От Матфея 25 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «В тот День Царство Небесное будет подобно десяти девушкам, которые взяли лампы и отправились навстречу жениху.
2 Пять из них были мудры, а другие пять — глупы.
3 Глупые взяли лампы, но не взяли масла.
4 Мудрые же вместе с лампами взяли и масло в кувшинах.
5 Жених задерживался, девушки захотели спать и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: „Вот приближается жених! Идите встречать!”
7 В тот же миг все девушки встали и засветили свои лампы.
8 Но глупые сказали мудрым: „Дайте нам немного масла. Наши лампы догорают!”
9 В ответ мудрые сказали: „Мы ничего не можем вам дать, так как ничего не останется ни вам, ни нам. Пойдите к торговцам и купите у них масла для ваших ламп”.
10 Пока те ходили за маслом, прибыл жених, и те девушки, которые были готовы, пошли на свадебный пир вместе с ним. Дверь же закрыли и заперли.
11 Наконец пришли остальные девушки и сказали: „Господин! Господин! Отвори дверь и впусти нас!”
12 Но он ответил: „Правду вам говорю: я не знаю вас!”
13 Так бодрствуйте же, потому что неизвестен вам ни день, ни час возвращения Сына Человеческого».
14 «Царство Небесное подобно человеку, который, перед тем как отправиться в путешествие, позвал слуг и поставил их присматривать за своим имуществом.
15 Одному из них он дал пять талантов, другому дал два таланта, а третьему дал один талант. Каждому он дал долю по способностям и после этого отправился в путешествие.
16 Тот, кто получил пять талантов, сразу же пустил деньги в оборот и заработал на них ещё пять талантов.
17 Тот, у кого было два таланта, тоже заработал ещё два таланта.
18 Тот же, который получил один талант, пошёл, выкопал яму в земле и спрятал там деньги господина.
19 После долгого отсутствия господин вернулся и потребовал отчёта.
20 Тот, кто получил пять талантов, пришёл и принес ещё пять талантов. Он сказал: „Господин, ты поручил мне пять талантов, вот ещё пять талантов, которые я заработал”.
21 Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший и верный слуга. Ты хорошо распорядился этой малой суммой денег, и теперь я поручу тебе большую. Раздели со мной мою радость”.
22 Потом пришёл тот, кто получил два таланта и сказал: „Господин, ты поручил мне два таланта, вот ещё два таланта, которые я заработал”.
23 Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший, верный слуга. Ты хорошо распорядился небольшими деньгами, и теперь я поручу тебе большие. Раздели со мной мою радость”.
24 Затем к нему подошёл тот, кто получил один талант, и сказал: „Господин, я знаю, что ты человек жёсткий. Ты собираешь урожай там, где ничего не посадил и жнёшь там, где не сеял.
25 Я боялся тебя, поэтому я пошёл и закопал талант в землю. Вот, возьми то, что тебе принадлежит”.
26 В ответ господин сказал ему: „Ты плохой и нерадивый слуга! Ты знаешь, что я жну, где не посеял и собираю урожай, где не посадил;
27 ты должен был пустить мои деньги в оборот, и тогда после своего возвращения, я получил бы своё с прибылью.
28 Возьмите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов.
29 Да, каждый, кто имеет, получит ещё и будет иметь больше, чем ему нужно; у того же, у кого ничего нет, будет отнято и то, что имеет.
30 Бросьте этого нерадивого слугу во тьму бесконечную, туда, где рыдают и скрежещут зубами от нестерпимой боли”».
31 «Когда придёт Сын Человеческий во всей Своей славе в сопровождении Своих Ангелов, то сядет на престоле Своей славы.
32 И тогда все народы соберутся перед Ним, и Он отделит их друг от друга, подобно тому как пастух отделяет овец от козлов.
33 Он поместит овец по правую руку от Себя, козлов же поместит по левую руку.
34 И тогда Царь скажет тем, кто по правую руку от Него: „Придите те, кто благословен Отцом Моим. Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира.
35 Это — ваша награда, потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Меня томила жажда, и вы дали Мне пить. Я был странником, и вы приютили Меня.
36 Я был нагим, и вы одели Меня. Я был болен, и вы ухаживали за Мной. Я был в темнице, и вы навещали Меня”.
37 И тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили или видели Тебя томимым жаждой и напоили?
38 Когда это мы видели Тебя странником и приютили Тебя? Или видели Тебя нагим и одели?
39 Когда видели Тебя больным или в темнице и ухаживали за Тобой?”
40 Царь ответит им: „Правду вам говорю: когда вы делали что-либо для одного из наименьших братьев Моих, вы делали это для Меня”.
41 И скажет тогда Царь тем, кто по левую руку: „Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов.
42 Это — наказание ваше, так как Я был голоден, но вы не накормили Меня. Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить.
43 Я был странником, но вы не приютили Меня. Я был болен и в темнице, но вы не позаботились обо Мне”.
44 И тогда они спросят Его: „Господи, когда это было, что Мы видели Тебя голодным или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе всячески?”
45 И Царь тогда скажет им в ответ: „Правду вам говорю, что каждый раз, когда вы не помогали униженным братьям Моим, то это вы Мне не помогали”.
46 И тогда неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники будут наслаждаться вечной жизнью».

Комментарии МакДональда

З. Притча о десяти девах (25:1−13)

25:1−5 Первое слово «тогда», отсылая назад, к главе 24, четко относит эту притчу ко времени, предшествующему возвращению Царя на землю, и к периоду Его возвращения. Иисус уподобляет Царство Небесное того времени десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. Пять из них были мудрыми и запасли масло для своих светильников; другие же не имели его. В ожидании жениха все уснули.

Пять мудрых представляют истинных учеников Христа во время великой скорби. Светильники говорят об их исповедании веры, а масло обычно считается символом Духа Святого. Неразумные девы представляют тех, которые говорят, что хранят мессианскую надежду, но никогда не были обращенными и потому не имеют Святого Духа. Жених — это Христос, Царь; Его задержка символизирует период между Его двумя пришествиями. Тот факт, что все десять дев заснули, показывает, что внешне они не очень отличались.

25:6 В полночь прозвучала весть о том, что жених идет. Из предыдущей главы мы узнали, что Его приход будет предвозвещен устрашающими знамениями.

25:7−9 Тогда девы встали и поправили светильники свои — все хотели приготовиться. Неразумные, у которых не хватало масла, просили других, чтобы те дали им немного, но их послали к продающим. Отказ мудрых кажется эгоистичным, но в духовной области никто не может дать Духа другому человеку. Конечно, Святой Дух не покупается, но Библия использует литературные образы покупки спасения без денег и без платы, назначенной за него.

25:10−12 Когда же они пошли, пришел жених. Сирийский вариант и Вульгата говорят, что он пришел со Своей невестой. Это вполне соответствует пророческой картине. Господь Иисус вернется с брака со Своей Невестой, Церковью (1Фес 3:13). (Венчание произойдет на небе (Еф 5:27) после восхищения.) Верный остаток прошедших через великую скорбь войдет с Ним на брачный пир. Брачный пир является подходящим описанием радости и благословения земного Царства Христа. Мудрые девы вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.

Было слишком поздно для того, чтобы еще кто-то мог войти в Царство. Когда пришли прочие девы и стали искать вход, жених отрекся от них, сказав, что никогда не знал их — ясное доказательство того, что они никогда не были рождены свыше.

25:13 Урок этой притчи, как сказал Иисус, — бодрствовать, потому что ни день, ни час Его пришествия не известны. Верующие должны жить, сознавая, что Господь может прийти в любой момент. Поправлены ли ваши светильники и наполнены ли маслом?

И. Притча о талантах (25:14−30)

25:14−18 Следующая притча также учит, что в момент возвращения Господа будут и верные, и неверные рабы.

Эта история вращается вокруг человека, который, прежде чем отправиться в далекое путешествие, собрал своих рабов и дал им разную сумму денег, каждому по его силе. Один получил пять талантов, другой получил два и последний — один. Они должны были пустить эти деньги в оборот так, чтобы господин получил прибыль. Человек, получивший пять талантов, приобрел другие пять талантов. Человек с двумя талантами также удвоил свои деньги.

Но человек, получивший один талант, пошел, вырыл яму и закопал его. Не трудно видеть, что тот человек — это Христос, а долгое путешествие — период между пришествиями. Три раба — это израильтяне, живущие в великую скорбь, ответственные за то, чтобы представлять интересы отсутствующего Господа. Им была поручена ответственность согласно их индивидуальным способностям.

25:19−23 По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Это описание второго пришествия. Первые два раба получили абсолютно одинаковую похвалу: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Испытание их служения заключалось не столько в том, как много они заработали, сколько в том, как усердно они трудились. Каждый из них полностью использовал свои способности и заработал стопроцентную прибыль. Они представляют истинных верующих, наградой которых будет наслаждение благословениями Тысячелетнего Царства.

25:24−25 У третьего раба не было ничего, кроме отговорок и оскорблений в адрес своего господина. Он обвинил его в том, что тот был жестокий и нерассудительный, жнущий, где он не сеял, и собирающий, где не рассыпал.

Он извинял себя тем, что, парализованный страхом, зарыл свой талант. Этот раб, без сомнения, был неверующим; никакой искренний раб не допустит таких мыслей о своем хозяине.

25:26−27 Господин упрекнул его в том, что он ленивый и лукавый. Почему же он, думая так о своем хозяине, не отдал его деньги торгующим, чтобы получить прибыль? Между прочим, в стихе 26 господин не соглашается с выдвинутыми против него обвинениями. Скорее, он говорит: «Если ты считал меня таким хозяином, то тем более у тебя было основание заставить твой талант работать. Твои слова обвиняют тебя, а не оправдывают».

25:28−29 Если бы этот человек приобрел своим талантом еще один талант, то получил бы такую же похвалу, как и другие. Вместо этого все, что ему пришлось показать, — яма в земле! Его талант забрали и отдали человеку, имеющему десять талантов. За этим следует закон, установленный в духовной сфере: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Тем, которые желают быть полезными для славы Божьей, даются средства. Чем больше они делают, тем больше им предоставляется возможности делать для Него. И наоборот, мы теряем то, что не употребляем. Атрофия — награда за леность.

Упоминание о торгующих в ст. 27 предполагает, что если мы не умеем использовать для Господа то, что имеем, то мы должны отдать его другим, которые умеют. Торгующими, в этом случае, могут быть миссионеры, Библейские общества, христианские издательства, евангельские радиопрограммы и т.д. В мире, подобном нашему, нельзя найти оправдание, почему деньги не пущены в оборот. Пиерсон дает полезные рекомендации:

«Робкие души, непригодные для смелого и независимого служения на пользу Царству, могут объединить свою неспособность со способностями и смекалкой других, которые сделают их дары и то, чем они обладают, полезными для Господа и Церкви Его... Раб имеет деньги или какие-то другие дары, которые могут пригодиться, но у него не хватает веры и предусмотрительности, практической энергии и мудрости. Божьи «торгующие» могут показать ему, как принести пользу Господину... Церковь отчасти живет так, что сила одного члена может помочь слабости другого, и взаимными действиями всех станет больше силы у наименьших и наиболее слабых». (Our Lord's Teachings About Money (tract), pp. 3−4.)

25:30 Негодный раб был выброшен, изгнан из Царства. Он разделил исполненную мук судьбу грешников. Не его неспособность инвестировать свой талант навлекла на него осуждение, а, скорее всего, недостаток добрых дел показал, что ему не хватало спасающей веры.

К. Царь судит народы (25:31−46)

25:31 Этот раздел описывает суд над народами, который не нужно путать с судилищем Христовым и судом перед великим белым престолом.

Судилище Христово — время, когда будет произведен смотр и награждение только верующих, состоится после восхищения (Рим 14:10; 1Кор 3:11−15; 2Кор 5:9−10). Суд перед великим белым престолом состоится в вечности после Тысячелетнего Царства. Умершие грешники будут осуждены и брошены в озеро огненное (Откр 20:11−15).

Суд над народами, или язычниками (греческое слово может означать и то, и другое), состоится на земле после того, как Христос придет, чтобы царствовать, что ясно утверждает стих 31: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним...»

Если мы правы в том, что отождествляем этот суд с Иоиля 3, местонахождение его — долина Иосафата за пределами Иерусалима (3:2). Народы будут судимы согласно тому, как они относились к собратьям Христа, евреям, во время великой скорби (Иоиль 3:1 — 2:12−14; Мф 25:31−46).

25:32 Важно отметить, что здесь упоминаются три разряда людей: «овцы», «козлы» и «братья Христа». Первые две группы, над которыми Христос совершает суд, — это язычники, живущие в дни великой скорби. Третий разряд — это верные Христу братья Его, евреи, которые, несмотря на усиливающиеся преследования, отказались отречься от Его имени во время великой скорби.

25:33−40 Царь помещает «овец» по правую сторону, а «козлов» — по левую. Потом Он приглашает «овец» войти в Его славное Царство, уготованное им от создания мира. На каком основании?

Потому что они кормили Его, когда Он был голоден; напоили, когда Он жаждал; принимали Его, когда Он был странником; одели Его, когда Он был наг; посетили Его, когда Он был болен, и пришли к Нему в темницу. Праведные «овцы» даже не знали, что они когда-то сделали такое добро Царю; при жизни их поколения Он не был на земле. Тогда Он объяснил им, что, оказав помощь одному из Его меньших братьев, они оказали помощь Ему. Сделанное одному из Его учеников вознаграждается, как сделанное Ему лично.

25:41−45 Неправедным «козлам» было сказано, чтобы они шли от Него в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его, потому что оказались неспособными позаботиться о Нем в дни ужасного «бедственного времени для Иакова». Когда они станут извинять себя, говоря, что никогда не видели Его, Он напомнит им, что пренебрегая Его последователями, они подтвердили, что пренебрегают Им Самим.

25:46 Таким образом, «козлы» пойдут в муку вечную, а «овцы» — в вечную жизнь. Но здесь возникают две проблемы. Во-первых, создается впечатление, что народы спасаются или гибнут массово. Во-вторых, повествование производит такое впечатление, что «овцы» спасаются благодаря своим добрым делам, а «козлы» осуждены за то, что оказались неспособными делать доброе. Что касается первого затруднения, то нужно помнить, что Бог именно так обращается с народами. Ветхозаветная история изобилует примерами, когда народы были наказаны за их грехи (Ис 10:12−19; Ис 47:5−15; Иез 25:6−7; Ам 1:3, 6; Ам 9:11, 13; Ам 2:1, 4, 6; Авд 1:10; Зах 14:1−5). Нет основания не верить, что народы и в дальнейшем будут испытывать святое возмездие. Это не значит, что каждый в отдельности человек этого народа будет вовлечен в результат данного возмездия. Принципы Божественной справедливости будут применяться как на общенациональной, так и на индивидуальной основе.

Слово «ethne», переведенное в этом отрывке как «народы», может равнозначно переводиться словом «язычники». Некоторые считают, что данный отрывок описывает суд над язычниками-индивидуумами. Если суд совершится над народами или над индивидуумами, возникает проблема, как такая громадная масса людей может собраться перед Господом в Палестине?

По-видимому, правильнее считать, что на суд будут собраны представители народов или отдельных классов.

Что касается второй проблемы, этот отрывок нельзя применять к учению о спасении посредством добрых дел. Единое свидетельство Библии заключается в том, что спасение — по вере, а не через добрые дела (Еф 2:8−9). Но учение Библии подчеркивает также, что истинная вера творит и добрые дела. Если добрых дел нет, это указывает на то обстоятельство, что человек никогда не был спасен. Поэтому мы должны понимать это место так: язычники спасаются не потому, что оказали добро еврейскому остатку, а потому что эта доброта отражает их любовь к Богу. Необходимо упомянуть три других момента. Первый: сказано, что Царство уготовано праведным от создания мира (ст. 34), в то время как ад уготован дьяволу и ангелам его (ст. 41). Бог желает благословить людей; первоначально ад не был задуман для человеческого рода. Но если люди добровольно отказываются от жизни, естественно, они избирают смерть.

Второй момент: Господь Иисус говорил о вечном (то же самое, что и постоянном) огне (ст. 41), о вечной муке (ст. 46) и о вечной жизни (ст. 46).

Тот, Кто учил о вечной жизни, учил и о вечном наказании. Так как то же слово «вечный» применяется при описании и жизни, и осуждения, то признавать одно и отвергать другое будет крайне непоследовательно. Если слово, переведенное как «вечный», не означает «постоянный», то в греческом языке нет слова, которое передавало бы этот смысл. Но мы знаем, что оно действительно означает «постоянный», потому что употреблено в описании вечности Бога (1Тим 1:17).

И наконец, Суд над язычниками настойчиво напоминает нам о том, что Христос и Его народ — единое целое: что касается их, касается Его. Мы имеем широкий потенциал для того, чтобы оказать добро Ему, делая его любящим Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.