Второзаконие 14 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Вы — дети Господа, Бога вашего, и потому, если кто умрёт, не наносите себе порезов и не обривайте голову в знак печали,
2 потому что вы не такие, как другие народы, вы — святой народ Господа. Господь, Бог ваш, избрал вас среди всех народов мира Своим Собственным святым народом».
3 «Не ешьте ничего из того, что ненавистно Господу.
4 Вот перечень животных, мясо которых вам можно употреблять в пищу: коровы, овцы, козы,
5 олени, серны, косули, лани, зубры, антилопы и горные бараны.
6 Можете есть любое животное, у которого раздвоены копыта и которое жуёт жвачку,
7 но не ешьте верблюдов, зайцев и тушканчиков, потому что, хотя они и жуют жвачку, копыта у них не раздвоены, и поэтому они для вас нечисты.
8 И свиней также не ешьте: у них копыта хотя и раздвоены, но они не жуют жвачку, свиньи для вас — еда нечистая; не ешьте свиное мясо и даже не прикасайтесь к трупу свиньи.
9 Можете есть любую рыбу, у которой есть плавники и чешуя,
10 но не ешьте ничего из живущего в воде, что не имеет ни плавников, ни чешуи — эта еда для вас нечистая.
11 Можете есть любую чистую птицу,
12 но вот каких птиц не ешьте: орлов, грифов, канюков,
13 коршунов, все виды соколов,
14 всякого рода воронов,
15 страусов, сов, чаек, все виды ястребов,
16 филинов, ибисов, пеликанов,
17 сипов, стервятников, бакланов,
18 аистов, все виды цапель, удодов и летучих мышей.
19 Все крылатые насекомые нечисты, а потому не ешьте их,
20 любую же чистую птицу можете есть.
21 Не ешьте животных, умерших своей смертью. Можете отдать или продать мёртвое животное чужеземцу в вашем городе, он может есть его, но сами мёртвых животных не ешьте, потому что вы принадлежите Господу, Богу вашему, вы — Его святой народ. Не варите козлёнка в молоке его матери».
22 «Каждый год отделяй десятую часть урожая, который приносят твои поля.
23 Отправляйся на то место, которое Господь изберёт Своим святым домом, чтобы съесть на том месте десятую часть своего урожая перед Господом, Богом своим: десятую часть зерна, молодого вина, оливкового масла и первенцев, рождённых от твоего крупного и мелкого скота. Тогда ты всегда будешь помнить, что должен почитать Господа, Бога своего.
24 Но если случится, что идти туда слишком далеко и ты не сможешь унести десятую часть урожая, которым тебя благословил Господь,
25 то продай эту часть урожая, возьми деньги, отправляйся на то место, которое избрал Господь,
26 и купи на эти деньги всё, что захочешь: коров, овец, вино или пиво, или любую другую еду. Вместе со своей семьёй ешь и веселись там перед Господом, Богом своим.
27 Но не забудь живущих в твоём городе левитов, потому что у них нет земельного надела, как у тебя.
28 Через каждые три года собирай десятую часть урожая того года и запасай у себя в городе.
29 Эта еда — левитам, так как у них нет собственной земли, и остальным жителям твоего города, которые нуждаются в ней: чужестранцам, вдовам и сиротам. И если будешь так поступать, Господь, Бог твой, благословит тебя во всём, что ты делаешь».

Комментарии МакДональда

З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1−21)

14:1−2 Эти два стиха запрещают языческие обычаи обезображивания тела в знак скорби по умершему. Иудеи относились к телу, как к Божьему творению, с большим почтением, нежели язычники.

14:3−21а Этот отрывок посвящен обзору чистой и нечистой пищи, будь то животные (ст. 4−8), рыбы (ст. 9−10), летающие насекомые (ст. 19), или птицы (ст. 11−18, 20). (Исключения к стиху 19 смотри в Лев 11:21−22). Похожий список приводится в 11 главе книги Левит. Эти два списка не являются абсолютно идентичными в деталях и не должны быть таковыми. Одни животные считались нечистыми по гигиеническим причинам, другие — вследствие их почитания или использования язычниками в своих ритуалах поклонения идолам.

Новозаветные принципы в отношении продуктов питания приводятся в Мк 7:15, Рим 14:14 и 1Тим 4:3б-5. Язычникам разрешалось употреблять в пищу плоть животного, умершего своей смертью, иудеям же это было не позволено (ст. 21а). Употребление в пищу мертвечины являлось бы нарушением установления во Второзаконии 12:23, поскольку животное не было обескровлено подобающим образом.

14:21 б Козленка запрещалось варить в одном котле с молоком от его матери (ст. 21б). (Вероятно, это было обычаем народов Ханаана. В Пятикнижие этот запрет повторяется трижды). С физической точки зрения, это правило уберегало людей от пищевого отравления, которое является распространенным последствием употребления в пищу испортившихся мясомолочных блюд. Помимо этого существуют доказательства того, что кальций теряет свои полезные свойства при одновременном употреблении молочных и мясных продуктов. Именно это ограничение положило начало сложному своду раввинских правил об использовании различных сосудов для мясных и молочных продуктов.

И. Десятина (14:22−29)

14:22−27 Стихи 22−29 посвящены теме десятины. Некоторые комментаторы считают, что этот отрывок не относится к первой десятине (Левит 27:30−33), которая принадлежала только Богу, отдавалась левитам, и которую израильтяне не имели права есть. Скорее, он относится к вторичной десятине, называемой праздничной или «фестивальной» десятиной, часть которой съедал сам приносящий. Эта вторичная десятина должна была приноситься в место, отделенное Богом как центр поклонения. Однако, если жертвующий жил слишком далеко от того места, которое избрал Господь, где Бог положил имя Свое, так, что он не мог принести туда свою десятину, он мог обменять свои продукты на деньги, принести деньги к Божьему святилищу, и купить там еду и питье, чтобы наслаждаться этим пред лицом Господа. Обратите внимание на 26-й стих: Библия не учит нас полному воздержанию. Но Писание учит умеренности, самообладанию, отсутствию пагубных привычек и привязанностей, и воздержанию от всего, что может послужить к преткновению других. Различие между вином и сикерой заключается в том, что вино изготавливалось из винограда, а сикера из зерна, плодов или меда. Такая десятина или ее денежный эквивалент приносилась первые два года.

14:28−29 В третий год израильтянин должен был использовать десятину дома, чтобы накормить левита, странника, сироту или вдову. В этом установлении мы еще раз видим то, какое внимание и заботу уделяет Господь бедным и нуждающимся. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19:17).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.