скорбь присутствовали даже в том месте, где родился царь. Нестерпимые муки терзали людей там, где должна быть величайшая радость. Весь Израиль должен бы возрадоваться о рождении Мессии, и так бы оно и произошло, если бы он верил Богу, Его обещаниям. Но веры не было. И это еще не все. Так как народ пребывал в грубом неверии, не удивительно, что на израильском троне воссел узурпатор-идумеянин. Как результат — насилие и обман правили страной, поэтому Рахиль и плакала о детях своих и была безутешна, ибо нет их. Вот почему Святой Дух использовал только первую часть пророчества, и на этом остановился».
31:21−22 Раскаявшаяся дева Израилева вернется по дороге, отмеченной путевыми знаками и столбами. Ее неверность останется в прошлом, потому что Господь сотворит нечто новое — жена спасет мужа. Под женой здесь следует понимать Израиль, а под мужем — Иегову. «Это предсказание, — пишет Вильямс, — означает, что дева Израилева перестанет «скитаться» от идола к идолу и обратится, наконец, к Эммануилу, прилепится к Нему».
Келли, благочестивый ученый, ортодоксальность которого не вызывает сомнений, объясняет почему общепринятое толкование стиха 22б не подходит по смыслу:
«Среди Отцов Церкви и других богословов было распространено мнение, что этот отрывок говорит о рождении Христа от Девы Марии, но на самом деле в этом пророчестве нет даже намека на это. Жена, нашедшая своего мужа, не имеет никакого отношения к Деве, родившей Сына. «Найти мужа» и «родить ребенка» — не одно и тоже».
31:23−30 Иуда вернется в свою землю, и все города его будут отстроены. На этом завершился сон Иеремии — он был приятен ему; приятно было видеть вновь заселенные земли Иудеи и Израиля. Затем Господь утверждает, что каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, а не за грехи отцов.
В. Откровение о Новом Завете (31:31−40)
Наступят дни, когда Бог заключит с домом Израилевым и домом Иуды новый завет, который будет основан на благодати, а не законе. Людям будет дана новая природа, и все познают Господа (см. Евр 8:8−13; Евр 10:15−17).
Этот завет Бог в первую очередь заключил с Израилем и Иудой (ст. 31). В отличие от Моисеева закона, он является безусловным, так как больше подчеркивает не то, что должен сделать человек, а что Бог для него сделал (обратите внимание на глаголы «вложу», «напишу» и «буду» в стихах 33−34). Иисус — Посредник Нового Завета, так как в Нем гарантия всех благословений этого завета (Евр 9:15), и в Его крови этот завет был скреплен (Лк 22:20). Для Израиля, как нации, Новый Завет войдет в силу не раньше Второго Пришествия. Но и в наше время каждый верующий еврей может получить некоторые его благословения — например, способность быть послушным Богу на основе благодати, а не закона; радость оттого, что Господь есть их Бог, а они — его народ; что не вспомнит более их грехов и беззаконий. Но вся нация познает Бога (ст. 34а) только во время Тысячелетнего Царства.
Тем, кто стремится стереть Израиль с лица земли, стоит внимательно изучить стихи 35, 36. Израиль только тогда перестанет быть народом Божьим, когда (если это конечно возможно) перестанут действовать уставы солнца, луны, звезд и моря. В будущем Иерусалим будет восстановлен, и те земли, которые сейчас нечисты, назовут «святынею Господа».