Деяния 7 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Тогда первосвященник спросил:
«Так ли это?»
2 Стефан ответил:
«Братья и отцы, слушайте! Бог славы явился Аврааму, отцу нашему, когда он ещё жил в Месопотамии, до того как поселился в Харане,
3 и сказал ему: „Оставь свою землю и родных своих и иди в страну, которую Я укажу тебе”.
4 Тогда Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харане. После смерти его отца Бог переселил Авраама в эту землю, где вы теперь живёте.
5 Он не дал ему в наследство ни клочка этой земли, но обещал в будущем отдать её во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама и не было детей.
6 Вот что сказал ему Бог: „Твои потомки будут пришельцами на чужой земле, их поработят и будут притеснять и угнетать четыреста лет.
7 И Я буду судить народ, поработивший их”. Бог сказал: „Они покинут ту землю, а потом станут поклоняться Мне на этом месте”.
8 Бог заключил с Авраамом соглашение, а обряд обрезания был подтверждением этого соглашения. И потому когда Авраам стал отцом Исаака, то на восьмой день обрезал его, а Исаак, став отцом Иакова, также обрезал его, Иаков же сделал то же самое для своих сыновей, те же впоследствии стали двенадцатью патриархами.
9 Патриархи же завидовали Иосифу и продали его в рабство в Египет. Но Бог был с ним
10 и избавил его от всех бед, дал ему мудрость и милость в глазах фараона, царя египетского. Тогда фараон сделал Иосифа правителем всего Египта и своего собственного дома.
11 Но в Египте и Ханаане наступил голод и принёс с собой великое страдание. И предки наши не находили для себя пропитания.
12 Услышав, что в Египте есть запасы хлеба, Иаков послал туда наших предков. Это было их первое путешествие в Египет.
13 Когда же они отправились туда во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараону стал известен род Иосифа.
14 Иосиф послал за своим отцом, Иаковом, и за всеми родственниками, всего их было семьдесят пять человек.
15 Иаков отправился в Египет, и там прожил и он, и наши предки до самой смерти.
16 Позже их перевезли в Сихем и положили в гробницу, которую Авраам купил в Сихеме у сыновей Еммора, заплатив за неё серебром.
17 Приближалось время, когда должно было исполниться обещание, данное Богом Аврааму, и число наших соплеменников в Египте становилось всё больше и больше.
18 Но в конце концов пришёл к власти другой царь, который не знал Иосифа.
19 Он хитроумно использовал наш народ и был жесток к нашим предкам, заставляя их бросать своих новорожденных на произвол судьбы, чтобы те погибали.
20 В это время родился Моисей, который был очень красивым ребёнком. Три месяца он воспитывался в доме своего отца,
21 а когда родителям пришлось его бросить, то мальчика подобрала дочь фараона и воспитала как собственного сына.
22 Моисей был обучен всей мудрости египтян и был силён в словах и делах.
23 Когда Моисею исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сыновей Израиля.
24 Увидев, что одного из них обижают, он вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина.
25 Моисей думал, что его собратья поймут, что Бог посылает им через него спасение, но они не поняли.
26 На следующий день он случайно увидел драку между двумя иудеями и попытался помирить их, говоря: „Люди, вы — братья, почему же обижаете друг друга?”
27 Но тот, кто обижал ближнего, оттолкнул Моисея, сказав: „Кто поставил тебя старшим и судьёй над нами?
28 Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина?”
29 Услышав это, Моисей бежал из Египта и поселился словно чужестранец в Мадиамской земле, где стал отцом двух сыновей.
30 Прошло сорок лет, и Ангел явился ему в пламени горящего куста в пустыне неподалёку от горы Синай.
31 Моисей удивился, увидев это. А когда подходил, чтобы лучше рассмотреть, услышал голос Господа:
32 „Я — Бог предков твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Моисей, дрожа от страха, не смел смотреть на куст.
33 Затем Господь сказал ему: „Сними сандалии с твоих ног, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я взглянул и увидел притеснение Моего народа в Египте, и услышал его стоны, и сошёл, чтобы спасти его. Теперь же, Моисей, Я посылаю тебя обратно в Египет”.
35 Это тот самый Моисей, которого иудеи отвергли, сказав: „Кто поставил тебя вождём и судьёй?” — тот самый Моисей, которого Бог через Ангела, явившегося ему в кусте, послал, чтобы он стал вождём и спасителем.
36 Это он вёл их, творя чудеса и знамения в Египетской земле, у Красного моря и в пустыне в продолжение сорока лет.
37 Это тот самый Моисей, который сказал сыновьям Израиля: „Бог пошлёт вам из вашего народа пророка, подобного мне”.
38 Это он был с народом Израиля, собравшимся в пустыне, именно с ним говорил Ангел на горе Синай. Это он находился с нашими предками, когда принял животворящие заповеди Господние и передал их нам.
39 Но наши предки отказались подчиниться ему, отвергли его и захотели вернуться в Египет.
40 Они сказали Аарону: „Мы не знаем, что случилось с тем Моисеем, который вывел нас из Египта, поэтому сделай нам богов, которые поведут нас”.
41 В те дни они сделали изображение тельца и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.
42 Но Бог отвернулся от них и перестал удерживать их от служения войску лжебожествам небесным, как написано в книге пророков: „Народ Израиля! Заклания и жертвы не Мне приносил ты в пустыне в течение сорока лет.
43 Взяли вы с собой шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана: идолов, которых сделали вы себе для поклонения. И потому Я отправлю вас за пределы Вавилона”.
44 Во время скитаний в пустыне наши предки несли с собой священный шатёр. Бог научил Моисея, как сделать этот шатёр по образцу, который был показан ему.
45 Потом наши предки, получив шатёр от своих предков, несли его с собой и под предводительством Иисуса Навина овладели землёй народов, которых Бог изгонял с той земли ради наших предков. Так было до времени Давида,
46 который обрёл милость Божью и просил, чтобы ему было позволено построить храм для Бога израильского народа.
47 Но дом для Него построил Соломон.
48 Однако Всевышний обитает не в домах, построенных руками человеческими, потому что, как говорит пророк:
49 „Небо — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь. — Где место покоя Моего?
50 Не Моей ли рукой сотворено всё это?”
51 О, упрямцы, отказывающиеся отдать свои сердца Богу и внимать Ему! Вы всегда противитесь Святому Духу, вы такие же, как и ваши предки.
52 Был ли хоть один пророк не преследуем вашими предками? Они даже убили тех, кто давно предсказывали пришествие Праведника, Которого вы теперь предали и умертвили.
53 Это вы получили закон, вручённый вам Ангелами, и не подчинились ему!»
54 Иудейские предводители пришли в бешенство, слушая это, и скрежетали зубами от гнева.
55 Но Стефан, исполненный Святого Духа, устремил взгляд к небесам и, увидев славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога,
56 сказал:
«Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога».
57 Они же при этом стали кричать и затыкать уши. Потом, набросившись на него,
58 они выволокли его за пределы города и стали бросать в него камни. А те, кто лживо обвинял его, оставили свои одежды на сохранение юноше по имени Савл.
59 Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал:
«Господь Иисус! Прими дух мой!»
60 И, упав на колени, он воскликнул громким голосом:
«Господи! Не вини их за этот грех!» Произнеся эти слова, он испустил дух.

Комментарии МакДональда

7:1−8 Первая часть речи возвращает нас к истокам древнееврейской нации. Не совсем ясно, зачем понадобилось Стефану углубляться в историю Авраама, но возможны следующие объяснения:

1. Такой экскурс был необходим, чтобы показать осведомленность Стефана в истории и любовь его к народу израильскому.

2. Он постепенно подводил слушателей к истории Иосифа и Моисея, где в обоих случаях прослеживалась аналогия с отвержением Христа.

3. Эта история могла показать, что поклонение Авраама было угодно Богу, хотя и не сосредоточивалось в каком-либо определенном месте. (Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма — «этого святого места».)

Основные моменты биографии Авраама таковы:

1. Бог явился ему в Месопотамии (ст. 2−3).

2. Он переселился в Харран, а затем в Ханаан (ст. 4).

3. Бог обещал дать Аврааму во владение землю, хотя сам патриарх не владел и пядью ее, что доказывается необходимостью купить пещеру Махпелу как место погребения (ст. 5). Исполнение этого обетования все еще дело будущего (Евр 11:13−40).

4. Бог предсказал египетский плен Израиля и последующее избавление (ст. 6−7). Обе части этого пророчества исполнили люди, прежде отвергнутые народом: Иосиф (ст. 9−19) и Моисей (ст. 20−36). Четыреста лет, упомянутые в ст. 6 и в Быт 15:13, — это время, в течение которого иудейский народ терпел притеснения в Египте. Четыреста тридцать лет, указанные в Исход 12:40 и Галатам 3:17, включают весь период от переселения Иакова и его рода в Египет до исхода и дарования закона. Израильтяне не подвергались преследованиям в течение первых тридцати лет жизни в Египте, фактически с ними обращались вполне почтительно.

5. Завет обрезания (ст. 8).

6. Рождение Исаака, затем Иакова, а затем двенадцати патриархов (ст. 8). Таким образом история подходит к рассказу об Иосифе, одном из двенадцати сыновей Иакова.

7:9−19 Из всех прообразов Христа в ВЗ Иосиф — один из наиболее ярких и самых любимых, хотя об этом прямо и не говорится. Разумеется, евреи, услышав речь Стефана, остро осознали свою вину: когда он напомнил им о некоторых событиях из жизни Иосифа, они вспомнили о том, что они сделали с Иисусом из Назарета!

1. Иосиф продан в Египет своими братьями (ст. 9).

2. Отвергнутый ими, он обретает власть и силу в Египте (ст. 10).

3. Братья Иосифа, гонимые голодом, приходят в Египет, но не узнают своего брата (ст. 11−12).

4. Во второй раз Иосиф открылся им. Тогда отверженный стал спасителем своего рода (ст. 13−14). Заметим, что существует кажущееся противоречие между числами семьдесят пять душ (ст. 14) и семьдесят (Быт 46:27). Стефан следовал греческому переводу Бытие 46:27 и Исход 1:5, в которых приводится число семьдесят пять. В древнееврейском тексте указано другое число — семьдесят. Различие объясняется всего лишь разными способами подсчета семьи Иакова. «Возможно, и оригинальный, и греческий тексты верны:

последний включает сыновей Манассии и Ефрема, рожденных в Египте (1Пар 7:14−27), что было вполне допустимо и часто встречалось в таких списках». (Kelly, Acts, р. 84.)

5. Смерть патриархов и их погребение в земле Ханаанской (ст. 15−16). Эти стихи также нуждаются в разъяснении. Здесь сказано, что Авраам купил место погребения у Еммора. В Бытие (23:16−17) говорится, что Авраам купил пещеру Махпелу в Хевроне у сыновей Хета. Иаков купил землю в Сихеме у сыновей Еммора (Быт 33:19). Существует несколько возможных объяснений. (1) Авраам купил землю как в Сихеме, так и в Хевроне. Позднее Иаков мог еще раз купить участок в Сихеме. (2) Стефан мог называть именем Авраама его потомка Иакова. (3) Стефан, возможно, для краткости объединил сделки Авраама и Иакова в одну.

6. Умножение семьи Иакова в Египте и их порабощение после смерти Иосифа (ст. 17−19). Это, разумеется, готовит нас к следующей части речи Стефана — рассказу о том, как поступил израильский народ с Моисеем.

7:20−43 С язвительной дерзостью Стефан показывает, что до Христа, по крайней мере в двух случаях, иудейский народ отвергал спасителей, которых Бог воздвиг для их избавления. Его второй пример — Моисей.

Стефана обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея (6:11). Он доказывает, что подлинный виновник — народ израильский, который отверг этого избранного Богом человека.

Стефан напоминает основные моменты жизни Моисея:

1. Рождение, первые годы жизни и воспитание в Египте (ст. 20−22). Выражение «силен в словах» может относиться к его письменным сочинениям, так как сам он не считал себя красноречивым человеком (Исх 4:10).

2. Первый раз Моисей отвергнут своими братьями, когда, вступившись за одного из них, он убил египтянина (ст. 23−28). Обратите внимание на стих 25. В нем звучит напоминание о том, как Христос был отвергнут своими же!

3. Его бегство в землю Мадиамскую (ст. 29).

4. Бог является ему в горящем кусте, посылая обратно в Египет, чтобы избавить Свой народ (ст. 30−35).

5. Моисей становится избавителем нации (ст. 36).

6. Пророчество Моисея о грядущем Мессии (ст. 37). «Как меня» означает «как Он воздвиг меня».

7. Он выступает в роли законодателя собранию в пустыне (ст. 38).

8. Моисей второй раз отвергнут своим народом, который стал поклоняться золотому тельцу (ст. 39−41). Об идолопоклонничестве Израиля подробно рассказывается в стихах 42 и 43. Заявляя, что они приносят жертву Господу, народ принял скинию Молохову, культ которого был одной из самых отвратительных древних форм идолопоклонства, и поклонялся Ремфану, звездному божеству. Бог предупредил, что за этот грех их постигнет наказание — вавилонский плен. В стихах 42−43 Стефан цитирует по Септуагинте книгу пророка Амоса (5:25−27). Вот почему он говорит, что пленение будет далее Вавилона, а не «далее Дамаска». Оба утверждения, разумеется, верны. История повторяется. Каждое новое поколение совершает одни и те же ошибки. Люди не меняются. Сталкиваясь с Божьим посланием, они не понимают его (ст. 25). Они отказываются прислушаться к призыву жить в мире (ст. 39). Спасенные из беды, они предпочитают бесполезных идолов милосердному Богу (ст. 41). Такова человеческая природа — непокорная, неблагодарная, безрассудная. Бог не меняется. Бог, говоривший с Моисеем, Тот же Бог, Который говорил некогда с его предками (ст. 32). Бог видит бедствие людей. И Он приходит им на помощь (ст. 34). Он ведет Свой народ от смерти к жизни (ст. 36). Если же кто по собственной воле отвергает Его, Он подчиняется его желанию (ст. 42). Таков наш великий Господь — милосердный, всемогущий, святой. Что бы ни случилось, Он никогда не изменяется (Мал 3:6). Для слушателей Стефана это было предупреждением не шутить с Богом, а также заверением в том, что каждое обещание Бога всегда действительно. (Daily Notes of the Scripture Union, May 31:1969.)

7:44−46 Стефана обвиняли в том, что он выступал против храма. Он отвечает на это обвинение, обращаясь к тем дням, когда у народа израильского была скиния (палатка) свидетельства в пустыне. Именно в это самое время народ также поклонялся воинству небесному. Когда Иисус Навин привел израильтян в землю Ханаанскую и язычники, населявшие ее, были изгнаны, скинию перенесли в эти владения, где она и находилась до дней Давида. Отцы молили, чтобы найти жилище Богу Иакова и таким образом обрели благодать пред Богом.

7:47−50 Желание Давида построить храм Богу не осуществилось, Соломон же построил Ему дом.

Хотя храм был обиталищем Бога среди Его народа. Бога нельзя ограничить этим зданием. Соломон ясно сказал об этом во время освящения храма (3Цар 8:27). Пророк Исаия также предупреждал народ, что Бог обращает внимание не на здания, а на нравственное и духовное состояние людей (Ис 66:1−2). Он ищет сокрушенное и кающееся сердце, человека, который трепещет перед Его Словом.

7:51−53 Иудейские вожди обвинили Стефана в том, что он выступал против закона. Теперь он отвечает им кратким и красноречивым обвинением.

Именно они — жестоковыйные, люди с необрезанными сердцем и ушами. «Он считает их не богоизбранным народом, а упорствующими язычниками с необрезанными сердцем и ушами». Они были достойными сыновьями своих отцов, подобно им постоянно сопротивляющимися Святому Духу. Их отцы гнали пророков, предвозвестивших пришествие Христа. А они предали и убили этого Праведника. Они были народом, нарушившим закон, тем самым народом, которому он был дан при служении ангелов.

Больше слов не требовалось. Действительно, к этому уже ничего невозможно добавить. Они попытались заставить Стефана защищаться. Но он стал обвинителем, а они — подсудимыми, признанными виновными. Его выступление было одним из последних обращений Бога к народу израильскому перед тем, как Евангелие стало распространяться среди язычников.

7:54−60 Как только Стефан стал свидетельствовать, что видит небеса отверстые, толпа не стала далее его слушать. Они, яростно крича, набросились на него, вытащили за город и стали побивать его камнями.

И как бы между прочим Дух упоминает имя юноши, который охранял одежды разгоряченных палачей. Имя его было Савл. Дух как бы говорит нам: «Запомните это имя. Вы его еще услышите!»

Смерть Стефана напоминала смерть нашего Господа:

1. Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» (ст. 59). Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46).

2. Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60). Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Не значит ли это, что приобщением к делу Господа Стефан преобразился «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор 3:18)?

Затем, помолившись, он почил. Когда слово «почить» (уснуть) в НЗ обозначает смерть, оно относится к телу, а не к душе. Душа верующего в момент его смерти уходит к Христу, а тело представляется спящим.

Обычно иудеям не разрешалось выносить смертные приговоры, это было прерогативой римских правителей. Но, по-видимому, в тех случаях, когда дело касалось храма, делалось исключение. Стефана обвинили в выступлениях против храма, и хотя обвинение было необоснованным, его казнили иудеи. Господа Иисуса обвиняли в том, что Он грозился разрушить храм (Мк 14:58), но свидетельские показания оказались противоречивыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.