От Луки 5 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Иисус остановился неподалёку от Геннисаретского озера. Народ теснился к Нему, чтобы услышать слово Божье.
2 Он увидел две лодки у берега, рыбаки же вышли из них и полоскали свои сети.
3 Тогда Иисус вошёл в лодку, принадлежавшую Симону, и попросил его немного отплыть от берега. Он сел и стал проповедовать народу из лодки.
4 Когда же Иисус закончил проповедь, то сказал Симону:
«Отведите лодку на более глубокое место. Если вы все вместе закинете там сети, то поймаете рыбу».
5 Симон ответил Ему:
«Господин, мы всю ночь тяжко трудились и ничего не поймали, но раз Ты велишь, я заброшу сети».
6 Когда они сделали это, в сетях оказалось великое множество рыбы, и сети стали рваться под тяжестью улова.
7 Тогда они дали знак товарищам, находившимся в другой лодке, чтобы те пришли им на помощь. Те подошли и наполнили обе лодки до краёв, так что они стали тонуть.
8 Когда Симон Пётр увидел это, он упал к ногам Иисуса со словами:
«Удались отсюда, Господи, потому что грешен я!»
9 Великое удивление охватило его и всех его товарищей, видевших, какой им достался улов.
10 Такое же чувство охватило Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были вместе с Симоном. Тогда Иисус обратился к Симону с такими словами:
«Не бойся, отныне ты будешь ловцом людей, а не рыбы».
11 Когда они привели к берегу свои лодки, то оставили всё и последовали за Ним.
12 Однажды Иисус был в одном городе, где жил очень больной человек, весь покрытый проказой. Увидев Иисуса, он склонился перед Ним и стал умолять Его:
«Господи, если Ты захочешь, то сможешь очистить меня».
13 Иисус протянул руку и дотронулся до прокажённого, сказав:
«Хочу! Очистись!» И тот сразу же исцелился от проказы.
14 И сказал ему Иисус:
«Смотри, не говори никому об этом, а пойди и покажись священнику. Затем принеси жертву за своё очищение, как повелел Моисей, в свидетельство людям, что ты исцелился».
15 Молва об Иисусе распространялась всё больше и больше, и множество народа приходило слушать Его и исцеляться от своих болезней.
16 Иисус же часто уходил в пустынные места и молился.
17 Однажды, когда Иисус учил народ, там сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех городов Галилеи, Иудеи и Иерусалима. И сила Господняя была с Ним, чтобы исцелять народ.
18 Кто-то принёс на постели парализованного, его пытались внести и положить перед Иисусом.
19 Не зная как пронести больного через толпу, они поднялись на крышу и, проделав в потолке отверстие, опустили его вместе с постелью прямо посреди толпы перед Иисусом.
20 Увидев их веру, Иисус сказал:
«Друг, твои грехи прощаются тебе!»
21 Тогда книжники и фарисеи стали думать:
«Кто это наносит оскорбления Всевышнему? Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»
22 Но Иисус знал их мысли и поэтому сказал им:
«Почему вы так думаете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: „Твои грехи прощаются тебе” или: „Встань и иди”?
24 Но Я покажу вам, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».
И тогда Иисус сказал парализованному:
«Говорю тебе, встань, возьми свою постель и иди домой!»
25 И в ту же минуту парализованный встал перед ними, взял свою постель и пошёл домой, восхваляя Бога.
26 Тогда всех охватило изумление, и люди славили Бога, и, преисполнившись благоговения, говорили:
«Чудные дела мы видели сегодня».
27 После этого Иисус вышел и увидел сборщика налогов по имени Левий, сидевшего на своём обычном месте. Он сказал ему:
«Следуй за Мной!»
28 Оставив всё, Левий поднялся и пошёл за Ним.
29 Левий устроил для Иисуса угощение в своём доме, и большая толпа сборщиков налогов и других людей ели с ними.
30 Фарисеи и книжники жаловались, говоря ученикам Иисуса:
«Почему вы едите и пьёте со сборщиками налогов и грешниками?»
31 В ответ Иисус сказал им:
«Не здоровым нужен врач, а больным.
32 Я пришёл призвать к покаянию не праведных, а грешных».
33 Фарисеи и книжники сказали Иисусу:
«Ученики Иоанна часто постятся и молятся, также и ученики фарисеев, а Твои ученики едят и пьют».
34 Но Он ответил им:
«Разве можно заставить поститься друзей жениха на свадьбе, пока он ещё среди них?
35 Но придёт время, когда жениха уведут от них, и тогда они будут поститься».
36 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
«Никто не пришивает заплату к старой одежде, оторвав кусок ткани от новой: иначе этот лоскут и новую одежду порвёт и заплата от новой одежды не подойдёт к старой.
37 Никто не наливает молодое вино в старые мехи, потому что молодое вино прорвёт их и не только само вытечет, но и мехи испортит.
38 Молодое вино наливают в новые мехи.
39 И никто, выпив старого вина, не захочет молодого, потому что скажет: „Старое лучше”».

Комментарии МакДональда

Д. Власть наставлять других: призвание учеников (5:1−11)

Из простого сообщения о призвании Петра вытекает несколько важных уроков:

1. Господь использовал лодку Петра как кафедру, с которой Он проповедовал народу. Если мы предоставим Господу все принадлежащее нам имущество, то Он удивительным образом Его употребит, а также вознаградит нас.

2. Он в точности указал Петру, где можно найти много рыбы, после того как Петр и другие всю ночь тяжело и безуспешно трудились. Всеведущий Господь знает, где плавает рыба. Служение, совершаемое по нашей собственной мудрости и силе, будет безуспешно. Секрет успешности христианского труда состоит в том, чтобы быть направляемым Господом.

3. Хотя сам Петр был опытным рыбаком, он принял совет от Плотника, и в результате сети были наполнены. «...По слову Твоему закину сеть», — эти слова показывают ценность кротости, восприимчивости к наставлению и внутреннего послушания.

4. Они находились на глубине, когда сеть наполнилась до предела и при этом не прорвалась. Так и мы должны перестать тесниться на берегу и выйти в открытое море. У веры есть своя глубина, она также есть и у страдания, горя и потерь. Именно эти глубины плодотворно наполняют сети.

5. Их сеть начала прорываться, а лодки начинали тонуть (ст. 6−7). Служение под руководством Христа вызывает проблемы — но сколько удовольствия от этих проблем. Это проблемы, от которых ликует сердце истинного рыболова.

6. Видение славы Господа Иисуса вызвало у Петра подавляющее чувство своей собственной ничтожности. Так было и с Исаией (6:5); то же происходит со всеми, кто видит Царя в Его красоте.

7. Христос призвал Петра быть ловцом человеков тогда, когда он был занят своим обычным трудом. Ожидая водительства, занимайтесь трудом, который находят ваши руки. Вкладывайте в это дело все свои силы. Делайте это от сердца, как для Господа. Как руль направляет корабль лишь тогда, когда он находится в движении, так и Бог направляет людей, когда они также находятся в движении.

8. Христос призвал Петра от ловли рыбы к ловле людей, или, если перевести дословно, «брать людей живыми». Что все рыбы в океане в сравнении с безмерной радостью видеть, как одна душа приобретается для Христа и для вечности!

9. Петр, Иаков и Иоанн вытащили обе лодки на берег, оставили все и последовали за Иисусом в один из самых удачных дней своей жизни.

А как много зависело от их решения! Мы бы, вероятно, никогда не услышали о них, если бы они предпочли оставаться у своих лодок.

Е. Власть над проказой (5:12−16)

5:12 Врач Лука особо упоминает тот факт, что человек был весь в проказе. Это был запущенный случай проказы и, в человеческом понимании, абсолютно безнадежный. Но прокаженный имел замечательную веру. Он сказал: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Он не мог бы сказать этого никакому другому человеку в мире. Однако он абсолютно доверял силе Господа. Когда он сказал «если хочешь», он этим не выражал сомнение в желании Христа. Он, скорее, приходил как молящий, не имеющий никакого права на исцеление, но отдающий себя на милость и благодать Господа.

5:13 Касаться прокаженного было опасно с медицинской точки зрения. Это было осквернением с религиозной точки зрения и деградацией с социальной, однако Спаситель не заразился никакой нечистотой. Напротив, в тело прокаженного пролился каскад исцеления и здоровья. Это не было постепенным выздоровлением: проказа сошла с него тотчас. Подумайте, что должно было означать для этого безнадежного, беспомощного прокаженного полное восстановление в мгновение времени!

5:14 Иисус повелел ему никому не говорить о выздоровлении. Спаситель не хотел привлекать толпы любопытствующих или возбуждать народное движение за провозглашение Его Царем. Напротив, Господь повелел прокаженному пойти показаться священнику и принести предписанную Моисеем жертву (Лев 14:4). Каждая деталь жертвоприношения говорила о Христе.

В функцию священника входило обследовать прокаженного и определить, что он действительно исцелен. Священник не мог исцелить; он мог всего лишь объявить человека исцеленным. Этот священник никогда прежде не видел очистившегося прокаженного. Это был уникальный случай; через него он должен был понять, что наконец-то явился Мессия. Это событие должно было послужить свидетельством всем священникам. Однако их сердца были ослеплены неверием.

5:15−16 Невзирая на повеление Господа не разглашать о чуде, молва все же быстро распространилась, и великое множество народа шло к Нему за исцелением. Иисус часто уходил в пустынные места для того, чтобы провести время в молитве. Наш Спаситель был Мужем молитвы. Оправданно то, что это Евангелие, которое представляет Его как Сына Человеческого, больше рассказывает о Его молитвенной жизни, чем другие.

Ж. Власть над параличом (5:17−26)

5:17 По мере распространения молвы о служении Иисуса фарисеи и законоучители становились все враждебнее. Здесь мы читаем, как они собрались в Галилее с очевидным намерением найти против Него какие-либо обвинения. Сила Господня является в исцелении больных. Фактически Иисус всегда обладал силой для исцеления, однако этому не всегда благоприятствовали обстоятельства. В Назарете, к примеру, Он не мог совершить многие велкие дела по причине неверия народа (Мф 13:58).

5:18−19 К дому, в котором учил Иисус, четверо людей принесли на постели расслабленного человека. Они не могли пронести его к Иисусу из-за многолюдства, поэтому взобрались на крышу по наружной лестнице. Затем, разобрав черепицу, они опустили человека через отверстие в крыше.

5:20−21 Иисус обратил внимание на веру, побудившую их принести нуждающегося к Нему. И Он, видя веру их, то есть веру четверых плюс инвалида, сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Эти беспрецедентные слова задели книжников и фарисеев. Они знали, что никто, кроме одного Бога, не может прощать грехи. Не желая признать, что Иисус — Бог, они подняли ропот, что Он богохульствует.

5:22−23 Тогда Иисус начал доказывать им, что Он действительно простил грехи человека. Прежде всего Он спросил у них, что легче сказать: «Прощаются тебе грехи твои», или сказать: «Встань и ходи»? В определенном смысле сказать одно столь же легко, как и другое, но совсем иное дело совершить то и другое, потому что и то, и другое невозможно людям. Суть здесь, похоже, в том, что сказать: «Прощаются тебе грехи твои» легче, потому что невозможно увидеть, произошло ли это. Если сказать: «Встань и ходи», то можно увидеть, получил ли пациент исцеление.

Фарисеи не могли видеть, прощены ли грехи человека, поэтому они не поверили. Поэтому Иисус совершил чудо, которое они могли видеть, как доказательство того, что Он действительно простил грехи человека. Он дал расслабленному силу ходить.

5:24 «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Титул «Сын Человеческий» подчеркивает совершенную человеческую природу Господа. В определенном смысле мы все сыны человеческие, однако титул «Сын Человеческий», с большой буквы, выделяет Иисуса среди всех людей, когда-либо живших. Он изображает Его как Человека, соответствующего Богу, Того, Кто имеет нравственное совершенство, Кто пострадает, прольет кровь и умрет и Кому будет дано вселенское главенство.

5:25 Послушный Его слову, расслабленный встал, взял свою постель и пошел в дом свой, славя Бога.

5:26 И всех буквально объял ужас, и они также славили Бога, говоря, что видели невероятные дела в тот день, а именно: провозглашение прощения и чудо, подтверждающее это.

V. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЪЯСНЯЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ (5:27 — 6:49)

А. Призвание Левия (5:27−28)

Левий был еврейским мытарем, собирающим пошлину для римского правительства. Евреи-соплеменники ненавидели таких людей не только за их сотрудничество с Римом, но и за бесчестность. Однажды, когда Левий занимался работой, Иисус проходил мимо и пригласил его стать Своим последователем. С удивительной готовностью Левий, оставив все, встал и последовал за Ним. Подумайте о замечательных последствиях, которые повлекло за собой такое простое решение. Левий, или Матфей, стал писателем первого Евангелия. Это стоит того, чтобы прислушаться к призыву Господа и последовать за Ним.

Б. Почему Сын Человеческий призывает грешников (5:29−32)

5:29−30 Есть предположение, что, устроив большое угощение, Левий преследовал три цели. Он хотел почтить Господа, при всех засвидетельствовать о своих новых убеждениях, а также представить Иисусу своих друзей. Большинство евреев не стали бы садиться за стол с множеством мытарей. Иисус принимал пищу с мытарями и грешниками. Он, конечно же, не относился фамильярно к их грехам и не делал ничего такого, что могло компрометировать Его свидетельство, но Он использовал эти встречи как повод, чтобы учить, укорять и благословлять.

Книжники же и фарисеи критиковали Иисуса за общение с этими презираемыми людьми, отбросами общества. (В NU записано «фарисеи и их книжники», т. е. речь идет о тех книжниках, которые разделяли убеждения фарисеев.)

5:31 Иисус же сказал им в ответ, что Его действия находятся в полном согласии с целью Его прихода в мир. Здоровые люди не нуждаются в докторе, он нужен только больным.

5:32 Фарисеи считали себя праведными. У них не было глубокого сознания греха или нужды. Следовательно, они не могли извлечь пользы из служения великого Врача. Но мытари и грешники осознали, что они грешники и нуждаются в спасении от своих грехов. Спаситель пришел именно ради таких людей. Фактически фарисеи не были праведными. Они так же нуждались в спасении, как и мытари. Но они не желали исповедовать свои грехи и признать свою вину. И потому они критиковали Врача за то, что Он посещал тяжелобольных.

В. Почему ученики Иисуса не постились (5:33−35)

5:33 Следующим действием фарисеев был вопрос Иисусу о традиции поста. Ведь ученики Иоанна Крестителя подражали аскетической жизни своего учителя. Последователи фарисеев также соблюдали многочисленные обрядовые посты. А ученики Иисуса этого не делали. Почему?

5:34−35 Господь же сказал в ответ, что у Его учеников нет причины для поста, поскольку Он еще с ними. Здесь Он связывает пост со скорбью и трауром. Когда Он отнимется у них (очевидно, смертью), они будут поститься, этим выражая свое горе.

Г. Три притчи о новом завете (5:36−39)

5:36 Далее следуют три притчи, которые учат о том, что началась эра нового завета и что новое нельзя смешивать со старым.

В первой притче ветхая одежда символизирует систему или времена закона, а новая одежда отображает время благодати. Они несовместимы. Попытка смешивания закона и благодати в результате испортит и то, и другое.

Заплата, взятая из новой одежды, испортит новую одежду и к старой не подойдет по внешнему виду и по крепости. Об этом хорошо сказал Дж. Н. Дарби: «Иисус никогда не стал бы лепить христианство к иудаизму. Плоть и закон идут вместе, но благодать и закон — Божья праведность и человеческая — никогда не смешаются».

5:37−38 Вторая притча учит, что неразумно вливать молодое вино в мехи ветхие. Бродящее молодое вино оказывает давление на мехи, выдержать которое у них уже нет достаточно упругости или эластичности. Мехи прорвутся, а вино вытечет. Сложившиеся на протяжении веков формы, установления, традиции и обряды иудаизма были слишком жесткими, чтобы вместить в себя радость, избыток и силу новой эры. Мехи новые в этой главе нашли отражение в лишенных условностей методах тех четверых, которые принесли к Иисусу расслабленного.

Молодое вино можно увидеть в свежести и усердии Левия. Мехи ветхие изображены в нудности и холодном формализме фарисеев.

5:39 Третья притча утверждает, что никто, пив старое вино, не отдаст предпочтение молодому. Ибо говорит: «Старое лучше». Здесь показано естественное нежелание людей оставить старое ради нового, иудаизм ради христианства, закон ради благодати, тени ради предмета! Как говорит Дарби: «Человеку, привыкшему к формам, человеческим порядкам, религии отцов и т.п., никогда не понравится новый принцип и сила Царства».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.