От Марка 8 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 В другой раз, в один из дней, к Иисусу пришло много народа, и им нечего было есть. Он же, призвав Своих учеников, сказал им:
2 «Мне жаль этих людей, потому что вот уже три дня они со Мной, а им нечего есть.
3 Если Я отошлю их домой голодными, они ослабеют в пути, а ведь некоторые из них пришли издалека».
4 Его ученики ответили:
«Где в таком пустынном месте найти столько хлеба, чтобы накормить этих людей?»
5 Иисус спросил их:
«Сколько хлебов у вас есть?»
«Семь», — ответили они.
6 Тогда Он велел народу сесть на землю, взял семь хлебов и, сказав благодарственную молитву, разломил хлебы и дал их Своим ученикам, и они раздали хлеб народу.
7 У них было также несколько небольших рыбин и, благословив, Иисус велел раздать и их тоже.
8 Люди поели и насытились. Оставшихся же кусков собрали семь полных корзин.
9 А было там около четырёх тысяч человек. Затем Он отпустил их
10 и, сразу же сев в лодку со Своими учениками, прибыл в окрестности Далмануты.
11 Пришли фарисеи и завели разговор с Иисусом. Они требовали от Него знамения с неба, чтобы искусить Его.
12 Глубоко вздохнув про себя, Он сказал:
«Почему эти люди требуют знамения? Правду вам говорю, что не будет знамения вам».
13 Затем, покинув их, Он снова сел в лодку со Своими учениками и отправился на другую сторону озера.
14 На этот раз у учеников в лодке ничего с собой не было, кроме одного каравая хлеба.
15 Иисус предупреждал их:
«Смотрите, берегитесь фарисейской закваски и Иродовой закваски».
16 И они стали обсуждать между собой, что это означает. «Он сказал так, потому что у нас нет хлеба», — говорили они.
17 Зная, о чём они говорят, Иисус спросил их:
«К чему рассуждаете о том, что у вас нет хлеба? Неужели вы всё ещё не видите и не понимаете? Неужели сердца ваши так очерствели?
18 Неужели, имея глаза, не видите? И неужели, имея уши, не слышите? Неужели вы не помните,
19 сколько полных корзин кусков хлеба вы набрали, когда Я поделил пять хлебов между пятью тысячами человек?»
«Двенадцать», — ответили они.
20 «Когда Я разломил семь хлебов для четырёх тысяч человек, сколько полных корзин кусков вы собрали?»
— спросил Он. «Семь», — ответили они.
21 Тогда Иисус спросил их:
«Неужели вы до сих пор ещё не понимаете?»
22 Иисус и Его ученики прибыли в Вифсаиду. Там к Иисусу привели слепого и попросили дотронуться до него.
23 Иисус взял слепого за руку и вывел из селения. Плюнув ему на глаза, Он возложил на слепого руки и спросил:
«Видишь ли ты что-нибудь?»
24 Тот поднял глаза и ответил:
«Я вижу людей, которые похожи на деревья, проходящие мимо».
25 Тогда Иисус опять возложил руки ему на веки, и тот человек широко открыл глаза, к нему вернулось зрение, и он снова стал хорошо видеть.
26 Тогда Иисус отослал его домой, говоря:
«Не заходи в селение».
27 Иисус со Своими учениками пошёл оттуда в селения Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников:
«Что говорят люди, кто Я Такой?»
28 И они ответили:
«Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие, — что Илия. Третьи утверждают, что Ты — один из пророков».
29 Тогда Иисус спросил:
«А что вы думаете, кто Я, по-вашему, Такой?»
Пётр ответил Ему:
«Ты — Христос».
30 И тогда Иисус запретил им рассказывать о Нём кому-либо.
31 Затем Иисус начал говорить Своим ученикам, что Сын Человеческий многое должен будет выстрадать, что Он будет отвергнут старейшинами, главными священниками и законоучителями и будет убит, но на третий день воскреснет.
32 Он открыто сказал им об этом. А Пётр отвёл Его в сторону и стал укорять.
33 Но Иисус, повернувшись, взглянул на Своих учеников и сурово ответил Петру:
«Отойди от Меня, сатана! Не о Божьем ты думаешь, а о том, что люди считают важным».
34 Затем, позвав к Себе народ и Своих учеников, Иисус сказал им:
«Если кто хочет следовать за Мной, то должен забыть о собственных желаниях, взять свой крест и последовать за Мной.
35 Потому что кто хочет сохранить свою жизнь, тот потеряет её, а кто отдаст свою жизнь за Меня и Благую Весть, тот сохранит её.
36 Ведь какая польза человеку, если, приобретя весь мир, он потеряет свою жизнь?
37 Ну что может отдать человек, чтобы выкупить свою жизнь?
38 И если кто-нибудь из этого неверного и грешного поколения устыдится Меня и Моих слов, то и Я устыжусь того человека, когда приду во славе Своего Отца со святыми Ангелами».

Комментарии МакДональда

Ф. Насыщение четырех тысяч (8:1−10)

8:1−9 Это чудо напоминает насыщение пяти тысяч. Однако обратите внимание на отличия, приведенные в таблице.

Чем меньше материала для работы было у Иисуса, тем больше Он совершал и тем больше оставалось. В главе 7 мы видели крошки со стола, попадающие язычнице. Здесь насыщается множество язычников. Эрдман комментирует:

«Первое чудо здесь подразумевает, что для нуждающихся язычников могут падать со стола крошки хлеба; второе чудо может указывать на то, что Иисус, отверженный Своим собственным народом, отдаст жизнь Свою за мир и станет Хлебом жизни для всех народов». (Charles R. Erdman, The Gospel of Mark, p. 116.) Есть опасность рассматривать такое событие, как насыщение четырех тысяч, всего лишь как незначительное повторение. Мы должны подходить к изучению Библии с убеждением, что каждое слово Писания наполнено духовной истиной, даже если мы не в состоянии увидеть это на нашем нынешнем уровне понимания.

8:10 Отправившись из Десятиградия, Иисус и Его ученики пересекли море Галилейское и прибыли на западный берег, в местность, называемую Далмануфа (Магдала в Мф 15:39).

Х. Фарисеи хотят увидеть знамение с небес (8:11−13)

8:11 Фарисеи ожидали Его и начали требовать знамения с неба. Их слепота и дерзость были огромны. Перед ними стоял Тот, Кто был величайшим знамением, — Сам Господь Иисус Христос. Он был воистину знамением, сошедшим с неба, но они Его не оценили по достоинству. Они слышали Его беспримерные слова, видели Его удивительные чудеса, вступали в общение с абсолютно безгрешным Человеком — Богом, явленным во плоти, — и все же в своей слепоте требовали знамения с неба!

8:12−13 Неудивительно, что Спаситель глубоко вздохнул! Если какое-то поколение в истории мира имело привилегию, то это было поколение евреев, которое составляли эти фарисеи. И все же слепые перед лицом самого ясного свидетельства — появления Мессии, они требовали чуда на небесах, а не на земле. Иисус ответил: «Больше не будет никаких знамений. Вы упустили свой шанс». Он опять вошел в лодку, и они отправились на восток.

ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ
1. Люди были иудеями (см. Ин 6:14−15). 1. Люди, вероятно, были язычниками (они жили в Десятиградии).
2. Народ пробыл с Иисусом один день (6:35). 2. Этот народ пробыл с Иисусом три дня (8:2).
3. Иисус использовал пять хлебов и две рыбы (Мф 14:17). 3. Он использовал семь хлебов и немного рыбок (8:5−7).
4. Насытилось пять тысяч мужчин, а также женщины и дети (Мф 14:21). 4. Насытилось четыре тысячи мужчин, а также женщины и дети (Мф 15:38)
5. Остатками наполнили двенадцать коробов (Мф 14:20). 5. Остатками наполнили семь корзин (8:8).

Ц. Закваска фарисейская и Иродова (8:14−21)

8:14−15 Во время путешествия ученики вспомнили, что забыли взять хлебов. Иисус все еще размышлял о Своей встрече с фарисеями, когда предупредил их о закваске фарисейской и закваске Иродовой. Везде в Библии закваска символизирует зло, которое распространяется медленно и незаметно, влияя на все, с чем соприкасается. Закваска фарисейская включала в себя лицемерие, обрядовость, самоправедность и слепой фанатизм. Фарисеи внешне претендовали на особую святость, но внутри были испорченными и неправедными. Закваска Иродова может включать в себя скептицизм, аморальность и отсутствие духовных интересов. Иродиане отличались этими грехами.

8:16−21 Ученики совершенно не поняли слов Иисуса. Они могли думать лишь о еде. Тогда Он быстро задал им девять вопросов. В первых пяти Он укорил их за неповоротливый ум. Последние четыре вопроса были укором за то, что они переживали о своих нуждах в то время, когда Он был с ними. Разве Он не насытил пять тысяч пятью хлебами, причем осталось двенадцать коробов кусков? Да! Разве не насытил Он четыре тысячи семью хлебами, причем осталось семь корзин кусков? Да, Он это совершил. Тогда почему же они не понимают, что Он в состоянии обильно восполнить нужды горстки учеников в лодке? Разве им не понятно, что с ними в лодке находится Создатель и Вседержитель вселенной?

Ч. Исцеление слепого в Вифсаиде (8:22−26)

Это чудо, описанное только Марком, затрагивает несколько интересных вопросов. Почему Иисус вывел человека из селения, прежде чем исцелить его? Почему Он не исцелил этого человека, просто прикоснувшись к нему? Зачем использовать такое необычное «средство», как плевок? Почему человек не сразу получил совершенное зрение? (Вероятно, человек прозрел сразу же, но точно так же, как новорожденный младенец, должен был научиться сосредотачивать взгляд на предмете.)

(Это единственный в Евангелиях пример исцеления, которое происходило поэтапно.) И, наконец, почему Иисус запретил человеку рассказывать в селении о чуде? Наш Господь — Владыка и не обязан отчитываться перед нами за Свои действия. Все, что Он делал, имело вескую причину, даже если мы не можем разглядеть ее. Все случаи исцеления различаются, как и каждый случай обращения. Некоторые приобретают замечательное духовное зрение, как только обращаются. Другие сначала видят смутно, но со временем приобретают полную уверенность в спасении.

Ш. Великое исповедание Петра (8:27−30)

Последние два отрывка этой главы ведут нас к высшей точке отсчета в учебе двенадцати. Ученикам нужно было иметь глубокое личное понимание того, Кто Такой Иисус, прежде чем Он мог рассказать им о предстоящем пути и пригласить их следовать за Ним через жизнь посвящения и жертвенности. Данный отрывок ведет нас к сердцу ученичества. Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее пренебрегаемая область христианского мышления и практики.

8:27−28 Иисус со Своими учениками искал уединения далеко на севере. По пути в Кесарию Филлипову Он затронул одну тему, задав вопрос о том, что о Нем думают люди. В общем, люди признавали, что Он — человек великий, равный Иоанну Крестителю, Илии или другим пророкам. Но человеческая честь — фактически бесчестье. Если Иисус не Бог, тогда Он обманщик, сумасшедший или легендарная личность. Другого варианта нет.

8:29−30 Затем Господь прямо спросил учеников, каково их мнение о Нем. Петр тотчас сказал, что Он — Христос, то есть Мессия, или Помазанный. Петр знал об этом рассудком, но в этот момент в его жизни что-то произошло, потому что сейчас это было глубоким личным убеждением.

Жизнь уже никогда не сможет быть такой же. Петр не мог более удовлетворяться существованием, сосредоточенным на самом себе. Если Иисус — Мессия, то Петр должен жить для Него, полностью отвергнув себя.

Щ. Слуга предсказывает Свою смерть и воскресение (8:31−38)

До этого момента мы наблюдали, как жизнь Слуги Иеговы проходила в непрерывном служении другим. Мы видели ненависть Его врагов и непонимание друзей. Мы видели жизнь, исполненную динамичной силы, морального совершенства, чрезвычайной любви и смирения.

8:31 Однако путь служения Богу ведет к страданию и смерти. Поэтому сейчас Спаситель прямо сказал Своим ученикам, что Ему должно (1) пострадать; (2) быть отвержену; (3) быть убиту; (4) воскреснуть. Для Него путь славы пролегал через крест и могилу. Ф. У. Грант выразил это так: «Сердце служения проявляется в жертвенности».

8:32−33 Петр не мог согласиться с мыслью о том, что Иисусу надлежит пострадать и умереть; это противоречило его представлению о Мессии. Он также не хотел допускать мысль, что его Господь и Повелитель будет убит Своими врагами. Он укорял Спасителя за то, что Тот так говорил. Именно тогда Иисус и сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Иисус вовсе не обвинял Петра в том, что тот сатана или что в него вселился сатана. Его слова означали: «Ты говоришь так, как говорил бы сатана. Он всегда стремится отговорить нас от полного послушания Богу. Он искушает нас избрать легкий путь к трону». Слова Петра были сатанинскими по происхождению и по содержанию, и это вызвало возмущение Господа. Келли комментирует:

«Что так взволновало нашего Господа? Ловушка, которая подстерегает каждого из нас: стремление к самосохранению, предпочтение легкого пути кресту. Неправда, что нам не свойственно уклоняться от испытаний, позора и отвержения; что мы не избегаем страданий, которые неизбежны при выполнении Божьей воли в мире, подобном нашему; что мы не предпочитаем спокойный респектабельный жизненный путь — короче, наилучшее в обоих мирах. Как легко человеку попасться на это! Петр не понимал, почему Мессия должен был пройти весь этот путь скорбей. Мы на его месте могли бы сказать или подумать и похуже. Протест Петра не был лишен этой сильной человеческой склонности. Он всем сердцем любил Спасителя. Однако это было неосознанное проявление мирского духа». (Kelly, Mark, p. 136.)

Обратите внимание, что Иисус сначала взглянул на Своих учеников, а потом воспретил Петру, как бы говоря: «Если Я не взойду на крест, то как смогут спастись Мои ученики?»

8:34 Затем Иисус действительно сказал им: «Я иду на страдания и смерть ради спасения людей. Если вы желаете идти за Мной, то должны отвергнуть всякое эгоистическое побуждение, осознанно избрать путь позора, страданий и смерти и следовать за Мною. Возможно, вам придется отказаться от личных удобств, светских удовольствий, земных связей, великих амбиций, материальных богатств и даже самой жизни». Подобное заявление ставит перед нами вопрос: как мы на самом деле можем верить в то, что имеем право проводить жизнь в роскоши и удовольствиях? Как мы можем оправдать вещизм, эгоизм и холод наших сердец? Его слова призывают нас к жизни самоотвержения, подчинения, страдания и жертвенности.

8:35 Всегда есть искушение сберечь свою душу — жить с удобствами, запасаться на будущее, делать свой собственный выбор, ставя личное «я» в центр всего. Нет более верного пути потерять свою душу. Христос призывает нас полностью отдать свою жизнь ради Него и Евангелия. Посвятить Ему себя самого духом, душой и телом. Он призывает нас расточить себя и быть растраченным на Его святом служении, положив, если это необходимо, жизнь на евангелизацию мира. Вот что означает потерять душу. Нет более верного пути сберечь душу.

8:36−37 Даже если бы верующий смог собрать все богатства мира за свою жизнь, то какая бы ему была польза? Он упустил бы возможность употребить свою жизнь для славы Божьей и спасения погибающих. Это была бы плохая сделка. Наша жизнь стоит больше, чем все предлагаемое этим миром. Кому посвятим мы ее: себе или Христу?

8:38 Наш Господь понимал, что некоторые из Его молодых учеников, боясь насмешек, могут преткнуться на пути ученичества. Поэтому Он напомнил им, что все стремящиеся избежать посмеяния из-за Него испытают еще больший стыд, когда Он, облеченный властью, вернется на землю. Какая мысль! Скоро наш Господь придет на землю, на этот раз не в уничижении, но в Своей славе и в славе Своего Отца со святыми ангелами. Это будет ослепительная картина. Тогда Он постыдится тех, кто стыдится Его сейчас. Пусть же Его слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном...», звучат к нашим сердцам. Как нелепо стыдиться безгрешного Спасителя в мире, отмеченном безверием и греховностью!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.