«Я против тебя, Тир, и Я приведу против тебя многие народы. Они будут захлёстывать тебя снова и снова словно волны, накатывающиеся на берег».
«Вражеские солдаты разрушат стены Тира и его башни. Я смету его плодоносящую землю и сделаю её голым камнем.
Господь Всемогущий сказал:
«Тир будет добычей, которую захватывают солдаты во время войны.
«Я приведу врага против Тира с севера, этим врагом будет Навуходоносор, великий царь Вавилона. Он придёт с большой армией, колесницами, всадниками и солдатами, которые соберутся из разных народов.
Так говорит Господь.
«Страны средиземноморского побережья содрогнутся от грохота твоего падения. Это произойдёт в то время, когда народ будет страдать и многие погибнут.
«Тир, состаришься ты, и никто больше не будет жить в твоей земле. Я сделаю так, что море затопит тебя, великое море покроет тебя.
Так сказал Господь Бог.
Д. Пророчество против Тира (26:1 — 28:19)
1. Разрушение Тира (Гл. 26)
26:1−2 Пятый объект Божьего суда — портовый город Тир. О его наказании говорится в пространном отрывке с 26:1 по 28:19. Этот крупнейший торговый центр радовался, узнав о падении своего соперника, Иерусалима, полагая, что теперь ему достанется вся торговля! Иерусалим контролировал все внутренние торговые пути, и его разрушение означало, что можно будет свободно торговать с Египтом и другими южными странами.
26:3−11 Чтобы покарать этот город-государство, Бог поднимет многие народы. Предсказания стихов 4−6 исполнились буквально. Сперва Навуходоносор, царь Вавилонский, царь царей напал на Тир с севера (ст. 7−11). Осада длилась чрезвычайно долго — примерно с 587 по 574 гг. до Р. Х. Файнберг красочно описывает тот тип осады, которому подвергся этот знаменитый город:
(26:3−11) Навуходоносор заслужил этот титул, подчинив себе многих других царей.
Характерными особенностями укреплений были башни, ров и стена с зубцами или рядом щитов, защищающих город от летящих извне метательных снарядов. Бреши в стенах пробивали с помощью специальных приспособлений, называемых таранами. «Топоры» (ст. 9) — поэтический термин, означающий все виды используемого на войне оружия. Есть мнение, что первая часть стиха 10 — гипербола, но сказанное в нем не выходит за рамки буквального значения. Так как вражеская кавалерия была многочисленна, город действительно мог покрыться пылью, когда она ворвалась в него. Также и стены могли сотрясаться от стука копыт и грохота колесниц. Каждая улица захватывалась и вполне естественно, что люди гибли от меча. «Памятники могущества» — это, по-видимому, обелиски в храме Геракла, о которых упоминает историк Геродот. Один из них был золотым, а другой изумрудным (ночью он ярко светился) — оба были посвящены Мелкарте, богу Тира (см. 3Цар 7:15). Естественно, захватчики снесли эти впечатляющие памятники былой славы.
26:12−14 Но жители города бежали со своим имуществом на ближайший остров, также носивший имя Тир, где и прожили в безопасности 250 лет. Затем в 332 г. (до Р.Х.) Александр Македонский (вернее его воины) насыпал дамбу, разбирая остатки старого города и сбрасывая мусор в море — об этом как раз и повествуется в данном отрывке. Примерно сто лет назад один путешественник так описывал руины Тира (их вид в точности соответствует предсказанию):
Остров как таковой имеет длину не больше мили. Та часть, которая простирается на юг от перешейка, имеет ширину приблизительно метров 400. Она каменистая и неровная, там живут только рыбаки — «место для расстилания сетей».
26:15−21 Новость о падении Тира приведет другие народы в оцепенение. Красота, которой они так восхищались, исчезнет навсегда. Но Бог явит вечную славу на земле живых — часть этой славы принадлежит нам, как подданным Его царства.
Тир так и не был восстановлен, что подтверждает исполнение стиха 21. В своей книге «Говорит Наука» Питер Стоунер утверждает, что вероятность такого точного во всех подробностях исполнения пророчеств о Тире составляет один к четыремстам миллионам.