Левит 13 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Господь сказал Моисею и Аарону:
2 «У человека может появиться на коже припухлость или лишай, или пятно. Если язвочка выглядит как язва проказы, то этого человека необходимо привести к священнику Аарону или к одному из его сыновей-священников.
3 Священник должен осмотреть язвочку на коже человека, и, если волосы на язвочке стали белыми и язва углубилась в кожу, значит это серьёзное кожное заболевание. Окончив осмотр, священник должен объявить этого человека нечистым.
4 Иногда на коже человека может появиться белое пятно, но если это пятно не углублено в кожу, то священник должен изолировать этого человека от других людей на семь дней.
5 На седьмой день священник снова должен осмотреть человека, и если он видит, что язва не изменилась и не распространилась по коже, то священник должен изолировать человека ещё на семь дней.
6 Спустя семь дней священник ещё раз должен снова осмотреть этого человека. Если язвочка сошла и не распространилась по коже, то священник должен объявить, что этот человек чист. Это — сыпь; пусть этот человек выстирает свои одежды и будет чист.
7 Если же сыпь начнёт распространяться по коже после того, как человек явился священнику для очищения, тогда этот человек должен снова прийти к священнику.
8 Осмотрев его и увидев, что сыпь распространилась по коже, священник должен объявить этого человека нечистым, так как это проказа.
9 Если у человека проказа, его надо привести к священнику.
10 Священник должен осмотреть этого человека, и если на коже появилась белая припухлость и волосы на ней побелели, а кожа на опухоли выглядит как живое мясо,
11 значит, это серьёзное кожное заболевание, которое остаётся на коже человека долгое время, и священник должен объявить такого человека нечистым. Священнику нет необходимости изолировать его от других людей на короткое время, потому что священник уже знает, что этот человек нечист.
12 Иногда кожное заболевание распространяется по всему телу человека и покрывает кожу больного с головы до ног. Тогда священник должен осмотреть всё тело человека.
13 Если священник видит, что кожное заболевание покрывает всё тело человека и вся кожа у него побелела, тогда священник должен объявить, что человек этот чист.
14 Но если кожа человека выглядит как живое мясо, то он нечист.
15 Когда же священник видит живое мясо, он должен объявить, что человек нечист, так как это проказа.
16 Если такая кожа изменится и побелеет, человек должен явиться к священнику.
17 Тот должен осмотреть человека, и если язва побелела, то священник должен объявить, что этот больной чист.
18 У человека мог появиться на коже нарыв, который потом зажил.
19 На месте нарыва может появиться припухлость белого цвета или белое пятно с красными прожилками. Человек должен показать такое пятно священнику.
20 Священник должен осмотреть его, и, если припухлость окажется углублённой в кожу и волосы на ней побелели, тогда священник должен объявить этого человека нечистым. Его нарыв — язва проказы.
21 Но, если, осмотрев пятно, священник не увидит на нём белых волосков и увидит, что пятно не углублено в кожу и притом побледнело, тогда священник должен изолировать больного на семь дней.
22 Если же пятно станет распространяться по коже, священник должен объявить, что человек нечист и что это инфекция.
23 Но, если яркое пятно остаётся на месте и не распространяется, значит это просто шрам от старого нарыва. Священник должен объявить, что человек чист.
24 У человека может быть ожог на коже. Если живое мясо становится белым или красноватым пятном,
25 священник должен осмотреть это пятно. Если оно окажется углублённым в кожу и волосы на этом пятне становятся белыми, значит это серьёзное кожное заболевание, которое началось с ожога. Священник должен объявить человека нечистым. Это — язва проказы.
26 Но, если священник, осмотрев пятно, не обнаружит на нём белых волос, а само пятно не углублено в кожу и его почти не видно, тогда священник должен изолировать больного на семь дней.
27 На седьмой день священник должен снова осмотреть человека. Если пятно распространилось по коже, то священник должен объявить, что этот человек нечист. Это — серьёзное кожное заболевание.
28 Но если яркое пятно не распространилось по коже, а побледнело, то это опухоль от ожога. Священник должен объявить человека чистым, так как это просто шрам от ожога.
29 Заражение кожи может начаться у человека на голове или на подбородке.
30 Священник должен осмотреть эту язву, и если она углублена в кожу и волосы вокруг неё тонкие и жёлтые, то священник должен объявить, что человек этот нечист. Это — серьёзное кожное заболевание.
31 Если язва не углублена в кожу и на ней нет тёмных волос, священник должен изолировать этого человека на семь дней.
32 На седьмой день священник должен осмотреть заражение, и если оно не распространилось, и на нём не растут жёлтые волоски, и язва не выглядит углублённой в кожу,
33 то этот человек должен побриться, но не брить больное место. Священник должен изолировать его ещё на семь дней.
34 На седьмой день священник должен осмотреть больное место, и если язвочка не распространилась и не углубилась в кожу, то священник должен объявить, что человек очистился. Он должен выстирать свою одежду и тогда будет чист.
35 Но, если болезнь на коже будет распространяться после его очищения,
36 тогда священник должен снова осмотреть больного. Если болезнь распространилась по коже, священнику не надо искать желтоватые волосы. Больной нечист.
37 Но, если священник думает, что болезнь прошла и на месте лишая растут чёрные волосы, значит человек чист. Священник должен объявить об этом.
38 Если у человека на коже появились белые пятна,
39 то священник должен их осмотреть, и, если пятна бледно-белые, значит это обыкновенная сыпь. Этот человек чист.
40 Если у человека на голове выпали волосы, то это облысение, он чист.
41 А если волосы выпали с висков, то это другой вид облысения, он чист.
42 Но, если на коже головы у человека появились белые и красноватые пятна, значит это кожное заболевание.
43 Священник должен осмотреть этого человека, и, если припухлость красноватая или белая и выглядит как проказа на других частях тела,
44 значит у этого человека заболевание проказы на коже головы и он нечист. Священник должен объявить, что этот человек нечист.
45 Если человек болен проказой, он должен предупреждать других людей. Этот человек должен кричать: „Нечист! Нечист!” Одежда на нём должна быть разорвана по швам, голова не покрыта, и он должен прикрывать себе рот.
46 Этот человек будет нечист всё время, пока на нём будет язва. Он нечист и должен жить отдельно, вне стана.
47 Может случиться, что на льняной, шерстяной, тканой или вязаной одежде появилась плесень.
48 Плесень может также быть на куске кожи или на каком-нибудь изделии из кожи.
49 Если плесень зеленоватая или красноватая, её следует показать священнику.
50 Священник должен осмотреть плесень и положить эту вещь отдельно на семь дней.
51 На седьмой день священник должен осмотреть плесень. Не имеет значения, на коже она или на изделии из кожи, не имеет также значения, тканая или вязаная эта материя и для чего употреблялась эта кожа. Если плесень распространилась, значит эта одежда или кожа нечисты.
52 Эта язва нечиста, и священник должен сжечь эту одежду или кожу.
53 Если же священник видит, что плесень не распространилась, тогда эту одежду или изделие из кожи необходимо выстирать. Не имеет значения, одежда ли это или изделие из кожи, тканая она или вязаная, — её необходимо выстирать.
54 Священник должен приказать людям выстирать эту одежду из кожи или материи, а затем должен изолировать эту одежду ещё на семь дней.
55 Спустя положенное время, священник должен осмотреть её снова. Если плесень не изменила своего вида, значит она нечиста. Не имеет значения, что плесень не распространилась, вы должны сжечь эту материю или кусок кожи.
56 Но, если священник увидит, что плесень на коже или материи побледнела, он должен оторвать заражённый кусок кожи или материи, тканой или вязаной.
57 Если же плесень снова покажется на материи или коже, значит плесень распространяется. Тогда эту одежду из ткани или кожи необходимо сжечь.
58 Но если плесень сойдёт после стирки, то эта вещь из кожи или материи чиста. Не имеет значения, тканая она или вязаная, эта одежда чиста».
59 Таковы правила о плесени на одежде из кожи или материи, тканой или вязаной.

Комментарии МакДональда

В. Выявление проказы (Гл. 13)

В главе 13 речь идет о проказе, а в главе 14 — об очищении от нее. Единства мнений в вопросе о том, что считалось проказой в библейские времена, не существует. Прокаженные в Библии обычно подвижны, не обезображены, и не опасны в тех случаях, когда проказа покрывала их полностью. Иногда они исцелялись.

Роль священника чем-то напоминала роль врача. Возможно, в этом содержится напоминание, что духовная и физическая стороны жизни тесно взаимосвязаны. Человек состоит из трех частей, и если поражена одна из трех составляющих, это влияет и на другие.

Читать главу 13 нелегко, так как в ней содержится медицинское описание болезней и объяснение, какие из них относятся к проказе. Описывается также «проказа» в доме и на одежде. Доктор Р. К. Харрисон, у которого есть медицинское образование и степень в гебраистике, отмечает, что «нет такого перевода, который охватывал бы все заболевания, отраженные в этом еврейском слове, но это слово, похоже, обладает достаточно широким диапазоном значений, чтобы включать в себя то заболевание, которое мы называем болезнью Хансена (Hansen's disease)».

Харрисон собирает воедино все известные факты, связанные с еврейским термином и его греческим переводом (от которого происходят такие английские слова как leprosy, leper, leprous). «Еврейское слово сараат происходит от корня, означающего «приобрести  кожное   заболевание», и имеет достаточно общее значение. В Ветхом Завете это слово обозначало плесень или плесенный грибок на одежде, выделение минералов на стене здания, и, вполне возможно, сухую гниль на ткани или другом похожем материале. В Септуагинте (древнегреческом варианте Ветхого Завета) это еврейское слово переводится греческим lepra, происхождение и смысл которого отличаются неопределенностью.   В греческой медицинской литературе этим словом описывалась болезнь, от которой слоилась и шелушилась кожа. У Геродота оно упоминается в связи с болезнью под названием leuke — кожное высыпание, которое, по-видимому, идентично греческому elephantiasis и имеет сходство с современной клинической   проказой (болезнью Хансена)».

13:1−3 В этом отрывке описаны действия священника, который осматривает человека, ища симптомы библейской проказы.

13:4−8 Далее описана процедура, которую необходимо провести, если есть подозрение на проказу. Пациента помещали в карантин на семь дней. И если язва за это время не распространялась, его держали в карантине еще семь дней. Затем, если заболевание не прогрессировало, священник объявлял, что человек чист. Если же лишай распространялся по коже после второй проверки, священник объявлял, что человек нечист.

13:9−11 При застарелой или хронической проказе священник объявлял прокаженного нечистым.

13:12−13 Но, как ни странно, если человек полностью белел от проказы, то болезнь больше не прогрессировала, и священник объявлял прокаженного чистым.

13:14−15 Когда на человеке появлялось живое мясо, священник объявлял его нечистым. Это была проказа.

13:16−17 Если при проказе живое мясо изменялось и обращалось в белое, снова объявлялось, что человек чист.

13:18−23 Далее описаны три диагноза, возможные в случае нарыва. Если у человека, пришедшего к священнику, нарыв окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник должен объявить его нечистым (ст. 18−20). Если язва распространялась по телу за время семидневного карантина, то это была проказа (ст. 21−22). Но если она не распространялась, человека объявляли чистым (ст. 23).

13:24−28 Описывается также случай развития проказы на ожоге. Если симптомы однозначно свидетельствовали о проказе, то священник объявлял человека нечистым (ст. 24−25).Семидневный карантин должен был выявить, распространится ли язва. Если язва распространялась, это была проказа (ст. 26−27). Но если это была просто опухоль от ожога, проказы не было (ст. 28).

13:29−37 Далее описывается случай паршивости на голове или бороде. Если симптомы говорили о проказе, то человека следовало объявить нечистым — будь то мужчина или женщина (ст. 29−30). Если не было в точности известно, проказа это или нет (ст. 31−37), человека изолировали на семь дней. Если болезнь не распространялась по телу, человек сбривал волосы, и карантин продолжался еще семь дней. Если паршивость распространялась, человек был нечист. Но если паршивость проходила, человек был чист.

13:38−39 Если у человека на коже появлялись белые пятна, его объявляли нечистым. В частично дословном переводе Харрисона, состояние больного передается таким описанием: «Пестрые пятна, появившиеся на коже».

13:40−44 Обычное облысение (alopecia) отличается от облысения, вызванного проказой.

13:45, 46 Прокаженный был несчастным человеком. Он жил вне стана, ходил в разодранной одежде и с непокрытой головой. И всякий раз, когда приближались люди, он закрывался до верхней губы или до усов и кричал: «Нечист! Нечист!» Здесь мы видим еще один пример профилактической медицины. Изоляция — принятый в медицине способ предотвратить распространение инфекции.

«Плесень — это грибковые наросты на мертвых или разлагающихся животных или растениях. Эта плесень проявляется в пятнах различного оттенка». Харрисон проводит духовную параллель:

«Грибки плесени заражают весь предмет, на который попадают. Так и пятно первородного греха распространяется на всего человека».

Избранный народ Иеговы должен быть чист — и внешне, и внутренне.

Мое сердце Бога восхваляет
Ведь оно свободно от греха
Сердце, что так свято доверяет
Божьей крови, данной за меня.
Сокрушенное сердце, смиренно
От любви безграничной стучит
И ничто, ни живое, ни тленное
Меня с Господом не разлучит!

Чарльз Уэсли



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.