Второзаконие 15 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Через каждые семь лет прощай все долги.
2 Вот как ты должен это делать: всякий, кто одолжил деньги другому израильтянину, пусть простит ему этот долг, пусть не требует у собрата-израильтянина возвратить позаимствованное, так как Господь приказал в том году прощать долги.
3 У чужестранца можешь требовать, чтобы он возвратил долг, но прощай собрату-израильтянину то, что он тебе должен.
4 Пусть не будет у тебя в стране бедных, потому что Господь даёт тебе эту землю и благословит тебя многократно,
5 но это случится, только если ты будешь повиноваться Господу, Богу своему. Смотри, соблюдай все заповеди, которые Я тебе даю сегодня,
6 и тогда Господь, Бог твой, благословит тебя, как обещал, и у тебя будет достаточно денег, чтобы давать взаймы многим народам, тебе же ни у кого не придётся одалживать. Ты будешь господствовать над многими народами, но ни один из этих народов не будет господствовать над тобой.
7 И когда будешь жить на земле, которую даёт тебе Господь, Бог твой, среди твоего народа может появиться бедняк. Не будь себялюбцем, не отказывай этому бедняку в помощи,
8 а помоги с охотой и одолжи ему то, в чём он нуждается.
9 Никогда никому не отказывай в помощи только из-за того, что приближается седьмой год, год прощения долгов, пусть эта беззаконная мысль тебе даже в голову не приходит. Никогда не думай плохо о том, кто нуждается в помощи, и не отказывайся помочь ему, потому что если не поможешь тому бедняку, то он пожалуется на тебя Господу, и Господь найдёт тебя виновным в грехе.
10 Дай бедному всё, что можешь, и не сожалей, что даёшь ему, так как Господь, Бог твой, благословит тебя за сделанное добро, благословит все твои труды и всё, что ты делаешь.
11 На этой земле всегда будут бедные, и потому я заповедаю тебе помогать собрату твоему и давать нуждающимся в помощи беднякам твоей земли».
12 «Если купишь раба-иудея или рабыню-иудейку, то держи их в рабстве шесть лет, на седьмой же год освободи этого человека.
13 А когда освободишь раба, не отсылай его с пустыми руками,
14 дай тому человеку часть своего скота, зерна и вина, потому что, как Господь, Бог твой, благословил тебя и дал тебе всякого добра в изобилии, так и ты дай своему рабу всякого добра в изобилии.
15 Помни, что, когда ты был рабом в Египте, Господь, Бог твой, освободил тебя, потому и я сегодня даю тебе эту заповедь.
16 Может случиться, что один из рабов скажет тебе: „Я хочу остаться в твоём доме”, сказав это из любви к тебе и твоей семье, потому что ему у тебя хорошо живётся.
17 Пусть тогда раб приложит ухо к двери, а ты проколи ему ухо шилом в знак того, что он твой раб навеки, и поступай так же с рабынями, которые захотят с тобой остаться.
18 Не сожалей о том, что отпустил своего раба, помни, что он шесть лет служил тебе за половину того, что ты заплатил бы наёмному работнику, и Господь, Бог твой, благословит тебя во всём, что ты делаешь».
19 «Всех первенцев мужского пола, рождённых твоим крупным и мелким скотом, отдавай Господу, не используй этот скот в работе и не стриги шерсть с таких овец.
20 Каждый год доставляй этот скот на особое место, которое выберет Господь, Бог твой. Придя на то место, ты и твоя семья должны съесть этих животных перед Господом.
21 Если же у той скотины есть изъян, если она хромая или слепая, или с каким-то другим изъяном, не приноси эту скотину в жертву Господу, Богу твоему.
22 Можешь съесть мясо этой скотины дома, и все могут есть его: как чистые, так и нечистые люди. Закон о таких животных тот же, что и о серне, и олене.
23 Кровь же скота не ешь, выливай её на землю как воду».

Комментарии МакДональда

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

15:1−3 В конце каждого седьмого года все долги израильтян должны были быть прощены. Седьмой год, вероятно, совпадал с субботним годом. От иудеев не требовалось отменять долги иноплеменников; этот закон относился к долгам между евреями. Мэттью Генри комментирует:

«Каждый седьмой год был годом прощения, когда земля отдыхала от возделывания, и слуги отпускались на свободу. Также, помимо остальных проявлений благодати, всякий, кто занял деньги в долг и не смог выплатить их до этого времени, освобождался от своего долга. С этого момента, даже если он оказывался в состоянии, и был побуждаем совестью выплатить свой долг, тем не менее, кредитор не мог потребовать возвращения этих денег по закону». Семь является в Писании числом полноты или завершенности. Когда настала полнота времени, Бог послал Своего Сына и через Него объявил прощение грехов — «год прощения» не только для иудеев (ст. 3), но для всего человечества.

15:4−6 Стих 4, на первый взгляд, противоречит 11-му стиху. Он говорит о времени, когда в земле Израиля не будет нищих, тогда как 11 стих утверждает, что нищие будут всегда. Понять это несоответствие помогает комментарий Буллингера. Он предполагает, что стих 4 означает «не будет нищего среди вас». Иначе говоря, израильтяне должны были отпускать своих братьев по крови, оказавшихся у них в долгу, каждые семь лет, чтобы в земле не было людей, находящихся в постоянной нищете. Кредитор при этом не пострадает, потому что Господь обильно благословит его. Стих 11 указывает на то, что нищие будут среди народа всегда, отчасти в качестве наказания, отчасти — для того, чтобы научить других сострадать и делиться.

15:7−11 Тот факт, что в седьмой год все долги должны быть отменены, не должен был побуждать человека отказывать дать взаймы бедному израильтянину при приближении «года прощения». Отказать нуждающемуся было беззаконной, нечестивой мыслью, как говорится об этом в 9-м стихе. В связи с этим еврейский народ на протяжении истории был заслуженно хорошо известен заботой о своих по крови. Апостол Павел во 2 послании Коринфянам 9:7 говорит то же, что Моисей сказал в 10 стихе: «Доброхотно дающего любит Бог». Этот стих служит не только заповедью, но и обетованием, ибо Бог никогда не остается у человека в долгу. «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:25).

15:12−15 Раб из евреев также должен быть отпущен в седьмой год (ст. 12−18). Но хозяин не должен был отпускать его, не снабдив его всем необходимым. Бог в изобилии обеспечил Свой народ, когда вывел его из рабства в Египте (Исх 12:35, 36), и поэтому освобожденный раб не должен был уходить с пустыми руками. Господь желает, чтобы Его люди следовали Его примеру, или, если перефразировать известную поговорку, «Поступай с ближним так, как Господь поступил с тобой».

15:16−18 С другой стороны, раб мог отказаться принять свободу и решить стать «вечным рабом по любви». Он символизировал это, позволив проколоть свое ухо шилом на косяке двери дома своего хозяина. Ценность такого служителя была в два раза выше обычного наемника.

15:19−23 Начиная со стиха 19 и до 16:17, мы читаем установления о действиях, которые должны были совершаться в месте, которое изберет Иегова, чтобы поместить там Свое имя:

1. Освящение и отделение первородного от скота (15:19−23).

2. Пасха и Праздник Опресноков (16:1−8).

3. Праздник Седмиц, или Пятидесятница (16:9−12).

4. Праздник Кущ (16:13−17).

Первенец от чистого скота должен быть принесен Господу. Людям было позволено есть свою часть жертвы, но не кровь. Животное должно было быть без пятна или порока — Богу приносилось только самое лучшее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.