Даниил 9 глава

Книга пророка Даниила
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Дарий, сын Ассуира из мидийского рода, стал царём над Вавилонским царством.
2 В первый год правления царя Дария я, Даниил, читал Писания. Из книги Иеремии я узнал, что Иерусалим будет оставаться в руинах на протяжении семидесяти лет.
3 Тогда я обратился к Богу, Господину моему. Я молился Ему и просил у Него помощи. Чтобы показать мою печаль, я постился, надев на себя одежду печали и посыпая голову пеплом.
4 Я молился Господу, Богу моему, и покаялся Ему в своих грехах. Я сказал:
«Господь, Ты великий и внушающий благоговение Бог. Ты хранишь соглашение любви и доброты с теми, кто любит Тебя. Ты остаёшься верным тем, кто соблюдает Твои повеления.
5 Но, Господь, мы грешили, поступали беззаконно, обратились против Тебя и отвернулись от Твоих заповедей и благочестивых повелений.
6 Мы не слушали пророков, слуг Твоих. Они говорили от Твоего имени с нашими царями, вождями, отцами и со всем народом Израиля, но мы не слушали этих пророков!
7 Господь, Тебе принадлежат доброта и правда, а нам принадлежит позор даже сейчас! Он принадлежит народу Иудеи и Иерусалима, всему народу Израиля, тем, кто близко, и тем, кто далеко. Господи, Ты рассеял этих людей по многим странам, и народ Израиля, живя во всех этих землях, должен испытывать стыд за всё то зло, которое он совершил против Тебя, Господь.
8 Всем нашим царям и вождям, а также всем нам следует стыдиться. Нашим предкам тоже следует стыдиться, потому что они отступили от Тебя, Господь.
9 Но Ты, Господи, милосерден, Ты прощаешь людей за грехи, а ведь мы восстали против Тебя.
10 Мы не слушались Господа, Бога нашего. Господь послал к нам Своих слуг, пророков, и дал нам заповеди, но мы не подчинились этим законам.
11 Никто из народа Израиля не слушал Тебя и не подчинился учению Твоему; все отвернулись от Тебя. Мы согрешили, и поэтому все проклятия и обещания, записанные в Законе Моисея, слуги Божьего, в наказание за непослушание Закону, Ты исполнил против нас.
12 Бог сказал, что всё это случится с нами и нашими вождями, и Он исполнил слова Свои. Он навёл на нас ужасное бедствие, и ни один город не пострадал так, как Иерусалим.
13 Все бедствия случились с нами так, как написано в Законе Моисея, но мы всё равно не попросили помощи у Господа! Мы не переставали грешить и не обращали внимания на истину Твою, Господь.
14 Господь навёл на нас бедствия и сделал это потому, что Он справедлив в деяниях Своих, но мы всё равно не слушали Его.
15 Господь, Бог наш, Ты силой Своей вывел Свой народ из Египта и прославил имя Своё. Мы же оставались нечестивыми и грешили против Тебя.
16 Из-за наших грехов и грехов наших предков народы, живущие вокруг нашей земли, оскорбляют и высмеивают Твой народ и Твой город. Господи, Ты совершил так много добрых дел для нас, поэтому перестань гневаться на Иерусалим и Твою Святую гору.
17 А теперь, Господи, послушай молитву Твоего слуги. Внемли моей мольбе о милости. Ради имени Твоего, Господь мой, будь добр к Твоему разрушенному святилищу.
18 Боже мой, услышь меня! Открой глаза и посмотри на все те ужасы, которые случились с нами! Посмотри, что случилось с городом, который назван именем Твоим! Я не говорю, что мы хорошие люди, не потому я прошу обо всём этом. Я молю Тебя, потому что знаю о Твоей доброте.
19 Господи, послушай меня! Прости нас! Господи, посмотри и сделай что-нибудь, не медли! Сделай это сейчас же, сделай ради Себя! Бог мой, сделай что-нибудь сейчас для Своего города и Своего народа, названных именем Твоим».
20 Я молился Богу и каялся в своих грехах и в грехах моего народа, Израиля. Я молился перед Господом, Богом нашим, о Его Святой горе.
21 И когда я ещё молился, ко мне приблизился Гавриил, которого я видел прежде в видении. Гавриил быстро подлетел ко мне и коснулся меня. Это произошло во время вечернего жертвоприношения.
22 Он помог мне понять то, что я хотел знать. Гавриил сказал:
«Даниил, я пришёл, чтобы дать тебе мудрость и помочь тебе обрести понимание.
23 Когда ты начал свою молитву, было дано повеление, и я пришёл, чтобы возвестить его тебе. Бог очень любит тебя! Ты поймёшь это повеление и познаешь суть этого видения.
24 Даниил, Бог отвёл семьдесят недель для твоего народа и твоего святого города. Эти семьдесят недель даны Твоему народу и святому городу, чтобы остановить преступления, прекратить грехи, очиститься от вины, научиться вечной добродетели, исполнить видения пророков и посвятить Богу Святая святых.
25 Даниил, учись и набирайся понимания! Семь недель пройдут с того времени, когда будет повеление вернуться и снова построить Иерусалим до времён пришествия избранного царя. В течение шестидесяти двух недель народ вернётся, и Иерусалим будет снова отстроен. Они вновь построят открытые площади для собраний и выкопают рвы для защиты города, но многочисленные бедствия будут по-прежнему преследовать Иерусалим.
26 По истечении шестидесяти двух недель избранный царь будет убит, и его больше не будет. После этого народ будущего вождя разрушит город и святилище. Этот конец придёт как всепоглощающее наводнение. Война будет продолжаться до тех пор, пока город не будет полностью разрушен. Бог повелел, чтобы всё было уничтожено.
27 Затем будущий правитель заключит соглашение со многими народами, которое продлится одну неделю. В середине недели он прекратит ежедневные приношения и жертвы. После этого появится разрушитель и совершит мерзкие и губительные поступки. Однако Бог повелел, чтобы разрушитель был полностью уничтожен».

Комментарии МакДональда

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

9:1−2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.

9:3−19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение «наши»), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о «семидесяти седминах», которое называют «костяком библейских пророчеств».

Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его «интересы» (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).

9:20−23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он — муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых «семидесяти седминах», где каждая «седмина» — это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.

(9:20−23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как «неделя», но буквально оно означает «семерка».

9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины — семилетия. Семьдесят семилетий — 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и — после большого промежутка времени — последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:

...чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи — это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.

... и заглажены беззакония — основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.

... и чтобы приведена была правда вечная — здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда — в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.

... и запечатаны были видение и пророк — основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.

... и помазан был Святый святых — в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез 40−44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез 43:1−5).

9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима — имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем 2:1−8).

...до Христа Владыки — речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).

...семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) — шестьдесят девять седмин разделены на два периода.

Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.

9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.

Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге «Грядущий князь» подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание «пророческие годы», пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.

... и не будет — буквально эти слова переводятся «и не будет иметь ничего» . Это может означать, что Христос ничего не получит от народа Израиля, к которому пришел; или что после смерти не оставит видимого потомства (Ис 53:8); или же это общее замечание о Его крайней бедности — ничего не оставит, кроме Своей единственной одежды.

... а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет — речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ — это, конечно, римляне.

...город и святилище разрушены будут — римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.

... и конец его будет как от наводнения — город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф 24:1, 2) и также Даниила.

... и до конца войны будут опустошения — с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.

(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.

9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот «вставленный» между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк 4:18−19). Процитировав Ис 61:1−2а, Он остановился на словах «лето Господне благоприятное» (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии — дне «мщения Бога нашего» (Ис 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.

И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) — это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.

...а в половине седмины прекратится жертва и приношение — римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.

...и на крыле святилища будет мерзость запустения — из Мф 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово «крыло» означает крыло храма.

...и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя — антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Откр 19:20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.