Второзаконие 19 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 «Господь, Бог твой, даёт тебе эту землю, принадлежащую другим народам. Господь истребит эти народы, и, когда ты будешь жить там, где жили эти люди, и захватишь их города и дома,
2 раздели землю на три части,
3 а потом выбери в каждой части город, к которому близко всем в этой округе, и проложи в тот город дороги, чтобы любой человек, убивший другого, мог спастись в этом городе.
4 Вот какое правило существует для того, кто, убив человека, спасается бегством в один из этих трёх городов: это должен быть человек, который убил другого случайно, а не из ненависти к нему.
5 Если человек пошёл с кем-то в лес рубить дрова, размахнулся топором, чтобы срубить дерево, а лезвие топора сорвалось с рукоятки и, попав в другого человека, убило его, то замахнувшийся топором может бежать в один из трёх городов и спастись.
6 Если же тот город слишком далеко, то он может не успеть добежать туда, и если близкий родственник убитого погонится за ним и поймает прежде, чем тот успеет добежать до города, то в гневе может убить этого человека, хотя он и не заслуживает смерти, так как не испытывал ненависти к убитому им.
7 Вот почему Я велю вам выбрать три таких города.
8 Господь, Бог твой, обещал твоим предкам, что расширит пределы твоей земли. Он отдаст тебе все земли, которые обещал твоим предкам,
9 если ты будешь в точности исполнять Его заповеди, которые я даю тебе сегодня, будешь любить Господа, Бога своего, и жить, как Он того желает. Когда же Господь расширит пределы твоей страны, выбери ещё три города-убежища и прибавь их к первым трём,
10 и тогда в той земле, которую Бог даёт тебе, не будут убивать невинных, и ты не будешь повинен ни в чьей смерти.
11 Но если человек спрячется, поджидая своего соседа, и из ненависти убьёт его, а затем убежит в один из тех городов-убежищ,
12 то старейшины города должны послать за ним, чтобы вывести его из города-убежища и передать близкому родственнику убитого. Убийца должен быть предан смерти.
13 Не проявляй к нему жалости, потому что он повинен в убийстве невинного. Сними эту вину с Израиля, и тогда всё у тебя будет хорошо».
14 «Не передвигай камни, служащие межой твоему соседу, потому что эти камни были положены твоими предками, чтобы размежевать владения, и эти камни — межа земли, которую дал тебе Господь».
15 «Если кого-то обвиняют в преступлении перед законом, то для доказательства виновности того человека недостаточно одного свидетеля, нужны по крайней мере два или три свидетеля, чтобы доказать, что тот человек в самом деле виновен.
16 Свидетель может солгать, чтобы повредить другому, сказав, что тот человек совершил какой-либо проступок,
17 и тогда пусть они оба идут в святой дом Господний, и пусть священник и судья, которые будут в то время на службе, рассудят их.
18 Судьи должны тщательно расспросить их, и если установят, что свидетель оболгал того человека, то
19 пусть свидетель будет наказан. С ним должны поступить так же, как он замышлял сделать своему брату, и тогда ты устранишь грех из своего народа.
20 Услышав об этом, другие люди испугаются и больше не будут творить такое зло.
21 Не жалей того, кто наказан за проступок: если человек отнял жизнь, пусть заплатит своей жизнью. Правило такое: око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».

Комментарии МакДональда

О. Уголовное право (Гл. 19)

19:1−10 К востоку от Иордана уже были устроены три города-убежища. Здесь Моисей напоминает людям устроить еще три города на другой стороне, расположенных таким образом, чтобы убийца мог убежать туда и скрыться от мстителя за кровь (ст. 1−7). В дополнение к данным ранее инструкциям на эту тему, он наставляет израильтян устроить еще три дополнительных города-убежища, если они завладеют всей землей, обещанной им изначально (ст. 8−10). Эти три дополнительных города больше не упоминаются в Писании, потому что Израиль так и не завладел всей территорией, обещанной в Бытие 15:18. Тремя городами к западу от Иордана были Кедес, Хеврон и Сихем (Нав 20:7).

19:11−13 Даже если убийца убегал в город-убежище, это не гарантировало ему безопасность. Когда ему удавалось добежать до одного из городов, старейшины города должны были рассмотреть все улики и, если он будет признан виновным, предать его в руки мстителя за кровь.

19:14 Межой назывался камень, которым отмечали границы земельного надела. Такой камень можно было тайно передвинуть ночью, расширив свою землю и обманув соседа. Почему этот стих помещен здесь, в середине отрывка, говорящего об уголовном праве, — то есть, о городах убежища и истинном, и ложном свидетельстве, — трудно объяснить, но его расположение не умаляет его значения.

19:15−21 Свидетельство одного человека не являлось достаточным доказательством в разбирательстве. Должно было быть два или три свидетеля. Ложный свидетель должен быть допрошен священниками и судьями (17:8−9) и понести наказание за то преступление, в котором он обвинял другого (ст. 16−21).

Принцип «глаз за глаз» и «зуб за зуб» в западной культуре называется «Lex talionis», что на латыни означает «закон возмездия». Зачастую его представляют карательным или мстительным, но это не так. Этот закон является не лицензией на жестокость, а ограничением ее. В данном контексте он говорит о том, какое наказание могло быть взыскано с лжесвидетеля.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.